Правописание непроизносимых согласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Чебунина Надежда Ивановна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_neproiznosimykh_soglasnykh_v_korne_slova.docx68.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Правописание слов с непроизносимыми согласными  в корне.  

Тип урока: открытие  новых знаний.

Цель:  научить детей определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.

Задачи:

  • Учить:  группировать орфограммы по типу орфограммы, по месту  орфограммы в слове;
  • Развивать: а) умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;

                        б) умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;

                        в) умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.

  •  Воспитывать аккуратность.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия: 

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия: 

  • ориентироваться в учебном материале:
  • определять круг своего незнания;

Коммуникативные универсальные учебные  действия

  • Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

Тип урока: урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, использование ЭОР.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, групповая работа, использование ЭОР.

План

1. Мотивация (самоопределения) к учебной  деятельности

1.Орг.момент

- Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть.

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Формулирование темы урока

На доске слова: известный, вести,  прелестный,  прелести, местный, местечко, завистливый, зависть.

-Прочитайте эти слова орфографически (как пишутся)

-Прочитайте эти слова орфоэпически (как произносятся)

-Что вас удивило, что интересного заметили?

Какой же у нас возникает вопрос? (Везде «Т» пишется,  но не везде произносится. Почему?)

Учебная проблема как вопрос.  Формулирование темы урока

-Почему в некоторых словах «Т» не произносится?

 

Сформулируйте тему урока. ( «Непроизносимые согласные в корне  слова»)

- Какие задачи поставим? (Научимся проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова и грамотно писать.)

-Что придётся выяснить? (Когда и какие согласные в корне могут быть непроизносимыми и надо ли писать букву, которая не произносится.)

 3. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

I. -Как проверить парный согласный в корне слова и на конце его?

- А как будем выяснять надо в слове "местный" писать согласный или нет?(изменим форму слова: мес[-]ный -мес[-]ная. Не произносится. Подберём однокоренное слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный: место-местечко. Гласный помогает услышать согласный[т].)

Вывод: Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы он отчётливо произносился и после согласного стоял гласный.

Сверьте ваше предположение с учебником на странице    --------, прочитав текст в рамке.

- Подтвердилось ваше предположение?

4. Физминутка (музыкальная)

II. Рассмотрим  ещё слова с непроизносимыми  согласными и узнаем в каких случаях согласный будет непроизносимым, выполнив упр. 223

-Какие согласные не произносятся?(д,т, л, в)

-Сколько согласных букв стоят рядом?(3-4)

-Назовите сочетания букв в слове, где согласный не произносится.

На доске:                здн

вств

рдц

лнц

стн

стл

Вывод: Согласный может не произносится  если в слове встречается сразу 3-4 согласных.

Предложите план , по которому будем действовать.

1.Выделим корень.

2.Смотрим на сочетаемость согласных.

3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем,  произносятся ли все согласные звуки.

4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился  или после непроизносимого согласного стоял гласный.

5.Делаем вывод.

5. Закрепление пройденного

Коллективно с проговариванием выполняем задание:

Моро… и со…нце день чудес…ный!
Ещё ты дремлешь дру… прелес…ный.

6. Групповая работа (предлагаются  ЭОР на проверку усвоения данной темы: повышенный уровень - мультимедийный тренажер, базовый уровень – тест и кроссворд).

Он прекрасный и чудесный 
В этот день он для тебя
Словно радость и улыбка 
Поздравляют все тебя  
        (Праздник)  

День и ночь стучит оно, 
Словно бы заведено. 
Будет плохо, если вдруг 
Прекратится этот стук (Сердце)

 

Колобок - горячий бок.
Ох, не любит лежебок.
Тучу-платье надевает
Раньше всех оно встаёт.    (Солнце) 

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «Привет!»

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёж
D:\Users\Андрей\Desktop\011.jpgик, …» (Здравствуй!)

7. Итог урока

-  Какова тема нашего урока?  (Непроизносимые согласные в корне слова.)

-  Какова цель нашего урока?  (Учимся проверять и грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова.) Да, мы учились грамотно писать эти слова.

-  Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?  

   (Посмотреть на сочетаемость согласных в словеНужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал отчетливо слышен)

-  Достигли мы цели?

   

 8.  Домашнее задание.

9. Рефлексия деятельности. По оценочной шкале оцените свою деятельность на уроке:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.3 класс

ПРЕДМЕТ:Русский язык.КЛАСС: 3АВТОР УЧЕБНИКА: Р.Н. Бунеев, Е.В. БуневаДАТА: 14.10ТЕМА УРОКА:Правописание непроизносимых согласных в корне слова.ДИДАКТИЧЕСКАЯ   ЦЕЛЬ:Формирование представления...

Интегрированный урок объяснения нового материала "Правописание непроизносимых согласных в корне слова" 3 класс

Урок  знакомит  с  правописанием  непроизносимых согласных  в  корне  слова; развивает  наблюдательность,логическое  мышление; прививает интерес  к ...

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Материал может быть использован при изучении темы: "Правописание непроизносимых согласных в корне слова"...

Урок русского языка в 3 классе Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Урок русского языка в 3 классе Правописание непроизносимых согласных в корне слова...

Урок по русскому языку для 3 класса Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Урок закрепления знаний учащихся о правописании непроизносимых согласных.  Формировать культуру труда уч-ся на уроке, работать над каллиграфией, воспитывать аккуратность....

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Цель: учить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.Задачи:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная...