Доклад "Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
О разных видах словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnaya_rabota.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия №9 г.Кызыла Кызылского кожууна РТ
Доклад по теме:
«Словарная работа на уроках русского языках в начальных классах»
учителя начальных классов
МБОУ гимназии №9 г.Кызыла
Аракчаа Эллады Сергеевны
2014г.
Введение
1.Организация словарной работы на уроках русского языка.
2.Объснение значения новых слов.
3.Закрепление и активизация новых слов.
4.Заключение.
Литература
Введение
На протяжении всего курса русского языка в школе большое значение придается словарной работе.
Словарная работа охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, оттенков значений, эмоционально-экспрессивной окраски слов, сфер их употребления, многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов; активизацию словаря, использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, т. е. устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов работы со словарём, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
Актуальность темы:
Актуальность работы над словарём младших школьников обусловлена низким уровнем их речевого развития: на уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А ведь проблема лексической организации речи в последнее время занимает одно из ведущих мест в общем списке актуальных вопросов методики преподавания русского языка.
Работа над словом или словарная работа-это специальное, целенаправленное обогащение словарного запаса учащихся.
Основная цель словарной работы - обогащение и расширение русского словаря нерусских учащихся, привитие навыков практического употребления слов в речевой деятельности.
В задачи словарной работы входит:
-систематическое накопление у учащихся запаса русских слов;
-уточнение и расширение понимания ранее усвоенных слов;
-активизация новых слов через речевую практику.
Над темой «Словарная работа как эффективное средство обогащения речи учащихся» работаю с 2013 года. Каковы же причины выбора данной темы? По своим наблюдениям, я сделала вывод - дети, закончившие детский сад, придя в первый класс, приходят со скудным словарным запасом. Но у таких детей, естественно, словарный запас наиболее выше, у них коммуникативные функции развиты хорошо, чем у детей, которые воспитывались дома.
2001 году начала работать учителем начальных классов. Мне дали первый класс. Поработав некоторое время, я стала замечать, что учащиеся не очень любят уроки русского языка, не очень активны на уроке, как на других уроках. Словарный запас ниже, не умеют оформить свои мысли и передать их. Учащиеся допускали такие ошибки, как перенесение слова родного языка в русский контекст.
Например: Люди осенью собирают фрукты и ногаалар. Во время переменов мы играем в мяч. Я живу в бежен дугааре.
Происходит приспособление слова родного языка к русскому языку.
Ошибки, которые появляются при перенесении значений слов родного языка на русские - это лексико-семантические ошибки. Наблюдаются в русской речи учащихся при употреблении слов - это многозначные слова. Например, «Я принёс брата в школу» (принести, привезти, привести) и многие ошибки.
По поводу домашних заданий, то делаем домашние задания с урока русского языка. С целью обогащения словарного запаса учащихся и развития речи, в классе у всех учащихся имеются русско-тувинские словари. Это способствует заинтересованности к русскому языку, желанию правильно общаться на международном языке.
Речь – это великий дар, принадлежащий человеку. Но этим даром нужно овладеть, научиться им умело и эффективно пользоваться. Длинный и сложный путь речевого развития начинается с момента рождения человека и продолжается всю жизнь. Ребёнок усваивает язык стихийно, в процессе ситуативной речевой деятельности. Целенаправленная и систематическая работа по развитию речи начинается в детском саду. В первом классе четырёхлетней начальной школы осуществляется дальнейшее совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Поскольку навыки письма у первоклассников только-только начинают формироваться, занятия по развитию носят преимущественно устный характер. Они проводятся в процессе коллективной работы и под руководством учителя.
Одной из важнейших задач в работе учителя по развитию речи – это ознакомление учащихся на практической основе с системой языка, т.е. формирование умения распознавать основные языковые единицы (звук, слово, словосочетание, предложение, текст) и действовать с ними.
2. Словарная работа на уроках русского языка в национальной, особенно в начальной школе «имеет решающее значение при обучении учащихся практическому владению русским языком».
Работа над словом имеет большое воспитательное значение – способствует формированию мировоззрения учащихся, расширяет их кругозор, обогащает духовный мир соответственно целям общества.
Особенность словарной работы в школе (как, в прочем, и многих других видов работы по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Учащиеся усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, с изобразительным искусством, со спортом и т.д. По разным данным, дети семи лет, приходящие в школу, имеют в своём словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами. Подсчитано, что более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка, чтения и грамматики. Следовательно, для нормального обогащения словаря учащихся на каждый урок следует планировать работу над 3-4 новыми словами и значениями, а также работу над многозначностью, над оттенками значений, эмоциональными окрасками, сочетаемостью и особенностями употребления - ещё 5-6 слов.
Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов.
Из чего же складывается словарная работа в школе? В ней сливаются 4 направления:
Во-первых, обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которых учащиеся не знали вовсе, новых значений слов;
Во-вторых, уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов. Выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
В-третьих, активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.
В-четвёртых, устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Естественно, что четыре направления работы тесно связаны между собой.
Подробнее остановимся на работе по обогащению словарного запаса. Что понимается над обогащением словарного запаса кроме уже сказанного: это качественное обогащение словаря или усвоение новых значений известных слов, их сочетаемости и выразительных возможностей.
Работа над новым словом может состоять из следующих этапов:
- Объяснение значения нового слова;
- Усвоение учащимися произношения нового слова;
- Закрепление и активизация нового слова в речи.
