- Организационный момент.
– Ребята, желаю вам хорошего настроения на уроке и успехов! - Улыбнулись, повернулись, Друг на друга посмотрели И на место тихо сели.
- Постановка цели.
на доске:
«По узкой дорожке ребятишки идут в лес. В руках у них кормушки. Они несут для птиц зёрнышки, крошки, ягодки рябины, немножко хлебца». Уч. – Какая орфограмма часто встречается? Д. – Парная согласная. Уч. – Когда парную согласную в слове нужно проверять? Д. – Если парная согласная слышится не чётко – «опасное место». Уч. – Когда парная согласная в слове для нас «опасное место»? Д. – Когда парная согласная на конце слова и в середине перед глухим согласным. Уч. – Как вы будете проверять парную согласную в слове? Д. – Чтобы проверить парную согласную в слове, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором после согласной стояла бы гласная. Уч. – А кто догадался, чем сегодня будем заниматься на уроке и сможет сформулировать тему нашего урока? Д. – Будем подбирать проверочные слова к словам с парной согласной. Уч. – Верно. Тема урока «Способы проверки парной согласной на конце слова и после глухого согласного». Уч. – Найдите в тексте слова с парными согласными, подобрав к ним проверочные (устно).
- Минутка чистописания.
Уч. – Сегодня на уроке мы тоже отправимся в зимний лес. С собой нам необходимо взять зёрнышки. Как вы думаете зачем? - Правильно вы сказали, что для птиц зима страшна не холодом, а голодом. Поэтому птицы нуждаются в помощи человека. ЗАДАНИЕ: - Посмотрите, на доске буквы-зёрнышки. Выберите, какое зёрнышко «лишнее»? НА ДОСКЕ: Ф К З С Д Р Т В Ж Д.- лишнее зёрнышко «Р». Это не парный согласный, он не требует проверки. Уч. – На какие 2 группы можно разделить оставшиеся зёрнышки - буквы? Д. – Буквы «Д,З,Ж,В» - обозначают звонкие согласные звуки, - буквы «Т, С, Ф» - обозначают глухие согласные звуки. Уч. - Обсудите в паре, каких букв не хватает. *Ответы детей фиксируются на доске. В итоге на доске появляется запись: б в г д ж з п ф к т ш с ЗАДАНИЕ: - запишите красиво на первой рабочей строке буквы, обозначающие звонкий согласный звук, а на второй рабочей строке их пару по глухости. Уч. – Мы записали парные согласные и тем самым приготовили корм для птиц. Теперь мы готовы к встрече с ними.
- Актуализация знаний.
Уч. – Я брошу крошки хлеба на снег. А вы как поступите с хлебом? Д. – Нельзя хлеб бросать. Чтобы его вырастить, потребовался труд многих людей. Да и птицам трудно отыскать корм в снегу. Лучше положить корм ( карточки со словами) в кормушку. Уч. – верно. Приготовьте веера. ДОСКА: (карточки со словами прикрепляются к кормушке) КРО…КИ ЗЁРНЫ…КИ ЯГО…КИ СЕМЕЧКИ ХЛЕ… ПШЕНО Уч. – Какая буква пропущена в слове крошки? Своё решение обоснуйте. Д. – дети показывают букву на веере, а доказывают устно (подбор проверочного слова).
