Работа с текстом, 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Представлены текст и задания к нему по русскому языку. Данные материалы использовались при проведении командных интеллектуальных игр. При составлении заданий использовался материал Яковлевой С. Г., Петровой Е. Н. "Итоговые комплексные работы. 4 класс.- Самара: Издательство "Учебная литература": "Издательский дом "Федоров", 2014 г. - 40 с..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Текст для 3 класса. Обыкновенный еж
Еж — хищное ночное животное небольших размеров (длина тела 20—30 см, масса — 700—800 г) с коротким хвостом (длина — 3 см). Обитает он в основном в смешанных и широколиственных лесах, но проникает также в тайгу и степь. Ежа можно встретить в запущенных садах, парках и даже в хлебных полях, граничащих с лесом. Днем он прячется под кучей хвороста и листвы среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3 км. В темноте он находит пищу при помощи тонкого обоняния. Пищей ежу служат жуки, дождевые черви, мокрицы, моллюски, тритоны, лягушки, жабы, ящерицы, змеи, мыши, полевки, землеройки, а также ягоды, желуди, опавшие спелые плоды яблонь, груш и других деревьев.
В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны иглами. Иглы ежа — это видоизмененные волосы, расположенные только на спине: мордочка и брюшко покрыты обычной шерстью. При встрече с лесными зверями (волком, куницей, лисой), еж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага. Если это не помогает, он свертывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину. Есть у ежа враги, от которых его не спасают ни иглы, ни свертывание в клубок. Так, во время ночной охоты на ежа успешно нападает филин. Нет спасения ежу и от лисицы, которая осторожно подкатывает его лапой к берегу лесной лужицы или болотца и сбрасывает в воду. Вода проникает к брюшку ежа, и он расправляет спину, вытягивает мордочку и плывет к берегу. Тут его поджидает лисица.
Весной (в апреле) у ежихи появляются 5—7 слепых с мягкими белесыми иголками ежат, которых она выкармливает молоком. Через 1,5—2 месяца ежата покидают гнездо, но самостоятельную жизнь начинают лишь поздно осенью. К зиме (в октябре) ежи жиреют и впадают в. глубокую спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой, среди лесного хвороста. Просыпается еж только с прекращением заморозков.
Значение ежа нельзя оценить однозначно. Он может быть и полезным, и вредным. Он приносит вред, поедая полезных насекомых (шмелей, пчел, жужелиц и т. п.), насекомоядных зверьков (землероек, кротов), птенцов и яйца птиц, гнездящихся на земле. В то же время еж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки, гусеницы и куколки пилильщиков, совки, долгоносики, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.
Задания по русскому языку для 3 класса.
- Найдите в третьем абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице, запиши их в таблицу, сохраняя форму слова. Орфограмму подчеркни.
Название орфограммы | Пример слова с данной орфограммой |
| |
| |
| |
| |
|
- Выпишите из последнего абзаца сложные слова, докажите, что они сложные.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Из третьего абзаца выпиши родственные слова без повторов, поставив их в начальную форму. Какое слово может быть «лишним»? Подчеркни его. Поясни свой ответ (найди разные варианты)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы и критерии оценивания. Русский язык.
- По 2 балла за верно выписанное слово (обязательно и подчеркивание орфограммы), итого 10 баллов. Возможны варианты:
Название орфограммы | Пример слова с данной орфограммой |
| осенью |
| листвой |
| Мягкими, |
| поздно |
| молоком |
- Однозначно, насекомоядных, землероек, долгоносики, мышевидных. Если указывают два корня и соединительные гласные, то ответ принимается. За каждое верное слово по 2 балла. Итого 10 баллов.
Насекомоядных - корень - НАСЕКОМ; соединительная гласная - О; корень - ЯД; суффикс - Н; окончание - Ых;
Долгоносики -
корень - ДОЛГ; соединительная гласная - О; корень - НОС; суффикс - ИК; окончание - И;
Основа слова: ДОЛГОНОСИК
Землероек -
корень - ЗЕМЛ; соединительная гласная - Е; корень - РО; суффикс - еК; окончание нулевое.
- Ежиха, ежонок, еж (все в ед. ч.) – по 1 баллу за слово. «Лишним» может быть еж – нет суффиксов, ежиха - ж. р., еж – 1 слог и др. варианты. За 1 найденный вариант -2 балла. Итого 9 баллов, может быть больше.
Итого 29 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...

Литературное чтение. Работа с текстом "Виды текстов" 2 класс
Литературное чтение В.Ю. Свиридова. Работа с текстом "Виды текстов" 2 класс...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...