Тексты для изложений.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Сапогина Светлана Юрьевна

Тексты для изложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тексты для изложений.120.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тексты для изложений.

Чьи вы? 

(По И. Недоле.)
(Желательно дать текст для прочтения учащимся.)

Чьи вы?

Построили чибисы гнезда на кочках.

 Густая трава закрывает птиц от чужого глаза. А над степью сторож летает. Увидит чужого и громко спрашивает: «Чьи вы? Чьи вы?» Вот сторож закричал: «Уйди-и! Уйди-и!» Поднялись все птицы. Окружили лису, закружились. Лиса прыгает, хочет схватить птицу за хвост. А чибисы далеко в степь летят. Увели лису далеко от гнезд. А сами разлетелись в разные стороны.

А где же чибисы поднялись? Лиса это место уже и позабыла.

 (69 слов.) 


Орфография: знаки в конце предложения; сочетания чу, жи, чк; проверяемые безударные гласные и др.

Анализ.

Почему писатель назвал рассказ «Чьи вы?»? А как сторож кричит в минуту опасности? Запомните, как записываются крики чибисов. (Чьи вы? Уйди-и!) Кто здесь, назван сторожем? Из чего видно, что чибисы поняли тревожный крик сторожа? (Разом поднялись в воздух...) Как чибисы перехитрили лису?

План:

 1. Гнезда чибисов.

 2. Сторож над гнездами.

 3. Сигнал тревоги

 4. Заманили лису.

 5. Где чибисы, поднялись?

При пересказе по плану дети передают вопросительные и восклицательные интонации, имеющиеся в рассказе.

Слова для справок: чибис, построили.

Зяблик с колечком.

(По Н. Сладкову.)

Зяблик с колечком.

Осенью птицы в теплые края летят.

Тронулись в дорогу и зяблики. Эти птички летят утром и вечером. Днем они отдыхают и ищут корм. За стайкой зябликов ястребы летят. Беда тому зяблику, кто ослаб и отстал. Да и здоровым от ястребов достается.

Николай Иванович Сладков поймал одного зяблика. Но он не посадил птичку в клетку. Надел зяблику на лапку колечко с номером и отпустил.
Окольцованные птицы - мастера о перелетах рассказывать. (69 слов.
)

Орфография: проверяемые безударные гласные; сочетание чк; слово из «Словарика» (дорога); не с глаголом.

Анализ.

Что можно узнать по надписи на кольце? В какое время суток летят зяблики на юг? Какой враг летит вдогонку? Что сделал писатель Сладков, когда поймал птичку?

План:

    1.К югу.

   2. Когда летят зяблики?

               3. Что делают они днем?

              4. Что сделали с пойманной птичкой?

              5. Зачем окольцованную птицу отпустили?

Слова для справок: достается, колечко, мастера.

3 класс

3 класс

Вороны и чайка.

(Из газеты «Известия».)

Вороны и чайка.

Город Сочи стоит на берегу моря.

Однажды вечером прохожие на улице наблюдали интересный случай. Большая красавица чайка залетела в город. Ее ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю. Чайка долго летала над площадью и устала. Она опускалась все ниже и ниже, почти задевая автомашины. Вдруг с дерева на аллее снялись две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать ее вдоль аллеи к морю. Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю.

Люди с изумлением следили за поведением птиц. (91 слово.)

Орфография: падежные окончания существительных; слова из «Словарика» (интересный, однажды, электрический); проверяемые безударные гласные.

Анализ и подготовка к составлению плана.

 Почему люди с изумлением следили за птицами? Почему чайка самостоятельно не могла найти дорогу к морю? Как догадались о ее беде вороны? Где было дерево с их гнездом? (На аллее.) В каком падеже встретится еще раз слово аллея? О ком говорится в самом начале и конце заметки? Подумайте, как можно рдзделить рассказ, определив, какие птицы для каждой части являются главными действующими лицами.
К составлению плана можно подготовить путем словесного рисования картинок и озаглавливания их.

Примерный план

: 1. Чайка над площадью.

2. Летят вороны.

3. Указывают путь.

 4. Люди следят с изумлением.

Слова для справок: Сочи, почти задевая, с изумлением.

Пчела из пластмассы.

(Из сборника «Хочу все знать».)

Пчела из пластмассы.

Часто живая пчела танцует вокруг улья. Она кружится, взлетает вверх, падает вниз. Летит вперед и назад, вправо и влево. Так пчела объясняет подругам, где она нашла богатую добычу. Ученые изучили танцы пчел. Они создали из пластмассы пчелу и пустили ее к улью. Игрушечная пчелка точно выполняет телекоманду ученых. Фигуры ее танца показывают дорогу к медоносным полям. Живые пчелы понимают ее танец. Они летят за нектаром на дальнее поле. Теперь запас меда в улье быстро увеличивается.

Орфография: наиболее употребительные наречия; безударные окончания глаголов 3-го лица; окончания прилагательных.

Анализ. Почему пчелы этого улья собирают теперь мед быстрее, чем раньше? Как пчелы узнают о новых медоносных полях? (Объяснить слова медоносные, нектар.) Чем может помочь искусственная пчела? Как вы понимаете слово телекоманда'} Какие движения выполняет пчелка из пластмассы по команде издалека? (Выделяются наречия из первого абзаца; если надо, записываются на доске, затем стираются.)

Словесное рисование. Рассказать о танце живой пчелы. Как назвать эту часть рассказа? Как вторая картинка отличается от первой? Кого нарисовать на третьей картинке? Нужны ли еще картинки? Сколько же всего частей в нашем плане? Назвать их.

Примерный план и опорные слова:

1. Танец живой пчелы. /вокруг

2. Что сделали ученые? /создали

3. Танец по телекомандам /фигуры

4. Какую пользу приносит искусственная пчела? /за нектаром


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты для изложений

Тексты для обучающих изложений в начальной школе...

Научно-деловое и художественное описание в тексте. Обучающее изложение. Русский язык. 2 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Научно - деловое и художественное описание в тексте. Обучающее изложение «Бобр печку топит». 2 класс. Учитель Новоселова Елена Геннадьевна...

«Структура повествовательного текста. Подробное изложение по рассказу Б.Зубкова «Собака-спасатель».

Урок русского языка в 4-м  классе. Структура повествовательного текста....

Анализ текста. Выборочное изложение.

Анализ текста.Автор: Д. Мамин-СибирякНазвание: « Оленёнок»...

Тексты обучающих изложений по русскому языку по УМК "Школа России ФГОС"

Данный материал может использоваться учителем начальных классов, работающих по УМК "Школа России ФГОС"...

Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам

Русский язык в начальной школе»:      урок  с учетом требований ФГОС НОО;Разработка плана работы над изложением...