Русский язык, 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Орлова Алла Анатольевна

Тема "Парные звонкие и глухие согласные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:      « Парные звонкие и глухие согласные». 2 класс,

учитель Орлова А.А

Цели урока:

  • Обучающая – закрепить знания о способах проверки слов с парным согласным в конце и середине слова.
  • Развивающая – развитие речи, логического мышления через операции анализа, синтеза, обобщения; формирование орфографической зоркости и внимания; развитие эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.
  • Воспитывающая – воспитание аккуратности, культуры общения на уроке, воспитание любви к природе и животным.

Оборудование:

  • Рисунок кормушки;
  • Веера с парными согласными;
  • Напечатанные слова: кро…ки, зёрны…ки, семечки, яго…ки, хле…, пшено;
  • Рисунки птиц: воробей, соловей, ворона, сорока, дятел, утка, синица, снегирь;
  • Школьный словообразовательный словарь русского языка А.Н.Тихонова;
  • Проигрыватель. Грамзапись  «Голоса весеннего леса»;
  • Карточки с планом, по которому дети пишут мини-сочинение;
  • Карточки с текстом, в котором дети исправляют ошибки.

Характеристика исходного уровня знаний, умений, навыков учащихся:

  • На момент проведения урока дети знают отличие гласных звуков и букв от согласных,
  • умеют найти в слове сильную и слабую позицию,
  • при проверке орфограмм в корне слова используют подбор родственных слов,
  • имеют навык составления текста по опорным словам,
  • есть навык классификации парных звонких и глухих согласных,
  • умеют пользоваться для проверки непроверяемых орфограмм в слове орфографическим словарём  (он есть в конце учебника).

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели.
  3. Минутка чистописания.
  4. Актуализация знаний.
  5. Словарная работа.
  6. Физкультминутка.
  7. Упражнение на закрепление
  8. Индивидуальная проверка.
  9. Систематизация знаний.
  10. Обобщение. Подведение итогов.
  11. Домашнее задание.

- 1 мин.

- 5 мин.

- 3 мин.

- 2 мин.

- 7 мин.

- 2 мин.

- 10 мин.

- 2 мин.

- 9 мин.

- 3 мин.

- 1 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

– Ребята, желаю вам хорошего настроения на уроке и успехов!

- Улыбнулись, повернулись,

Друг на друга посмотрели

И на место тихо сели.

  1. Постановка цели.

на доске:

«По узкой дорожке ребятишки идут в лес. В руках у них кормушки. Они несут для птиц зёрнышки, крошки, ягодки рябины, немножко хлебца».

Уч. – Какая орфограмма часто встречается?

Д. – Парная согласная.

Уч. – Когда парную согласную в слове нужно проверять?

Д. – Если парная согласная слышится не чётко – «опасное место».

Уч. – Когда парная согласная в слове для нас «опасное место»?

Д. – Когда парная согласная на конце слова и в середине перед глухим согласным.

Уч. – Как вы будете проверять парную согласную в слове?

Д. – Чтобы проверить парную согласную в слове, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором после согласной стояла бы гласная.

Уч. – А кто догадался, чем сегодня будем заниматься на уроке и сможет сформулировать тему нашего урока?

Д. – Будем подбирать проверочные слова к словам с парной согласной.

Уч. – Верно. Тема урока «Способы проверки парной согласной на конце слова и после глухого согласного».

Уч. – Найдите в тексте слова с парными согласными, подобрав к ним проверочные (устно).

  1. Минутка чистописания.

Уч. – Сегодня на уроке мы тоже отправимся в зимний лес. С собой нам необходимо взять зёрнышки. Как вы думаете зачем?

- Правильно вы сказали, что для птиц зима страшна не холодом, а голодом. Поэтому птицы нуждаются в помощи человека.

ЗАДАНИЕ:

- Посмотрите, на доске буквы-зёрнышки. Выберите, какое зёрнышко «лишнее»?

НА  ДОСКЕ:

Ф   К   З   С   Д   Р   Т   В   Ж

Д.- лишнее зёрнышко «Р». Это не парный согласный, он не требует проверки.

Уч. – На какие 2 группы можно разделить оставшиеся зёрнышки - буквы?

Д. – Буквы «Д,З,Ж,В» - обозначают звонкие согласные звуки,

- буквы «Т, С, Ф» - обозначают глухие согласные звуки.

Уч. -  Обсудите в паре, каких букв не хватает.

*Ответы детей фиксируются на доске. В итоге на доске появляется запись:

б  в  г  д  ж  з

п  ф  к  т  ш  с

ЗАДАНИЕ:

- запишите красиво на первой рабочей строке буквы, обозначающие звонкий согласный звук, а на второй рабочей строке их пару по глухости.

Уч. – Мы записали парные согласные  и тем самым приготовили корм для птиц. Теперь мы готовы к встрече с ними.

  1. Актуализация знаний.

Уч. – Я брошу крошки хлеба на снег. А вы как поступите с хлебом?

Д. – Нельзя хлеб бросать. Чтобы его вырастить, потребовался труд многих людей. Да и птицам трудно отыскать корм в снегу. Лучше положить корм ( карточки со словами) в кормушку.

Уч. – верно. Приготовьте веера.

ДОСКА: (карточки со словами прикрепляются к кормушке)

КРО…КИ    ЗЁРНЫ…КИ    ЯГО…КИ   СЕМЕЧКИ       ХЛЕ…       ПШЕНО

Уч. – Какая буква пропущена в слове крошки? Своё решение обоснуйте.

Д. – дети показывают букву на веере, а доказывают устно (подбор проверочного слова).

5.Словарная работа.

Уч. – А вот и первые гости (выставляются рисунки птиц: воробей, соловей, ворона, снегирь, сорока, дятел, синица)

Уч. – Назовите их (дети произносят вслух названия птиц).

 - Что можно сказать о написании этих слов?

Д. – Эти слова словарные. Их написание нужно проверять по словарю.

Уч. – Запишем названия птиц в тетрадь, орфографически проговаривая каждое слово (работа по цепочке).

 - Ребята, а кто заметил, какое слово лишнее и сможет нам доказать почему?

Д. – Лишнее слово СОЛОВЕЙ, т.к. эта птица не зимует с нами.

Уч. – А может к нашей кормушке зимой прилететь утка (карточка со словом прикрепляется к кормушке)

Д. – Нет. Утка – перелётная птица, а  у нас названия зимующих птиц. Бывают и домашние утки.  

- У нас записаны словарные слова, а это слово не словарное, оно на другую орфограмму – парная согласная.

Уч. – Как можно проверить эту орфограмму?

Д. – подобрать родственное слово или изменить форму слова.

Уч. – запишем родственные слова в тетрадь ( один ученик у работает у доски)

ДОСКА:

Утка, уточка, утиный, утёнок, утята, утконос, утятница, Уткин.

*Учитель сам вводит название животного «утконос». Разбирая название и иллюстрацию с этим животным, дети сами объясняют, почему животное так назвали.

Уч. – подчеркните те слова, которые являются проверочными для слова утка.

( в ходе рассуждения подчёркиваются все слова, кроме «утконос» и «Уткин»)

 - Почему эти слова не могут являться проверочными?

Д. – В этих словах звук [т] стоит в слабой позиции.

  1. Физкультминутка.

- вы очень хорошо работали на уроке. А сейчас отдохнём, послушав голоса птиц. Может кто-то из вас узнает по голосу какую-либо птицу.

  1. Упражнения на закрепление.

Уч. – Птицы благодарят вас за вкусный обед и желают вам дальнейших успехов в работе с парными согласными.

ДОСКА:

У..кий, сла..кий, холо..ный, ро..кий, гла..кий, голо..ный, доро..ка, тро..ка, сколь..кий, хру..кий, кре..кий.

Уч. – Прочтите слова про себя, потом все вместе вслух.

  – Как вы считаете, какие слова лишние и почему?

Д. – Лишние слова холодный и голодный – в них парный согласный слышится хорошо, т.к. стоит в сильной позиции.

(учитель стирает эти слова)

Уч. – У меня три различных задания. Прослушайте их ( на доске эти задания продублированы)

№1. Списать слова, подобрать к ним проверочные слова.

№2. Списать слова, дополнить 2 – 3 слова на эту же орфограмму, подобрав к ним проверочные.

№3. Используя эти слова, напиши мини – сочинение (маленький рассказ), выделяя изучаемую орфограмму. А карточка помощница вам поможет. На ней написан план.

 - Выберите задание по своим силам и выполните его.

КАРТОЧКА – ПОМОЩНИК:

План.

  1. Приход зимы.
  2. Помощь птицам.
  3. Птицы – наши друзья.

  1. Проверка (индивидуальная)

Задания проверяются у всех групп:

  • №1. –зачитываются проверочные слова и проверяемые.
  • №2. – зачитываются подобранные слова и соответствующие проверочные.
  • №3. – зачитываются лучшие работы (приоритет выбора за учителем)

Уч. –Молодцы, справились с работой – не допустили ошибок. Значит, теперь умеете проверять слова с данной орфограммой.

  1. Систематизация знаний.

Уч. – Посмотрите, вот синичка принесла вам письма. Они лежат у вас на парте. Откройте конверты. Что в них?

Д. – задания для нас.

Уч. – Прочтите его. Расскажите, какое задание приготовила для вас синичка.

