Урок в 3 классе по теме: "Обобщение знаний о составе слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №1795 «Лосиноостровский» города Москвы
Открытый урок в 3 классе
Тема: «Обобщение знаний о составе слова»
Цель : Совершенствовать и расширять знания об однокоренных словах и значимых частей слова. Развивать мышление, кругозор. Воспитывать чувство товарищества.
Задачи: Отработка умения разбирать слова по составу, отработка орфографической зоркости (умение находить в значимых частях слова букву, требующую проверки)
Планируемый результат: Закрепить названия частей слова, уметь разбирать слова по составу.
Оборудование: Учебник «Русский язык 3 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий., раздаточный материал (кроссворд), компьютер (программа HotPotatoes JCloze), наглядное пособие (корабль, остров, пальма, письмо, слова для схем)
Провела:
Учитель начальных классов
Шамовка Наталья Николаевна
Москва 2014
Ход урока.
1.Организационный момент.
Встали, успокоились. У нас сегодня гости на уроке. Давайте поздороваемся. Садитесь. Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, компьютер пока не трогаем. Откройте тетради. Запишите число, классная работа и кто готов, сядьте прямо.
2.Сообщение темы и целей урока.
-Ребята! Я сегодня получила письмо. Сейчас я его вам прочитаю:
Дорогие ребята! Приглашаем вас в гости на наш необычный остров. Мы приготовили для вас много интересных заданий. Вы их найдете на нашей пальме. С нетерпением вас ждем !
Жители острова «Морфемика» .
-Ну что, ребята, поедем в гости? (да)
-Какое необычное название у этого острова. Что же изучает Морфемика? (значимые части слова).
-Какие же задания приготовили для нас жители острова, кто понял?( задания будут на нахождение значимых частей слова), этим мы сегодня и будем с вами заниматься. Тогда в путь. А путешествовать я предлагаю вам на корабле (выставляю на доску корабль).
3.Минутка чистописания.
-На какую букву начинается слово корабль? (буква КА). Давайте пропишем её всю строку, аккуратно, медленно, вспоминаем элементы буквы. (включаю музыку, ставлю на доску остров с пальмой)
Ну вот мы и на острове. Поднимите глазки, сядьте ровно.
_Где же задания? (на пальме).Давайте посмотрим. (вызываю 1 ребенка:читает задание – ОТГАДАЙТЕ КРОССВОРД – у детей заранее разложены листы с кроссвордом, на закрытой доске тоже кроссворд для проверки)
Я вам читаю загадки, а вы вписывайте в кроссворд слова. (1 человек у доски)
- Надевает папа кепку
И выходит из избы.
Справа он сажает репку,
Слева - свёклу и бобы.
Тут везде рядами грядки
Будет урожай в порядке. (ОГОРОД)
2 .Я- садовый инвентарь.
На селе знакома встарь.
Дедушка меня берёт
И копает огород. (ЛОПАТА)
3.Льётся речка – мы лежим.
Лед на речке –
Мы бежим. (КОНЬКИ)
4.Белое, да не снег.
Вкусное, да не мёд.
От рогатого берут
И ребятам дают. (МОЛОКО)
5.Эти братцы дружно в ряд
В домике –стручке сидят.
А когда они созреют
Попадут тебе в салат. (ГОРОХ)
6.Стоит копна
Посреди двора.
Спереди вилы, а сзади метла.(КОРОВА)
ОГОРОД
О КОНЬ КИ
Р МОЛОКО
ЛОПАТА Р
Х О
В
А
-Молодцы. А какое слово получилось в выделенных клетках? (ДОМА)
4.Проверка домашнего задания. Упр.184 с.97
-Придумайте однокоренные слова к слову дом: домик,домовой, домашний Вспомните, что такое корень? Какой корень у этих слов. Наверное, жители острова хотят, чтобы мы проверили домашнюю работу.(Проверка)
5. Работа над темой урока.
Следующее задание (другой ребенок читает задание: Распределите слова к схемам) Давайте вспомним, что такое приставка , суффикс и окончание.
