Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Синонимы" 19 ноября 2014 год.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Тип урока : закрепление знаний.
ТЕМА: «СИНОНИМЫ».
Цели :
1. Закрепить понятие о синонимах, показать значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к словам, расширять кругозор учащихся;
2. Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Нивенское
КОНСПЕКТ
открытого урока по русскому языку в 3 классе
тема: «Синонимы».
составитель учитель начальных классов
МБОУ СОШ п. Нивенское Багратионовского района
Калининградской области
Сасиновская Ирина Витауто.
Ноябрь 2014 г.
Тип урока : закрепление знаний.
Тема урока :
ТЕМА: «СИНОНИМЫ».
Цели :
- Закрепить понятие о синонимах, показать значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к словам, расширять кругозор учащихся;
- Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов речи.
УУД:
Личностные:
- внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- соотносить результат действия с поставленной целью;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Метапредметные:
- Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
2. Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
- обобщать;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Коммуникативные:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- задавать вопросы.
4. Регулятивные:
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Оборудование: ноутбук , проектор, доска.
Ход урока
1.Орг. Момент
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее.
Начнём скорей урок! (Слайд 2)
Психологический настрой: Ребята, повернитесь друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете друг другу хорошего настроения и удачной работы, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном.
- Запишите в своих тетрадях число, классная работа. (Слайд 3)
а о у э и ы е ё я ю (Слайд 3)
- Для чего проводим минутку чистописания? Правописание каких букв закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв?
-Запишите гласные в тетрадь.
Ходить, шагать, плестись(Слайд 3)
-Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов? ( Это глаголы. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Синонимы)
3. Назовите тему нашего урока.
- Какие слова называются синонимами?(Слайд 4) Откроем учебник на стр.64 и прочитаем памятку от Летучей мыши.
- Прочитайте внимательно оставшиеся слова, и мы узнаем, что предстоит сделать на этом уроке? (Слушать слова, слышать и сравнивать) (Слайд 5)
- - Прежде чем приступить к закреплению знаний о синонимах, мы вспомним как пишутся некоторые словарные слова. Спишите. Вставляя пропущенные буквы. (Слайд 6)
- Выполните взаимопроверку в парах (Слайд 7).
Теперь приступим к закреплению знаний о синонимах.
- Задание первое: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).
(Слайд 8).
- Где мы? Отгадайте.
Не море, не земля,
Пароходы не плавают
И ходить нельзя. (Болото).
- На пути топкое болото. Сидит водяной. На болоте плавают одинокие кувшинки, а на них припрятаны задания, ваша задача найти синонимы в стихах, записать в тетрадь и определить, какой частью речи они являются. (стихотворения записаны на кочках
1-я группа.
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
2-я группа
Зябнет осинка
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
3-я группа
Вьюга снежная, пурга
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ ).
- Почему вы решили, что это синонимы ? (это близкие по значению слова. которые по – разному называют одно и то же , являются одной и той же частью речи ).
- Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй ? В третьей ? (существительные, глаголы, прилагательные).
Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы ?
(существительными, прилагательными, глаголами ).
Молодцы, приступим к следующему заданию
- Формирование навыков подбирать синонимы.
- Отгадайте загадку.
На горе шумит,
Под горой молчит. ( Лес ). (Слайд 9).
- Мы в дремучем лесу. Его охраняет старичок – лесовичок. Он пропустит нас через лес если мы найдём синонимы в первом и втором столбиках и соединим их стрелкой. А полученные пары слов запишем в тетрадь.
1 группа выписывает существительные
2 группа выписывает прилагательные
3 группа выписывает глаголы
На доске: огонь скакать
шалун аккуратный
чистый скакун
конница азбука
прыгать пламя
конь кавалерия
алфавит озорник
- Итак, делаем вывод: (Слайд 10).
ФИЗМИНУТКА
Отдохнули, А теперь у нас на пути….
- Закрепление умения подбирать синонимы из 4 букв.
Замок злого людоеда (Слайд 11,12).
Он сейчас спит, но если проснётся, то всех нас съест. Нужно быстро закрыть окна шторками – синонимами из 4 букв. Подберите такие слова, и , занавесьте окна, и тогда мы сможем пройти мимо замка.
Запишите слова в столбик в той последовательности, в которой они появляются в замке.
1. приятель – друг - одной частью речи
2. солдат – воин, - по разному звучат
3.шагать – идти - одинаковые по смыслу
4.доктор – врач
5.противник – враг
6.красный – алый
Полученные пары синонимов запишем в тетрадь.
Мы благополучно миновали замок людоеда.
- Наше путешествие продолжается. На стене в одном классе я увидела листочки с написанными словами, меня попросили написать к ним слова, я не справлюсь одна и хочу чтобы вы стали моими помощниками. (Слайд 13).
Работа в парах, распределите работу. Один выписывает слова и подбирает синонимы в первом ряду. А второй работает со словами второго ряда.
(Картинки со словами: резинка, стол, дерево, карандаш, собака, месяц).
Луна – месяц, собака – пёс, резинка – ластик, стол, дерево, карандаш.
- Если вы не смогли подобрать синоним к слову резинка, то послушайте сообщение, и вы обязательно догадаетесь (рассказывает ученик )
(У резинки, обычной школьной резинки есть ещё одно название : ластик.
Почему резинка – понятно : делается из резины. А из чего делается резина ? Из каучука. Ну, а каучук по – латыни называется «гумми эластикум». Отсюда – ластик, что значит упругий, хорошо растягивающийся.)
Итог:
Ко всем ли словам можно подобрать синонимы ? Ответы и обобщения детей).
- Работа по восстановлению авторского текста. (Слайд 14).
Мы с вами проделали огромную работу, а сейчас мы прочитаем текст и скажем. Что вам здесь не нравится, и кажется не очень красивым.
С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
(Повторяется слово «ребята».)
- Попробуйте исправить текст.
С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.
- Подведение итогов урока. (Слайд 15-16-17).
- Что такое синонимы?
Слайд
Какими частями речи могут быть синонимы?
Слайд
Ко всем ли словам можно подобрать синонимы?
Слайд
- У вас на партах лежат подсказки к моим следующим вопросам:
- Для чего в русском языке изучают синонимы, какую роль в речи они играют? Выберите правильный ответ.
- Чтобы дети много знали.
- Чтобы было не скучно.
- Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.
-Когда вы придёте домой, родители заглянут в ваши тетради и спросят, что нового вы узнали на уроке? А вы ответите.
- Узнали, что сегодня среда.
- Узнали, что надо много писать на уроке, чтобы быть умным
- Узнали, что такое синонимы.
-А что же такое синонимы, спросят родители?
- Это слова близкие по значению и одинаковые по звучанию.
- Это слова близкие по значению и имеющие общую часть – корень
- Это слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.
- Оценивание (Слайд 21)
У вас на партах лежат сердечки, возьмите эти сердечки, напишите свое имя и поставьте себе оценку, которую вы заслужили. А я проверю ваши тетради и выставлю оценки в журнал, но некоторых учеников я хочу отметить уже сейчас это….
- Домашнее задание. (Слайд 22)
1.Написать по 5 пар синонимов.
2.С одной парой составить предложение.
УРОК ОКОНЧЕН.
ВСЕМ СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...
Открытый урок по русскому языку в 3 "Б" классе, 2013-2014 уч.г.г. Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Тема: Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные....
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»
Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....