Творческая работа "Имя прилагательное"
рабочая программа по русскому языку на тему

Филимонова Анна Александровна

Актуальность данной творческой работы определяется необходимостью поиска условий, при которых изучение морфологии в начальной школе будет максимально соответствовать возрастным закономерностям развития учащихся и поможет решить все перечисленные выше задачи.
Цель данной работы - определить принципы обучения, обосновать методы, привести их в систему,  использовать в своей работе научные основы конструирования  уроков, форм обратной связи. Вооружиться этой системой методов и приемов деятельности и работы по обучению одному из  разделов морфологии – имени прилагательному во 2-м классе  средней общеобразовательной школы по программе «Школа России»,  учебник  Т.Г. Рамзаевой.
Объектом нашего исследования является процесс и результат обучения  учащихся 2 класса теме «Имя прилагательное».
Предметом исследования  является система обучения морфологии на примере изучения имени прилагательного во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tvorcheskaya_rabota_imya_prilagatelnoe2.zip367.75 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа

Тема: «Имя прилагательное»

Выполнил: учитель начальных классов

МОУ СОШ № 117

Филимонова Анна Александровна

г. Нижний Новгород

2010 год

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………...3

  1. О психологических особенностях учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….6
  2. Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальной школе……………………………………………………………………………....9
  3. Методические основы формирования грамматических и словообразовательных понятий………………………………………………...10
  4. Система изучения имен прилагательных в начальных классах…………..12
  5. Основы построения программы и учебников «Русский язык»          Рамзаевой Т.Г…………………...………………………………………………..18
  6. Календарно-тематическое планирование раздела «Имя прилагательное» (5 часов)…………………………………………………………………………..25
  7. Фрагменты уроков…………………………………………………………...27
  8. Способы оценки учебных достижений учащихся…………………………28

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы……………………………………………………………....33

Пояснительная записка

Важнейшей задачей школы на современном этапе является  формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами  действий с ними в соответствии с познавательными установками. Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, так как именно в этот период закладываются основы развития как его учебной, так и трудовой деятельности. Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Поэтому современный учитель начальной школы должен быть широко образован, в том числе владеть нормой литературного языка, хорошо знать содержание и систему работы по русскому языку в начальных классах (программу), усвоить теоретические основы и принципы обучения родному языку, знать основные методические приемы учебной работы и уметь применять их. Он должен быть хорошим воспитателем, способным раскрыть перед школьниками богатство и красоту родного русского языка, научить детей любить книгу, владеть речью.

Один из важнейших разделов школьного курса русского языка --  морфология. Изучение морфологии обладает широким обучающим и развивающим потенциалом. Усвоение грамматических сведений оказывает огромное влияние на общее развитие школьников, способствует интеллектуальному развитию учащихся, создает благоприятные условия для формирования теоретического мышления детей. Знания по морфологии служат основой для формирования правописных умений и навыков, подготавливают учащихся к изучению школьного курса синтаксиса, открывают возможности для использования уроков грамматики.[1]

Однако исследования результатов усвоения морфологии показывают, что этот раздел школьного курса русского языка, к сожалению, не выполняет своей базовой функции, поскольку существуют серьезные недостатки в его изучении учащимися начальных классов.

Актуальность данной творческой работы определяется необходимостью поиска условий, при которых изучение морфологии в начальной школе будет максимально соответствовать возрастным закономерностям развития учащихся и поможет решить все перечисленные выше задачи.

Цель данной работы - определить принципы обучения, обосновать методы, привести их в систему,  использовать в своей работе научные основы конструирования  уроков, форм обратной связи. Вооружиться этой системой методов и приемов деятельности и работы по обучению одному из  разделов морфологии – имени прилагательному во 2-м классе  средней общеобразовательной школы по программе «Школа России»,  учебник  Т.Г. Рамзаевой.

Объектом нашего исследования является процесс и результат обучения  учащихся 2 класса теме «Имя прилагательное».

Предметом исследования  является система обучения морфологии на примере изучения имени прилагательного во 2 классе.

В соответствии с целью в  процессе исследования были поставлены  следующие задачи:

  1. Провести анализ лингвистической, психологической, психолингвистической, дидактической и методической литературы с целью определения теоретических основ темы.
  2. Уточнить цели обучения морфологии во 2-4 классах; в соответствии с этим произвести отбор понятий, определить основные умения учащихся 2 класса.
  3. В процессе наблюдения за учебным процессом изучить состояние знаний учащихся 2 класса в исследуемом разделе языка; выявить основные недостатки и трудности в усвоении школьниками раздела «Имя прилагательное».
  4. Провести анализ педагогического опыта учителей.

Обучение необходимо строить с опорой на языковой опыт, речевую практику учащихся, что обеспечивает коммуникативную направленность обучения, способствует росту познавательной активности на уроке.

В современной школьной практике необходимо соблюдение целого комплекса аспектов, среди которых важнейшими являются следующие.

1. Осуществление обучения на всех этапах школьного образования в рамках единой лингвистической концепции, которая обеспечит поэтапное продвижение в освоении грамматики русского языка (лингвометодический аспект).  

