Правописание окончаний у имени прилагательного
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Зубова Ольга Анатольевна

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.prav_.okonch._im.pril_.docx108.49 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное общеобразовательное учреждение

                 средняя общеобразовательная школа №1

          Урок русского языка по УМК «Гармония» 4 класс

142377521

                                                                                                                                          Подготовила:

                                                                                                                                    учитель начальных

                                                                                                                                   классов МОУСОШ№1

                                                                                                                                   Зубова О.А.    

                                                              с.Новоселицкое  

                                                              2014г.

Тема  «Правописание  безударные  окончания имён прилагательных»

Цели: закреплять знания учащихся об имени прилагательном,

           формировать умения грамотно писать безударные окончания имен    

          прилагательных, использовать способы их проверки;

          совершенствовать умение находить и использовать имена

           прилагательные в устной и письменной речи;

          работать над орфоэпической культурой речи, над формированием

          навыков речевого этикета;

          развивать связную речь и орфографическую зоркость;

          формировать положительное отношение к учёбе.

Тип урока: урок-закрепление.

Формы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы: беседа, демонстрация, самостоятельная работа.

Оборудование: карточки с  заданиями и тестами,

           опорные схемы,  иллюстрация с изображением зимних

           пейзажей, презентация,музыка А.Вивальди «Времена года.Зима» .

                                        Ход урока:

1.Орг. момент. Эмоциональный настрой на работу.

- Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие в природу и постараемся получить самые яркие впечатления от той красоты, что нас окружает.

-Послушайте музыку А.Вивальди «Времена года.Зима» слайд

-Какая картина вам представилась?

-Кто сначала робко, а потом более смело ступает по земле?

 -Опишите какими вам преставились музыкальные образы:

          Зима ….

          Погода …

          Солнце …

          Облака …

          Снег …

         -Какая часть речи помогает  выполнять описание ,делая нашу речь более выразительной и красивой?
.2 Чистописание. слайд

- На доске вы видите элемент « снежинки», которые  летят из пушистых белых туч.

        ая      *         яя     *     ий     *        ый      *     ой     *       ые    *       ие

- Прочитайте эту строку. Что она вам напоминает?

        - Обратите внимание на нижнее и верхнее соединения букв. Спишите, распределив окончания имён прилагательных, в несколько групп по какому- либо признаку. Объедините их в тучку.
Орфографическая минутка слайд

-Выпишите из предложенных слов только те, которые можно объединить в одну группу. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания.

Х..лодная, лё..кий, м..розная, ре.кий, радос.ное, т.желая, ненас.ное, мрач?ный, ни.кие.

3.Словарная работа. слайд

 К нам на пушистом облаке прилетела Зима и принесла слова

ветер

солнце

погода

- Что вы можете рассказать о них ?
- Какие орфограммы встретились в этих словах?
-Кто принес слова?
-Образуйте имя прилагательное от этого слова.
(на доске появляется слово
зимний)

Работа в тетрадях.
- Составьте словосочетания, используя слова, чтобы прилагательное
зимний сочеталось с каждым существительным. Выделите окончание у прилагательных, укажите род.
  Самостоятельная работа.
-Что помогло определить окончание прилагательных?
Проверка.

4.Формулирование темы и цели урока.

-Как  вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока?

5. Актуализация опорных знаний.

     Блиц-опрос

Имя прилагательное – это ….

Имя прилагательное отвечает на вопросы …

Имя прилагательное обозначает …

Имена прилагательные изменяются …

Имена прилагательные м.р. отвечают на вопрос … и имеют окончания …

Имена прилагательные ж.р. отвечают на вопрос … и имеют окончания …

Имена прилагательные с.р. отвечают на вопрос … и имеют окончания …

Имена прилагательные мн.ч. отвечают на вопрос … и имеют окончания …

Имена прилагательные связаны с именами … при помощи …

Род имён прилагательных определяем по …

Падеж имён прилагательных определяем по …

                          12.В предложении имя прилагательное является …
                13. Способы проверки безударных окончаний имён прилагательных
- Давайте
вспомним алгоритм.

1. Определяем ударное или безударное окончание.

2. Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

3. От существительного ставим вопрос к прилагательному.

4. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.


Проверочный тест
 ( выбрать букву, которую необходимо вставить в окончания имён прилагательных) слайд

и

о

а

е

я

морозн..е утро

+

сильн..я метель

+

утренн..е  солнце

+

хрупк.й  лёд

+

легк..е  облако

+

тяжёл..я  туча

+

6. Физминутка для глаз «Снеговик» .

Прикатился Снеговик,

Красивый точно сказка,

Попытайтесь вслед за ним

Пробежаться глазками.

7. Закрепление

Сопровождать нас в течение всего урока будет сказочное время года -зима. Многие писатели, художники, поэты, композиторы посвящают зиме свои произведения, называя её красавицей, рукодельницей, чародейкою. Какие стихи о зиме знаете?

