Рабочая программа по обучению письму 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая прграмма по обучению письму автор:В. Г. Горецкий, адаптирована на 7 вид (ЗПР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obucheniyu_pismu.doc | 366.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Учебная программа по обучению грамоте для специальных (коррекционных) классов VII вида в общеобразовательных школах разработана на основе Примерной программы по русскому языку (2004 г.), авторской программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина «Обучение грамоте и развитие речи», авторской программы Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпиной «Русский язык», рекомендованной МО и науки РФ для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы.
В обучении детей, испытывающих трудности в усвоении школьных знаний, следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой. Необходимо обеспечить усвоение учащимися знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения, расширить кругозор школьников, заложить основы навыков учебной работы, привить интерес к родному языку, к чтению, книге, сформировать нравственные и эстетические представления, способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.
Программа периода подготовки к обучению грамоте и развития речи также решает задачи восполнения пробелов дошкольного речевого развития, выработки у учащихся направленности на дифференцированное восприятие языковых средств, на накопление элементарных практических наблюдений над звуковыми, лексическими, синтаксическими явлениями языка.
Основные задачи этого периода:
- ознакомить детей со звуковым составом русского языка;
- научить свободно ориентироваться в звуковой структуре слова, осознавать, что в каждом слове определённое число звуков, сочетающихся в строгой последовательности;
- уточнить артикуляцию звуков речи, научить различать звуки, близкие по артикуляционным или акустическим свойствам. Учащиеся должны усвоить правильное положение языка, губ, зубов, знать об участии голоса при произнесении каждого звука;
- активизировать устную речь детей, сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, практически подготовить учащихся к усвоению ряда грамматических тем.
В обучении этих учащихся предусматривается:
- максимальное внимание к формированию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
- уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
- развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т. е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно;
- воспитание интереса к родному языку;
- формирование навыков учебной работы;
- развитие приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.
Реализация указанных задач возможна при выраженной коррекционной направленности обучения и воспитания, доброжелательном, уважительном отношении учителя к ученикам, поощрении любых их успехов.
При обучении детей, имеющих особые образовательные потребности, необходимо руководствоваться следующими требованиями:
- находить любой повод, чтобы похвалить ребёнка, отметить хотя бы маленькие его достижения. Успех формирует у ребёнка веру в себя, желание учиться, радостный жизнеутверждающий тонус, рождает энергию для преодоления трудностей. Доброе, сердечное отношение к детям, умение вовремя и обоснованно похвалить каждого ученика необходимо сочетать с достаточно высокой требовательностью. С первых же дней школьнику должно быть ясно, какие конкретные действия, дела, поступки вызвали одобрение, что ещё у него не получается, чему он должен научиться;
- преподносить новый материал предельно развёрнуто;
- значительное место должна занимать практическая деятельность учащихся: работа со схемами, таблицами, разрезной азбукой и т.д.;
- разыгрывать ситуации для формирования культуры общения;
- систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и полноценного усвоения нового;
- используемый словарный материал уточняется, пополняется, расширяется, а также постоянно соотносится с предметами, явлениями окружающего мира, их признаками и т.д.;
- выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к детям: учитываются уровень их подготовленности, особенности личности ученика, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий и т.д.
В обучении грамоте выделяются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов: 1) обучение первоначальному чтению и 2) обучение письму – и закрепляется работой по развитию речи на основных её уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).
Целесообразно отводить одну часть каждого урока на устную работу по уточнению фонематических представлений, звуковому анализу и синтезу, практическому ознакомлению с предложением, а другую часть – на ознакомительное чтение детской художественной литературы и подготовку к письму.
Внедрение в схему звукового состава слов букв, обозначающих гласные звуки, предупреждает в дальнейшем пропуск гласных на письме, а также подготавливает детей к обучению чтению: они приобретают навык ориентироваться на гласную, сливая звуки в слоги. Обозначив звуки цветными фишками или фишками и буквами, школьники проверяют правильность выполненного ими задания: «читают» по схеме проанализированное ими слово. На данном этапе обучения термин «чтение» употребляется условно. При таком чтении ребёнок, опираясь на ряд клеток схемы (по количеству фонем в слове) и их окраску, воссоздаёт звуковой образ слова. Ближе к собственно чтению выполнение детьми других заданий, таких, как заменить в проанализированном слове одну гласную букву другой и «прочитать» новое слово (например, заменить о на у в схеме звукового состава слова стол или последнюю а на ы в схеме состава слова рама).
Далее проводится последовательное выделение звуков из слова только на основе проговаривания вслух, без действий с фишками.
Формирование умения анализировать звуковой состав слов каждой слоговой структуры должно включать все указанные выше действия. Важно, чтобы ученик последовательно выполнял все задания, так как пропуск отдельных звеньев в усвоении учебного материала ведёт к неполноте знаний и неустойчивости навыков. Большое внимание уделяется постепенному росту самостоятельности и самоконтроля при выполнении заданий.
Учителю необходимо принимать во внимание меру овладения действием звукового анализа каждым школьником. Индивидуализация заданий определяется тем, какой способ действия освоен ребёнком, а также тем, на какие структуры слов он может распространить усвоенные им умения. Так, например, отдельным ученикам необходимо предоставить возможность действовать с фишками по готовой схеме, несмотря на то, что весь класс уже анализирует слова определённой слоговой структуры без развёрнутого действия с фишками, только на основе проговаривания вслух.
Звуковой анализ считается сформированным тогда, когда ребёнок самостоятельно на слух может последовательно выделить звуки из слов различной слоговой структуры.
Букварный период состоит из разделов: обучение чтению, обучение письму и развитие устной речи. В этот период особое внимание уделяется работе со слоговыми таблицами, разрезными буквами и слогами. Дети читают слоги, добавляют к ним другие для образования слов, сами придумывают с ними слова. Используются также упражнения с подвижной азбукой (например, с пособием типа «абак»), задания на чтение пар или цепочек слов с заменой отдельных букв или слогов, столбиков слогов и слов способом наращивания. Известно, что у детей указанной категории значительные трудности вызывает чтение слогов и слов, включающих стечение согласных, мягкие согласные, мягкость которых обозначена буквами е, ё, ю, я; необходимо увеличить количество упражнений в чтении слов с такими структурами, а также с буквами ъ и ь (твёрдый и мягкий знаки).
Целесообразно конструировать упражнения на базе читаемых текстов путём выделения и предварительной проработки слов, вызывающих затруднения из-за непонятного значения или сложной, неосвоенной слоговой структуры.
На основе чёткого разграничения звуков и букв формируется умение обозначать звуки в графических модулях слов буквами, закладываются основы грамотного письма – умение писать слова, произнесение которых не расходится с написанием.
Письмо – совершенно новый вид деятельности для первоклассников. Обучая письму, следует руководствоваться методическими рекомендациями, предназначенными для обучения нормально развивающихся шестилеток. Прежде всего, необходимо соблюдать общие гигиенические требования: соответствие парты росту ребёнка (во избежание нарушений осанки), цвет доски, направленность света и т.д.
Известно, что ряд психофизических особенностей затрудняет процесс овладения письмом ребёнком шести-семи лет. Иногда обучение письму осложняется лёгкой формой двигательных нарушений, которые являются следствием органического повреждения головного мозга. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает утомляемость кистей рук. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребёнок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. По мере нарастания утомления его движения становятся неточными, размашистыми или слишком мелкими. Нередко указанные нарушения сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации. В таких случаях письмо ребёнка отличается не только плохой каллиграфией, но и неправильным воспроизведением графического образа букв.
Возрастные особенности моторики, общая повышенная утомляемость ребёнка требуют самой тщательной работы по подготовке к обучению письму. Она идёт в нескольких направлениях: гимнастика рук; ориентирование на листе бумаги, отработка элементарных графических навыков; соотнесение звука с буквой, а в дальнейшем установление соответствия между звуком и печатной и письменной буквами; письмо букв и их соединение. Детей необходимо научить правильно сидеть и пользоваться письменными принадлежностями.
Целесообразно использовать для письма не линованные тетради, а альбомы для рисования. Каждое задание следует предлагать школьникам в игровой форме: «дождик накрапывает» (точки сверху вниз), «струи дождя» (штрихи), «лужи», «облака», «ёжик», «солнце и его лучи» (овал, круг), «домик улитки» (спираль), «волны», «водоросли» (волнистые линии) и т.д. Далее дети учатся обводить контуры геометрических фигур, предметов и штриховать. Следует широко использовать книжки-раскраски. Задания, предложенные в игровой форме, не только вызывают у детей интерес, но и за счёт положительного эмоционального настроя способствуют повышению психического тонуса.
После подготовительных упражнений учащиеся переходят к работе с тетрадью. Они знакомятся с её разлиновкой, с направлением написания букв (слева направо), учатся соблюдать при письме границы строки. Обучение начинается с очерчивания рабочей строки, рисования бордюров в её пределах. Далее дети учатся расставлять точки по верхней и нижней линиям рабочей строки на равном расстоянии друг от друга. Это расстояние должно соответствовать ширине будущих букв. По точкам дети пишут короткие и длинные палочки с закруглением вверху и внизу, прямые с петлёй, овал и полуовал и т.д., сами буквы.
Из-за трудностей овладения письмом ознакомление учащихся с рукописными буквами организуется постепенно: сначала вводятся строчные и заглавные буквы, не отличающиеся по начертанию (м, М; л, Л; о, О; с, С и др.), затем заглавные буквы сложной конфигурации (К, В, А, Р, Д), наконец, буквы, сходные по начертанию (о – а, и –у, Т –П, Л – М и др.).
С первых занятий следует приучать детей писать с наклоном и ритмично. Часто ребёнок пишет перпендикулярно строке, поэтому необходимы специальные упражнения, чтобы дети поняли, чем отличается наклонное расположение букв и их элементов от прямого. Очень важно при этом не торопить детей, а терпеливо и настойчиво добиваться точного выполнения советов учителя, поощряя любой успех. Ребёнок затрачивает на техническую сторону письма огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма не должна превышать пяти минут. По истечении этого времени детям необходим отдых. Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму способствует поддержанию работоспособности школьников, поддерживает их нормальное зрение и правильную осанку, благоприятствуя коррекции их физического развития.
В разделе «Развитие устной речи» непременным её содержанием является словарная работа. Дети уточняют семантику слов, узнают оттенки их значений, знакомятся с новыми словами, соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Одновременно уточняется и расширяется круг впечатлений и представлений об окружающем мире. На непосредственное решение этой задачи направлены занятия по «Ознакомлению с окружающим миром», но на уроках подготовки к усвоению грамоты указанная работа также занимает значительное место в плане организации речевого высказывания. Первоклассники учатся давать полные ответы на вопросы об увиденном, о собственных впечатлениях, наблюдениях и практической деятельности. С этого начинается практическая подготовка детей к формированию представлений о различных текстах – описании, повествовании, рассуждении. Детей необходимо учить описывать предмет, явление, излагать событие о нём в определённой последовательности; пользоваться языковыми средствами выразительности; употреблять точные наименования предметов, их признаков, действий, указывать место и время событий, употреблять предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов (на, над, под, за, между, перед). На основе наблюдений и действий с предметами дети учатся различать взаимное расположение предметов и обозначать эти отношения соответствующими словами.
В целях коррекции и развития речи целесообразно давать задания на использование в словосочетаниях, а затем и в предложениях существительных в родительном падеже множественного числа и творительном падеже единственного числа, вызывающих трудности у детей. Коррекционная работа на уроках эффективна только тогда, когда ребёнок имеет возможность развёрнуто высказывать свои мысли. Его следует внимательно выслушать, не перебивая, уловить погрешности его речи и организовать остальных учащихся на проверку задания и исправление допущенных ошибок. Учитель не может быть удовлетворён правильными ответами одного-двух учеников. Необходимо убедиться в правильном понимании вопроса всеми школьниками. В случае затруднений не следует торопиться с подсказкой готового ответа. Необходимо организовать работу так, чтобы дети сами подошли к решению проблемы.
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с цепями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в ткете. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных туков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных туков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный - непарный; согласный звонкий -глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения
С помощью толкового словаря. Представление об однозначных
и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и анонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- сочетания чк—чн, чт, щн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, нянчить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Последовательность предложений в тексте.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I класс
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
- все буквы русского алфавита;
- пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
- выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
- проводить звуковой анализ слов;
- различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
- списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
- употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
- писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;
- самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему;
- виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
- слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
- соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
- использования прописной буквы в именах собственных;
- написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;
- обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
- правильного написания слов типа пень, яма;
- правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
№ п/п | Тематическое планирование | Содержание | Характеристика деятельности | Дата урока | Примеча ния |
I ЧЕТВЕРТЬ (36 ч.) | |||||
1 | День знаний | 02.09 | |||
2 | Прописи – первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | Формирование умения видеть широкую строку; выполнение штриховки предметов в одном направлении. | Учиться соблюдать гигиенические требования при письме. Контролировать свои действия в процессе работы. Организовывать своё рабочее место и поддерживать порядок на парте. | 03.09 | |
3 | Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов. | Подготовка к письму. Правило письма. Тренировка в написании полуовалов, штриховка предметов. | Следить за положением ручки при письме, посадкой за столом. Выполнять работу по образцу. | 05.09 | |
4 | Рисование полуовалов и овалов. | Гигиенические правила письма. Письмо полуовалов, формирование умения рисовать окружность. | Различать рабочую строчку. Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения. | 06.09 | |
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. | Знакомство с рабочей строкой. Дописывание строк; написание линий с закруглением вверху и внизу. | Различать рабочую строчку. Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения. | 09.09 | |
6 | Письмо наклонных линий с закруглением внизу и вверху. | Письмо по образцам; навыки написания различных элементов букв. | Различать рабочую строчку. Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения. | 10.09 | |
7 | Письмо элементов букв. | Письмо по образцу элементов букв. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка. | Различать направление линий в прописи. Различать рабочую строчку Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения. | 12.09 | |
8 | Письмо больших и маленьких овалов. | Обведение овалов и письмо. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка. | Следить за положением ручки при письме, посадкой за столом. Различать рабочую строчку. | 13.09 | |
9 | Письмо коротких наклонных линий. | Формировать умение ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу. | Научатся выполнять графические упражнения по образцу. Ориентироваться на странице прописи, правильно удерживать ручку, располагать тетрадь на парте под наклоном, находить рабочую строку, работать на ней. | 16.09 | |
