Изучение фразеологизмов в начальной школе
статья по русскому языку на тему
Фразеологизмы в начальной школе изучаются совсем мало, а в жизни мы встречаемся с ними повсеместно. Большинство школьных программ по русскому языку для младших классов ориентировано лишь на поверхностное знакомство учащихся с фразеологическими единицами. Предлагаемый материал поможет учителю сделать урок более красочным и разнообразным. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_frazeologizmov_v_nachalnoy_shkole.doc | 513.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение фразеологизмов в начальной школе Фразеологизмы в начальной школе изучаются совсем мало, а в жизни мы встречаемся с ними повсеместно. Большинство школьных программ по русскому языку для младших классов ориентировано лишь на поверхностное знакомство учащихся с фразеологическими единицами. Предлагаемый материал поможет учителю сделать урок более красочным и разнообразным. Васильева Елена Витальевна Учитель начальных классов ГБОУ начальная школа-детский сад №36 Санкт-Петербург» |
Изучение фразеологизмов
в начальной школе
Фразеологизмы в начальной школе изучаются совсем мало, а в жизни мы встречаемся с ними повсеместно. Большинство школьных программ по русскому языку для младших классов ориентировано лишь на поверхностное знакомство учащихся с фразеологическими единицами. Предлагаемый материал поможет учителю сделать урок более красочным и разнообразным. Дидактический материал который я собирала для своих учеников, рассчитан на детей разного уровня владения знаниями, но одинаково интересен для всех. Интересные задания и игры по фразеологии могут быть использованы учителями начальных классов на уроках русского языка при изучении лексики (синонимов и антонимов, частей речи, словосочетаний).
Данный дидактический материал можно использовать при подготовке учащихся к олимпиадам, при работе с одаренными детьми, во внеклассной работе, при проведении конкурсов, викторин. В зависимости от подготовленности детей можно проводить в группах, в индивидуальном зачете или разбить детей на команды. При регулярной работе развивается речь детей, мышление, пополняется активный словарный запас, появляется стремление пользоваться словарями фразеологизмов, антонимов, синонимов.
Слово фразеология произошло путем сложения двух греческих слов phrasis (фрасис) + logos (логос) выражение, оборот речи слово, понятие, учение
Из этимологии этого слова следует, что оборот речи выступает как слово, имеющее единое значение. Значение фразеологизма в целом отличается от суммы значения его частей. Значения фразеологизмов можно узнать в толковых словарях. Существуют словари фразеологизмов. Например, Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. М., 1987.
Из такого словаря можно узнать об истории происхождения фразеологизмов
1.Определить, где выражение "ни пуха, ни пера" употреблено в
переносном смысле. Объяснить смысл фразеологизма.
Рано утром мама квочка Через час едва живой,
В класс отправила сыночка Петушок идёт домой
Говорила: - не дерись, Ковыляет еле - еле
Не дразнись, не петушись Он со школьного двора
Поспеши, уже пора А на нём и в самом деле
Ну, ни пуха, ни пера Нет ни пуха, не пера.
2.Выберите из приведённых фразеологизмов антонимические пары.
Кот наплакал, слова не вытянешь, куры не клюют, рта не закрывает, семи пядей во лбу, олух царя небесного, дать маху, ходить вокруг да около, брать быка за рога, попасть в точку.
3. Выясните лексическое значение данных фразеологизмов.
Развесить уши, намылить шею, шевелить мозгами, умывать руки, прикусить язык, пороть горячку, мозолить глаза, ловить ворон, толочь в ступе воду, наломать дров, заткнуть за пояс, поджать хвост, ходить на задних лапках, класть зубы на полку, попасть впросак, родиться в сорочке, стричь под одну гребенку, зарубить на носу, играть в бирюльки, перейти в наступление, позолотить пилюлю, сорвать маску, играть первую скрипку, через час по чайной ложке, понюхать пороху, встретить в штыки, поставить диагноз, переменить декорации, сойти со сцены, дать бой, выкурить трубку мира, в здоровом теле здоровый дух, попасть в двойные клещи, сложить головы, попасть в котел, сложить оружие, на два фронта, надеть маску, держать порох сухим, тихой сапой, подложить свинью.
4.Прочитай предложения. Подумай, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы.
1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.
2. Вы здесь прожили без году неделя, а уже собрались уезжать.
3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.
4. На голубом небе не было ни облачка.
5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.
6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки, и я проиграл лыжную гонку.
7. Все слушали его раскрыв рот.
8. Доктор попросил меня открыть рот и показать горло.
5. Прочитай. Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Напиши эти фразеологизмы в исправленном виде.
