Доклад русский язык 1-4 класс
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Описание творческих заданий, заданий повышенной трудности в сочетании с групповой деятельностью с целью интеллектуального и творческого развития учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_russkiy_yazyk_1-4_klass.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие технологии
Материалы из опыта
работы по теме:
"Интеллектуальное и творческое
развитие учащихся на уроках русского
языка в начальной школе "
Учитель Бутылина Н. А.
МОУСОШ №5
г. Курчатов
2005год
ПЛАН
- Развитие интеллектуально-творческих, духовнонравственных сил - веление времени.
- Речь - главный канал интеллекта.
- Творить - значит мыслить.
- Развитие творческой активности при решении СТЗ и комплексных упражнений.
- Задания повышенной трудности в сочетании с групповой деятельностью.
- «Проблема планки» и индивидуализация обучения.
- Виды творческих заданий и развитие чувств.
- Игра - эффективное средство развития интеллекта и смелости мысли.
- Творчество учителя - необходимое условие творчества детей.
VI Система и результат.
ТВОРИТЬ-ЗНАЧИТ
У каждого времени свой путь к познанию. У нашего- личностный, творческий. Детям жить в 21 веке, в этой так называемой альтернативной цивилизации, главным богатством которой станут интеллектуальные, духовно-нравственные, творческие силы. Сегодня мы не имеем права загружать детей бесполезными знаниями и ежеурочно требовать отчета о выученном, пытаясь вырастить «энциклопедистов». Ученик сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим оперировать знаниями в новых условиях, т.е. в условиях непривычной формулировки задания, применяя знания адекватно конкретной ситуации.
В своей педагогической практике я всегда стремилась привить вкус к интеллектуальному труду, к творчеству, помня о том, что высокоразвитый интеллект - явление необыкновенно красивое, особенно, если этот ум - творческий.
Уроки русского языка в начальной школе обладают богатыми возможностями для творческого обогащения, это настоящий полигон для результативных тренировок в развитии главного канала интеллекта - речи. Сама человек в достаточной мере коммуникабельный, я стараюсь на всех уроках организовать пространство для всеобщей коммуникации. Отправная точка модели любого урока - «ученик - ученик- учитель». Я приучаю детей слушать, что говорит товарищ. Если дети согласны с отвечающими, предлагаю дополнить, не повторяясь.
«-Если можете, возразите. Если согласны, развивайте мысль,» - говорю я детям.
Конечно же, высказываю свою точку зрения. В моем классе дети знают, что ценность любой точки зрения, не в ее истинности, а в ее доказательности. Поэтому дети не боятся рассуждать, спрашивать, оценивать свои работы и работы своих одноклассников, любят отвечать у доски.
Никогда не спешу с утверждением наиболее правильного ответа. Высказываются, кто хочет сказать.
Считаю, что благоприятный психологический климат в классе - необходимое условие не только для решения многочисленных обучающих задач, но и для того, чтобы каждый ребенок мог творить себя как личность. А это не проще, чем написать сочинение.
Руководствуясь с известными словами Л.Н.Толстого о том, что «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями собственной мысли, а не памятью», практически никогда не даю детям готовых знаний. Мои ученики находятся в непрерывном творческом поиске, ежедневно отправляясь на поезде Знаний то в научную экспедицию, то в увлекательное путешествие, то на творческую конференцию, выступая в роли конструкторов и изобретателей, научных сотрудников и миротворцев, пытаясь самостоятельно узнать что-то новое, сделать очередное открытие, решая на уроках русского языка субъективно-творческие задачи (СТЗ), т.е. такие задачи, которые в глобальном смысле не являются творческими, но для ученика субъективно таковыми являются. Так, решая СТЗ, изобретаем правило употребления точки в конце предложения, правила правописания. Например: «Как на письме обозначить имена людей, названия городов, чтобы отличить от простых слов: шарик и Шарик, орел и Орел, щучья чешуя и озеро Щучье». В результате поисковой деятельности изобретаем правило употребления мягкого знака для обозначения существительных женского рода с шипящими на конце.
Делаю это так. На наборном полотне выставляю рисунки с изображением предметов:
ерш, печь,
мышь, рожь,
грач, стриж,
тушь, мяч
Прошу назвать их и определить, чем похожи все существительные. Далее предлагаю разбить существительные на две группы. Дети предлагают разные варианты группировки, в том числе - по родам.
- Как же показать отличие существительного женского рода с шипящим на конце от существительного мужского рода?
Предложений немало. Фиксирую внимание детей на неожиданных поворотах мысли, благодарю за глубокие нестандартные мысли. В результате совместной деятельности «изобретаем» правило, а затем мои ученики легко отвечают на заключительный вопрос обобщающего характера.
-Какого рода существительные могут быть на этих карточках —► |ч] чь
Дети объясняют, как узнали, приводят свои примеры, читают новые слова, записанные на обратной стороне карточек.
Поезд Знаний летит быстро, совместный творческий поиск продолжается.