5.Словарная работа. Уч. – А вот и первые гости (выставляются рисунки птиц: воробей, соловей, ворона, снегирь, сорока, дятел, синица) Уч. – Назовите их (дети произносят вслух названия птиц). - Что можно сказать о написании этих слов? Д. – Эти слова словарные. Их написание нужно проверять по словарю. Уч. – Запишем названия птиц в тетрадь, орфографически проговаривая каждое слово (работа по цепочке). - Ребята, а кто заметил, какое слово лишнее и сможет нам доказать почему? Д. – Лишнее слово СОЛОВЕЙ, т.к. эта птица не зимует с нами. Уч. – А может к нашей кормушке зимой прилететь утка (карточка со словом прикрепляется к кормушке) Д. – Нет. Утка – перелётная птица, а у нас названия зимующих птиц. Бывают и домашние утки. - У нас записаны словарные слова, а это слово не словарное, оно на другую орфограмму – парная согласная. Уч. – Как можно проверить эту орфограмму? Д. – подобрать родственное слово или изменить форму слова. Уч. – запишем родственные слова в тетрадь ( один ученик у работает у доски) ДОСКА: Утка, уточка, утиный, утёнок, утята, утконос, утятница, Уткин. *Учитель сам вводит название животного «утконос». Разбирая название и иллюстрацию с этим животным, дети сами объясняют, почему животное так назвали. Уч. – подчеркните те слова, которые являются проверочными для слова утка. ( в ходе рассуждения подчёркиваются все слова, кроме «утконос» и «Уткин») - Почему эти слова не могут являться проверочными? Д. – В этих словах звук [т] стоит в слабой позиции.
- Физкультминутка.
- вы очень хорошо работали на уроке. А сейчас отдохнём, послушав голоса птиц. Может кто-то из вас узнает по голосу какую-либо птицу.
- Упражнения на закрепление.
Уч. – Птицы благодарят вас за вкусный обед и желают вам дальнейших успехов в работе с парными согласными. ДОСКА: У..кий, сла..кий, холо..ный, ро..кий, гла..кий, голо..ный, доро..ка, тро..ка, сколь..кий, хру..кий, кре..кий. Уч. – Прочтите слова про себя, потом все вместе вслух. – Как вы считаете, какие слова лишние и почему? Д. – Лишние слова холодный и голодный – в них парный согласный слышится хорошо, т.к. стоит в сильной позиции. (учитель стирает эти слова) Уч. – У меня три различных задания. Прослушайте их ( на доске эти задания продублированы) №1. Списать слова, подобрать к ним проверочные слова. №2. Списать слова, дополнить 2 – 3 слова на эту же орфограмму, подобрав к ним проверочные. №3. Используя эти слова, напиши мини – сочинение (маленький рассказ), выделяя изучаемую орфограмму. А карточка помощница вам поможет. На ней написан план. - Выберите задание по своим силам и выполните его. КАРТОЧКА – ПОМОЩНИК: План. - Приход зимы.
- Помощь птицам.
- Птицы – наши друзья.
|
- Проверка (индивидуальная)
Задания проверяются у всех групп: - №1. –зачитываются проверочные слова и проверяемые.
- №2. – зачитываются подобранные слова и соответствующие проверочные.
- №3. – зачитываются лучшие работы (приоритет выбора за учителем)
Уч. –Молодцы, справились с работой – не допустили ошибок. Значит, теперь умеете проверять слова с данной орфограммой.
- Систематизация знаний.
Уч. – Посмотрите, вот синичка принесла вам письма. Они лежат у вас на парте. Откройте конверты. Что в них? Д. – задания для нас. Уч. – Прочтите его. Расскажите, какое задание приготовила для вас синичка. Д. – Нужно найти в словах ошибки, исправить их ручкой с зелёной пастой. Ударил кребкий морос. Хрубкие ведки трищат от заморосков. Трудно нам земой. Памагите, друзья! |
Уч. – Нашли ошибки? А теперь отдайте листок соседу по парте. Проверьте друг у друга, все ли ошибки нашёл ваш сосед. Ненайденные ошибки исправьте простым карандашом. Уч. – Верните листочки. Теперь обсудите найденные и ненайденные ошибки в парах. Расскажите друг другу, как вы проверяли слова с пропущенной орфограммой. Уч. Прочитаем вслух текст письма синички, объясняя орфограмму проверочным словом (работа по цепочке). - Кто все ошибки нашёл, ни одну не пропустил? Молодцы!
- Обобщение и подведение итогов урока.