На доске написаны схемы и даны слова:
ПЕСОЧНЫЙ, ПРОБЕЖКА, МОРСКОЙ,РЫБНЫЕ, ЗАПАСЛИВЫЙ.(первый столбик слова с корнем, суффиксом, оконч.; второй столбик –прист, корень, суф.,оконч) Дети записывают слова вместе со мной (Я спрашиваю в какой столбик слова и ставлю)
Справились с заданием! Посмотрим, след.задание! (ФИЗМИНУТКА)
6.Физминутка.
Вновь у нас физкультминутка, | И совсем не уставать. |
7.Работа на компьютерах.
-Отдохнули, сели. А сейчас давайте посмотрим следующее задание (РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ). Откройте компьютер. Включите. Найдите на рабочем столе файл с надписью «СЛОВА». Прочитайте задание.
-Что надо выполнить?(вставить пропущенные суффиксы, чтобы получились слова). Проверьте. 100% выполнено все верно.
8.Самостоятельная работа. Упр. 185 с.97
Посмотрим следующее задание. (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА упр185 стр.97.)
Разбор предложений вместе с детьми, запись упражнения самостоятельно.
9. Рефлексия.
-Остались еще задания. Посмотрим? Задание( ПОИГРАЕМ)
-Послушайте рассказ «Родственники»:
-Вы кто такие?
-Я- Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
-А я ваша тётя – Гусеница.
-Есть ли в этом рассказе однокоренные слова? (Это гусь, гусыня, гусята. Корень гус)
-А слово гусеница? (Это не однокоренное, так как гусь, гусыня, гусята – это птицы.А гусеница – это насекомое, у этого слова другое значение.) Запишите в тетрадь однокоренные слова. Выделите корень.
Отгадайте слово: Корень такой же, как в слове морозный, приставка как в слове зашёл, суффикс как в слове рамка, окончание как в слове кони (заморозки) Напишите еще однокоренные слова: мороз, морозный, заморозить.
10. Подведение итогов.
Осталось последнее задание (СОЧИНИТЕ СКАЗКУ) В некотором царстве –государстве жили-были значимые части слова. Какие?
-Я вам помогу сочинить сказку.
И вот однажды заспорили приставки и суффиксы, кто из них важнее, кто более значим. (Помогайте девочки, вы будете приставки)Какие значения могут иметь приставки?(приближать предметы - приехал, присоединять-пришить, делать заново-переписал, )
А суффиксы?(Можем делать слова ласковыми, маленькими, показывать, что предмет-детеныш животного)
Долго спорили приставки и суффиксы, но тут вмешался корень. Он сказал: «Вы спорите напрасно, ведь без меня вы ничего не значите». Задумались приставки и суффиксы. Действительно, корень прав. Корень-главная значимая часть слова .И решили приставки и суффиксы, что будут жить рядом с корнем, но…..по разные стороны, чтобы больше не ругаться.
_Чем мы сегодня на уроке занимались? Что Понравилось?
-Ну а теперь обратно домой! Закройте глазки, сядьте ровно.
Открываем глазки. Сегодня на уроке вы работали очень хорошо, молодцы! Оценки….
11.Домашнее задание: стр.97 упр.183
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс
Конспект обощающего урока по теме "Состав слова"...
конспект урока 2 класс по теме "Обобщение по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"
Данный урок разработан с использованием лабораторного оборудования PROlog. на уроке использованы различные типы заданий....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме" Обобщение орфографических знаний"
Данный материал урока помогает повторить и обобщить орфографические знания учеников 2 класса. На уроке организованы различные виды и формы работы....
Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".
Данный урок разработан в виде ЭСТАФЕТЫ ЗНАНИЙ. В нём много игровых моментов., интересных заданий, например КОНКУРС ...
Урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний о составе слова"
Обобщить знания о составе слов...
Интегрированный урок в 3 г классе на тему Обобщение знаний о составе слове
На уроке учащиеся повторяют и обобщают тему о составе слова. На уроке повторяют правила безопасности дорожного движения....
Урок по русскому языку в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о составе слова»
Учащиеся повторяют алгоритм разбора слова по составу, а также понятие по теме: "Части слова" (окончание, основа, корень, приставка, суффикс, упражняются в разборе слова по составу, используя...