- А вы за что любите зиму?

      А) Работа над отрывками из стихотворений о зиме.

                 слайд

- Найти и назвать имена прилагательные ед.ч. + сущ.

Записать,выделить окончания и определить падеж.

Б)Работа в парах.

- Составьте словосочетания, используя пары слов:

МОРОЗ – ЗИМА, ТРЕСК-МОРОЗ,ХОЛОД – ВЕТЕР,

ДЛИНА – НОЧЬ, ВЕЧЕР – ЗВЕЗДА,

СНЕГ – ОБЛАКО, СИЛА – МЕТЕЛЬ,

СЕРЕБРО – ИНЕЙ

 8. Физминутка

  Работа по учебнику с.114 Упр.252

- 1 предложение-устно;

-2 предложение-запись с комментированием;

-3-4 предложение-выписать словосочетания прил.+ сущ., вставить окончания имен прилагательных и определить падеж

Проверка работы.

 Творческая работа.

- Написать мини-сочинение. Выберите вариант по своим силам. На доске картина “Зима”.

1 вариант. Даны слова – помощники: день, мороз, зима, небо, земля, снег, лес, деревья.

2 вариант. Даны слова – помощники: чудесный, морозный, ясное, блестящий, темный, белоснежные, крепкий и т.д.

Выборочное чтение творческих работ.

9.Итог урока. Выставление оценок.

Рефлексия. -Наш урок подошёл к концу. Давайте поделимся впечатлениями об уроке?

Я узнал, что…

Я научился  ….

-Дети работают с «Лесенкой успеха», где отмечают уровень знаний.

10.Домашнее задание: подобрать 3-5 загадок, где при описании предметов используются имена прилагательные.

                                                   

Аннотация

        Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» составлена в рамках Программы обучения русскому языку в начальных классах и в соответствии с УМК «Гармония». В разработке представлены методические рекомендации по проведению урока, раскрываются формы, средства и методы развития общеучебных умений и навыков. Методическая разработка может быть полезна учителям начальных классов. Данная разработка  дополнена приложениями и презентацией.

Приложение

1.Проверочный тест ( выбрать букву, которую необходимо вставить в окончания имён прилагательных)

и

о

а

е

я

морозн..е утро

сильн..я метель

утренн..е  солнце

хрупк.й  лёд

легк..е  облако

тяжёл..я  туча

зимн..я  сказка

син.й иней

бел..е  поле

ранн..я  зима

 Работа в парах. Составьте словосочетания, используя пары слов:

МОРОЗ – ЗИМА, ТРЕСК-МОРОЗ,ХОЛОД – ВЕТЕР,

ДЛИНА – НОЧЬ, ВЕЧЕР – ЗВЕЗДА,

СНЕГ – ОБЛАКО, СИЛА – МЕТЕЛЬ,

СЕРЕБРО – ИНЕЙ.

3.Творческая работа.

- Написать мини-сочинение. Выберите вариант по своим силам.

1 вариант. Пишу сам (а). На доске картина “Зима”.
2 вариант. Прошу маленькой помощи. Даны слова – помощники: день, мороз, зима, небо, земля, снег, лес, деревья.
3 вариант. Прошу большой помощи. Работа по карточке. Распространите каждое предложение именами прилагательными.

Пришла ______ зима. Стоят ____ морозы. Земля покрылась ___ снегом. Стоит ___ лес. Деревья украшены ___ узорами инея. В ___ снег спрятались ____ёлочки. _____ мороз сковал воду на реке. _____ жители давно приготовились к зиме.

4.Дифференцированная работа.

Выборочная проверка на оценку.

1. Задание лёгкого уровня:

- Поставить имена прилагательные в нужном падеже. Выделить окончания. Определить род имён прилагательных.

Мы приехали в (соседний) деревню. Днём катались с (высокая) горки. Играли под ( раскидистый) дубом в снежки. От (блестящий) снега все вокруг искрилось.

2. Задание среднего уровня:

- Напишите ответы на вопросы. Определите род и падеж имён прилагательных. Выделите окончания.

Куда пришли ребята? (берёзовая роща). Кого увидели дети? (проворная белка). Чему все радовались? (снежная погода)

3. Задания для сложного уровня:

- Исправить ошибки. Определить род и падеж имён прилагательных. Выделить окончания.

Как харашо в берёзовай рощи. Мы вышли набальшюю  палянку. Налител реский ветер. Мы услышали стрёкот проворнай сароки.

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 3-4 класс. Тест Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных

Тест по русскому языку для учащихся 3-4 класса (3 четверть), состоящий из 16 заданий на проверку знаний учащихся по правописанию падежных окончаний имен существительных и прилагательных, на знание гра...

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"

Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на  на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

« Имя существительное. Изменение имён существительных по числам» "Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний имен прилагательных"

Открытый урок русского языка в 3 классе.Открытый урок русского языка в 4 классе.Программа "Введение в школьную жизнь"...