10 | Повторение и обобщение пройденного материала по русскому языку. Письмо наклонных линий. | Формировать умение ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу. | Научатся выполнять графические упражнения по образцу. Ориентироваться на странице прописи, правильно удерживать ручку, располагать тетрадь на парте под наклоном, находить рабочую строку, работать на ней. | 17.09 | |
11 | Письмо коротких и длинных линий. | Формировать умение ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу. | Научатся выполнять графические упражнения по образцу. Ориентироваться на странице прописи, правильно удерживать ручку, располагать тетрадь на парте под наклоном, находить рабочую строку, работать на ней. | 19.09 | |
12 | Письмо наклонных линий. | Формировать умение ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу. | Научатся выполнять графические упражнения по образцу. Ориентироваться на странице прописи, правильно удерживать ручку, располагать тетрадь на парте под наклоном, находить рабочую строку, работать на ней. | 20.09 | |
13 | Письмо коротких и длинных линий. | Формировать умение ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу. | Научатся выполнять графические упражнения по образцу. Ориентироваться на странице прописи, правильно удерживать ручку, располагать тетрадь на парте под наклоном, находить рабочую строку, работать на ней. | 23.09 | |
14 | Письмо строчной буквы а. | Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать изучаемую букву. | Научатся писать плавно строчную букву а. Соотносить печатную и письменную буквы. | 24.09 | |
15 | Письмо заглавной буквы А. | Где используются заглавные буквы? Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать изучаемую букву. | Научатся писать плавно заглавную букву А. Соотносить печатную и письменную буквы. | 26.09 | |
16 | Письмо строчной буквы о. | Какие элементы используются при написании строчной буквы о? Формировать умения ориентироваться на странице прописи, выполнять графические упражнения по образцу; учить писать изучаемую букву. | Научатся писать плавно строчную букву о. Соотносить печатную и письменную буквы. | 27.09 | |
17 | Письмо заглавной буквы О. | Какие элементы используются при написании строчной буквы О? | Научатся писать плавно заглавную букву О. Соотносить печатную и письменную буквы. | 30.09 | |
18 | Письмо строчной буквы и. | Умение сравнивать печатные и прописные буквы; тренировка в написании буквы и. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка. | Сопоставлять начертание буквы и с другими буквами. Комментировать письмо изученных букв. Узнавать деформированные слова и восстанавливать их. Задавать вопросы, формулировать задание товарищу. | 01.10 | |
19 | Письмо заглавной буквы И | Умение сравнивать печатные и прописные буквы; тренировка в написании буквы и. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка. | Сопоставлять начертание буквы и с другими буквами. Комментировать письмо изученных букв. Узнавать деформированные слова и восстанавливать их. Задавать вопросы, формулировать задание товарищу. | 03.10 | |
20 | Письмо строчной буквы ы. | Освоение алгоритма написания строчной буквы ы. Развитие воображения, логики, смекалки. | Выполнять задание по образцу. Восстанавливать деформированные буквы. Устанавливать последовательность поэтапного письма. Наблюдать за изменением слов по числам. | 04.10 | |
21 | Письмо строчной буквы у. | Освоение алгоритма написания строчной буквы у. Умение записывать слоги ау, уа, иа, уи. | Правильно соединять изученные буквы на письме. Классифицировать печатные и письменные буквы на письме. Учить находить логическое ударение в предложении. | 07.10 | |
22 | Письмо заглавной буквы У. | Освоение алгоритма написания заглавной буквы У. Умение записывать слоги ау, уа, иа, уи. | Правильно соединять изученные буквы на письме. Классифицировать печатные и письменные буквы на письме. Учить находить логическое ударение в предложении. | 08.10 | |
23 | Письмо строчной буквы н. | Написание строчной буквы н. | Анализировать написание буквы н. Находить знакомые элементы письма. Угадывать букву по комментированию. Писать букву под диктовку. Проверять работу друг друга. | 10.10 | |
24 | Письмо заглавной буквы Н. | Написание заглавной буквы Н; имен собственных: Нина, Нонна. | Анализировать написание буквы Н, н. Находить знакомые элементы письма. Угадывать букву по комментированию. Писать букву под диктовку. Проверять работу друг друга. | 11.10 | |
25 | Письмо строчной буквы с. | Написание буквы с.. Письмо под диктовку: а, и, о. | Воспроизводить написание элементов по памяти. Сопоставлять услышанный алгоритм с написанием элементов. Комментировать вслух написание изученных элементов. | 14.10 | |
26 | Письмо заглавной буквы С. | Написание буквы С.. Письмо под диктовку: а, и, о. | Воспроизводить написание элементов по памяти. Сопоставлять услышанный алгоритм с написанием элементов. Комментировать вслух написание изученных элементов. | 15.10 | |
27 | Письмо строчной буквы к. | Тренировка в написании буквы к; слогов и слов с ними. | Объяснять устранение графических ошибок. Рассуждать при дописывании в слове недостающих элементов букв. Овладевать графической зоркостью. | 17.10 | |
28 | Письмо заглавной буквы К. | Тренировка в написании буквы К; слогов и слов с ними. | Объяснять устранение графических ошибок. Рассуждать при дописывании в слове недостающих элементов букв. Овладевать графической зоркостью. | 18.10 | |
29 | Письмо строчной буквы т. | Формирование умения записывать предложения, ставить в конце них знаки препинания. Анализ предложений. | Видеть в букве уже изученные элементы. Составлять самостоятельно алгоритм проговаривания для написания. Находить графические ошибки в заданных словах. | 21.10 | |
30 | Письмо заглавной буквы Т. | Формирование умения записывать предложения, ставить в конце них знаки препинания. Анализ предложений. | Видеть в букве уже изученные элементы. Составлять самостоятельно алгоритм проговаривания для написания. Находить графические ошибки в заданных словах. | 22.10 | |
31 | Письмо слогов и слов с буквами Т. | Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка | Видеть в букве уже изученные элементы. Составлять самостоятельно алгоритм проговаривания для написания. Находить графические ошибки в заданных словах. Учить составлять деформированное предложение. | 24.10 | |
32 | Письмо слогов, слов и предложений с пройденными буквами. | Учить писать слова и предложения с изученными буквами, выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов; формировать навык правописания, развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, фонематический слух. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 25.10 | |
33 | Письмо строчной буквы л. | Письмо слогов, слов и предложений с буквой л. | Находить графические ошибки в заданных словах. Сравнивать и анализировать начертание буквы Л с изученными буквами . Конструировать слово из заданного набора букв. | 28.10 | |
34 | Письмо заглавной буквы Л. | Письмо слогов, слов и предложений с буквой Л. | Сравнивать и анализировать начертание буквы Л с изученными буквами. Наблюдать за изменением слов в предложении (по родам). Учить писать слова с удвоенными согласными. | 29.10 | |
35 | Письмо строчной буквы р. | Строчная буква р. Учимся письменно отвечать на вопросы. | Анализировать начертание новой буквы самостоятельно выводить алгоритм её написания. Конструировать буквы из элементов. Учить письменно отвечать на вопрос. | 31.10 | |
36 | Письмо заглавной буквы Р. | Заглавная буква, Р. Учимся письменно отвечать на вопросы. | Анализировать начертание новой буквы самостоятельно выводить алгоритм её написания. Конструировать буквы из элементов. Учить письменно отвечать на вопрос. | 01.11 | |
II ЧЕТВЕРТЬ (28 ч.) | |||||
37 | Письмо строчной буквы в. | Учить писать строчную букву в, правильно располагать буквы и слова в строке, списывать слова и предложения с образцов, проверять написанное. | Научатся писать строчную букву в; анализировать и записывать слоги с изученными буквами, списывать слова и предложения без ошибок. | 11.11 | |
38 | Письмо заглавной буквы В. | Учить писать заглавную букву В, правильно располагать буквы и слова в строке, списывать слова и предложения с образцов, проверять написанное. | Научатся писать заглавную букву В; анализировать и записывать слоги с изученными буквами, списывать слова и предложения без ошибок. | 12.11 | |
39 | Письмо строчной буквы е. | Формирование умения записывать предложения, ставить в конце них знаки препинания. Анализ предложений. | Списывать слова по образцу, списывать печатный текст. Наблюдать за изменением слов, различать признаки, их изменения. | 14.11 | |
40 | Письмо заглавной буквы Е. | Написание слогов и слов с буквой е. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка | Сравнивать изучаемую букву с ранее изученными. Находить известные элементы. Писать предложение, правильно оформлять его на письме. Классифицировать буквы по разным признакам. | 15.11 | |
41 | Письмо строчной буквы п. | Письмо слогов, слов и предложений с буквой п. | Знать формы всех изученных письменных букв. Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы. | 18.11 | |
42 | Письмо заглавной буквы П. | Письмо слогов, имен и предложений. | Коллективно составлять алгоритм написания буквы П. Определять в слове графические ошибки. Сравнивать с образцом. Конструировать слова из слогов, из заданного слова (анаграммы). | 19.11 | |
43 | Письмо строчной буквы м. | Письмо слов и предложений. | Писать слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно). Конструировать слова из набора букв. Писать буквы в связке. Давать графическое задание товарищу и проверять его выполнение. | 21.11 | |
44 | Письмо заглавной буквы М | Письмо слов и предложений. | Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги. | 22.11 | |
45 | Письмо строчной буквы з. | Письмо слов и предложений с изученными буквами. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка. | Сравнивать начертания заглавной и строчной буквы. Наблюдать над видами соединений изучаемой буквы с другими. Писать имена и фамилии с большой буквы. Работать по образцу. | 25.11 | |
46 | Письмо заглавной буквы З. | Слоговой и звукобуквенный анализ слов. | Уметь соотносить печатную и письменную буквы. Наблюдать за словами, находить различия в них. | 26.11 | |
47 | Письмо слов и предложений с буквами З, з. | Учить писать слова и предложения с изученными буквами, выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов; формировать навык правописания, развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, фонематический слух. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 28.11 | |
48 | Письмо предложений с изученными буквами. | Учить писать слова и предложения с изученными буквами, выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов; формировать навык правописания, развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, фонематический слух. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 29.11 | |
49 | Письмо строчной буквы б. | Буква в начале слова, после согласного. | Анализировать начертание новой буквы самостоятельно выводить алгоритм её написания. Находить правильно выполненную букву среди предложенных, объяснять графические ошибки. | 02.12 | |
50 | Письмо заглавной буквы Б. | Буква в начале слова, после согласного. | Анализировать начертание новой буквы самостоятельно выводить алгоритм её написания. Находить правильно выполненную букву среди предложенных, объяснять графические ошибки. | 03.12 | |
51-52 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. Списывание печатного текста. | Учить писать слова и предложения с изученными буквами, выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов; формировать навык правописания, развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, фонематический слух. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 05.12, 06.12 | |
53 | Письмо строчной буквы д. | Письмо буквы д. Название рек, городов. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Анализировать начертание букв, формировать умение ставить ударение, делить слова на слоги. | 09.12 | |
54 | Письмо заглавной буквы Д. | Письмо буквы Д. Название рек, городов. Деление слов на слоги. Словесное ударение. | Анализировать начертание букв, формировать умение ставить ударение, делить слова на слоги. | 10.12 | |
55 | Письмо строчной буквы я. | Письмо буквы я, слов и предложений. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «яблоко», «Зоя». Запись предложений с проговариванием. | Знать, что в начале слова буква я обозначает два звука, | 12.12 | |
56 | Письмо заглавной буквы Я. | Письмо буквы Я, слов и предложений. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «яблоко», «Зоя». Запись предложений с проговариванием. | Знать, что в начале слова буква я обозначает два звука, | 13.12 | |
57-58 | Повторение и обобщение сведений о многозначности слов. | Многозначность слов. | Сравнивать значение многозначных слов. Наблюдать за особенностями многозначных слов. | 16.12, 17.12 | |
59 | Письмо текстов с изученными буквами. Письмо строчной буквы г. | Слоговой и звукобуквенный анализ слов «гуси», «гляди». Распознавание звука в словах. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка. | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные. | 19.12 | |
60 | Письмо заглавной буквы Г | Слоговой и звукобуквенный анализ слов «гуси», «гляди». Распознавание звука в словах. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка. | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные. | 20.12 | |
61 | Письмо строчной буквы ч. | Письмо буквы ч, слов и предложений. | Уметь соотносить печатную и письменную буквы | 23.12 | |
62 | Правописание сочетаний ЧА - ЧУ. | предложений. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «часы», «туча», «учу». Запись предложений. | Знать правописание ча, чу. | 24.12 | |
63 | Сочетания ЧА - ЧУ. Заглавная буква Ч. | Письмо буквы Ч, слов и предложений. | Уметь соотносить печатную и письменную буквы | 26.12 | |
64 | Написание буквы ь. | Наблюдение за элементами буквы ь. Формирование умений: а) сопоставлять изучаемую букву с известными буквами и выделять в них схожие элементы; б) различать мягкий знак смягчающий (показатель мягкости) и разделительный. | Знать, что Ь – показатель мягкости согласных звуков; Ь не обозначает звука. Наблюдать за изменением слов при добавлении ь. Уметь отгадывать загадки. | 27.12 | |
III ЧЕТВЕРТЬ (36 ч.) | |||||
65 | Письмо слов и предложений с буквой ь. | Наблюдение за элементами буквы ь. Формирование умений: а) сопоставлять изучаемую букву с известными буквами и выделять в них схожие элементы; б) различать мягкий знак смягчающий (показатель мягкости) и разделительный. | Знать, что Ь – показатель мягкости согласных звуков; Ь не обозначает звука. Наблюдать за изменением слов при добавлении ь. Уметь отгадывать загадки. | 13.01 | |
66 | Письмо строчной буквы ш. | Письмо буквы ш, слов и предложений с ней. | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные. | 14.01 | |
67 | Заглавная буква Ш. | Письмо буквы Ш, слов и предложений с ней. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Находить знакомые элементы в букве Ш. Различать слова, которые всегда пишутся с большой буквы. | 16.01 | |
68 | Сочетание ши (закрепление). | Писать слова и предложения с сочетанием ши-. | Наблюдать за написанием слов с сочетанием ши-. | 17.01 | |
69 | Письмо строчной буквы ж. | Письмо буквы ж, слов и предложений с ней. | Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные. | 20.01 | |
70 | Заглавная буква Ж. Правописание сочетаний ЖИ - ШИ. | Слоговой и звукобуквенный анализ слов «лужа», «жук», «ежи». Написание жи-ши, слов и предложений. | Научить употреблять изученные правила письма с сочетанием жи-ши. | 21.01 | |
71 | Написание строчной буквы ё. | Слоговой и звукобуквенный анализ слов «ёжик», «ёлка». Письмо слов и предложений. | Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву. | 23.01 | |
72 | Заглавная буква Ё. | Слоговой и звукобуквенный анализ слов Письмо слов и предложений | Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву. | 24.01 | |
73-74 | Написаний букв Й, й. | Письмо буквы й, слов и предложений. | Формировать навык грамотного письма, уметь сравнивать написание букв и от й. | 27.01, 28.01 | |
75 | Написание строчной буквы х. | Письмо буквы х, слов и предложений. | Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву, писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги. | 30.01 | |
76 | Написание заглавной буквы Х. Слов и предложений с ней. | Письмо букв х, Х, слов и предложений. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву, писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги. | 31.01 | |
77 | Письмо строчной и заглавной букв Х, х. Повторение изученного материала. | Письмо букв х, Х, слов и предложений. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Письмо слов и предложений с изученными буквами. | Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву, писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги. | 03.02 | |
78 | Письмо строчной буквы ю. | Письмо буквы ю, слов и предложений. Анализ и запись слов «юла», «юг». Запись предложений после анализа. | Научить писать строчную букву ю, слова и предложения. | 04.02 | |
79 | Письмо заглавной буквы Ю. Написание предложений с буквами Ю, ю. | Письмо буквы Ю, слов и предложений. Запись предложений после анализа. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Знать, что в начале слова буква Ю обозначает два звука, а после согласного – мягкость согласного. | 06.02 | |
80 | Написание строчной буквы ц. | Письмо буквы ц. | Знать непарные твердые и непарные мягкие согласные, особенности написания букв И, Ы после Ц, слова-исключения. | 07.02 | |
81 | Написание заглавной буквы Ц. Повторение изученного материала по написанию слов и предложений с пройденными буквами. | Письмо буквы Ц. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Письмо слов и предложений | Знать непарные твердые и непарные мягкие согласные, особенности написания букв И, Ы после Ц, слова-исключения. | 17.02 | |
82 | Письмо строчной буквы э. | Учить писать строчную букву э, формировать навык работы по алгоритму, умение выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с буквой э. | Научатся писать строчную букву э; выработать связное и ритмичное написание букв и слов на строке, без искажений, записывать слова и предложения после их предварительного разбора. | 18.02 | |
83 | Написание заглавной буквы Э. | Учить писать заглавную букву Э, слова и предложения с ней; развивать умения писать большую букву в именах людей, орфографическую зоркость, мышление, внимание. | Научатся писать заглавную букву Э. Записывать под диктовку имена собственные и предложения, контролировать этапы своей работы. | 20.02 | |
84 | Письмо строчной буквы щ. | Письмо буквы щ. Списывание напечатанного предложения письменными буквами. | Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв. | 21.02 | |
85 | Письмо заглавной буквы Щ. | Письмо буквы Щ. Списывание напечатанного предложения письменными буквами. | Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв. | 24.02 | |
86 | Закрепление правописания сочетаний ЧА – Ща, ЧУ – ЩУ. Обобщение знаний о буквах, обозначающих непарные по глухости/звонкости звуки. | Познакомить с правилом написания слов с сочетанием ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; вырабатывать умения списывать предложения с письменного текста; расширять словарный запас детей. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 25.02 | |
87 | Написание строчной буквы ф. | Письмо слов со слоговым и звукобуквенным анализом. Запись предложений. | Выполнять письмо по образцу (самостоятельно). Восстанавливать деформированные слова, буквы. | 27.02 | |
88 | Написание заглавной буквы Ф. | Письмо слов со слоговым и звукобуквенным анализом. Запись предложений. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Ориентироваться в столбцах таблицы, дополнять слова буквами. Уметь находить слова со слабой позицией написания парных согласных. | 28.02 | |
89 | Написание строчных ь и ъ. | Правописание разделительный Ь и Ъ. | Знать, в каких случаях пишется | 03.03 | |
90 | Написание букв ь и ъ. | Правописание разделительный Ь и Ъ. | Знать, в каких случаях пишется | 04.03 | |
91 | Повторение написания изученных букв. Запись слов под диктовку. | Учить писать слова и предложения с изученными буквами, выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов; формировать навык правописания, развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, фонематический слух. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 06.03 | |
92 | Повторение написания сочетаний ЧА, ЧУ, ЩА, ЩУ. | Повторить правила написания слов с сочетанием ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; вырабатывать умения списывать предложения с письменного текста; расширять словарный запас детей. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 07.03 | |
93 | Повторение написания ЖИ, ШИ. | Слоговой и звукобуквенный анализ слов «лужа», «жук», «ежи». Написание жи-ши, слов и предложений. | Научить употреблять изученные правила письма с сочетанием жи-ши. | 10.03 | |
94-95 | Повторение изученного в букварный период. | Учить писать слова и предложения с изученными буквами, выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов; формировать навык правописания, развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, фонематический слух. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 11.03, 13.03 | |
96 | Письмо слов, предложений о Родине. | Учить писать слова и предложения о Родине. | Анализировать и записывать слова с изученными буквами. | 14.03 | |
97 | Повторение пройденного материала. Орфографическое оформление границ предложений. | Учить писать слова и предложения с изученными буквами, выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов; формировать навык правописания, развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, фонематический слух. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 17.03 | |
98 | Мягкий знак -показатель мягкости согласного звука. | Показать роль мягкого знака в слове – служить – для мягкости согласного. | Понимать функции буквы ь. Употреблять эту букву при написании слов. | 18.03 | |
99 | Повторение пройденного материала: определение границ предложений в сплошном тексте. | Учить писать слова и предложения с изученными буквами, выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов; формировать навык правописания, развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, фонематический слух. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 20.03 | |
100 | Соотношение между звуками и буквами, двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я, роль букв, обозначающих гласные звуки в позиционном чтении слияний. | Учить писать изученные буквы, ритмично располагать буквы на строке; обучать выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов, развивать орфографическую зоркость. | Знать, что в начале слова буквы Ю,Е,Ё,Я обозначают два звука, а после согласного – мягкость согласного. | 21.03 | |
IV ЧЕТВЕРТЬ (27 ч) | |||||
101 | Повторение пройденного материала: Ь в середине и конце слова, как показатель мягкости предшествующего согласного. Непарные по звонкости/глухости и мягкости/твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы. | Показать роль мягкого знака в слове – служить – для мягкости согласного и для разделения. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 03.04 | |
102 | Повторение пройденного материала: способы обозначения звука [й’] на письме. | Письмо буквы й, слов и предложений. | Формировать навык грамотного письма, уметь сравнивать написание букв и от й. | 04.04 | |
103 | Повторение по теме : «Слог, ударение». | Закрепление умения детей определять количество слогов в слове. Знакомство учащихся с понятиями односложные, двусложные слова и т.д. | Объяснять слогообразующую роль гласного звука. Определять количество слогов в слове. Восстанавливать слова с нарушенным порядком слогов, конструировать слова из слогов. | 07.04 | |
104 | Повторение лексического материала «Азбуки». | Учить писать изученные буквы, ритмично располагать буквы на строке; обучать выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов, развивать орфографическую зоркость. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 08.04 | |
105 | Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии. | Учить писать изученные буквы, ритмично располагать буквы на строке; обучать выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов, развивать орфографическую зоркость. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 10.04 | |
106 | Повторение и закрепление пропедевтических сведений по морфемике. | Учить писать изученные буквы, ритмично располагать буквы на строке; обучать выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов, развивать орфографическую зоркость. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 11.04 | |
