Урок русского языка в 4 классе по теме « Имя числительное»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Цель: познакомить с частью речи «Имя числительное» и значением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Имя числительное»

Цель: познакомить с частью речи «имя числительное» и значением.

Формируемые УУД: п. — умение выделять орфограмму; выдвижение гипотез и их аргументирование; умение выполнять логическую операцию сравнения; к. - речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий; р. — соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание; л. — освоение социальных нор правил поведения, ролей и форм социальной жизни.

Ход урока

I.        Организационный момент

II.        Актуализация знаний

—        Послушайте стихотворение. Как вы думаете, о ком оно? Ка бы вы его назвали?

Снует, бежит, работает,

Мечтает, дверью хлопает,

И сердится, и злится.

Как ей угомониться?

Прощает, уважает,

И любит, и скучает,

Жалеет и болеет,

Детей своих лелеет,

Целует, обнимает,

И пишет, и считает,

И шьет, и украшает,

Готовит, и стирает,

И гладит, ну и сушит,

И лампу на ночь тушит,

Играет, веселится,

Танцует, не боится,

Умеет все на свете,

Одна на всей планете.

—        Выпишите глаголы, определите их время, спряжение.

Работа по карточкам

Карточка 1

—        Спишите. Выделите все известные орфограммы.

Всё лето листья подставляли солнцу свои спинки. К осени они пожслтели, стали золотыми, как солнышко. Полетели они иволгами по ветру. Запрыгали белками от сучка к сучку. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

                                                                                                                         По Н. Сладкову

Карточка 2

—        Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо, объясните их написание.

(По)д..ро..ке  шли  мал..чик  и  девоч..ка. Впереди шла (по)ж.лая  жен .щина. Д..рогу (по)крывал  ле... Она была очен., скользкая. Стару..ка  (по)скол..знулас.. и  (у)пала. Мал.чик  п..мог  стару..ке встат... Девоч..ка  (по)шла  дал..ше, она р..шила, что дру..  п..мога..т  своей бабу..ке.

III.        Самоопределение к деятельности

Работа по карточкам

(Работа в парах.)

—        Распределите слова по группам. По какому признаку вы это сделаете? (По частям речи.)

Белый, белка, белить, сон, варенье, сварил, один, унесли, вкусный, Тринадцать, игрушечный, сорок, сорока.

(Проверка.)

—        Какие слова не вошли в группы? Почему?

—        Сформулируйте цели нашего урока.

IV.        Работа по теме урока

Работа по учебнику

—        Прочитайте слова, которые не вошли ни в одну из групп. (Один, тринадцать, сорок.)

—        Что обозначают эти слова? (Число, количество.)

—        Подумайте, на какие вопросы они отвечают. (Сколько?)

—        Какое название можете дать этой части речи?

—        Дайте определение новой части речи.

—        Прочитайте объяснение профессора Самоварова на с. 110. Скажите, подтвердилось ли наше предположение.

—        Что мы не сказали об имени числительном?

—        Приведите примеры имен числительных.

Это интересно

—        Какие части речи вы встречаете в стихах, которые читаете?  

Оказывается, бывают цифровые стихотворения. Если в обычных мы видим существительные, прилагательные, глаголы и наречия, то в цифровых, как правило, присутствуют одни числитель ые. Формально все признаки стихотворения налицо: есть в них и рифма, и, главное, ритм и размер.

—        Прочитайте эти стихи, и вы увидите, как легко и красиво они читаются.

138,5, 15,

12,8,45,

17, 19, 20,

4, 225.

С. Есенин

14, 126, 14,

132, 17,43...

16, 42,511

704, 83.

170! 16, 39,

514, 700, 142,

612, 349,

17, 114, 02.

2, 15,42,

42, 15.

37, 08, 5,

20, 20, 20!

7, 14, 100, 0.

2, 00, 13,

37, 08,5,

20, 20, 20!

Упр. 183 (с. 110)

—        Прочитайте задание.

—        Назовите фразеологизмы. Объясните их значение. (Коллективная работа.)

•        От горшка три вершка — очень маленький.

•        Два сапога — пара — одинаковые.

•        Заблудился в трёх соснах — не разобрался в простом.

•        Идти на все четыре стороны — иди куда хочешь.

•        Знать как свои пять пальцев — хорошо знать.

•        За семь вёрст киселя хлебать — далеко и попусту ехать.

•        Семь пятниц на неделе — так говорят о человеке, который часто меняет решения, не выполняет обещаний.

•        Давать сто очков вперёд — превосходить.

•        Перескакивать с пятого на десятое — путаная, бессмысленная речь, без логики.

•        Как пятое колесо  в телеге —лишний.

*        На седьмом небе — высшая степень удовольствия.

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику Упр. 184 (с. 110)

Прочитайте задание.

Оцените свою готовность выполнить задание с помощью сигнальной ленты «Светофор».

(Самостоятельная работа. Оказание индивидуальной помощи. Из ученика работают на закрытой части доски. Проверка.)

I - Что интересное вы заметили в написании числительных от 11 и круглых чисел?

 (Они заканчиваются на -дцать.)

I        - Самостоятельно прочитайте объяснение профессора Самоварова и скажите, на какие группы делятся имена числи-тельные.

— Что вы узнали о количественных именах числительных? О порядковых именах числительных?

—        Приведите примеры имен числительных каждой группы. Упр. 185 (с. 111)

(Выполнение с комментированием.)

Рубрика «Твой словарик»

—        Прочитайте слово из словаря. Запишите его. Какое это числительное? (Количественное.)

—        Поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

Упр. 186 (с. 111)

(Самостоятельная работа. Сверка с образцом на доске. Самооценка.)

VII.        Рефлексия

—        Запишите числа словами.

•        Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать.

•        7 раз подумай, 1 раз скажи.

•        Весна да осень —на дню погод 8.

•        Без 4 углов изба не рубится.

•        Потерял 5, а нашел 7.

(Проверка. Самооценка с помощью сигнальной ленты «( тофор».)

VIII.        Подведение итогов урока

—        Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Учебник — упр. 187 (с. 111).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".

Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Числительное"

В материале представлены задания для закрепления темы "Числительное"...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...