Программа внеурочной деятельности 1-4 класс "В мире слов"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности 1-4 класс "В мире слов" с пояснительной запиской и тематическим планированием с УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_russkiy_kruzhok.docx | 66.66 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование 1 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | |||
Содержание занятия Ученик должен знать | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||
1 | Неведомые звуки. | 1 | Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Игры «Добавки», «Знаешь сам – расскажи нам» Уметь различать понятия звук и буква | Формирование познаватель-ных мотивов – интерес к новому. | Самостоятель-ное выделение и формулирова-ние познавательной цели | Понимание возможности различных точек зрения на любой вопрос | Волевая саморегуля-ция как способность к волевому усилию |
2. | В Стране Слов. Первые встречи. | 1 | Игры «Слова-братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка. Рассказ «Снежные слова». | Стремление к самоизмене- нию – приобретению новых знаний | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Умение слушать собеседника | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
3-4 | Волшебные слова | 2 | Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». Знать волшебные слова, ситуации их употребления. | Формирование познаватель-ных и учебных мотивов | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Умение слушать собеседника | Оценка – осознание качества и уровня усвоения |
5 | Наши друзья в Стране Слов | 1 | Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе-злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание. Парад добрых слов. | Формирование учебных мотивов и интереса к новому | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Понимание возможности различных точек зрения на любой вопрос | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
6 | Сокровища Страны Слов | 1 | Головоломка «Сколько родственников». Беседа о богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарем. Конкурс на лучшее толкование слова. Игры «Назови по родству», «Цепочка слов» | Формирование духа соревнования, положительной мотивации – интереса к новому | Выбор оснований для сравнения форм слова | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
7 | Чудесные превращения слов | 1 | Сказка «Буква заблудилась». Игры «Веселые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворений | Формирование познаватель- ных и учебных мотивов | Самостоятель- ное выделение и формулирова- ние познавательной цели | Интерес к способу решения и общему способу действия | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
8-9 | Знакомство с алфавитом | 2 | Чтение стихотворения «Веселое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Сказка «Кутерьма». Игра «Волшебный колодец». Уметь правильно называть буквы алфавита, знать гласные и согласные буквы. | Формирование познавательных мотивов и интереса к способу решения и общему способу действия | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Умение слушать собеседника | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
10 | Тайны звуков и букв | 1 | Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения «Трудные буквы». Уметь подбирать слова на заданный звук, дифференцировать звуки. | Формирование познаватель-ных мотивов – интерес к новому. | Самостоятельное выделение и формулирова-ние познавательной цели Анализ звуков с целью выделения признаков | Интерес к способу решения и общему способу действия | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
11 | Встреча с Радугой | 1 | Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень ». Игра «Исправь ошибку художника». | Формирование чувства прекрасного на основе наблюдения за творчеством художника | Выбор оснований для сравнения форм слова | Умение слушать собеседника | Оценка – осознание качества и уровня усвоения |
12 | В стране Говорящих Скал | 1 | Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма. Как наши предки научились считать и писать. Головоломка «Заколдованные слова» Уметь решать логические задачи. | Формирование учебных мотивов и интереса к новому | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение договариваться, находить общее решение | Применение установлен- ных правил в планировании способа решения. |
13 | В глубь веков | 1 | Рассказ учителя о первых родственниках алфавита. Разгадывание ребусов. Уметь отгадывать загадки и ребусы о словах. | Формирование познаватель-ных мотивов и интереса к способу решения и общему способу действия | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Умение слушать собеседника | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
14 | Королевство Ошибок | 1 | Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов, работа по исправлению в них ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций. Уметь находить в тексте ошибки. | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной культурой | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Умение слушать собеседника | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
15 | В Стране Слогов | 1 | Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово». Знать о делении слов на слоги. | Формирование познаватель-ных мотивов, эстетических чувств и чувства прекрасного. | Выбор оснований для сравнения форм слова. | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. | Целеполага-ние как постановка учебной задачи |
16 | Неожиданная остановка в пути | 1 | Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «пройди через ворота». Рассказ учителя о речи. Знать зависимость лексического значения слова от ударения. | Формирование учебных мотивов и интереса к новому | Выбор оснований для сравнения форм слова. | Понимание возможности различных точек зрения на любой вопрос | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
