«Если в слове две безударные гласные (проверка чередованием на основе полногласия/неполногласия)»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
урок русского языка в 3 классе по УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.ppt | 204.5 КБ |
konspekt_uroka.doc | 68 КБ |
test_dlya_proekta.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема: «Если в слове две безударные гласные…»
(один из вариантов урока по УМК «Планета знаний»).
Основные задачи урока:
- Обогатить детей способами проверки двух безударных гласных в слове:
- Подбор двух проверочных слов;
- Запоминание, сверка со словарем;
- Новый: подбором слов с чередованием буквосочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре.
- Дать сведения из истории развития языка: наличие в современном языке пар слов, пришедших в язык из старославянского языка (с полногласными сочетаниями).
- Упражнять в написании слов из словаря.
Планируемые результаты: наблюдать, делать выводы; работать в парах, высказывать свое мнение, объяснять способ новой проверки безударных гласных в словах.
№ | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный этап Задача: подготовить к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | ||
2 | Чистописание Задача: подготовить руку к письму, совершенствовать технику письма; приобщить к постановке задач урока. | ||
На доске эпиграф к уроку: «Мало уметь писать, надо уметь думать»
Развитие речи. Как вы понимаете слово «потеха»? Что вы можете о нём сказать, какое оно? (старинное, устаревшее). Какое современное слово мы употребляем в своей речи? (веселье, безделье). | Мотивирует учащихся к работе на уроке. Организует работу по совершенствованию техники письма. | Интерпретируют смысл народной мудрости, объясняют, как поняли. Анализируют соединения. Выполняют работу по образцу, оценивают ее выполнение. | |
3. | Проверка домашнего задания Задача: подвести к восприятию новой темы. | ||
Составь слова Азереб (береза) Бейворо (воробей) Ройге (герой) Ректорди (директор) Акинялмез (земляника) Шимана (машина) Ждадео (одежда) Льтопа (пальто) Инабяр (рябина) Чецауни (ученица) Регбе (берег) С каждого ряда вызывается по одному ученику, им даётся задание из набора букв составить слова из словаря. Расшифрованные слова записываются под диктовку в тетрадь. -А здесь у какого слова есть «старинная пара»? (берег-брег). | Организует обсуждение и подводит детей к определению темы урока. | Проверяют выполнение домашнего задания. Выделяют проверочные слова. Объясняют, доказывают, почему считают эти слова проверочными. | |
4 | Определение темы урока Задача: подключить учащихся к уточнению темы урока. | ||
- Над какой темой мы работаем? (на доске «Если в слове две безударные гласные»). На что обращаем особое внимание? (как проверить, способы проверки). Спасибо, вы уточнили тему сегодняшнего урока. Я допишу ее: «Способы проверки». Какие способы проверки вы знаете? (на доске: Знаю:
Есть ли у вас вопросы относительно способов проверки? (Запись на доске по ответам учащихся: интересуюсь: Вопросов нет. (Если вопросы есть: Постараемся, сегодня на уроке ответить на какие-то из них.) Как вы думаете, какие способы помогут в работе со словами с двумя безударными гласными в корне? | Организует уточнение темы. Фиксирует схематично, что уже известно учащимся о способах проверки орфограммы, что их заинтересовало. Мотивирует учащихся на дальнейшую работу. | Участвуют в уточнении темы урока, ориентируясь на словарную работу. Предъявляют изученное. Вопросами выражают познавательную активность. | |
5 | Создание учебной ситуации Задача: организовать учебную ситуацию, вывести на новый способ проверки: подбор слов с чередованием оро//ра, оло//ла, ере//ре. | ||
О каком слове я говорю? Отгадайте загадку: Что на грядках я посею Летом солнечным созреет. Лук, картофель, огурцы… Догадались? Молодцы! (огород) Подумайте, как вы будете действовать при записи этого слова. Какие способы можно использовать? Запишите свои варианты на листочке. Обсудите в паре свой выбор.
Один способ очевиден – проверка по словарю. Вопрос об использовании проверки словом с историческим корнем должен создать учебную ситуацию (корень в словах изменяется огород-ограда). | Работа в паре. 1 этап: «читаю внимательно, решаю самостоятельно» 2 этап: «Слушаю внимательно, объясняю обстоятельно». Организует учебную ситуацию, инициирует разные мнения, сбор доказательств. | Принимают решение. Включаются в постановку учебной задачи. Высказывают свое мнение, доказывают. | |
– Уточним, как образовалось слово огород? (огородили, ограда) - Как вы дополнили свои представления о происхождении этого слова? (Акцент делается на то, что в русском языке существуют два варианта исторических корней: полногласие и неполногласие). Слова с полногласием пришли из древнерусского языка, а слова с неполногласием из старославянского в период обретения письменности. Чем же объясняется разное написание корня? Значит молодцы, кто обратил внимание на различие в написании. Какие еще полногласия и неполногласия встречаются в русском языке? Запись на доске: Полногласие неполногласие (старорусский) (старославянский) Оро // ра (короткий) – (краткий) Оло // ла (молодой) – (младой) Ере // ре (Череда) – (чреда) Что интересного в этих парах? (одно слово встречается реже, устаревшее).
Безударные гласные Бывают опасными. Удареньем проверяем, Слово смело изменяем. Есть ещё одно преданье: Выручит чередованье. Город, золото и берег Исторически проверим: Град и злато, брег высокий – Здесь слова не одиноки. Оро//ра и оло//ла - дружат парами слова. Ере//ре - чередованье Помогает в написанье. Словом, маленький секрет, А ошибок больше нет! (Елена Кравченко)
Прохладный (холодный) Возглас (голос) Влачить (волочить) Стража (сторож) Город (град) Берег (брег) А какое слово мы считали словарным, которое можно таки проверить чередованьем? (берег) Какие словосочетания и предложения можно составить с парой берег-брег (солнечный берег, высокий брег). А какие у них родственные слова? (береговая, прибрежный). Из каких морфем они состоят? (морфемный разбор). Как же мы обозначим новый способ проверки? (чередование с полногласием/неполногласием) Как выполнить проверку? (подобрать нужную пару).
Берег, голова, волочить, ворота, город, короткий, безбрежный, глава, влачить, врата, градостроительство, краткий. Как можно проверить слова с полногласием? (неполногласием) 2. Выпишите слова с полногласными и неполногласными сочетаниями из следующих примеров: «Золото, золото падает с неба!» - Дети кричат и бегут за дождём… - Полноте, дети, его мы сберём, Только сберём золотистым зерном В полных амбарах душистого хлеба! (А. Майков). У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том (А. Пушкин). Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим… (А.Пушкин) -Подчеркните чередующиеся сочетания. - Какие способы можно использовать при проверке двух безударных гласных? 1. проверяю по словарю 2. подбираю однокоренные слова. 3. ориентируюсь на чередование полногласие//неполногласие. Как вы думаете, какой способ позволяет сделать выбор сразу двух безударных гласных? Всегда ли можно использовать этот способ? Какие знания мы используем в этом случае? | Организовывает коллективное обсуждение, зафиксирует ключевые моменты на доске. Подчеркивает вклад в работу каждой группы. Акцентирует внимание на правописание полногласных и неполногласных корней. Акцентирует внимание на стилевое различие слов – «близнецов». Организует обсуждение по описанию способа. Организует работу в парах по нахождению исторически родственных слов и определению способов проверки безударных гласных. | Соотносят свои версии с информацией текса. Выбирают главное. Предъявляют и обсуждают результаты своей работы. По цепочке с комментированием. Записывают в 2 столбика. Находят пары с полногласными и неполногласными сочетаниями. На основе наблюдений делают вывод. Объясняют способ проверки. Находят, выписывают исторически родственные слова, определяют безударные гласные и способы их проверки. | |
6. | Подведение итогов урока. Рефлексия. Задача: организовать рефлексивное обсуждение результатов работы. | ||
-Нашли ли мы ответы на ваши вопросы? Что нового вы узнали на уроке? Как можно использовать новые знания? Какой дополнительный способ проверки безударных гласных мы вывели? Как мы это сделали? - Если в слове две безударные гласные, как их можно использовать новый способ? -Что получилось удачным на уроке, интересным? -Какая работа вас заинтересовала? | Организует рефлексивное обсуждение результатов работы на уроке. Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Высказывают личное мнение о результатах урока. Оценивают собственную работу. | |
7 | Домашнее задание Задача: создать условие для познавательной активности учащихся. | ||
1.А. Задание на закрепление знаний. Нарисовать картину, используя полногласное и неполногласное чередования в словах. Подписать 3-4 пары на картине. (Берег-брег, город-град и т.п.)
| Диагностирует интерес к заданию повышенный трудности. | Определяется, какое задание возьмут. |
Предварительный просмотр:
Тест
по теме «Если в слове две безударные гласные (на основе полногласия/неполногласия)» (3 класс)
1. Какое слово можно проверить чередованием с полногласием/неполногласием?
А. Берёза
Б. Полотно
В. Варенье
Г. Петелька
2. У какого слова нет неполногласного «родственника»?
А. Ворон
В. Город
Г. Череп
В. Молодой
3. Какое слово не утеряло свою полногласную пару, которая в современном русском языке активно употребляется?
А. Драгоценность
Б. Благо
В. Пламя
Г. Храбрый
4. Подбери однокоренное слово (с чередованием) к слову «смородина». Объясни в двух-трёх предложениях свой выбор.
1. Морошка
2. Сморозить
3. Смрад
4. Уморить
5. Прочитай задание и ответь на вопрос.
Черевик - обувь из кожи животного, причем из самой мягкой кожи – живота.
Чрево – живот.
Как ты думаешь, являются ли родственными слова «чрево» и «черевик»? Письменно обоснуй свой ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова. Путешествие по Москве».
интегрированный урок русского языка и окружающего мира во 2 классе...
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Урок русского языка по УМК "Планета знаний" 3 класс по теме "Если в слове две безударные гласные"
Урок русского языка в 3 классе по УМК "Планета знаний". Цель урока: обогатить учащихся способами проверки безударных гласных в корнях слов....
Урок для 2 класса по русскому языку по теме «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА» НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Урок для учащихся 2 класса, на основе системно-деятельностного подхода....
Конспект урока "Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова" 3 класс УМК "Школа России"
Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова...
3 класс Конспект урока по русскому языку по теме: «Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова»
3 класс Т.Г.РамзаеваКонспект урока по русскому языку по теме:"Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова"....
Презентация к уроку по русскому языку " Если в слове две безударные гласные"
Презентация к уроку по русскому языку "Если в слове две безударные гласные"...