107 | Комплексное повторение на материале слов темы «Люби всё живое». | Учить писать изученные буквы, ритмично располагать буквы на строке; обучать выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов, развивать орфографическую зоркость. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 14.04 | |
108 | Комплексное повторение на материале стихотворений С.Я.Маршака и слов и предложений на тему «Школа». | Учить писать изученные буквы, ритмично располагать буквы на строке; обучать выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов, развивать орфографическую зоркость. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 15.04 | |
109 | Повторение синтаксиса на базе слов тематической группы «Природа». | Учить писать изученные буквы, ритмично располагать буквы на строке; обучать выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов, развивать орфографическую зоркость. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 17.04 | |
110 | Повторение материала по лексике на материале темы «Труд кормит, а лень портит». | Учить писать изученные буквы, ритмично располагать буквы на строке; обучать выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов, развивать орфографическую зоркость. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 18.04 | |
111 | Повторение обозначений (й) на письме, двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я. | Учить писать изученные буквы, ритмично располагать буквы на строке; обучать выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов, развивать орфографическую зоркость. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 21.04 | |
112 | Повторение сведений о звукозаписи в стихотворениях, фонетический анализ слов, составляющих основу звукозаписи стихотворения, тренировка в характеристике звуков. | Учить писать изученные буквы, ритмично располагать буквы на строке; обучать выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов, развивать орфографическую зоркость. | Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать предложения, проверять написанное; овладеть действиями связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, контролировать этапы своей работы. | 22.04 | |
113-114 | Оформление предложений в тексте. | Составление предложений и запись их. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Уметь составлять предложения из слов. | 24.04, 25.04 | |
115-116 | Правописание безударных гласных в корне слова. | Подбор проверяемых слов для безударных гласных букв в корне слова. | Уметь подбирать проверочные слова, обосновывая написание гласной в безударном слоге. | 28.04, 29.04 | |
117-118 | Правописание звонких и глухих согласных в конце слова. | Подбор слов для проверки написания парных согласных на конце слова. | Заменять в словах парные звонкие согласные на глухие. Наблюдать за парными звонкими согласными в сильной и слабой позиции. Восстанавливать деформированные предложения. Дополнять двустишие рифмующимся словом. | 05.05, 06.05 | |
119 | Правописание ЖИ – ШИ. | Запись текста по вопросам. Сочетание жи-ши. | Сравнивать произношение и написание сочетаний жи-ши. Восстанавливать слова, вставляя пропущенные буквы и слоги. | 08.05 | |
120 | Правописание ЧА – ЩА. | Запись и анализ предложений. Сочетание ча-ща. | Изменять слова по образцу. Выписывать из текста ответы на вопросы. Восстанавливать слова с пропущенными буквами. | 12.05 | |
121 | Правописание ЧУ – ЩУ. | Запись и анализ предложений. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «щука», «чудеса». | Изменять и записывать слова по образцу. Узнавать и называть предмет по его описанию. Определять ударные слоги и составлять из них слова. | 13.05 | |
122 | Правописание ЧК, ЧН, ЩН. | Запись и анализ предложений. Сочетания чк-чн, щн. | Знать правописание сочетаний чк-чн, щн Придумывать предложения с заданным словом. Рассматривать ребусы, устанавливать в них роль точек, запятых, решать ребусы. | 15.05 | |
123 | Заглавная буква в словах. | Письмо предложений с именами собственными. | Знать правописание имен собственных. Объяснять написание в словах больших букв. Выбирать слова и дополнять ими двустишия. | 16.05 | |
124 | Деление слов на слоги. | Закрепление умения детей определять количество слогов в слове. Знакомство учащихся с понятиями односложные, двусложные слова и т.д. | Объяснять слогообразующую роль гласного звука. Определять количество слогов в слове. Восстанавливать слова с нарушенным порядком слогов, конструировать слова из слогов. | 19.05 | |
125 | Повторение по теме «Парные согласные звуки». Контрольное списывание. | Воспроизвести знания о согласных звуках, способах их различия; учить списывать текст в соответствии с правилами письма. Проверить знания и умения списывания текста. | Научатся распознавать и характеризовать парные глухие и звонкие согласные звуки. Выполнять устный фонетический анализ слова, списывать с печатного текста, контролировать этапы своей работы, подбирать проверочное слово, обосновывать написание парного согласного в слове. | 20.05 | |
126 | Алфавитный порядок слов. | Учить правильно называть буквы алфавита; развивать умения находить слова и располагать по алфавиту, вести беседу. | Научатся соотносить печатные и письменные буквы, правильно называть буквы русского алфавита, располагать слова по алфавиту. | 22.05 | |
127 | Основа предложения. | Составление предложений и запись их. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Нахождение основы в предложении. | Уметь составлять предложения из слов, находить основу. | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению письму 1 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по обучению письму по программе "Перспектива" 1 класс...
Рабочая программа по обучению письму, УМК "Школа России", 1 класс
Рабочая программа по обучению письму, УМК "Школа России", 1 класс, С УУД, на 2014-2015 уч.год...
рабочая программа индивидуального обучения письмо 1 класс
рабочая программа индивидуального обучения письмо 1 класс...
Рабочая программа по обучению письму, русский язык 1 класс.
Рабочая программа по обучению письму, русский язык 1 класс....
Рабочая программа надомного обучения "Письмо и развитие речи" 2 класс
Программа надомного обучения для ученика с РАС 2 класса букварный период...
Рабочая программа по обучению письму ФГОС 1 класс ПНШ
Рабочая программа по обучению письму ФГОС 1 класс ПНШ...
Рабочая программа по обучению письму 1 класс
Рабочая программа по обучению письму 1 класс...