17 | В удивительном городе Неслове | 1 | Работа со словарем. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекресток». | Стремление к самоизмене- нию – приобретению новых знаний | Поиск и выделение необходимой информации | Умение слушать собеседника | Применение установлен- ных правил в планировании способа решения. |
18-19 | Чудеса в Стране Слов | 2 | Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова-синонимы. Уметь различать слова близкие по значению. | Формирование чувства прекрасного на основе наблюдений за природой | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Умение слушать собеседника | Оценка – осознание качества и уровня усвоения |
20 | Слова одинаковые, но разные | 1 | Слова-омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка. Уметь различать слова. | Стремление к самоизмене- нию и приобретению новых знаний и умений | Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. | Учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
21-22 | На карнавале слов | 2 | Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова-омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами-двойниками. | Стремление к самоизмене- нию и приобретению новых знаний и умений | Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным ответом |
23 | В театре близнецов | 1 | Головоломка «Начни и закончи». Работа со словарем. Шутки-каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок. | Формирование учебных мотивов и интереса к новому | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Ориентация на партнеров по общению | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
24 | Конкурс знатоков | 1 | Правила «Узелки на память». Кроссворд. Головоломка «Дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами | Формирование познаватель- ных и учебных мотивов | Выбор оснований для сравнения форм слова. | Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
25 | Новое представление | 1 | Инсценировка отрывка из сказки «Приключения Незнайки и его друзей». Веселый аттракцион «Доскажи словечко». Слова-синонимы. Сценка «Твердый знак». Игра «Найди друзей». | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художествен- ной культурой | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Понимание возможности различных точек зрения на любой вопрос | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
26 | Необычный урок | 1 | Головоломка. Слова-антонимы. Игра «Угадай-ка!» со словами - антонимами | Стремление к самоизмене- нию и приобретению новых знаний и умений | Выбор оснований для сравнения форм слова. | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. | Оценка – осознание качества и уровня усвоения |
27 | Следопыты развлекают детей | 1 | «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание рассказов, сказок | Формирование познаватель- ных и учебных мотивов | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
28 | В Клубе веселых человечков | 1 | Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. | Интерес к способу решения и общему способу действия | Выбор оснований для сравнения форм слова. | Умение слушать собеседника | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным ответом |
29-30 | К словам родственникам | 2 | Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарем. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино» | Стремление к самоизмене- нию и приобретению новых знаний и умений | Построение логической цепи рассуждений. | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
31 | Экскурсия в прошлое | 1 | Устаревшие слова – архаизмы и историзмы. В «музее» древних слов. | Стремление к самоизмене- нию и приобретению новых знаний и умений | Выбор оснований для сравнения форм слова | Понимание возможности различных точек зрения на любой вопрос | Волевая саморегуля-ция как способность к волевому усилию |
32 | Полет в будущее | 1 | Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка!». Узелки на память. Головоломка. | Стремление к самоизмене- нию и приобретению новых знаний и умений | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
33 | Итоговое занятие | 1 | Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимами. Инсценирование сказок, рассказов. Уметь применять полученные знания на практике | Интерес к способу решения и общему способу действия | Самостоятель- ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | Оценка – осознание качества и уровня усвоения |
Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | |||
Содержание занятия Ученик должен знать | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||
1. | Как обходились без письма? | 1 | Рассказ учителя «А начинали все медведи». Слова в переносном смысле. Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок». Уметь различать устную и письменную речь | Формирование познаватель-ных мотивов, интереса к новому. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет. | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
2. | Древние письмена | 1 | Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы- «священные» знаки. Знать, что предложение выражает законченную мысль, что слова в предложении связаны по смыслу и форме | Формирование познаватель-ных мотивов, эстетических чувств и чувства прекрасного | Выбор оснований для сравнения | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной | Целеполага-ние как постановка учебной задачи |