Вот мы изучаем безударные гласные в корне. Даю детям слова:
идти, плести,
нести, мести,
увести, грести.
Прошу найти не менее пяти сходств в предложенных словах, ставлю заслуженную пятерку, потому, что это комплексное задание предполагает не только хорошие знания многих грамматических категорий, но и немалое интеллектуальное напряжение.
Учу детей смотреть и видеть, наблюдать, сравнивать и обобщать. Анализ вроде бы непримечательных фактов - задача увлекательная, поиск неожиданного решения всегда заразителен, тем более, если инструментом развития гибкого ума является групповая деятельность в сочетании с заданием повышенной трудности. Так, работая над темой «Сложные слова» разбиваю класс на пять творческих групп, каждой из которых предстоит выполнить предложенное задание.
«Из двух слов, одно из которых помещено в левой колонке, а второе - в правой составьте одно. Сколько всего новых слов получится?
а) приз, вино, сад, пол, след, пар, плен,
б) овод, род, опыт, град, оса, ум, ус.
- Какие из них стали сложными словами?
Развивать смелость мысли, умение лаконично их излагать, повышать эффективность обучения помогает игра, игровые ситуации, без которых не обходится практически не один урок. В игровую форму облекаю также насыщенные орфографическим и грамматическим материалом задания. Так появилась игра «Следопыты», которую провожу в парах.
На доске записываю несколько столбиков слов с пропущенными орфограммами.
- Предлагаю определить, на какое правило все слова.
- Чем похожи слова в каждом столбике?
(сказать кратко)
- Выписать из каждого столбика лишнее слово.
Перед проверкой этого достаточно трудного задания предлагаю выбрать слово ( из записанных на карточке) , которое можно дописать в каждый столбик
Хочу особо подчеркнуть, что групповые формы работы также веление времени. Считаю, что сегодня важно научить жить вместе. Ведь известно, что в современном обществе усиливается взаимозависимость, которая приводит к осуществлению совместных творческих проектов, мирному и разумному решению конфликтов.
Учу детей не отворачиваться от упражнений, которые кажутся слишком сложными. В психологии это называется «проблемой планки».
Учу детей ставить планку хотя бы чуть-чуть выше. Вместе с тем, с целью индивидуализации обучения предлагаю самим выбрать уровень трудности и объем задания. Предлагая творческую работу, говорю детям: «Вы уже читали рассказы Пришвина. Они написаны прекрасным языком. Слова у него цветут, сверкают. Они то шелестят как травы, то бормочут, как родники, то насвистывают, как птицы, то звенят, как первый лед. Составьте и напишите по выбору одно или несколько предложений, в которых можно сравнить (выставляю карточки):
- море с огромным зеркалом;
- росу с маленькими алмазами;
- хорошую песню с солнцем;
- дорогу с длинной лентой.
Или при выполнении заданий на группировку предлагаю
детям одну из разновидностей инструкции (РИ).
Первая РИ предлагает:
Прочитать. Распределить существительные в две группы и записать их отдельно:
язь, сельдь, линь, тарань, окунь
форель, карась, кефаль, голавль, стерлядь.
Вторая РИ предлагает распределить в две группы по родам. Третья РИ предлагает записать в одну группу существительные мужского рода, в другую - женского рода.
После самостоятельного выполнения задания провожу коллективное обсуждение, на котором выявляется, что группировка возможна разными способами. Это открывает простор мысли детей.
Творческой активности, развитию речи и интеллекта способствуют задания на поиск закономерностей в ряду слов, три из которых связаны между собой по какому-либо признаку, а четвертая отличается.
Например:- гнездо, муравейнику курятник, берлога
(при изучении склонения существительных)
- бледный, синеватый, тусклый, скудный (при изучении имен прилагательных)
- видеть, слышать, отведать, нюхать (н.ф. глагола, спряжение).
Часто использую задания на сравнение, рекомендованные А.В.Поляковой, автором учебника для второго класса. Задания включают элементы проблемности и являются хорошим материалом для детских исследований.
Всегда помню о том, что творчество детей рождается творчеством учителя. Поэтому мне немало приходится изобретать, чтобы увлечь ребят, шагая в ногу со временем. Так в нашем классе появился видеотелефон, с помощью которого провожу самые разнообразные творческие работы, обобщения.
Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка, в исследовании образования слов, анализа оттенков их значений. При изучении темы «Род имен прилагательных» (второй класс) определяем значение слова свежий по текстам:
Вкусно пахнет свежим хлебом
(только что испеченным)
К утру подул свежий ветер
(холодный)
Подай мне свежую газету (новую)
В другом случае, работая с синонимами при изучении глаголов П.вр. прошу детей к слову упасть подобрать смешные синонимы, не смешные, страшные. Дети предлагают:
- шлепнулся, брякнулся, чебурахнулся, растянулся, полетел вверх тормашками;
- он повалился, свалился, полетел;
- рухнул, сорвался с лестницы, разбился...
