Урок русского языка во 2 классе по УМК ПНШ с метапредметным подходом по теме "Это слово и другое слово"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок разработан в соавторстве с Пузик Т.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_pnsh.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 СЕЛА ПРАСКОВЕЯ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА» СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
356817, Ставропольский край, Будённовский район, с. Прасковея, ул. Октябрьская, 12
тел/факс: 8 (86559) 67-5-78, E-mail: school-3-26rus@yandex.ru
ОКПО 51974146, ОГРН 1022603228064, ИНН/КПП 2624023718/262401001
КОНСПЕКТ УРОКА
ВО 2 КЛАССЕ
ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПО ТЕМЕ:
«ЭТО СЛОВО И ДРУГОЕ СЛОВО»
Разработали:
учителя начальных классов:
Пузик Татьяна Ивановна
Жигалко Светлана Алексеевна
2013-2014 учебный год
Тема «Это слово и другое слово». ( УРОК 3/3)
Цель: различение разных форм одного слова и родственных слов, развести представление о родственных словах и словах- синонимах (без предъявления термина «синоним»).
Задачи урока: добиться понимания того, что разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями и предлогами (предлоги называем пока словами-помощниками), а родственные слова отличаются основами.
– формирование регулятивных УУД (определение цели урока, анализ результатов);
– развитие умения работать с инструкциями учебника;
– использование просмотрового чтения при работе со словарем, ориентировка на условные обозначения, шрифтовые выделения в учебнике и в словаре
Планируемые результаты:
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; развивать умение слушать и понимать речь других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Тип урока: обобщение и систематизация ЗУНов
Форма работы: коллективная, самостоятельная, работа в парах, работа в тетради, работа с толковым словарем.
Ход урока
I.Орг.момент
Вот прозвенел звонок-
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Откройте учебник на стр.86, отметьте закладкой.
II.Определение темы и целей урока
Герой нашего учебника Миша прислал нам письмо. Он рассказывает: «Мне приснилось, что я ничего не различаю: не могу сказать, где это слово, где другое, а где родственные слова.
Сможем ли мы помочь Мише? Что самим нам поможет быть уверенными в своих действиях?
Подумайте, какой сегодня урок: открытия нового знания или повторения изученного?
Что нам нужно закрепить? Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?
Какие условные знаки нам встретились? (работа в тетради на печатной основе, стихи Марины Дружининой, работа с толковым словарем.) Какие упражнения мы выполним в классе, какое упражнение будет домашним?
III.Актуализация знаний
Упражнение «Если буква заблудилась»
Забибикала малина:
- У меня спустилась шина
(Учитель читает выразительно стихотворение на стр. 86 и предлагает ответить на вопросы):
-Произнеси слово, которое должно быть вместо слова малина. (Машина.)
-Сравни звуки в прежнем и новом словах:
[мал'и]на, [машы]на. Какие звуки поменялись на другие? ( Звук [л'] поменялся на [ш]; Звук [и] поменялся на [ы]. )
-Произнесите слова и прислушайтесь к себе. Сравните с записанным звуковым обликом слов. (Дети осознают, что изменилось 2 звука, а не один.)
-Дайте характеристику звукам [ш], [л'],[и],[ы] (работа в парах)
Звук [ш]- согласный, глухой, твёрдый, парный.
Звук [л']- согласный, звонкий, мягкий, непарный.
Звук [и] – гласный, ударный.
Звук [ы]- гласный, ударный.
ФИЗМИНУТКА (гимнастика для пальчиков)
Работа со словарными словами в Рабочей тетради на С.22: БИЛЕТ, БЕРЁЗА
-Какие слова спрятались в этих ребусах? По какому словарю мы можем проверить написание этих слов? (Дети разгадывают ребус, отвечают на вопросы, записывают слова в тетрадь).
Обсуждение проблемы, предложенной Анишит Йокоповной на С. 86:
Анишит Йокоповна предложила сравнить слова в парах: солдат и боец; храбрый и смелый; смотреть и глядеть
Можно ли сказать, что слова в парах имеют сходное значение? Как ты ответишь Анишит Йокоповне? А можно ли считать слова в парах родственными? Ты как считаешь? Если сомневаешься, воспользуйся подсказкой Летучей Мыши.
Обратите внимание на то, что слова со сходным смыслом не обязательно являются родственными. Родственные слова- это не просто слова со сходным значением – в них есть общая часть, которая обычно одинаково пишется (мы называем ее еще общая основная часть – т. е. общая часть основы, чтобы подчеркнуть, что это именно та часть, где хранится смысл, ибо общей частью у слов может быть и одинаковое окончание!).
ФИЗМИНУТКА ( гимнастика для глаз)
IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ
Упражнение 58.
Прочитайте шуточное стихотворение.
САМО СОБОЙ
- Было всё само собой-
Ты поверь мне, мама!
Разорвался фартук твой,
Загрязнилась рама.
Сам собой сломался кран,
Брошь куда-то делась.
Раскололся сам стакан.
- А варенье?
-Съелось!!!
(И. Шевчук)
Выпиши выделенные слова столбиком. Найди каждому выделенному слову родственное слово и запиши его рядом в скобках.
-В каком списке тебе удалось найти родственные слова? В первом или во втором? ( В первом списке).
-А теперь найди каждому выделенному слову слово, близкое по значению. Запиши на нужной строчке. Из какого списка вы взяли эти слова? ( Из второго списка).
-Вам необходимо подобрать к каждому выделенному слову и родственное слово, и слово, близкое по значению.
(Дети выписывают выделенные слова столбиком и выбирают им сначала родственное слово из списка, а затем синоним из другого списка):
загрязнилась (грязь), испачкалась;
сломался (ломать), испортился;
раскололся (колоть), разбился.
Упражнение 60.
Прочитай отрывок из стихотворения.
- Всё разбросано, смято и скомкано!
Это чья работа?
- Котёнкина…
- Всё изгваздано*! Все запачкано!
Это чья работа? - Собачкина…
( М. Яснов)
Нам встретилось новое слово изгваздано. Найдите значение этого слова в толковом словаре.( Изгваздать (устар., разг.)– испачкать. Например: Изгваздать пальто. )
-Догадываешься, кто с кем разговаривает? (Взрослый с ребёнком)
Найди в тексте к каждому выделенному слову его пару – слово, близкое по значению. Запиши слова парами.
-Являются ли слова в парах родственными? (Слова в парах родственными не являются)
-Почему?(У них нет общей части, которая несёт общий смысл и пишется одинаково).
V.Самостоятельное, творческое использование сформированных умений, навыков
Упражнение 35 (тетрадь №1 стр.29) (самостоятельно).
Найди слову его родственников. Запиши слово на нужной строке. Выдели общую часть.
Слова: болеть, сорняк, горный, белить, горевать.
- Боль, больной, больница, _____________.
- Белый, белизна, _____________________.
- Сор, сорить, сорный, ________________.
- Горе, горюшко, _____________________.
- Гора, горняк, горочка, _______________.
VI.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов
-Какую цель мы поставили в начале урока? (Помочь Мише разобраться в вопросе какое Это слово, другое, а где родственные слова.)
- Достигли ли мы ее? ( Да) Какие слова мы называем родственными?(Слова, имеющие общую основную часть, которая хранит общий смысл. Эта общая часть обычно пишется одинаково).
-Как различить формы этого слова и родственные слова?( По окончанию и основе; по общему смыслу и общей части).
VII.Рефлексия (Учитель предлагает подвести итоги, продолжив предложения):
Я понял, что…(разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями, а родственные слова отличаются основами)
Я научился…(различать разные формы одного слова и родственные слова)
У меня получилось…(подобрать к словам - слова, близкие по значению)
Я смог…(найти нужное слово в толковом словаре)
Мне захотелось…(применить свои знания при выполнении домашнего задания)
VIII. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников
Д.з. стр.88 упр.59, правило стр.86
Прочитай «Песенку щенка» М. Яснова.
- Еда! Еда! Еда! Еда! Я так люблю её!
В особенности кушенье с названьем «Дать ещё?».
Выпишите столбиком два слова, близкие по значению.
-Являются ли они родственными? (Нет) Подбери к каждому из них родственное слово из списка и запиши рядом.
Список слов: единица, едок, съедобный, скушать, ракушка.
Должно получиться так:
Еда – едок, съедобный;
Кушанье – скушать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами".
Работа по русскому языку, проведенная во 2-м классе, ставит своей задачей развитие речи учащихся, развитие орфографической зоркости....
План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....
Урок русского языка по теме: Правописание мягкого знака после шипящих в словах - предметах и словах - действиях.
Данный урок направлен на формирование у учащихся умения правильной проверки нефонемных написаний мягкого знака после шипящих в словах , называющих предметы и действия Каждый этап урока сод...
Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »
Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...
Урок русского языка по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами", 2 класс
Третий урок по теме "Слова, к которым нельзя задать вопрос". Полную разработку с приложениями можно скачать, перейдя по ссылке https://yadi.sk/d/3sy8feiAdDwjT...
Урок русского языка в 3 классе «Обобщение знаний по теме «Части слова. Порядок разбора слова по составу»
УМК "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"
Урок предназначен для обуающихся 2 класса. Программа "Школа 2100"...