«Если в слове две безударные гласные (проверка чередованием на основе полногласия /неполногласия)»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

урок русского языка в 3 классе по УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proekt.ppt204.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc68 КБ
Microsoft Office document icon test_dlya_proekta.doc28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема: «Если в слове две безударные гласные…»

(один из вариантов урока по УМК «Планета знаний»).

Основные задачи урока:

  1. Обогатить детей способами проверки двух безударных гласных в слове:
  1. Подбор двух проверочных слов;
  2. Запоминание, сверка со словарем;
  3. Новый: подбором слов с чередованием буквосочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре.
  1. Дать сведения из истории развития языка: наличие в современном языке пар слов, пришедших в язык из старославянского языка (с полногласными сочетаниями).
  2. Упражнять в написании слов из словаря.

Планируемые результаты: наблюдать, делать выводы; работать в парах, высказывать свое мнение, объяснять способ новой проверки безударных  гласных  в словах.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный этап

Задача: подготовить к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2

Чистописание

Задача: подготовить руку к письму, совершенствовать технику письма; приобщить к постановке задач урока.

На доске эпиграф к уроку: «Мало уметь писать, надо уметь думать»

  1. Обсуждение эпиграфа.
  2. Прописывают соединение час с обводкой.
  3. Прописывают пословицу («Делу время, потехе – час»).  

Развитие речи.

Как вы понимаете слово «потеха»? Что вы можете о нём сказать, какое оно? (старинное, устаревшее).

Какое современное слово мы употребляем в своей речи? (веселье, безделье).

Мотивирует учащихся к работе на уроке. Организует работу по совершенствованию техники письма.

Интерпретируют смысл народной мудрости, объясняют, как поняли. Анализируют соединения. Выполняют работу по образцу, оценивают ее выполнение.

3.

Проверка домашнего задания

Задача: подвести к восприятию новой темы.

Составь слова

Азереб (береза)

Бейворо (воробей)

Ройге (герой)

Ректорди (директор)

Акинялмез (земляника)

Шимана (машина)

Ждадео (одежда)

Льтопа (пальто)

Инабяр (рябина)

Чецауни (ученица)

Регбе (берег)

С каждого ряда вызывается по одному ученику, им даётся задание из набора букв составить слова из словаря. Расшифрованные слова записываются под диктовку в тетрадь.

-А здесь у какого слова есть «старинная пара»? (берег-брег).

Организует обсуждение и подводит детей к определению темы урока.

Проверяют выполнение домашнего задания. Выделяют проверочные слова. Объясняют, доказывают, почему считают эти слова проверочными.

4

Определение темы урока

Задача: подключить учащихся к уточнению темы урока.

- Над какой темой мы работаем? (на доске «Если в слове две безударные гласные»).  На что обращаем особое внимание? (как проверить, способы проверки).

Спасибо, вы уточнили тему сегодняшнего урока. Я допишу ее: «Способы  проверки». Какие способы проверки вы знаете? (на доске:

Знаю:

  1. Проверяю по словарю
  2. Изменяю форму слова
  3. Подбираю однокоренные слова

Есть ли у вас вопросы относительно способов проверки? (Запись на доске по ответам учащихся:

интересуюсь:

Вопросов нет.

(Если вопросы есть: Постараемся, сегодня на уроке ответить на какие-то из них.)

Как вы думаете, какие способы помогут в работе со словами с двумя безударными гласными в корне?

Организует уточнение темы.

Фиксирует схематично, что уже известно учащимся о способах проверки орфограммы, что их заинтересовало.

Мотивирует учащихся на дальнейшую работу.

Участвуют в уточнении темы урока, ориентируясь на словарную работу.

Предъявляют изученное.

Вопросами выражают познавательную активность.

5

Создание учебной ситуации

Задача: организовать учебную ситуацию, вывести на новый способ проверки: подбор слов с чередованием оро//ра, оло//ла, ере//ре.