2. Совершенствование методической системы преподавания, обеспечение такого построения данного раздела грамматики, при котором содержание материала, порядок его расположения, упорядоченное применение методов и форм работы учителя, непрерывная опора на предшествующие знания, их точный учет, постоянная взаимосвязь нового и ранее изученного представляют собой единую систему (методический аспект).

3. Построение уроков грамматики с учетом закономерностей речевого и интеллектуального развития школьников (психолингвистический аспект).

Область применения данной творческой работы: в практической работе учителей начальных классов.

При написании данной работы я использовала книги Волиной В.В.,  Шукейло В.А., Рик  Т.Г., методические пособия Тихомирова Д.И., Текучева А.В., Рамзаевой Т.Г. и других авторов.

 Например, анализ психолого-педагогических исследований ( П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др.) позволил выявить основные особенности и закономерности речевого и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста.

1. О психологических особенностях учащихся младшего школьного возраста

Современная психолого-педагогическая наука определяет границы младшего школьного возраста с семи до десяти - одиннадцати лет (1 -4 классы). На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребёнка в младшей школе возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу.  Эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать "культурными", т.е. превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребёнок данного среднего возраста: учение, общение, игра и труд.

Общими характеристиками всех познавательных процессов ребёнка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Для младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, характерно уже синтезирующее восприятие. Учитель может организовать также и  внимание ребёнка при помощи словесных заданий. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключая с одного вида деятельности на другой. В процессе усвоения учебного материала у младших школьников развивается и совершенствуется память. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие на протяжении всего обучения в начальной школе механически запоминают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в старших классах, когда материал становится сложнее и больше по объёму. Они могут дословно воспроизводить то, что запомнили. Когда ребёнок осмысливает учебный материал, понимает его, он одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа должна сочетаться в то же время с мнемонической деятельностью. Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность.

Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую психическую особенность, как воображение. Большинство сведений, сообщаемых младшим школьникам учителем и учебником, имеет форму описаний, картин и схем.  В условиях учебной деятельности к воображению ребёнка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям. Этому могут помочь реальные предметы, макеты, схемы, знаки, графические образцы и др.

В психическом развитии детей младшего школьного возраста под влиянием обучения и воспитания происходят   серьёзные   сдвиги   в  психическом     развитии  детей, подготавливающие их к дальнейшим этапам жизни. Особенность здоровой психики ребёнка - познавательная активность, любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира и построения своей картины этого мира. Чем активнее в умственном отношении ребёнок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребёнок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные "зачем?", "как?", "почему?".

В младшем школьном возрасте завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляется логически верные рассуждения: он использует операции, которые могут применяться только на конкретном материале.    Развитие анализа у младших школьников идет от  чувственного и в дальнейшем к умственному. Развитие анализа протекает одновременно с развитием синтеза: от простого, суммирующего, к более широкому и сложному.[2]  Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия, оказывающие крайне важное влияние на становление словесно-логического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние существенные свойства и отношения. Мышление младших школьников развивается в неразрывной связи с речью. "Речь - процесс общения посредством языка". Развитие речи у ребёнка, его вербального поведения проходит ряд этапов, связанных с постепенным овладением языком.

Обучение в школе изменяет характер психических процессов, в том числе и эмоций. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной, с произвольным вниманием и памятью. Всё это влияет на эмоциональный мир ребёнка. На протяжении   младшего   школьного   повышении устойчивости эмоциональных состояний.

Исходя из этих особенностей определяем необходимые  условия организации учебной деятельности детей:

  • Хороший темп урока и продуманная его организация.
  • Отсутствие "пустого" времени, которое учитель тратит на запись на доске, подготовку пособий.
  • Чёткость, доступность и краткость пояснений, инструкций, указаний, которые учитель даёт до работы и не повторяет во время выполнения детьми задания.
  • Отсутствие лишних разговоров учителя с классом.
  • Максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей (подбор разнообразных и посильных задач на сравнение, обобщение, подбор примеров, выводы).
  • Бережное отношение учителя к вниманию детей.
  • Разнообразие видов и форм работы.

2. Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальной школе.

 Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы. Прилагательное как часть речи характеризуется зависимыми категориями рода, числа и падежа, изменяемостью по родам, числам, падежам, особой системой формирования (степенями сравнения, краткой и полной формой и словообразования, функциями в предложении).

Категории рода, числа и падежа существенно отличается от тех же категорий имени существительного. У существительных эти категории имеют самостоятельное значение, которое не зависит от связи существительного с другими словами, а у прилагательных они зависят от рода, числа и падежа определяемого существительного. Так, в словосочетании теплый день род, число, падеж прилагательного не имеют самостоятельного значения, а лишь повторяют рол, число, падеж не имеют самостоятельного значения, а лишь повторяют род, число и падеж существительного, не внося в них каких-либо дополнительных значений, то есть категории рода, числа и падежа имени прилагательного имеют чисто синтаксическое значение, являясь показателем его связи (согласование) существительного и выразителем синтаксического отношения (определение) к существительному.

В предложениях имя прилагательное обычно выступает в функциях определения или именной части составного сказуемого.[3] 

3. Методические основы формирования грамматических и словообразовательных понятий. 

В начальных классах начинается работа над формированием таких морфологических понятий, как «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «предлог»; синтаксических понятий: «предложение», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание»; словообразовательных: «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «однокоренные слова» и др.

Для того чтобы учитель мог управлять процессом формирования понятий, правильно организовывать познавательную деятельность учащихся, он должен четко представлять себе, что такое понятие, каковы особенности процесса овладения понятием, при каких условиях усвоение понятий протекает более результативно.

Понятия, как известно, представляют собой форму мышления, в которой отражаются предметы и явления окружающего мира в их существенных признаках и взаимосвязях.

В грамматическом понятии так же, как и в любом другом, в обобщенном виде отражены существенные признаки явлений. Специфика грамматического понятия обусловлена своеобразием языковых явлений, т. е. содержательной стороной понятия. Языковые явления, языковые категории отличаются более высокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими, физическими, общественными и другими явлениями, наблюдаемыми в начальных классах.

Процесс работы над усвоением понятий.

Научные понятия формируются у учащихся не изолировано, а в системе, в процессе постоянного последовательного изучения русского языка. Понятие – это мысль, в которой подтверждаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.

Важно выделять в понятии существенные признаки и применять их в практической деятельности, например: “прилагательными называются слова, которые называют признаки предметов. Они отвечают на вопросы “какой?” “какая?”  “какое?”  “какие?”  В этом примере указаны лишь два признака  прилагательного, по которым его можно отличить от других слов. При дальнейшем изучении  ученики узнают и другие признаки: изменение по родам, числам, падежам и т. д.

В процессе организованной целенаправленной деятельности накапливаются наблюдения, дети начинают отличать слова – названия признаков предметов --  от других слов, но еще не знают термина “прилагательное”. Вместо него они используют слова: “признаки предмета”.

Таким образом, к концу первого этапа дети уже подготовлены к выводу определения понятия “ прилагательное”: они уже знают два основных признака.  Второй этап формирования понятия “ прилагательное”: начинается во 2 классе, когда дети приступают к изучению раздела “части речи”. 2 класс – это  этап изучения частей речи (без терминов). Обучение направлено на то, чтобы второклассники восприняли особое слово как единицу речи, которая представляет собой название признака.

На основе подбора и анализа примеров дети подводятся к определению понятия. Очень важно, чтобы они сами, подготовленные и руководимые учителем, сумели выделить и назвать признаки прилагательного, и таким образом, построить определение. На втором этапе знания учащихся приобретают строгий научный характер. Школьники учатся четко мыслить, овладевают логическими отношениями.[4]

4. Система изучения имен прилагательных в начальных классах

Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала  как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. Одновременно на уроках русского языка и чтения в речь детей вводятся новые имена прилагательные, уточняется смысл ранее известных. Формируется умение правильно употреблять их в связной речи.

Методика изучения имен прилагательных обусловлена, прежде всего, их лингвистическими особенностями. Прилагательные обозначают признак предмета. Сущность смыслового значения прилагательных требует рассматривать их в связи с существительными. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) также зависят от имени существительного. Поэтому для понимания имен прилагательных важно уже с I класса направить внимание детей на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного. В 1 классе конкретно это выражается в том, что учащиеся, во-первых, подбирают признак к предмету и, во-вторых, развивают умение устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении, т. е. выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного (без термина). Позднее, во 2-4 классах, эта зависимость все более конкретизируется: в каком числе, роде, падеже стоит имя существительное, в таком же роде, числе, падеже употребляется и имя прилагательное. Таким образом, семантико-грамматические свойства прилагательных обусловливают следующее методическое требование: работа над прилагательными должна идти как в плане лексики, так и в плане морфологии и синтаксиса.

В литературе (С. Ф. Жуйков, М. С. Ягодина и др.) отмечают, что распознавание прилагательных среди других частей речи представляет определенную трудность для младших школьников. Особенно затрудняют прилагательные, лексическое значение которых не совпадает с грамматическим (сыпучий, пахучий, висячий). Учащиеся нередко относят к прилагательным имена существительные доброта, храбрость, голубизна, т. е. существительные, обозначающие качества. По данным исследователей учащиеся труднее опознают относительные прилагательные по сравнению с качественными.

Этапы освоения понятия «имя прилагательное».        

Первый этап (1 класс). Первоначальное ознакомление с прилагательными (пока еще и без термина), естественно, начинается с наблюдений над лексическим значением прилагательных и вопросов, на которые они отвечают. Признаки предметов разнообразны и могут характеризовать предмет со стороны цвета, формы, величины, материала, назначения, принадлежности и т. д. Следовательно, для формирования понятия нужно раскрыть это многостороннее значение прилагательных.

Учитель показывает предмет или рисунок предмета, учащиеся называют его признаки и записывают, например: мяч (к а к о и?) красный, круглый, резиновый, легкий, маленький. Лента (к а к а я?) синяя, широкая...

Обязательно отмечается, что написаны слова, а предмет с его признаками есть в жизни, нас окружающей.

Осознанию учащимися роли в нашей речи слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое?, способствует, например, сравнение текста без имен прилагательных и с именами прилагательными. Точность описания значительно повышается, если используются слова, обозначающие признаки предметов.

Правильная постановка к словам вопросов какой? какая? какое? по своей сути связана с пониманием рода имен существительных и имен прилагательных и синтаксической зависимости имен прилагательных от имен существительных. Поскольку с категорией рода учащиеся знакомятся только во 2-3 классе, первоклассники учатся ставить вопрос практически, руководствуясь смыслом слов: помидор какой? спелый, слива какая? спелая, яблоко какое? спелое. Распознавание слов, отвечающих на вопрос какие?, и слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? (единственное и множественное число), целесообразно связать с наблюдениями над количеством предметов. Это вносит элемент осознанности в действия учащихся. Все сведения по мере освоения учащиеся могут занести в таблицу. Ее выполняют самостоятельно шаг за шагом (см. приложение_2)

Большое место при изучении имен прилагательных занимают творческие работы, как устные, так и письменные: описание экскурсии в лес, парк, описание деревьев, птиц, зверей. Широкое применение на уроках находит наглядность в виде предметов, картин, предметных рисунков. В ходе наблюдений за теми или иными явлениями учащиеся учатся выделять признаки предметов и подбирать точные слова, называющие эти признаки. Эффективными являются следующие виды упражнений:

1. Распространение предложений.

2. Восстановление деформированных предложений.

3. Составление рассказов по картинке и опорным словам.

Такого вида упражнения развивают умение не только точно употреблять слова, но и употреблять их грамматически правильно, учитывая связь прилагательного с именем существительным.

Второй этап (2 класс) в основном направлен на решение  задач: формирование понятия «имя прилагательное», развитие умения точно употреблять прилагательные в речи, обогащение словаря за счет синонимов и антонимов. Все  задачи решаются во взаимосвязи.

Формирование понятия «имя прилагательное» находится в прямой зависимости от уровня овладения учащимися обобщенной категорией «признак предмета». С этой целью проводятся классификация слов, обозначающих цвет, вкус, запах, размер, материал, из которого сделан предмет, и т. п. и обобщение особенностей таких слов. В качестве общих существенных свойств выделяются не только лексические значения слов, как это делалось в I классе, но и характерные грамматические особенности.[5]

На основе обобщения свойств конкретных имен прилагательных второклассники выделяют показатели, свойственные именам прилагательным как части речи:

а) обозначают признак предмета,

б) отвечают на вопрос какой?,

в) изменяются по родам и числам,

Целенаправленная работа над формированием данного понятия проводится в процессе изучения всей темы «Имя прилагательное» и непосредственно связана с развитием речи. Обогащение словаря детей осуществляется не только за счет уточнения смысла слов, представляющих собой качественные прилагательные, но за счет относительных и притяжательных прилагательных. Особенно важно использовать для наблюдений прилагательные, обозначающие разнообразные качества людей и с разных сторон их характеризующие (чуткий, отзывчивый, любознательный, аккуратный, прозорливый, добрый, трудолюбивый и пр.). Большие возможности для работы открываются для учителя, если он умело будет использовать связь уроков чтения и уроков русского языка.[6]

Изучение рода и числа имен прилагательных в 3 классе.

Как отмечается в лингвистической литературе, категории рода и числа у имен прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только выразителями связи прилагательного с существительным. Следовательно, усвоить учащимся род и число прилагательных — это значит прежде всего усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством выражения связи являются окончания. На окончания и должно быть направлено внимание детей, например: День какой? теплый.  Ночь к а к а я? теплая. Утро какое? теплое.

Вариант ознакомления с изменением имен прилагательных по родам в 3-4 классах.

Для наблюдения предлагаются имена существительные мужского, женского и среднего рода. Подобраны такие имена существительные, которые лексически сочетаемы с одним и тем же прилагательным. Кроме того, учитываются варианты окончаний у прилагательных мужского рода —

 -ый, -ой, например:

день какой? тепл...

  город какой? родн…

ночь какая? тепл…

  деревня какая? родн...

утро какое? тепл…

  село какое? родн…

Дописать окончания имен прилагательных. Почему разные окончания? Отчего это зависит?

Учащиеся определяют род имен существительных и имен прилагательных и делают выводы о прилагательных.

1. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам (в отличие от имен существительных).

2. Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и т. п.

3. Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос к а-, кой? и имеет окончание -ый (-ий), -ой. Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос какая? и имеет окончание -ая (-яя). Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос  к а к о е? и имеет окончание -ое(-ее).

Наблюдая над прилагательными во множественном числе, учащиеся убеждаются в том, что во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.

В ходе работы над окончаниями необходимо обратить внимание учащихся и на следующий факт: после твердых согласных пишется окончание -ый, -ая, -ое, -ые, после мягких — -ий, -яя, -ее, -ие.

Согласно программе, у учащихся 3 класса формируется умение писать родовые окончания имен прилагательных. На формирование данного умения положительное влияние оказывает овладение учащимися алгоритмом действий, которые обеспечивают применение знаний.

Учащиеся овладевают следующим порядком действий:

1. Узнаю, с каким существительным связано имя прилагательное, и определю его род.

2. По роду имени существительного узнаю род имени прилагательного.

3. Вспомню окончание имени прилагательного этого рода и напишу.

4. Сравню окончание имени прилагательного и окончание вопроса.

Например, ученик записывает предложение: Любимое занятие приносит много радости. Ход его рассуждений: «Устанавливаю связь: занятие какое? любимое; прилагательное любимое относится к существительному занятие; существительное занятие среднего рода,— значит, и прилагательное любимое среднего рода, звук м — твердый, пишется окончание -ое». Постепенно объяснение становится кратким, но ход действий остается прежним.

Учитывая, что окончание имен прилагательных среднего рода (-ее) и окончание прилагательных множественного числа (-ие) близки по произношению, необходимо специально поупражнять учащихся в их распознавании. Вначале в этих целях используются словосочетания. По аналогичной причине возникает необходимость в проведении сравнения окончания прилагательных женского рода единственного числа -ая и окончания прилагательных множественного числа -ые1 например: красная лента — красные ленты, интересная книга — интересные книги и т. п.

Тема «Имя прилагательное» дает возможность учить детей вводить прилагательные в собственный текст с конкретной целью — повышения точности и изобразительности речи; подбирать прилагательные-синонимы и на этой основе учить выбору наиболее точного и выразительного слова, заменять неудачно выбранные слова.

5. Основы построения программы и учебников «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой

Программа Т. Г. Рамзаевой представляется наиболее целенаправленной, системной, учитывающей возрастные особенности младших школьников, методически проработанной и оправданной, теоретически обоснованной и практически проверенной, имеющей учебный комплекс для 4-летней начальной школы (учебники 1 — 4 класса, методические  комментарии и поурочные разработки, справочник и “Paбочие тетради” к учебникам).

Учебник Рамзаевой Т.Г., по мнению многих учителей, работающих по традиционной программе, основательный. Учебный материал соответствует стандартам, позволяет детям на достаточно высоком уровне овладевать навыками письменной и устной речи. Структура учебника чётка и логична, соответствует возрастным особенностям учащихся. Упражнения, предлагаемые в качестве домашних заданий, подобраны с расчетом, чтобы они не требовали пространных дополнительных разъяснений. Учебник способствует формированию у учащихся общеучебных навыков и умений. Учебники включают изучение элементов теории языка, формирование навыков письма, развитие речи и познавательных способностей учащихся и полностью соответствует программе по русскому языку.

Минусы: Недостаточная ориентация на формирование у учащихся навыков исследовательской и творческой деятельности, нет заданий для работы с учащимися разного уровня. Но если ярко выраженный и хорошо подготовленный гуманитарий  имеет мало возможностей проявить свое творчество при работе с учебником, ученикам среднего и слабого уровня заниматься по данному учебнику будет оптимально. У меня основная часть класса – дети среднего уровня, для «звездочек» материал подбираю из разных источников.

Для того чтобы заинтересовать учеников в изучении материала и организовать их поисковую деятельность, учебник Рамзаевой содержит вопросы для размышлений. Вопросы определяют цель урока, его учебную задачу. Постановка вопросов перед изучением нового материала делает урок целенаправленным. Ответ - обобщение представлен в учебнике в виде сведений. Чтобы подготовить учащихся к осознанию имени прилагательного как части речи, уже в 1 классе уделяется внимание умению детей подмечать и правильно называть разнообразные признаки предмета.

Распознавание между собой слов, ответов на вопросы какой? какая? какое? по сути связано с пониманием рода имени существительного и синтаксической зависимости имени прилагательного от имени существительного. Род имен существительного и имени прилагательного изучается в 3 классе. Поэтому практически руководствуясь лексическим значением слова, ставить нужный вопрос к прилагательному (арбуз какой? сладкий, яблоко какое? сладкое, вишня какая? сладкая).

Чтобы второклассники не допускали ошибок в родительных окончаниях имени прилагательного, методисты рекомендуют предупреждать учащихся, какие буквы следует писать на конце слова.

Учащиеся второго класса овладевают следующими умениями:
распознавать и осознанно употреблять в речи слова, обозначающие признаки предметов;

  •  характеризовать предметы с разных сторон;
  • сопоставлять и сравнивать термины по одному из признаков (составлять пары имени прилагательного с противоположными значениями);
  •  различать слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? и слов, отвечающих на вопросы какие? (правильно ставить вопросы к имени прилагательному в единственном и множественном числе).


Объём знаний о части речи минимальный: вопросы, на которые отвечают слова (
какой? какие?), обобщённое лексическое значение (что обозначают?). У учащихся формируются умения ставить вопрос к слову, распознавать слово по вопросу и значению.

Постоянно обращается внимание на лексическое значение слова и его употребление в предложении и тексте, наблюдение над словами, близкими по смыслу и противоположными, над употреблением слов в переносном значении.