Только пятки засверкали.
Проще пареной моркови. (репы)
Медведь на ухо наступил.
Мозолить пятки. (глаза)
Как акула в воде. (рыба)
Воду толочь в ступе.
Вот где собака зарыта.
Считать голубей. (ворон)
Ловить на ходу. (лету)
6. Объясните, что обозначают эти фразеологические выражения.
Алые погоны, пятый океан, северный шелк, зеленые береты, черное золото, голубой уголь, корабль пустыни, голубые каски, стальной конь, золотые руки, тертый калач, темная лошадка, синяя птица.
Ключ: алые погоны — суворовцы, пятый океан — небо, северный шелк — лен, зеленые береты — десантники, черное золото — нефть, голубой уголь — гидроэнергия, корабль пустыни — верблюд, голубые каски — войска ООН, стальной конь — трактор, золотые руки — мастер своего дела, тертый калач — бывалый человек, темная лошадка — сомнительный человек, синяя птица — мечта.
7.Замени выделенные фразеологизмы одним словом.
- Все бежали как на пожар.
- Туристы берегли спички как зеницу ока.
- Рыбы в нашем озере пруд пруди.
- Для Сережиного друга починить велосипед – раз плюнуть.
- Из похода мы возвращались черепашьим шагом.
- Маслята попадались грибникам на каждом шагу.
- Услышав в кустах треск, ребята показали пятки.
- Для спасения урожая колхозники трудились не покладая рук.
- Бабушка встречала нас всегда с распростертыми объятиями.
- Пуговица на куртке держалась на честном слове.
8. Составьте предложения с данными ниже фразеологизмами.
- Голова (вбить в голову, в первую голову, ломать голову, выкинуть из головы, дать голову на отсечение, повесить голову, держать в голове, гладить по головке, терять голову, с головы до пят, голова на плечах, светлая голова, садовая голова, забубённая головушка, склонить голову).
- Рука (с первых рук, правая рука, брать себя в руки, с легкой руки,
махнуть рукой, ходить с протянутой рукой, набить руку, на скорую руку,
попасть под горячую руку, положа руку на сердце, погреть руки, под
писываться обеими руками, развязать руки, сложить руки, рукой подать,
просить руки, прибрать к рукам).
9. Объясните, почему мы так говорим.
Воздвигнуть китайскую стену, калиф на час, иерихонская труба, вывести на чистую воду, посыпать пеплом голову, коломенская верста.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Четвертый лишний»
В каждом из столбцов найдите четвертый лишний фразеологизм; объясните, почему он «лишний», и составьте с ним по предложению.
1) хоть пруд пруди, кот наплакал тьма-тьмущая, яблоку негде упасть
3) слово в слово, тютелька в тютельку, вилами на воде писано, комар носа не подточит
2) во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока
4) попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку , попасть в переплет.
«Какие числа пропущены?»
Без ... минут (пяти) как свои ... пальцев(пять) гнать в ... шеи( три) сгонять ... потов(пять) от горшка … вершка(три) |
«Фразеологизмы в стихотворениях»
Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил. (К. Чуковский)
Но, увидев усача (Ай-ай-ай!),
Звери дали стрекача (Ай-ай-ай!),
По лесам, по полям разбежалися,
Тараканьих усов испугалися. (К. Чуковский)
Говорят, у мамы
Руки не простые.
Говорят, у мамы
Руки золотые.
Погляжу внимательно
Погляжу поближе.
Маме руки глажу –
Золота не вижу. (М. Родина)
Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям.
Знакомым место уступая,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу,
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес. (С. Маршак)
Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок меж кустов
Прошмыгнул – и был таков!
Поглядел мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица:
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пестрые торчком,
А глаза горят, как плошки, –
Вдвое больше, чем у кошки.
У мышонка замер дух,
Он забился под лопух. (С. Маршак)
А над этой белизной,
Зимней, сказочной, лесной,
Как в избе оконце,
В небе тлеет солнце.
И так близко-близко,
И так низко-низко
Над ветвями и землей,
Что легко в него рукой,
Если постараться,
Можно постучаться –
Попроситься на часок
Заглянуть на огонек!.. (И. Мазин)
Что стряслось у тети Вали?
У нее очки пропали!
Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головою залезала
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, крынки,
В боты, валенки, ботинки.
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала. (Ю. Тувим)
«Цепочка фразеологизмов»
Первый ученик записывает на доске свой фразеологизм и рядом указывает значение; затем второй ученик выполняет такую же операцию, потом третий ученик и т. д. При этом каждый очередной фразеологизм должен начинаться с буквы, на которую заканчивается предыдущий:
- архимедов рычаг (двигательная сила)
- гонять лодыря (…)
- яблоко раздора (...)