  1. Решение орфографической задачи. Работа парами.

О каком слове я говорю? Отгадайте загадку:

 Что на грядках я посею

 Летом солнечным созреет.

Лук, картофель, огурцы…

Догадались? Молодцы!

(огород)

Подумайте, как вы будете действовать при записи этого слова. Какие способы можно использовать? Запишите свои варианты на листочке. Обсудите  в паре свой выбор.

  1. Выход на постановку учебной задачи. Обсуждение с классом.

Один способ очевиден – проверка по словарю. Вопрос об использовании проверки словом с историческим корнем должен создать учебную ситуацию (корень в словах изменяется огород-ограда).

Работа в паре.

1 этап: «читаю внимательно, решаю самостоятельно»

2 этап: «Слушаю внимательно, объясняю обстоятельно».

Организует учебную ситуацию, инициирует разные мнения, сбор доказательств.

Принимают решение.

Включаются в постановку учебной задачи. Высказывают свое мнение, доказывают.

  1. Работа с текстом.

– Уточним, как образовалось слово огород? (огородили, ограда)

- Как вы дополнили свои представления о происхождении этого слова? (Акцент делается на то, что в русском языке существуют два варианта исторических корней: полногласие и неполногласие). Слова с полногласием пришли из древнерусского языка, а слова с неполногласием из старославянского в период обретения письменности.

Чем же объясняется разное написание корня? Значит молодцы, кто обратил внимание на различие в написании.

Какие еще полногласия и неполногласия встречаются в русском языке?

Запись на доске:

Полногласие                        неполногласие (старорусский)                  (старославянский)

Оро                         //                      ра

(короткий) – (краткий)

Оло                         //                      ла

(молодой) – (младой)

Ере                         //                       ре

(Череда) – (чреда)

Что интересного в этих парах? (одно слово встречается реже, устаревшее).

  1. Выведение дополнительного способа проверки безударных гласных.

Безударные гласные

Бывают опасными.

Удареньем проверяем,

Слово смело изменяем.

Есть ещё одно преданье:

Выручит чередованье.

Город, золото и берег

Исторически проверим:

Град и злато, брег высокий –

Здесь слова не одиноки.

Оро//ра и оло//ла - дружат парами слова.

Ере//ре - чередованье

Помогает в написанье.

Словом, маленький секрет,

А ошибок больше нет!

(Елена Кравченко)

  1. Группировка слов. Запись по столбикам. Найди пару:

Прохладный (холодный)

Возглас (голос)

Влачить (волочить)

Стража (сторож)

Город (град)

Берег (брег)

А какое слово мы считали словарным, которое можно таки проверить чередованьем? (берег)

Какие словосочетания и предложения можно составить с парой берег-брег (солнечный берег, высокий брег).

А какие у них родственные слова? (береговая, прибрежный).

Из каких морфем они состоят?

(морфемный разбор).

Как же мы обозначим новый способ проверки? (чередование с полногласием/неполногласием)

Как выполнить проверку? (подобрать нужную пару).

  1. Нахождение случаев применения нового способа.
  1. Запишите слова в два столбика: 1- полногласные, 2 – неполногласные сочетания. Выделите корень, подчеркните полногласные и неполногласные сочетания.

Берег, голова, волочить, ворота, город, короткий, безбрежный, глава, влачить, врата, градостроительство, краткий.

Как можно проверить слова с полногласием?

(неполногласием)

2.

Выпишите слова с полногласными и неполногласными сочетаниями из следующих примеров:

«Золото, золото падает с неба!» -

Дети кричат и бегут за дождём…

- Полноте, дети, его мы сберём,

Только сберём золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

 (А. Майков).

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том (А. Пушкин).

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим… (А.Пушкин)

-Подчеркните чередующиеся сочетания.

- Какие способы можно использовать  при проверке двух безударных гласных?