Программой предусматривается ознакомление второклассников с однородными словами. В систему обучения русского языка органически включается работа над речевым развитием учащихся. она проводится по трём направлениям:
1) обогащение и уточнение словаря учащихся (лексический уровень владения речью)
2) овладение предложением и словосочетанием (синтаксический уровень)
3)овладение свободной речью (уровень текста)

В целях активизации познавательной деятельности учащимися теоретический материал чаще всего "подаётся" в учебнике как результат задачи, которую предлагалось выполнить, как вывод, полученный в ходе наблюдений над речью. Чтобы эту задачу можно было решить более успешно, задания в упражнениях разделены на ряд операций, которые учащиеся последовательно должны выполнить.

Вопросы определяют цель урока, его учебную задачу. Постановка вопросов перед изучением нового материала делает урок целенаправленным. Ответ - обобщение представлен в учебнике в виде сведений
Чтобы подготовить учащихся к осознанию имени прилагательного как части речи, уже в 1 классе уделяется внимание умению детей подмечать и правильно называть разнообразные признаки предмета.

Методические приёмы, способствующие накоплению словарного запаса за счёт имён прилагательных

Условием, способствующим эффективности усвоения знаний об имени прилагательном, является обогащение речи школьников синонимами, антонимами, ознакомление с употреблением прилагательных в прямом и переносном значении.

В связи с этим целесообразно проведение лексико-стилистических упражнений, воспитывающих внимательное отношение к слову, точному употреблению его в речи.

Учитель должен строить уроки так, чтобы вооружать младших школьников прочными знаниями, умениями и навыками, оказывать на детей средствами изучаемого материала сильное воспитательное и  развивающее воздействие. Важным условием полного достижения образования воспитательных целей, предусмотренных программой, является соблюдение принципов преемственности, а также установления и реализации межпредметных связей. В этом отношении большую роль играют уроки чтения и русского языка, которые более всего способствуют формированию у детей общеучебных умений, так как они используются при обучении большинству предметов начального цикла.

На уроках русского языка необходимо стремиться к реализации ведущего лингвометодического принципа, который обуславливает содержание начального курса русского языка, - это взаимосвязанное изучение всех его сторон: лексической, фонетической, словообразовательной и грамматической. Такое изучение языка как целостного явления создаёт возможность для осознания его учащимися как средства общения людей.

В систему обучения грамматике и орфографии должна органически включаться работа над связной речью (развитие умений составить рассказ на определённую тему, по картинке, правильно передавать содержание прочитанного текста, т др.).

Учитель должен направить учащихся на осознанное выполнение задания. С этой целью при выполнении упражнений особое внимание необходимо уделять тому, насколько учащиеся понимают назначение этих упражнений (для чего, с какой целью они выполняются, чему учат).

Знания по языку будут находить применение в речи лишь при условии работы с текстом на каждом уроке русского языка.

В учебнике русского языка большое место отводится работе с текстом. Нужно использовать возможности текста, если даже не указано в задании, какую работу с ним можно провести (обратить внимание на точное употребление слов, в частности, имя прилагательное, на удачное сравнение, и т.д.). Нельзя допускать, чтобы учащиеся начинали списывать текст, не уяснив его содержание.

Исследования показали, что дети, испытывающие трудности в школьном обучении русскому языку, относят к именам существительным лишь те слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? Словоформы имен существительных,  отвечающие на  вопросы косвенных падежей, исключаются ими из разряда имен существительных. Некоторые школьники выделяют глаголы, а имена прилагательные оставляют без внимания.

В помощь детям, испытывающим трудности в освоении курса русского языка, создана Рабочая тетрадь "Слова – названия предметов, действий, признаков предметов" (авт. Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова) и "Методические комментарии к рабочей тетради" "Слова – названия предметов, действий, признаков предметов" (авт. Р.Д. Тригер). Рабочая тетрадь является приложением к учебнику русского языка для 2-го класса (авт. Т.Г. Рамзаева).

Основная учебная задача, которая решается с помощью системы заданий Рабочей тетради, – обучение школьников опознанию, узнаванию и определению имен существительных, глаголов и имен прилагательных. Содержание Тетради ориентировано на реальные возможности детей, испытывающих трудности в обучении. Задания неразрывно связаны с развитием мышления школьников, уточнением и обогащением их речи.

У учеников, испытывающих трудности в овладении школьными знаниями, чрезвычайно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, оценки. Так, имена прилагательные большой и маленький служат для определения длины, ширины, толщины. Для обозначения оценочных суждений используются лишь слова хороший, плохой, добрый. Они могут обозначать самые разные качества: храбрый, жадный, хитрый, трусливый и т.д. Скудность запаса имен прилагательных проявляется и в том, что при необходимости дети используют не антонимы предложенных им слов, а те же прилагательные с отрицательной частицей не. Например, храбрый – нехрабрый (вместо трусливый), веселый – невеселый (вместо грустный, печальный) и т.п.

Конкретные впечатления и представления о том, что вокруг нас, уточняются и расширяются на уроках окружающего мира. На уроках русского языка и чтения указанная работа также занимает значительное место, но главным образом в плане организации словесного высказывания. Например, ученики редко выделяют такой признак, как материал, из которого изготовлен предмет. Но даже выделив это качество, они обозначают его не прилагательным, а существительным с предлогом (из дерева, из резины, а не деревянный, резиновый). На преодоление этих речевых трудностей направлены многие задания третьей части Рабочей тетради. См. приложение_8

Освоение грамматического материала сочетается в Тетради с заданиями по работе с предложениями и текстом, письменными ответами детей по содержанию текстов, самостоятельным составлением предложений на основе наглядного материала, восстановлением деформированного текста, освоением элементов речевого этикета при написании записок родителям, друзьям. Уделено внимание обучению, а затем и самостоятельному написанию учениками небольших рассказов по картинкам и по сериям картин, продолжению рассказа по его началу, что способствует развитию как устной, так и письменной инициативной речи детей.

В Рабочей тетради реализуется преемственность и перспективность. Задания пособия составлены так, что первоначальное ознакомление школьников с частями речи сочетаются с повторением почти всего фонетического, грамматического и синтаксического материала, ранее изученного детьми, с повторением и практическим использованием алфавита, правил списывания текста. приложение_8

На основе заданий Рабочей тетради у учеников формируются речевые умения, накапливаются языковые наблюдения и практические обобщения, подготавливающие их к усвоению грамматики и орфографии на более поздних ступенях обучения: как во втором, так и в последующих классах.

Система заданий, представленная в Рабочей тетради, направлена на комплексное решение коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-воспитательных задач. Кроме первоначальных знаний о частях речи, уточняются, корригируются, обогащаются разные стороны речи детей. Интенсивно развиваются такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование. Именно на них основывается умение классифицировать слова по признакам смысловой принадлежности и по грамматическим вопросам.

6. Календарно-тематическое планирование раздела

«Имя прилагательное» (5 часов)

/№п

Темы занятий

тип

Краткое содержание

Знания, умения, навыки

11

Понятие о словах, обозначающих признаки предметов (имена прилагательные)

Ттекущий

Ознакомление со словами, обозначающими признаки предметов. Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи.

Знать особенности слов, обозначающих признаки предметов.

 Развитие монологической речи.  

22

Различение слов, отвечающих на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

1

теущ

Соотнесение прилагательных и существительных

трех родов.

Формирование умения  подбирать слова, обозначающие признаки предметов.1 Развивать внимание и речевую реакцию.

33

Различие прилагательных в единственном и во множественном числе  

 Тек

Формирование умения распознавать прилагательные в единственном и множественном числе.

Сделать вывод об изменении прилагательных по числам. Развивать внимание и речевую реакцию.

44

Прилагательные, противоположные по смыслу, их употребление в речи.  

1Тек

Формировать представление о прилагательных – антонимах, их роли в речи.

Знать о прилагательных – антонимах, их роли в речи.

Эти умения развивают речь и учат правильно употреблять И.П. – синонимы и И.П. – антонимы.

55

Употребление прилагательных в речи

1

тТекущ

Описание предметов и явлений, обогащение словаря. обучение рассуждать на определённую тему.

5.обогащение словарного запаса.

1.формирование умения описывать предметы и явления.

2.обогащение лексического и грамматического строя речи.

3.формирование письменной речи.

4.Систематизируются все полученные сведения о частях речи.

7. Фрагменты уроков.

См.  Приложение_7.

Выявляя пути  развития познавательного интереса  школьников  2»Г» класса к изучению  раздела «Имя прилагательное», я наметила  приоритетные принципы, методы, приемы, формы обучения, а именно:

  • методы эмоционального стимулирования, познавательных игр(см. приложение_3)
  • межпредметные связи с другими школьными дисциплинами (см. приложение_6);
  • нетрадиционные уроки (конкурсы, олимпиады). (см. приложение_1);

Организация процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий уже не редкость в школе. Такие уроки способствуют совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации и повышению познавательного интереса у учащихся. Использование возможностей программы  PowerPoint  открывает большие перспективы  для

  • повышения эмоциональности урока, повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания;
  • создания доброжелательной атмосферы на уроке, активного творческого труда;
  • смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников;
  • стимулирования познавательного мышления учеников;
  • применения наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении.

  1. Способы оценки  учебных достижений учащихся

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

После изучения раздела проводится текущий контроль. Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно, говорить о сформированности умений и навыков, учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это даёт учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки соей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.[7]

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

Специфика этого вида контроля:

1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и
обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, исправить по
лученную ранее отметку;

  1.  при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на
    средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более
    объективным;
  2.  возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.[8]

Каждому уроку – объяснению нового материала следует урок закрепления. На следующем уроке после изучения антонимов мы проверили полученные детьми знания с помощью следующих заданий.

Задание №1.  Подберите противоположные по смыслу слова к следующим словам:

            Мелкий пруд - … пруд.

            Мелкий дождь - … дождь.

            Свежий  хлеб - … хлеб    и т.д.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. Использую тесты Шукейло В.А.. Даны в приложении №5.

 Результаты фиксирую в таблице.

Ф.И.

Определение

имени прил.

Соотнесение прилагат.  с  существит.