Д. – Нужно найти в словах ошибки, исправить их ручкой с зелёной пастой.

Ударил кребкий морос. Хрубкие ведки трищат от заморосков. Трудно нам земой. Памагите, друзья!

Уч. – Нашли ошибки? А теперь отдайте листок соседу по парте. Проверьте друг у друга, все ли ошибки нашёл ваш сосед. Ненайденные ошибки исправьте простым карандашом.

Уч. – Верните листочки. Теперь обсудите найденные  и ненайденные ошибки в парах. Расскажите друг другу, как вы проверяли слова с пропущенной орфограммой.

Уч. Прочитаем вслух текст письма синички, объясняя орфограмму проверочным словом (работа по цепочке).

 - Кто все ошибки нашёл, ни одну не пропустил? Молодцы!

  1. Обобщение и подведение итогов урока.

Уч. - Над каким правилом мы работали сегодня на уроке?

Д. – Сегодня на уроке мы работали над правилом о правописании парных звонких и глухих согласных.

Уч. – Расскажите это правило.

Д. – Чтобы проверить парную согласную в слове, надо подобрать проверочное слово, в котором после согласной стоит гласная.

Уч. – сколько способов проверки вы знаете?

Д. – Два. Первый – подобрать родственное слово. Второй – изменить форму слова.

Уч. – Какие задания показались сложными (интересными, лёгкими)? Какие задания хотели бы выполнить на следующем уроке?

  1. Домашнее задание.

Дома выполните упражнение из учебника с. 172, №324. Из него надо выписать слова с парными согласными и подобрать письменно проверочные слова. Орфограмму выделить.

Такое начало урока настраивает детей на хорошую работу и взаимопонимание на уроке.

Мотивационный компонент УД. Развитие познавательного интереса, заинтересованности в содержании урока.

Данный материал способствует развитию восприятия. Создание проблемной ситуации предусматривает выдвижение гипотез, их анализ. Операции анализа, синтеза. Операционный компонент УД. Идёт работа в зоне актуального развития.

- Дети находят слова с парным согласным, подбирают устно проверочные слова к ним, указывая способ проверки: изменили форму слова или подобрали родственное

Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной.

Мотивационный компонент УД

Развитие логического мышления (анализ, синтез, классификация).

Развитие коммуникативных навыков при работе в малых группах (работа в парах).

Даётся с целью отработки изученного правила. Воспитание аккуратности и правильного написания букв.

Формирование теоретического мышления. Удержание интереса и желания работать на уроке дальше.

Мотивационный компонент УД.

Воспитание бережного отношения к хлебу.

Работа над формированием навыка правописания парных согласных в слабой позиции.

Регулирующий компонент УД, а именно операционный контроль посредством обратной связи, которая способствует осуществлению контроля учителем за работой всех учащихся в классе; развитие самоконтроля учащихся.

По методу Тоцкого.

Операционный компонент УД. Идёт работа над выделением свойств в процессе сравнения, установление сходств и различий. Развитие дивергентного мышления.

Работа над формированием навыка проверки парных звонких – глухих согласных.

Расширение кругозора.

Расширение лексического запаса речи.

Самопроверка ( сверка написания слов с доской) – регулирующий компонент УД.

Релаксация. Дети слушают грамзапись «Голоса весеннего леса». Это даёт большой эмоциональный подъём и позволяет успешно продолжить урок.

Мотивационный компонент УД (эмоциональная мотивация)

Удержание учебной задачи. Упражнение на формирование навыка проверки парных согласных. Развитие аналитико-синтетических операций.

Формирование теоретического мышления (операционный компонент УД, удержание уч. задачи). Работа в зоне актуального развития. Регулирующий компонент УД.

Регулирующий компонент УД. Прогностическая самооценка позволяет каждому ученику выбрать то задание, которое ему по силам(дифференциация по степени сложности и объёму выполняемого материала, по степени творчества).

Принятие и удержание уч. задачи.

Регулирующий компонент УД.

Ретроспективная оценка.

Мотивационный компонент УД. Вызвать у детей чувство радости и удовлетворения от работы на уроке.

Развитие операционного компонента УД. Создание ситуации самостоятельного поиска, опора на зону актуального развития.

Развитие аналитико-синтетических операций, критического мышления, внимания, орфографической зоркости.

Развитие внутреннего плана действий через анализ и самоконтроль.

Регулирующий компонент УД. Взаимопроверка

Развитие внимания, коммуникативных навыков.

Воспитание доброжелательности.

Рефлексия.

Выявить границы знания и незнания, комфортности учащихся на уроке, эффективность выбранных заданий.

Домашнее задание – важнейший этап закрепления знаний, умений и навыков. Оно позволяет детям самостоятельно понять,  на сколько глубоко и качественно он понял учебный материал, с которым работал на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....