Тема урока. "Упражнения в проверке орфограмм». Дидактическая цель урока: обобщить способы проверки орфограмм слабых позиций гласных и согласных в словах и высказываниях. Тип урока: урок решения частных задач. Обо Оборудование: учебник, карточки для групповой работы, карточки оценивания, портрет Дедушки Уса, видеозапись музыкальной физминутки. ХОД УРОКА I. Создание учебной ситуации. 1. Организационный момент. Цель: обеспечить положительный эмоциональный настрой; создать учебную ситуацию. Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас много гостей. Поприветствуйте всех. Я надеюсь, что сегодня наш урок пройдёт интересно и принесёт только положительные эмоции? Дети: Надеемся, у нас всё получится! Учитель: Откройте тетради и запишите дату. Какую тему изучали мы на предыдущих уроках? Ученики: Проверка орфограмм слабых позиций. Учитель: Тогда вы легко справитесь с заданием, которое приготовил для вас Дедушка Ус. Учитель: Серёжа проверял безударные гласные в словах так: учитель-метель; лететь - лето; в горе - в земле. - Молодец, Серёжа, правильно проверил безударные гласные, - говорит дедушка УС. Учитель: А что Вы, ребята, думаете о таком способе проверки безударных гласных. Обсудите в группе данную проблему и постарайтесь представить её. Дети: - Слово «учитель» нельзя проверить словом «метель», т.к. фонема < е > находится в разных частях слова;
- Слово «лететь» нельзя проверить словом «лето», т.к. эти слова не родственные, да к тому же относятся к разным частям речи;
- Слово «в горе» нельзя проверить словом «в земле», т.к. слова эти разного рода.
Учитель: Молодцы! Вы правильно разобрались в проблеме. Учитель: Оцените свою работу на данном этапе урока. II. Постановка учебной задачи. Задача: поставить проблему для обнаружения всех типов орфограмм слабых позиций; развивать умение писать орфограммы слабых позиций по известным правилам; воспитывать дружеские отношения. Учитель: Мы сумели разобраться в проблеме проверки безударных гласных. Теперь вы сможете легко выполнить следующее задание Дедушки Уса. Пришла ранняя весна. Растаял снег. Ожили леса. Птицы вьют гнёзда. Оттаяла земля. А вот и первый подснежник. Учитель: Прочитайте. Что Вы прочитали! Докажите. Дети: Это текст, потому, что состоит из нескольких предложений, которые связаны между собой по смыслу и объединены одной темой. Учитель: Спасибо. Попробуйте придумать задание для своих товарищей. Ученики: Можно записать эти высказывания с пропуском орфограмм слабых позиций, т.е. с «дырками». Учитель: Выберите предложение по счёту своей группы и успехов! (Дети самостоятельно выполняют задание в группах, а позже вывешивают свои работы для обсуждения) Учитель: Давайте проанализируем работу друг друга. Для этого старайтесь формулировать свои вопросы чётко и корректно. Ученики: - -р-шла ранн- - в-сна.
- - - -та-л сне-.
- –жил- л-са.
- -тицы вьют гнёзд-.
- –тта-л- з-мля.
- – во- и перв-й п- -снежн- -.
Учитель: Спасибо! Вы – молодцы! Оцените свою работу на данном этапе урока. III. Решение учебной задачи. Задача: выявить орфограммы слабых позиций и проверить их известными способами. Учитель: Откройте учебник на странице 172 и найдите упражнение №330. Учитель: Прочитайте задание и подумайте, что поможет Вам проверить орфограммы слабых позиций с словах. Ученики: Проверить орфограммы можно несколькими способами: - по сильной позиции;
- по словарю.
Учитель: Возьмите конверты, которые лежат у Вас на столах, выньте карточки, проверьте орфограммы слабых позиций и вставьте пропущенные буквы. - од-нокая, п-шли, вокру-;
- з-шевелилась, з-шепталась, тр-ва;
- п-крылась, слаб-й (звон), п-плыл;
- тих-й, летн-й, д-леко;
- мя-ких, туч-, св-тило;
- з-пахли, хл-ба.
Дети: (самостоятельно в группах работают по проверке орфограмм слабых позиций, а позже предъявляют свои работы для обсуждения). Учитель: Хорошая работа! Молодцы! IV. Физкультминутка. Проводит физорг. Задача: снять усталость. V. Применение открытого способа. Задача: применять известные способы проверки орфограмм слабых позиций; развивать устную и письменную связную речь; воспитывать интерес к чтению. Учитель: Злой Вирус уничтожил в компьютере некоторые правила письма. Прочитайте, что стало с текстом.
Висна Зимля пакрыта снегам. В палях и лисах бродит зима. З горки ветер здул белый нарят зимы. Паказалась мёрзлая бурая земля. Вот и солнышко. Тихий звон капели будит лес. Под снегам журчит светлый ручей. Песня птиц разнислась па глухим тропам. Учитель: Какие правила письма нужно ввести в компьютер заново? Исправьте допущенные Вирусом ошибки и запишите их в таблицу результатов. (Дети записывают). VI. Рефлексия. Задача: проверить уровень усвоения знаний. Учитель: Дедушка Ус приготовил для вас небольшую проверочную работу. Возьмите карточку. Рядом с каждым словом запишите его проверку. Выделите значимые части, где находится орфограмма слабой позиции. Ф.И. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ В… сенний - __________________________ К…вёр - ______________________________ В…сит - ______________________________ VII. Итог. Задача: систематизировать и обобщить знания. Учитель: Какую особенность орфограмм слабых позиций вы узнали на уроке? Ученик: орфограммы слабых позиций можно проверить по словарю или по сильной позиции. Учитель: Как вы думаете, мы уже изучили все орфограммы слабых позиций? Дети: Наверное, нет. Учитель: Это мы и выясним на следующем уроке. Дедушка Ус хочет узнать научились ли вы проверять орфограммы слабых позиций известными способами. Для этого мы построим столбчатую диаграмму. Кто научился проверять орфограммы слабых позиций, берёт зелёную фишку. Кто научился проверять орфограммы слабых позиций, но немного сомневается – жёлтую фишку. А кто без помощи не сможет проверять орфограммы слабых позиций – красную фишку. VIII. Домашнее задание. Учитель: На «3» - вы можете выполнить упражнение на стр. 172 №330, записав текст без ошибок. На «5» - вы можете выполнить упражнение на стр. 164 №317, записав 1 абзац, проверив орфограммы слабых позиций. Молодцы! Все сегодня работали замечательно. Спасибо за урок.
|