Нахождение прилагат.

в тексте

Распознавание частей речи

Подбор антонима

Подбор

синонима

 1

Асин

           +

       

 +

              - (1)

             +

       +                        

 - (1)

  2

Буров

           +

         

 +

         +

            +              

        +

   

 +

Анализ результатов  теста по теме «Имя прилагательное» 2«Г» класса:

Можно использовать вот такую табличку. Сам ученик заполняет  ее. Это развивает самоконтроль учащегося, учит постановке целей, проблем и их решению.[9]         Таблица  самоконтроля.

Знаю

Хочу   узнать

Узнал:

Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?какие?

 Как они

называются?    Какова их  роль в речи?

Эти слова -  имена прилагательные. Имя прилагательное указывает на  цвет, форму, размер, принадлежность кому-либо, материал, время. Они уточняют и украшают речь

Заключение

Все существующие программы и модели, действующие сегодня в начальной школе, имеют общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться. Традиционная программа «Школа России позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности, которые необходимы для успешного обучения в средней школе. В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения. Учебно-методическая линия по русскому языку разработана Т.Г.Рамзаевой. Стабильные, выдержавшие несколько изданий учебники соответствуют программе русского языка для четырехлетней начальной школы. Составленные с учетом современных образовательных стандартов, они вобрали в себя лучшие традиции преподавания русского языка в школе. Приемы традиционного обучения с элементами частично-поисковых методов я выбрала для работы во 2 «Г» классе средней общеобразовательной школы № 117.

В процессе решения поставленных целей  предусматривается учет следующих аспектов обучения:

1. Развивающий аспект обучения, направлен на:

  •  формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению русского языка;
  •  формирование уверенности в своих силах и способностях;
  •  формирование психических функций ребенка (памяти, воображения, внимания, мышления, речевых способностей).

         2. Познавательный аспект, так как родной язык -- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности.

3. Учебный лингвистический  аспект, предусматривает:

  • формирование продуктивных речевых умений (умения диалогической, монологической, письменной речи);
  • формирование  речевых умений (умения слушания, чтения и письма);
  • формирование умения наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и сопоставлять явления русского языка;

4. Воспитательный аспект, предусматривает:

  • формирование самостоятельности в процессе решения учебных задач;
  • формирование адекватной самооценки (рефлексии) – осознания учащимися самого процесса обучения (умения анализировать свою деятельность, свои достижения и свои промахи).

Учителю следует помнить, что в основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение всех разделов науки о языке, в том числе и морфология. Как учебный предмет русский язык имеет первостепенное значение, ведь он -- основа познания других наук, средство развития мышления и воспитания учащихся. Русский язык -- важнейшая часть национальной культуры русского народа.  

Литература

1.   Волина В.В. Веселая грамматика. М., Знание, 1995, 336 с.

2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985, 45 с.        

3. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г., 90 с.

4. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 2 класса 4-летней начальной школы – М., Дрофа, 2006, 96 с.

          5. Русский язык в начальных классах: Сб. методических задач/ Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С и др. – М.: ИЦ "Академия" – 1999 – с.5-78; Речевое развитие младших школьников: Сб. статей//Под редакцией Рождественского Н.С. – М.: Просвещение – 1970 – 222 с.

        6 . СоврРусЯз: Учебник для студентов пед. инст.: В 3 частях. – ч. 2 –Н.М., Тихонов А.Н. – М.: Просвещение – 1987 – с. 120-134.

         7. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение – 1991 – с. 127-128, 202-204  

         8. Тихомиров Д.И. Опыт плана и конспекта элементарных занятий по русскому языку// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение – 1991 – с. 99-107.

9. Шукейло В. А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения  С-П , СМИО Пресс, 2000, 288с.

10. Я иду на урок в начальную школу: История: Книга для учителя (под ред. Соловейчик М.В.) М: Первое сентября - 256 с.


[1] Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе// Хрестоматия по методике русского языка в школеМ.: Просвещение – 1991

[2] Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985

[3] СоврРусЯз: Учебник для студентов пед. инст.: В 3 частях. – ч. 2 –Н.М., Тихонов А.Н. – М.: Просвещение – 1987

[4] Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение – 1991

[5] Русский язык в начальных классах: Сб. методических задач/ Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С и др. – М.: ИЦ "Академия" – 1999

[6] Русский язык в начальных классах: Сб. методических задач/ Соловейчик М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С и др. – М.: ИЦ "Академия" – 1999

[7] Тихомиров Д.И. Опыт плана и конспекта элементарных занятий по русскому языку// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя

[8] Шукейло В. А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения  С-П , СМИО Пресс, 2000

[9] Я иду на урок в начальную школу: История: Книга для учителя (под ред. Соловейчик М.В.) М: Первое сентября


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Творческие задания по русскому языку "Имя прилагательное"

Творческие задания для учащихся 1-4 классов к  урокам русского языка по теме "Имя прилагательное" из серии "Начальная школа"...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...

Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные

В процессе урока обучающиеся смогут:повторить знания учащихся об имени прилагательном;сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;учить выделять имена прилагательные ...