- альфа и омега (...)
- Ариаднина нить (...)
- толочь в ступе воду (...)
- убить двух зайцев (...)
- водить за нос (...)
- сжечь корабли (...)
- из первых рук (...)
- к шапочному разбору (...)
- ума палата (...)
- ахиллесова пята (...)
- Америку открыть (...)
«Кто быстрее?»
Ведущий записывает слова по вертикали. Участникам игры предлагается подобрать к каждой букве по фразеологизму, рядом написать его значение. Выигрывает тот, кто выполнит задание быстрее и правильнее.
Образец
К кануть в Лету — исчезнуть
О обетованная земля
С сорвать маску
М мозолить глаза
О от доски до доски
С сбросить иго
«О ком так говорят?»
- Стреляный воробей
- белая ворона
- гусь лапчатый
- тертый калач
- забубённая головушка
- желторотый птенец
- семи пядей во лбу
- собаку съел
- звезд с неба не хватает
- язык без костей
- и швец, и жнец, и на дуде игрец
- правая рука
«Одним словом»:
- зарубить на носу — запомнить
- коптить небо — ...
- себе на уме — ...
- куры не клюют. — ...
- вставлять палки в колеса — ...
- вилять хвостом — ...
- наложить вето — .,
- намылить шею — ...
- пальчики оближешь —...
- развесить уши — ...
- прикусить язык —...
- обвести вокруг пальца — ...
- заткнуть за пояс — ...
- бить баклуши - ….
- делить шкуру неубитого медведя - …
- сесть на любимого конька - ...
- купить ... в мешке
- пустить ... в огород
- набито как в бочке ...
- дуется как ... на крупу
- считать . ..
- брать быка за рога - …
- писать как . .. лапой
«Глаголы наши — фразеологизмы ваши»:
гневаться — метать громы и молнии;
исчезнуть — ... ;
медлить — ... ;
прослушать — ... ;
победить — ... ;
превзойти — ... ;
бездельничать — ... ;
преувеличивать — ... ;
голодать — ... ;
запретить —
«Кто больше знает фразеологизмов-синонимов?»
1) Освободиться—разорвать цепи, разогнуть спину, сбросить ярмо, вздохнуть полной грудью.
2) Фантазировать — витать в облаках, строить воздушные замки, искать жар-птицу.
3) Бездельничать — ... .
4) Думать — ... .
5) Много — ... ; мало — ....
6) Быстро — ... ; медленно — ....
7) Помогать — .. . ; мешать — ....
8) Исчезнуть — ... ; обмануть — ....
9) Ошибиться — . . . ; разоблачить —
«Фразеологизмы в профессии»
Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.
1) Топорная работа;
без сучка без задоринки;
снять стружку;
разделать под орех. (Столяр.)
2) на один покрой;
трещать по швам;
семь раз отмерь, один раз отрежь;
шито белыми нитками. (Портной.)
3) доводить до белого каления;
между молотом и наковальней. (Кузнец.)
4) калачом не заманишь;
заварить кашу;
толочь воду в ступе;
попасть как кур в ощип. (Повар.)
5) ставить в тупик;
зеленая улица;
на всех парах. (Железнодорожник.)
6) позолотить пилюлю;
как рукой сняло;
затаить дыхание. (Доктор.)
«Отгадайте: какие фразеологизмы имеются в виду?»
1. Его вешают, приходя в уныние; задирают – зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Нос – вешать нос; задирать нос; совать нос.
2. Не цветы, а вянут; не белье, а развешивают.
Уши – уши вянут; уши развесить.
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, куда бросают слова, деньги.
Ветер – ветер в голове; ищи ветра в поле; бросать что-н. на ветер.
« Фразеологический зоопарк.»
Вспомните, какие животные живут во фразеологизмах. Объясните значения фразеологизмов.
Пишет как ... лапой (курица);
Делить шкуру неубитого ... (медведя);
На сердце ... скребут (кошки);
... носа не подточит (комар)
Грязный как (свинья)
Хитрый как (лиса)
Надутый как (индюк)
Упрямый как (осёл)
Здоров как (бык)
Неуклюжий как (медведь)
Голоден как (волк)
Болтливый как (сорока)
Колючий как (ёж)
Нем как(рыба)
Какие еще фразеологизмы, в которых использованы названия животных, вы знаете?
Фразеологическая викторина «Откуда эти строки?»
Назовите литературное произведение, его автора, а также раскройте значение выделенных фразеологизмов.
- И растет ребенок там не по дням, а по часам.
- А я бы повару иному велел на стенке зарубить: чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить.
- У птиц недаром говорят, что я хватаю с неба звезды.
- Видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху.
- Пустынник был неговорлив, Мишук с природы молчалив. Так из избы не вынесено сору.
- У Мельника вода плотину прососала. Беда б не велика сначала, когда бы руки приложить.
- Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят.
- Старик-крестьянин с Батраком шел под вечер леском домой, в деревню, с сенокосу. И повстречали вдруг медведя носом к носу.
- Митраше было всего лет десять с хвостиком.
Ключ:
- А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».
- И. А. Крылов. «Кот и повар».
- И. А. Крылов «Воспитание Льва».
- И. А. Крылов. «Лисица и Сурок».
- И. А. Крылов. «Пустынник и Медведь».
- И. А. Крылов. «Мельник».
- И. А. Крылов. «Две собаки».
- И. А. Крылов. «Крестьянин и Работник».
- М. Пришвин. «Кладовая солнца».
ТЕКСТЫ ДЛЯ ДИКТАНТОВ
Тянуть канитель.
Вы, конечно, слышали это выражение, а, возможно, употребляли в собственной речи со значением — «медлить, делать что-либо очень долго».
А задумывались ли вы когда-нибудь над тем — что такое канитель и почему ее надо тянуть?
В старину медные, серебряные и золотые нити для церковных риз и офицерских эполет, а также и для вышивки по бархату изготовлялись вручную. Мастера нагревали до белого каления металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая и называлась канитель.
Очертя голову.
Откуда в наш язык пришло это выражение. Нередко можно услышать такую фразу: он кинулся очертя голову. При этом предполагается, что тот, о ком идет речь, поступил быстро, решительно и вместе с тем безрассудно. Это безрассудство, эта отчаянная храбрость вызывались полной уверенностью, что голова, то есть жизнь, сохранится, ведь она «очерчена».
Древние воины перед боем очерчивали концом меча вокруг своей головы магический круг. Считалось, что такой обряд ослабит удары врага и сохранит воину жизнь.
Пиррова победа.
В 279 г. до н. э. царь Пирр одержал победу над римлянами в битве при Аускуле. Но победа эта, как рассказывает древний историк Плутарх, стоила Пирру таких больших потерь, что он воскликнул: «Еще одна такая победа, и мы погибли!» Царь Пирр обладал даром предвидения. Действительно, через год римляне разгромили его войско.
Выражение «пиррова победа» употребляется в значении: «сомнительная победа, победа, которая не оправдывает понесенных жертв»
Козел отпущения.
В Библии рассказывается о том, что у древних евреев существовал особого рода обряд. В день грехоотпущения первосвященник низлагал обе руки на голову живого козла. Это был знак низложения на козла всех грехов народа. Проклятый таким образом козел изгонялся в пустыню. Вполне понятно, что козлом отпущения называют человека, на которого сваливают чужую вину.
Литература
- Акишина А., Жаркова Т. Игры на уроках русского языка- М.: Рус.яз., 1990.
2. Волкова Т.Н. Новые формы организации обучения на уроках русского языка. Иваново, 1991.
3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., 1988.
4. Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. М., 1987.
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Знакомство с фразеологизмами в начальной школе и их актуализация в речевой практике младших школьников"
В фрагментах уроков, которые будут представлены, сделана попытка показать на практике, каким образом можно проводить данную работу, направленную на осознание фразеологизмов и актуализацию их в...
Работа над фразеологизмами в начальной школе
В начальной школе мало внимания уделяется работе над фразеологизмами, а встречаются они очень часто как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения: при изучении раздела «Устное нар...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Фразеологизмы» УМК «Начальная школа ХХI века».
Первое знакомство учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять; отличать их от других речевых единиц в потоке речи....
Урок руского языка во 2 классе "Значение фразеологизмов" УМК "Начальная школа XXI"
Урок русского языка во 2 классе "Значение фразеологизмов"...
Изучение фразеологизмов в начальной школе
Проблема фразеологии имеет сравнительно недолгую историю изучения. Она начинается именно с того времени, когда фразеологические единицы стали включаться в словари и получать в них толкование. До сих п...
Урок русского языка во 2 классе. "Значения фразеологизмов". УМК "Начальная школа XXI века"
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. Тема: «Значения фразеологизмов». УМК «Начальная школа XXI века» ...
Изучение фразеологизмов в начальной школе
Проблема фразеологии имеет сравнительно недолгую историю изучения. Она начинается именно с того времени, когда фразеологические единицы стали включаться в словари и получать в них толкование. До сих п...