Объяснение значения новых слов.
Объяснение значения новых слов - важный момент в процессе словарной работы. Необходимо, чтобы у детей создалось конкретное представление о предмете или явлении, которое обозначается русским словом. Поэтому объяснение значения новых слов должно опираться на конкретные восприятия учащихся. Учителю необходимо руководствоваться следующим принципом, который выдвигал Ян Амос Коменский: «Всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию -путём осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».
В начальной нерусской школе для объяснения слов могут использоваться следующие приёмы:
1.Показ предметов в натуре, их моделей и макетов, коллекций позволяет наглядно объяснить названия предметов (парта, книга, листок, морковь, ель), их признаки (красный, белый, мягкий, лёгкий, тяжёлый), количество предметов (два, пять, десять).
2.Демонстрация действий. Применяется обычно для объяснения значения отдельных глаголов (пишет, прыгает, сидит) и наречий, обозначающих образ и способ действий (пишет чисто, сидит правильно).
3.Показ изображения предметов и действий (рисунков, картин, иллюстраций, открыток, диапозитивов). Применяется тогда, когда нет возможности показать предмет в натуре или демонстрировать действия.
4.Слушание звукозаписи. Практикуется для осмысления глаголов звучания (кукует, кукарекает, гогочет, мычит).
5.Словообразовательный анализ с подбором однокоренных слов (выздоровела - здоровый, здоровье; мосточек - мостик, мост).
6.Перевод слова на родной язык. Этот приём применяется как самостоятельный, когда, то или иное слово невозможно семантизировать при помощи вышеназванных приёмов. Например, такие слова, как показался, глупый, спасти, запомнить, редко, жизнь и другие, невозможно объяснить без перевода на родной язык учащихся. В то же время перевод может сопровождать и некоторые из вышеназванных приёмов. Дело в том, что ученик нерусской начальной школы, имеющий устойчивый речевой опыт на родном языке, каждое новое слово сопоставляет с соответствующим словом родного языка и только после этого получает точное представление о его значении. Перевод на родной язык обеспечит точное усвоение русских слов.
7.Использование контекста. Новое слово вводится во фразу или небольшой связный текст, тогда значение его выступает отчётливо. Этот приём особенно эффективен для семантизации видовых форм глагола, так как видовые значения во всех оттенках проявляются только в контексте, в связи и взаимодействии с другими членами высказывания, например,: Каждый день хожу в магазин за продуктами. Завтра пойду в цирк.
8.Значение нового слова может быть объяснено путём подбора синонимов (метель-буран, вьюга; бедный - небогатый; в двух шагах - близко).
9. Подбор антонимов (вылетел-влетел, далеко - близко, грязный - чистый).
При объяснении новых слов несколько приёмов могут использоваться в комплексе. Например, при объяснении таких глаголов, как мяукать, мурлыкать, возможно, применение в комплексе разбора слова по составу (выделение корня глагола), сопоставления с родным языком, звуковой наглядности и контекста (сочетания глаголов с названиями животных). Например:
1). В русском языке: Кошка мяукает (мяу-). Собака рычит.
2).В тувинском языке: мыяулай (мыяу) мяоннаар. Ыт ырланыр.
Развитие речи не мыслится без навыков правильного произношения. Все русские слова должны усваиваться учащимися в правильном произношении.
После семантизации непонятных слов следует поупражнять детей в произношении, выявить трудности, исправить неточности.Нерусские учащиеся испытывают трудности при произношении звука /щ/ в словах защищал, конечного мягкого/т/ в словах поить, таять. В слове хозяин /х/ могут произносить не как заднеязычный, а как гортанный.
Правильное произношение слов усваивается с речи учителя или со звукозаписи и закрепляется путём многократного повторения вслух.
Заключение.
- И в заключении я хочу сказать, что в результате работы над своей методической темой, у учащихся повысился интерес к урокам русского языка, дети на уроках стали наиболее активно работать, словарный запас стал богаче, речь более развита, они могут правильно оформить свои мысли и передать их. Тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формируя у ребёнка внимание, уважение и любовь к русскому языку.
Словарный запас моих учащихся примерно составляет после окончания 1 класса-650-700 слов, в конце первого полугодия 730 слов.
Библиография:
- «Методика развития речи младших школьников» М.Р.Львов.
- «Методика развития речи в начальной школе» А.П.Велийчук, А.Ш.Асадуллин.
- Кара-оол Л. Термины родства и свойства в современном русском языке. - «Башкы» №6, 1994г. стр.43
- Журжина Ш.В, Костромина М.В. Дидактический материал по русскому языку. – М., 1989г.
- Леонович Е.Н. Учимся правильно говорить и писать: Лексико-орфографический словарь-минимум для начальной школы. – М., 1996г.
- Бегзи Р.Р. О двуязычии – Журнал «Башкы», №3 1998г.
- Бегзи Р.Р. Селиверстова Г.М. –Программа по русскому языку для 1-4 классов тувинской школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .
Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед нами, является задач...
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах . Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и ...
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах.
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах....
"Деятельностный подход. Аспекты словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах".
Словарная работа также может прекрасно вписаться в современный урок разработанный на основе деятельностного подхода. В соответствии с этим структура словарно-орфографической работы претерпивает измен...
"Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах".
Как заинтересовать детей, увлечь работой по изучению слов, сделать процесс усвоения особенно трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая большого напряжения и сил учителя. Решать эту за...
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта...