Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Этот урок я давала в этом году на семинаре, который проходил в школе. Урок прошёл на одном дыхании. Особенно урок оживила сценка. Советую использовать в своей работе различные сценки, онипозволяют детям лучше запомнить новый материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russ.yaz_.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку по теме "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов"
Цели:
развивать умения ставить ударения, различать ударные и безударные гласные звуки в корне слова;
развивать умения находить в ряде однокоренных слов проверочное слово для слов с безударной гласной в корне слова;
формировать интерес к русскому языку;
продолжить работу по формированию самооценки учащихся.
Оборудование: карточки с заданием, алгоритм, цветочки синего, белого и желтого цвета, дерево
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||
I. Организация класса. Мотивация | ||||||||
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. -Ребята, а каким вы представляете наш урок? -Какими бы видами деятельности вы хотели бы заниматься на уроке? – Уже по календарю наступила весна, но настоящая весна к нам приходит гораздо позднее. Сегодня на уроке я приглашаю вас на лесную полянку. (Открываю доску). – Давайте на уроке позовем к нам весну скорее, так хочется побольше солнышка, тепла. И на нашей полянке тоже еще не совсем наступила весна. Наша задача, работая на уроке оживить ее. | Интересным, занимательным, игровым…. Мин. чистописания, писать упражнения, отгадывать кроссворд… | |||||||
II. Минутка чистописания | ||||||||
-С чего же мы начинаем наш урок? -Для чего нужна минутка чистописания? На доске написаны буквы: а о и е я – Какие это буквы? – Что вы знаете о них? – Эти буквы будут нам сегодня помогать открывать новые знания. – Пропишите эти буквы в тетради. | С минутки чистописания Чтобы писать красиво, аккуратно… Гласные Произносятся с голосом, образуют слог, при произношении не встречают препятствия | |||||||
III. Орфографическая сказка | ||||||||
Однажды буквы е и и отправились на лесную полянку собирать подснежники. Шли они, шли и вдруг увидели реку. В слове «река» обе буквы задумали занять одно и то же место: р…ка. Не хотели буквы е и и уступать друг другу и из-за этого поссо- рились. Но тут им на помощь пришёл добрый волшебник Ударение. Стоило ему ударить по слову волшебной палочкой, как гласный звук стал слышаться ясно и отчётливо, и уже не могло быть никакого сомнения в написании буквы. В слове «реки» в ударном слоге пишет- ся е, значит, и в слове «река» в безудар- ном слоге нужно писать букву е. После этого буквы е и и подружились с ударением. Давайте и мы с вами будем дружить с добрым волшебником Уда- рение. | ||||||||
III. Словарная работа | ||||||||
-На нашей поляне росли деревья. Вот они: ( на доске транскрипция слов) [р, а б, и н а ] [ б, иэ р, о з а ] [а с, и н а ] -Что это за деревья? – Давайте произнесём эти слова по слогам. Назовите ошибкоопасные места в этих словах. (Учитель выставляет на доску карточки со словарными словами). – Как называется орфограмма в этих словах? Что ещё в них общего? – Запишите слова в тетрадь. – Поставьте ударение. Подчеркните в этих словах орфограммы. -О чём нужно помнить при обозначении звуков буквами? | Безударная гласная непроверяемая ударением.Написание этих слов нужно запомнить. Часто произношение не совпадает с написанием. | |||||||
IV. Постановка проблемы | ||||||||
Если у нас на дворе весна давайте научимся правильно писать это слово. В Е /И СНА – Попробуйте определить тему нашего урока. – Посмотрите внимательно на группу слов. Что вы заметили? (Открываю запись на доске). В е/и сна, в е/и сенний, в е/и снянка, весело. - Давайте уберём лишнее слово. -Как можно назвать оставшиеся слова? Какую букву нужно вставить в эти слова? Докажите? -Давайте добавим это слово. – Запишите их в тетрадь. Поставьте ударение, выделите корень. – Подчеркните ударные гласные двумя чертами, а безударные одной. – Подчеркните слово вёсны. – Какая главная задача нашего урока? – Как понимаете смысл слова веснянка? – В толковом словаре Ожегова написано: веснянка – старинная обрядовая восточно – славянская песня, воспевающая приход весны | Безударные гласные в корне слов Есть лишние слово весело. У них другой смысл. Весна, веснянка, весенний. Остальные однокоренные слова. Е, проверочное слово вёсны Научиться находить в группе слов проверочное. Предположение детей. Объяснение значения слов детьми. | |||||||
V. Физминутка Под музыку «Весенняя плясовая» дети выполняют танцевальные движения - В воздухе рисуем букву, которая требует проверки в словах: носами – ''о'' (рисуем носом) ногой - ''о'' бедром - ''е'' локтем - ''о'' глазами – ''а'' | ||||||||
VI. Работа над новым материалом | ||||||||
1.-На нашей полянке выросли чудо деревья. Но они ещё без листвы. Давайте украсим их листвой. Угадайте с какого дерева- какой лист. На доске слова: Лес, л…са, л…сок. Лист, л…стья, л…сток.
– Прочитайте первую строку. Какую букву напишем в словах леса, лесок? – Давайте составим план наших действий. (на доске учитель прикрепляет карточки) ударение корень подчеркни ударную гласную подчеркни безударную гласную подчеркни проверочное слово -Какую ударную гласную вы слышите в проверочном слове? – Какая безударная гласная будет в словах леса, лесок? (аналогичная работа ведется со следующими группами слов.) – Можем ли мы сказать, какое слово будет проверочным для слов с безударной гласной в корне слова? – Продолжите фразу. Проверочное слово должно быть: 2. Работа с правилом. – Откройте учебник русского языка на странице 128. Прочитайте правило. О чем нам оно говорит? Какие слова являются проверочными для слов с безударным звуком? – Правило схоже с нашим выводом? | Букву е.
Один учащийся работает у доски – Сначала ставлю ударение. – Выделяю корень. – Подчеркиваю ударную гласную двумя черточками. – Подчеркиваю безударную гласную одной чертой. – Нахожу и подчеркиваю проверочное слово. – Буква е. Ответы детей. Однокоренным. Ударение должно падать на гласную букву в корне слова. Ответы детей. Да. | |||||||
VII. Первичное закрепление | ||||||||
– Найдите упражнение 221. (Под руководством учителя) – Прочитайте слова. – Выделите карандашом в учебнике в словах корень, поставьте ударение. – Подчеркните ударные гласные = , безударные – . – Какие из этих слов будут проверочными? – Спишите слова. (Глаз, глазки, глаза, глазок, глазной.) ( Работаем по составленному алгоритму) -Что делаем сначала? Что затем? – Подчеркните проверочные слова. В чем мы еще раз убедились? | Глаз, глаза, глазки, глазок, глазной.
Глаз, глазки. Один учащийся работает у доски. Проверочное слово должно быть однокоренным, ударение должно падать на гласный | |||||||
VIII. Самостоятельная работа в парах | ||||||||
– Сейчас выполните работу самостоятельно. Работать будете в парах по составленному алгоритму. У вас на парте лежат березовые листочки. На листочках даны ряды слов. 1 вариант: сад, садик, садовник, садовод, сады. 2. вариант: вода, водичка, водный, водяной, воды. (Проверка задания. Самооценка.) -Возьмите в руки простой карандаш, поменяйтесь тетрадями и проверьте работы своих товарищей. – Если нет ошибок – поставьте 5 баллов… -Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки…. | Двое учащихся работают у доски. | |||||||
IX. Домашнее задание | ||||||||
– Упражнение 222, стр. 129. Я надеюсь, что вы справитесь с домашним заданием, ведь вы сегодня много узнали и научились. | ||||||||
X. Итог урока. Рефлексия | ||||||||
-Чему научились на уроке? -Над какой темой работали? – Чему научились на уроке? -Как оцениваете свою работу? – И, в заключение, оценим свою работу на уроке. – А теперь давайте оживим нашу полянку. Листочки переносятся на дерево. Под музыку звуки леса дети прикрепляют на полянку цветочки того цвета как они оценили свою работу и комфортность на уроке. | Безударные гласные в корне слов, проверяемые ударением Научиться подбирать проверочные слова из ряда слов. Зелёныее – Отлично. Мне было легко и все понятно. Белые – Хорошо. Мне было трудно, но я преодолел все трудности.. Желтые – Мне было трудно. Я ничего не понял. |
Графический диктант.
Мясной, возить, сова, часы, крикливый, следы, осень, пенек, кора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку " Правописание безударной гласной в корне слова"
Данная презентация иожет быть использована на уроке по теме " Правописание безударной гласной в корне слова" и сделать этот урок интересным....
Конспект и презентация урока "Правописание безударных гласных в корне слова". 2 класс ОС "Школа 2100"
На данном уроке учащиеся в занимательной форме знакомятся с новым материалом. Презентация составлена на основе шаблона с поддержкой макросов, что позволяет организовать работу учащихся с компьют...
Технологическая карта урока "Правописание безударных гласных в корне слова"
План проведения урока с целями и задачами...
Конспект открытого урока "Проверка безударных гласных в корне слова"
Урок русского языка в 3 классе...
Презентация к уроку "Правописание безударных гласных в корне слова."
Презентация к уроку русского языка во 2 классе. Тема "Правописание безударных гласных в корне слова"....
Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне". Класс:3 – б класс
Конспект урока русского языка по данной теме. Презентация к уроку....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Педагог Корабельникова Светлана Викторовна. Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Конспект урока по русскому языку во 2 классе.Педагог Корабельникова Светлана Викторовна.Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова»....