Чтобы выявить тонкие различия синонимов, вводим их в текст, т.е. используем метод языкового эксперимента, который является лучшим способом проверки знания смешиваемых слов; например: вдох и вздох, зло и злобный, обсудим и осудим.
Для развития у детей доказательности использую такой пример:
- показываю, например, карточку, за которой написаны слова:
месп$, мёстеч «В мест^ыД
- Называю лишнее слово (место)
- Спрашиваю, по которому признаку я его выделила
- Прошу на индивидуальных досках изобразить схему этого слова, подобрать слова с тем же составом.
Шествие по стране Знаний продолжается. Дети увлеченно изучают крылатые и образные слова, пословицы поговорки, отгадывают буквенно-цифровые ребусы.
Ведут поиск аналогий, одновременно повторяя правила правописания.
Например:
1) широкий - узкий | а) вежливость |
грубость - ? | б) хамство |
в) трамвай | |
2) ружье - стрелять | а) вкусный |
пирог- ? | б) печь |
в) печка, | |
составляют слова по заданной конструкции | |
— — — ель, | — о — ь |
мечтатель | соль |
родитель | боль |
писатель | моль |
держатель | толь |
водитель | роль |
Стали традиционно творческими минутка чистописания, физкультминутка.
Например.
Даю детям задание.
- Букву для минутки чистописания вы определите
самостоятельно. С ее помощью образуются все слова на данной схеме. Для этого ее надо поставить между буквой к и буквами на концах стрелок.
- Какая это буква?
- Какие слова с ее помощью можно образовать?
-Сегодня будем писать букву О. С ее помощью мы образовали слова:
кот, ком, колу кон, кок, код.
-Значение каких слов вам непонятно ?
-Определите порядок написания букв в данном ряду.
Оощ Оош Ооч Оо...
-Напишите начатый ряд букв до конца строки, соблюдая указанную последовательность и ориентируясь на алфавит.
На минутке чистописания учащиеся совершенствуют свой графический навык, развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность.
Очень нравятся моим ученикам проведение в нашем классе необычных физкульт-минуток-парадов. В этот момент у учащихся продолжается активная деятельность, фокусируется внимание, наблюдательность, зрительная память.
Так при изучении темы «Мягкий знак на конце слов» в награду детям за работу на уроке я предложила интересные загадки.
1. Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает.
2.Белый камень
в воде тает.
-Постарайтесь запомнить все слова, в которых надо писать мягкий знак.
Эти слова мы пригласим на парад.
Читает сначала один ученик слова так, как они написаны, затем все вместе.
-Встаньте, пожалуйста!
-Сейчас зазвучит музыка, мы будем не только маршировать, как на параде, но и постараемся запомнить, как пишутся эти слова.
Звучит музыка. (Марш. Песня о Москве. Сл. и музыка О.Газманова.)
Дети маршируют и одновременно фотографируют глазками слова.
После проверки ни один из учеников не допустил ошибок в написании данных слов.
В «Гимнастику для ума» превратили и словарно-орфографическую работу, а изучение нового материала -это настоящий праздник интеллекта.
Считаю также, что детей надо постоянно удивлять. Не удивишь- не научишь.
Практически на каждом уроке стремлюсь создать эффект удивления, который помогает поддерживать у моих почемучек» неиссякаемый познавательный интерес, жажду познания.
Так, изучая тему «Мягкий знак на конце слова» спрашиваю у детей.
- Как вы думаете, есть ли в русском языке слова, в которых мягкий знак стоит в середине. (Слова сыплются как из рога изобилия.).
- И еще один весьма интересный вопрос возник у меня,- говорю детям, когда я готовилась к сегодняшней научной экспедиции.
Есть ли в русском языке слова, в которых мягкий знак стоит в середине и в конце слова одновременно?
-Я пока нашла только два слова.
Сельдь, пельмень.
- Показываю карточки.
Полученная на уроке информация стала новой отправной точкой дальнейшего поиска и новых детских открытий.
Продолжая урок, говорю детям, что люблю наблюдать, как их лица озаряет радость маленьких открытий. Я радуюсь и стараюсь придумать для них новые интересные задания,
Предлагаю детям рассказать, что они любят делать, дополнив одно из предложений по выбору нужными словами и записать их в тетрадь.
Я люблю — в —.
Я люблю —
Я люблю — с —.
Я люблю — на —.
На хит-параде представленных конструкций самый высокий рейтинг популярности был у предложения «Я люблю ходить в школу.»
Постскриптум к 1У части.
«Мысль уместить в сто слов не мудрено. Сто мыслей в слово умести одно». (Тадж).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.
Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....
Доклад "Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах"
О разных видах словарной работы на уроках русского языка в начальных классах....
Доклад "Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах"
О разных видах словарной работы на уроках русского языка в начальных классах....
Доклад Выступление на ШМО «Коррекционная работа на уроках русского языка в начальных классах»
ДокладВыступление на ШМО«Коррекционная работа на уроках русского языка в начальных классах»...
Доклад на конференции начальных классов: "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах"
Доклад на тему "Формирование орфографической зоркости"....
Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."
Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."...