Самопроверка и взаимопроверка знаний учащихся по теме «Три склонения имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цель: закрепление и коррекция изученных способов самоконтроля и взаимоконтроля учащихся при совершенствовании умений определять падеж и тип склонения имен существительных в начальной форме и в форме косвенных падежей по роду и окончанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoproverka_znaniy.doc | 286.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самопроверка и взаимопроверка знаний учащихся по теме «Три склонения имён существительных»
Цель урока:
закрепление и коррекция изученных способов самоконтроля и взаимоконтроля учащихся при совершенствовании умений определять падеж и тип склонения имен существительных в начальной форме и в форме косвенных падежей по роду и окончанию.
Задачи урока:
-закрепить у учащихся представление о типах склонения имен существительных;
-формировать умение называть признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
- совершенствовать умения определять тип склонения имен существительных в начальной форме и в форме косвенных падежей;
-распознавать склонение по роду и окончанию;
-отрабатывать навык правильного написания окончаний имен существительных;
-развивать умение различать имена существительные 1-го, 2-го и 3-го склонения;
-формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой;
-отрабатывать систему самоконтроля и взаимоконтроля учащихся в деятельности ;
-формировать общеучебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
- воспитывать интерес к русскому языку;
-выработать последовательность действий при распознавании падежа и написании падежных окончаний имён существительных; и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.
- формировать у обучающихся способность к рефлексии;
-воспитывать взаимоуважение и интерес к предмету.
Формирование УУД:
Личностные:
- осознавать личную ответственность за получение новых знаний.
- понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;
- уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью и результатами выполнения различных заданий.
Предметные:
-знать признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
-приводить примеры имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
- определять склонение имён существительных в форме косвенных падежей.
Метапредметные:
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
-составлять план решения учебной проблемы;
-работать по плану,
- проводить самооценку по выделенным критериям;
- делать выводы, планировать деятельность на основе самооценки;
- выделять то, что усвоено и что ещё нужно усвоить;
- составлять план, определять последовательность действий.
-устанавливать причинно-следственные связи
-слушать и слышать других;
-договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интер.доска, проектор, детские и учительский ноутбуки, интерактивные тренажоры, листы самооценки для каждого учащегося, презентация к уроку.
Ход урока.
1.Организационный момент. ( слайды 2-3)
Цель: 1) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
2) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; ( «хочу»)
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам приехало много гостей. Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Тихонечко садитесь..
( слайд 4)
-Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.
-Дарит хорошее настроение, радость.
Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.
( слайд 5 )
- На столах у вас лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.
-Кто догадался чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об изменениях имен существительных по падежам и склонениям и будем отрабатывать систему самоконтроля и взаимоконтроля в деятельности .
- Отметьте в листах самооценки, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (смайлик).
(слайд 6)
- Откройте тетради, положите их правильно.
-Кто уже прочитал какое сегодня число?
-Запишите число и классная работа. Подчеркните изученные орфограммы.
III. Минутка чистописания
Учитель:
– Закройте глаза, вытяните правую руку вперёд и напишите в воздухе туоценку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.
( Дети пишут в воздухе с закрытыми глазами отметку).
– Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.
( Дети шепчут отметку в дневник).
– Мы совершили магический ритуал, и я надеюсь, что ваши желания исполнятся!
- А теперь напишите в своих тетрадях букву, с которой начинается ваша желаемая оценка. (п, ч, т, д.)
IY.Актуализация знаний.
Цель:1)актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала;
2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование;
3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.
( слайды 7-8)
1)Фронтальный опрос:
-Давайте вспомним с какой частью речи работали на последних уроках?
– Что такое имя существительное?
-На какие вопросы отвечает и что обозначает?
– Назовите постоянные признаки имён существительных.
– Как могут изменяться имена существительные?
2) Это интересно. ( слайд 9 )
Школьники Эстонии должны знать 14 падежей.
Ученики в Финляндии – 15 падежей.
Дети в Венгрии – 22 падежа.
В некоторых языках народов Дагестана – свыше 50 падежей.
У китайцев существительные совсем не склоняются и падежей в грамматике нет.
В древнерусском языке было 7 падежей.
Седьмой назывался звательный.
А сколько падежей в русском языке? ( 6 )
Y. Первичное закрепление.
Цель: организовать усвоение детьми способа действия при решении орфографических задач с их проговариванием.
Задачи: формировать умения строить логические цепи рассуждения для определения безударных окончаний имён существительных.
1) Разминка (слайд 10)
-Для того чтобы все вы на уроке работали быстро и слаженно, нам необходимо провести волшебную разминку, которая поможет работе головного мозга.
– Решите орфографическую задачу.
-Спишите словосочетания, вставьте окончания и определите падеж имён существительных.
-Первое словосочетание запишите с красной строки, с большой буквы, остальные через запятую. Даю вам на эту работу 3 минуты.
Подошёл к пристан..
Сидел на берёз..
Салат из морков..
Вышел из чащ.
Приехал к бабушк..
-ОЦЕНИТЕ СЕБЯ НА ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ.
2) Выборочное списывание. (слайд 11)
-А теперь посмотрите внимательно на слова, найдите среди них имя существительное м.р.; ед.ч.; П.п.
-Запишите его в свою тетрадь.
-Теперь найдите имена существительные ж.р.; ед.ч.; П.п.
-Проверим.
-ОЦЕНИТЕ СЕБЯ НА ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ.
YI. Проверка усвоения знаний.
Алгоритм определения склонения имени существительного.
- Итак, я вижу, что падежи у имен существительных вы определять научились, а как вы умеете определять склонение существительного, мы сейчас проверим и закрепим.. Что нужно сделать, чтоб определить склонение существительного? (таблица) ( слайд 12 )
- Прочитай слово.
- Поставь его в начальную форму.
- Определи род.
- Найди и выдели окончание.
- Вспомни правило:
1 скл. Ж.р. – а, -я М.р. – а, - я
2 скл. М.р Ср.р. –о, -е
3 скл. Ж.р. ________Ь
- Определи склонение имени существительного.
YII. Контроль усвоения материала.
1) Самопроверка знаний ( работа по индивидуальным таблицам)
- У каждого из вас на парте есть таблица. Отметьте в ней знаком + существительные какого рода и с каким окончанием относятся к 1, 2 и 3 склонениям.
( слайд 13 )
-Оцените свои знания в листах оценивания
-Эти таблицы оставьте себе на память, думаю, что они вам пригодятся на последующих уроках.
2) Физкультминутка.
Встали. Отдохнем играя.
Я буду называть слова – разные части речи.
Если я назову существительное ж. рода – присядут девочки,
если м. рода – присядут мальчики,
если ср. рода – хлопок,
если другую часть речи – топайте.
Приготовились:
Дочь, перо, ключ, полночь, добрая, отзывчивая, плащ, луч, рожь, сыч, задумались, пять, мелочь, молчание, метро, стриж.
-Оцените свои знания в листах оценивания .
- Кто внимательный, на какое право вы приседали?
(правописание шипящих на конце существительных)
-Как пишутся имена существительные с шипящими на конце? ( ж.р. - с «ь» , м.р. - без «ь».
3) Игра-тренажёр «Простоквашино». (Фронтальный опрос, устно)
-Какие из данных слов относятся к 1 склонению? Обоснуйте свой выбор.
-Какие ко 2 склонению, какие к 3?
4) Работа в тетрадях. (Взаимопроверка тетрадей )
( слайд 14 – 15)
Ребята, на слайде записаны слова. Вам нужно записать их в 3 столбика, распределив по склонениям, и подчеркнуть изученные орфограммы.
-Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания и оцените своих товарищей в их листах оценивания
5) Игра ловушка. (слайд 16 )
- 3 склонения пришли на рыбалку.
-Кто из них наловил меньше всего рыбы?
-Чтобы ответить на мой вопрос вам необходимо найти лишнее слово в одном из столбиков и объяснить свой выбор.
-Молодец. Получи сладкий приз.
6) Письмо по памяти. Игра «Помоги ёжику» (слайды 17 - 18)
- К нам на урок пришёл ёжик. Давайте поможем ему собрать слова в корзинки. Но мы ему не просто будем помогать собирать слова, а постараемся запомнить, какие слова он собрал в каждую корзину.
-Запишите себе в тетрадь существительные 3 склонения, которые мы вместе с ёжиком собрали в третью корзину.
-Оцените свои знания в листах оценивания .
YIII. Разноуровневая самостоятельная работа по вариантам.
( слайды 19 – 20)
-Сейчас каждый из вас должен оценить свои способности и выбрать задание для самостоятельной работы.
-Если вы выполните все задания без ошибок, значит, вы всё знаете.
- Если выполните не все задания, значит, знаете, но не всё.
-Ну, а если только спиши те предложение, значит, вы всё забыли и вам нужна помощь.
-Девочки списывают 1 предложение, а мальчики 2.
-Оцените свои знания в листах оценивания
IX. Тест.
-На протяжении всего урока вы сами оценивали свои знания. Надеюсь, что вы были объективны.
-А сейчас мы с вами проведем итоговый тест по данной теме , после его выполнения у вас на экране высветится оценка.
-Поставьте её в лист оценивания под словом «тест».
2)Групповая работа. (В группе работают на компьютерах по 5 человек) (интерактивная игра – тест по определению склонения)
-Я попрошу вас объединиться в группы по 5 человек
-1 группа будет работать за этим компьютером, 2 – за тем, а 3 - вон за тем.
-Каждая группа выберет командира, который включит тест, откроет 2-й слайд. Найдём слово «склонение».
-1–й участник нажмёт на цифру 1, определит склонение, нажмёт на «выход» и вернётся за парту.
- 2-й участник нажмёт на цифру 2, определит склонение, нажмёт на «выход» и вернётся за парту.
- Такую же работу проделают все участники группы.
-И я попрошу наших гостей присоединиться по - одному к каждой группе.
- Помните, что нужно работать дружно, а думать быстро, чтобы не подвести своих товарищей.
-Кто выполнил задание без ошибок?
-А кому пришлось выбирать склонение больше 1 раза.
-Оцените свои знания в листах оценивания
X.Рефлексия. ( слайд 21 – 22)
-Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями.
КАКИМ БЫЛ УРОК?
- Новым?
- Трудным?
- Интересным?
- Увлекательным?
- Радостным?
- Каким ещё?
-Оцени свою работу одним из 4 цветов.
-Отметьте в листах самооценки, с каким настроением вы заканчиваете сегодня наш урок (смайлик).