1. проверяю по словарю

2. подбираю однокоренные слова.

3. ориентируюсь на чередование полногласие//неполногласие.

Как вы думаете, какой способ позволяет сделать выбор сразу двух безударных гласных? Всегда ли можно использовать этот способ?

Какие знания мы используем в этом случае?

Организовывает коллективное обсуждение, зафиксирует ключевые моменты на доске.

Подчеркивает вклад в работу каждой группы.

Акцентирует внимание на правописание полногласных и неполногласных корней.

Акцентирует внимание на стилевое различие слов – «близнецов». Организует обсуждение по описанию способа.

Организует работу в парах по нахождению исторически родственных слов и определению способов проверки безударных гласных.

Соотносят свои версии с информацией текса.

Выбирают главное. Предъявляют и обсуждают результаты своей работы.

По цепочке с комментированием.

Записывают в 2 столбика.

Находят пары с полногласными и неполногласными сочетаниями. На основе наблюдений делают вывод. Объясняют способ проверки. Находят, выписывают исторически родственные слова, определяют безударные гласные и способы их проверки.

6.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Задача: организовать рефлексивное обсуждение результатов работы.

-Нашли ли мы ответы на ваши вопросы?

Что нового вы узнали на уроке? Как можно использовать новые знания?

Какой дополнительный способ проверки безударных гласных мы вывели? Как мы это сделали?

- Если в слове две безударные гласные, как  их можно использовать новый способ?

-Что получилось удачным на уроке, интересным?

-Какая работа вас заинтересовала?

Организует рефлексивное обсуждение результатов работы на уроке.

Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Высказывают личное мнение о результатах урока.

Оценивают собственную работу.

7

Домашнее задание

Задача: создать условие для познавательной активности учащихся.

1.А. Задание на закрепление знаний.

Нарисовать картину, используя полногласное и неполногласное чередования в словах. Подписать 3-4 пары на картине. (Берег-брег, город-град и т.п.)

  1. В. Задания повышенной сложности. Составить и записать по своей картине текст.
  2. С. Придумать сказку-малышку, иллюстрацией к которой будет служить нарисованная работа.

Диагностирует интерес к заданию повышенный трудности.

Определяется, какое задание возьмут.



Предварительный просмотр:

Тест

по теме «Если в слове две безударные гласные (на основе полногласия/неполногласия)» (3 класс)

1. Какое слово можно проверить чередованием с полногласием/неполногласием?

А. Берёза

Б. Полотно

В. Варенье

Г. Петелька

2. У какого слова нет неполногласного «родственника»?

А. Ворон

В. Город

Г. Череп

В. Молодой

3. Какое слово не утеряло свою полногласную пару, которая в современном русском языке активно употребляется?

А. Драгоценность

Б. Благо

В. Пламя

Г. Храбрый

4. Подбери однокоренное слово (с чередованием) к слову «смородина». Объясни в двух-трёх предложениях свой выбор.

1. Морошка

2. Сморозить

3. Смрад

4. Уморить

5. Прочитай задание и ответь на вопрос.

Черевик  - обувь из кожи животного, причем из самой мягкой кожи – живота.

Чрево – живот.

Как ты думаешь, являются ли родственными слова «чрево» и «черевик»? Письменно обоснуй свой ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова. Путешествие по Москве».

интегрированный урок русского языка и окружающего мира во 2 классе...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Урок русского языка по УМК "Планета знаний" 3 класс по теме "Если в слове две безударные гласные"

Урок русского языка в 3 классе по УМК "Планета знаний". Цель урока: обогатить учащихся способами проверки безударных гласных в корнях слов....

3 класс Конспект урока по русскому языку по теме: «Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова»

3 класс Т.Г.РамзаеваКонспект урока по русскому языку по теме:"Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова"....

Презентация к уроку по русскому языку " Если в слове две безударные гласные"

Презентация к уроку по русскому языку "Если в слове две безударные гласные"...