Уч. - Над каким правилом мы работали сегодня на уроке? Д. – Сегодня на уроке мы работали над правилом о правописании парных звонких и глухих согласных. Уч. – Расскажите это правило. Д. – Чтобы проверить парную согласную в слове, надо подобрать проверочное слово, в котором после согласной стоит гласная. Уч. – сколько способов проверки вы знаете? Д. – Два. Первый – подобрать родственное слово. Второй – изменить форму слова. Уч. – Какие задания показались сложными (интересными, лёгкими)? Какие задания хотели бы выполнить на следующем уроке?
- Домашнее задание.
Дома выполните упражнение из учебника с. 172, №324. Из него надо выписать слова с парными согласными и подобрать письменно проверочные слова. Орфограмму выделить. | Такое начало урока настраивает детей на хорошую работу и взаимопонимание на уроке.
Мотивационный компонент УД. Развитие познавательного интереса, заинтересованности в содержании урока.
Данный материал способствует развитию восприятия. Создание проблемной ситуации предусматривает выдвижение гипотез, их анализ. Операции анализа, синтеза. Операционный компонент УД. Идёт работа в зоне актуального развития.
- Дети находят слова с парным согласным, подбирают устно проверочные слова к ним, указывая способ проверки: изменили форму слова или подобрали родственное Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной. Мотивационный компонент УД
Развитие логического мышления (анализ, синтез, классификация).
Развитие коммуникативных навыков при работе в малых группах (работа в парах).
Даётся с целью отработки изученного правила. Воспитание аккуратности и правильного написания букв. Формирование теоретического мышления. Удержание интереса и желания работать на уроке дальше. Мотивационный компонент УД.
Воспитание бережного отношения к хлебу. Работа над формированием навыка правописания парных согласных в слабой позиции.
Регулирующий компонент УД, а именно операционный контроль посредством обратной связи, которая способствует осуществлению контроля учителем за работой всех учащихся в классе; развитие самоконтроля учащихся.
По методу Тоцкого.
Операционный компонент УД. Идёт работа над выделением свойств в процессе сравнения, установление сходств и различий. Развитие дивергентного мышления.
Работа над формированием навыка проверки парных звонких – глухих согласных.
Расширение кругозора. Расширение лексического запаса речи. Самопроверка ( сверка написания слов с доской) – регулирующий компонент УД.
Релаксация. Дети слушают грамзапись «Голоса весеннего леса». Это даёт большой эмоциональный подъём и позволяет успешно продолжить урок.
Мотивационный компонент УД (эмоциональная мотивация)
Удержание учебной задачи. Упражнение на формирование навыка проверки парных согласных. Развитие аналитико-синтетических операций.
Формирование теоретического мышления (операционный компонент УД, удержание уч. задачи). Работа в зоне актуального развития. Регулирующий компонент УД.
Регулирующий компонент УД. Прогностическая самооценка позволяет каждому ученику выбрать то задание, которое ему по силам(дифференциация по степени сложности и объёму выполняемого материала, по степени творчества). Принятие и удержание уч. задачи.
Регулирующий компонент УД. Ретроспективная оценка.
Мотивационный компонент УД. Вызвать у детей чувство радости и удовлетворения от работы на уроке.
Развитие операционного компонента УД. Создание ситуации самостоятельного поиска, опора на зону актуального развития. Развитие аналитико-синтетических операций, критического мышления, внимания, орфографической зоркости. Развитие внутреннего плана действий через анализ и самоконтроль.
Регулирующий компонент УД. Взаимопроверка Развитие внимания, коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательности.
Рефлексия. Выявить границы знания и незнания, комфортности учащихся на уроке, эффективность выбранных заданий.
Домашнее задание – важнейший этап закрепления знаний, умений и навыков. Оно позволяет детям самостоятельно понять, на сколько глубоко и качественно он понял учебный материал, с которым работал на уроке. |