XIX. Итог урока ( слайд 23 – 25 )
V Физминутка для глаз
«Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево — вправо)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх — влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)
VI Работа с учебником
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс Задачи: - создать положительный эмоциональный настрой - включить класс в деловой ритм | Слайд 1-7 Прошла перемена, Услышан звонок. Пора поскорее начать нам урок. Мы все в ожидании… Начала задания. Теперь у тебя в руках все возможности! И только ты решаешь, Что ты с ними сделаешь дальше. Вперёд! Стремись! Дерзай! И всё получится! | |
III. Минутка чистописания – Какие волны на море? Покажите в воздухе. – Запишем в тетради такое упражнение. – Какую букву вам напоминают волны? (На слайде 3 таблица с буквой Мм) – Какие звуки может обозначать эта буква? ([ м ] согласн., звонкий, твёрдый [ м, ] – согласн., звонкий, мягкий.) – В каких случаях слова пишутся с заглавной буквы М? (в именах собственных) – Запишем строчку соединений Мм. (Учитель записывает буквы на доске со счетом:«И – раз – и, два – и» ) – Итак, нас ждет море. Корабль отправился в путь. (Слово море записать на доске.) | ||
| – С какой частью речи работали на последних уроках? – Что такое имя существительное? – Назовите постоянные признаки имён существительных. – Как могут изменяться имена существительные? | |
Цель: организовать усвоение детьми способа действия при решении данного класса орфографических задач с их проговариванием. Задачи: формировать умения строить логические цепи рассуждения для определения безударных окончаний имён существительных | Слайд 8 – Решите орфографические задачи, устно доказывая выбор букв удобным для вас способом. подошёл к пристан. сидел на берёз. салат из морков. вышел из чащ. приехал к бабушк. | подошёл к пристани сидел на берёзе салат из моркови вышел из чащи приехал к бабушке |
7.Проверка усвоения знаний. - Итак, я вижу, что падежи у имен сущ-ных вы определять научились, а как вы умеете определять склонение сущ-го? Это мы сейчас проверим и закрепим. Что нужно сделать, чтоб определить склонение существительного? (таблица) Сколько типов склонения имеет существительное? Расскажите об их особенностях. м.р. – м.р. – ср.р. - сущ ж.р. с ь на конце | ||
Рефлексия. -Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями. Я хочу отметить отличную работу на уроке … Вернемся к нашему цветку доброты. Какими же качествами должен обладать человек, про которого говорят, что он добрый? |
9. Контроль усвоения материала | Самостоятельная работа. (По выбору) С Найди имена существительные и определи их синтаксическую роль в предложении. В Определи, склонение и падеж имен существительных. А Найди и подчеркни имена существительные. Прогулки и игры на свежем воздухе укрепляют здоровье. Занятия спортом развивают ловкость, быстроту, силу, выносливость. |
|
. 3.Физкультминутка.
Встали. Отдохнем играя.
Я буду называть слова – разные части речи.
Если я назову существительное ж. рода – присядут девочки,
если м. рода – присядут мальчики,
если с. рода – хлопок,
если другую часть речи – наклон.
Приготовились:
Дочь, перо, ключ, полночь, ,добрая, отзывчивая, плащ, луч, рожь, сыч, задумались, пять, мелочь, молчание, метро, стриж.
- Кто внимательный, на какое право вы приседали?
(правописание шипящих на конце существительных)
астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.
8. Дополнительное задание.
«Найди лишнее слово».
- Улыбка, юноша, болезнь, природа.
- Награда, крыло, боец, упрямство.
- Радость, болото, дедушка, описание.
- Степь, зелень, посёлок, горсть.
- Ладонь, ладошка, площадь, пыль.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
ж. р. м. р. | |||
м. р. ср. р.
| |||
ж. р. |
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
ж. р. м. р. | |||
м. р. ср. р.
| |||
ж. р. |
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
ж. р. м. р. | |||
м. р. ср. р.
| |||
ж. р. |
- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончание существительного).
(Слайд 14 – 19 ) Тест В КОНЦЕ
(Слайд 20) Оцените свою работу на уроке. У каждого четыре кружка.
Урок подошёл к концу. Мы много поработали.
А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке.
- Что, на ваш взгляд, было самым главным на уроке?
- А зачем мы этим занимались?
- Какие открытия сделали сегодня для себя на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Три склонения имён существительных. Упражнения в определении склонения имён существительных.
Конспект с презентацией....
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...
Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"
Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....
Презентация к уроку "Самопроверка и взаимопроверка знаний учащихся по теме «Три склонения имён существительных» "
Цель: закрепление и коррекция изученных способов самоконтроля и взаимоконтроля учащихся при совершенствовании умений определять падеж и тип склонения имен существительных в начальной форме и в...
Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен сущес...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....
Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"
Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....