Тексты для изложений.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тексты для изложений.
Чьи вы?
(По И. Недоле.)
(Желательно дать текст для прочтения учащимся.)
Построили чибисы гнезда на кочках.
Густая трава закрывает птиц от чужого глаза. А над степью сторож летает. Увидит чужого и громко спрашивает: «Чьи вы? Чьи вы?» Вот сторож закричал: «Уйди-и! Уйди-и!» Поднялись все птицы. Окружили лису, закружились. Лиса прыгает, хочет схватить птицу за хвост. А чибисы далеко в степь летят. Увели лису далеко от гнезд. А сами разлетелись в разные стороны.
А где же чибисы поднялись? Лиса это место уже и позабыла.
(69 слов.)
Орфография: знаки в конце предложения; сочетания чу, жи, чк; проверяемые безударные гласные и др.
Анализ.
Почему писатель назвал рассказ «Чьи вы?»? А как сторож кричит в минуту опасности? Запомните, как записываются крики чибисов. (Чьи вы? Уйди-и!) Кто здесь, назван сторожем? Из чего видно, что чибисы поняли тревожный крик сторожа? (Разом поднялись в воздух...) Как чибисы перехитрили лису?
План:
1. Гнезда чибисов.
2. Сторож над гнездами.
3. Сигнал тревоги
4. Заманили лису.
5. Где чибисы, поднялись?
При пересказе по плану дети передают вопросительные и восклицательные интонации, имеющиеся в рассказе.
Слова для справок: чибис, построили.
Зяблик с колечком. (По Н. Сладкову.) Осенью птицы в теплые края летят. Тронулись в дорогу и зяблики. Эти птички летят утром и вечером. Днем они отдыхают и ищут корм. За стайкой зябликов ястребы летят. Беда тому зяблику, кто ослаб и отстал. Да и здоровым от ястребов достается. Николай Иванович Сладков поймал одного зяблика. Но он не посадил птичку в клетку. Надел зяблику на лапку колечко с номером и отпустил. Орфография: проверяемые безударные гласные; сочетание чк; слово из «Словарика» (дорога); не с глаголом. Анализ. Что можно узнать по надписи на кольце? В какое время суток летят зяблики на юг? Какой враг летит вдогонку? Что сделал писатель Сладков, когда поймал птичку? План: 1.К югу. 2. Когда летят зяблики? 3. Что делают они днем? 4. Что сделали с пойманной птичкой? 5. Зачем окольцованную птицу отпустили? Слова для справок: достается, колечко, мастера. |
Вороны и чайка. (Из газеты «Известия».) Город Сочи стоит на берегу моря. Однажды вечером прохожие на улице наблюдали интересный случай. Большая красавица чайка залетела в город. Ее ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю. Чайка долго летала над площадью и устала. Она опускалась все ниже и ниже, почти задевая автомашины. Вдруг с дерева на аллее снялись две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать ее вдоль аллеи к морю. Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю. Люди с изумлением следили за поведением птиц. (91 слово.) Орфография: падежные окончания существительных; слова из «Словарика» (интересный, однажды, электрический); проверяемые безударные гласные. Анализ и подготовка к составлению плана. Почему люди с изумлением следили за птицами? Почему чайка самостоятельно не могла найти дорогу к морю? Как догадались о ее беде вороны? Где было дерево с их гнездом? (На аллее.) В каком падеже встретится еще раз слово аллея? О ком говорится в самом начале и конце заметки? Подумайте, как можно рдзделить рассказ, определив, какие птицы для каждой части являются главными действующими лицами. Примерный план : 1. Чайка над площадью. 2. Летят вороны. 3. Указывают путь. 4. Люди следят с изумлением. Слова для справок: Сочи, почти задевая, с изумлением. |
Пчела из пластмассы. (Из сборника «Хочу все знать».) Часто живая пчела танцует вокруг улья. Она кружится, взлетает вверх, падает вниз. Летит вперед и назад, вправо и влево. Так пчела объясняет подругам, где она нашла богатую добычу. Ученые изучили танцы пчел. Они создали из пластмассы пчелу и пустили ее к улью. Игрушечная пчелка точно выполняет телекоманду ученых. Фигуры ее танца показывают дорогу к медоносным полям. Живые пчелы понимают ее танец. Они летят за нектаром на дальнее поле. Теперь запас меда в улье быстро увеличивается. Орфография: наиболее употребительные наречия; безударные окончания глаголов 3-го лица; окончания прилагательных. Анализ. Почему пчелы этого улья собирают теперь мед быстрее, чем раньше? Как пчелы узнают о новых медоносных полях? (Объяснить слова медоносные, нектар.) Чем может помочь искусственная пчела? Как вы понимаете слово телекоманда'} Какие движения выполняет пчелка из пластмассы по команде издалека? (Выделяются наречия из первого абзаца; если надо, записываются на доске, затем стираются.) Словесное рисование. Рассказать о танце живой пчелы. Как назвать эту часть рассказа? Как вторая картинка отличается от первой? Кого нарисовать на третьей картинке? Нужны ли еще картинки? Сколько же всего частей в нашем плане? Назвать их. Примерный план и опорные слова: 1. Танец живой пчелы. /вокруг 2. Что сделали ученые? /создали 3. Танец по телекомандам /фигуры 4. Какую пользу приносит искусственная пчела? /за нектаром |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тексты для изложений
Тексты для обучающих изложений в начальной школе...
Научно-деловое и художественное описание в тексте. Обучающее изложение. Русский язык. 2 класс
Конспект урока русского языка на тему: «Научно - деловое и художественное описание в тексте. Обучающее изложение «Бобр печку топит». 2 класс. Учитель Новоселова Елена Геннадьевна...
«Структура повествовательного текста. Подробное изложение по рассказу Б.Зубкова «Собака-спасатель».
Урок русского языка в 4-м классе. Структура повествовательного текста....
Урок развития речи во 2 классе. УМК "Школа России". Текст - повествование. Изложение "Семья медведей" (отрывок из произведения Г. Скребицкого "Домик в лесу").
Презентация поможет учителю выстроить поэтапную работу с текстом....
Анализ текста. Выборочное изложение.
Анализ текста.Автор: Д. Мамин-СибирякНазвание: « Оленёнок»...
Тексты обучающих изложений по русскому языку по УМК "Школа России ФГОС"
Данный материал может использоваться учителем начальных классов, работающих по УМК "Школа России ФГОС"...
Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам
Русский язык в начальной школе»: урок с учетом требований ФГОС НОО;Разработка плана работы над изложением...