3. | Как возникла наша письменность? | 1 | Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица. Творческое задание «Придумай свой алфавит» Знать историю возникновения письменности | Формирование познавательных мотивов и интерес к способу решения и общему способу действия | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Умение слушать собеседника | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
4-5. | Меня зовут Фонема | 2 | Звуки-смыслоразличите- ли. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». Уметь различать понятия звук и буква. | Формирование познаватель- ных и учебных мотивов | Анализ звуков с целью выделения признаков. Смысловое чтение как осмысление ели чтения | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
6-8. | Для всех ли фонем есть звуки? | 3 | Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходера «Моя вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твердые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква – подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актеры. Уметь подбирать слова на заданный звук, знать отличие лексического значения слов, отличающихся одним звуком. | Стремление к самоизмене- нию и приобретению новых знаний и умений | Анализ звуков с целью выделения признаков. Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. | Учет разных мнений и умение обосновывать собственное мнение | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
9-10 | «Ошибкоопас- ные» места | 2 | «Зеркальные и незеркальные» слова. Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. Уметь узнавать буквы, требующие проверки и проверять их, знать алгоритм проверки | Формирование учебных мотивов и творческих способностей | Структурирова- ние знаний | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
11 | Тайны фонемы | 1 | Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки – «запоминалки» Знать алгоритм проверки. | Формирование познавательных и учебных мотивов | Анализ звуков с целью выделения признаков. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Умение слушать собеседника | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
12-13. | Опасные согласные | 2 | Сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения. Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их. | Стремление к самоизмене- нию и приобретению новых знаний и умений | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Ориентация на партнера по общению | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
14 | На сцене гласные | 1 | Добрый волшебник – ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот Уметь узнавать в слове безударную гласную | Оценка действий с точки зрения нарушения соблюдения моральной нормы | Смысловое чтение как осмысление цели чтения | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
15 | Фонемы повелевают буквами | 1 | Фонемное правило. Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. Уметь проводить фонетический разбор слов | Формирование познавательной активности и учебных мотивов | Анализ звуков с целью выделения признаков. | Умение слушать собеседника | Волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию |
16 | Ваши старые знакомые | 1 | Игры со словами с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Тренировочные упражнения. Уметь правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художествен- ной литературой | Использование общих приемов решения задач | Умение договариваться, находить общее решение | Применение установлен- ных правил в планировании способа решения |
17 -18 | Правила о непроизноси- мых согласных | 2 | Песенки- «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения С.Маршака «Про солнце». Знать соответствующее правило проверки | Формирование чувства прекрасного на основе наблюдения за природой | Анализ звуков с целью выделения признаков | Умение договариваться, находить общее решение | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме |
19-20 | Волшебное средство- самоинструк- ция | 2 | Знакомство с термином «самоинструк- ция». Правила составления самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Каткий пересказ. Знатьправила составления самоинструкции. | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому. | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Оценка осознания качества и уровня усвоения |
21 | Память и грамотность | 1 | Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. Уметь составлять план пересказа. | Формирование учебных мотивов | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Умение слушать собеседника | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
22 | Строительная работа морфем | 1 | «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. Знать различные способы образования слов. | Формирование учебных мотивов | Анализ звуков с целью выделения признаков | Умение договариваться, находить общее решение | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
23 | Где хранятся слова? | 1 | Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. Уметь применять полученные знания на практике | Формирование познавательной активности и творческих способностей | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
24-26 | Поговорим обо всех приставках сразу | 3 | Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С.Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Игры и упражнения с приставками. Знать написание приставок | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому. | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Оценка осознания качества и уровня усвоения |
27 | Слова- родственники | 1 | Правильные корни и корни – уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. Уметь подбирать родственные слова | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художествен- ной литературой | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Оценка осознания качества и уровня усвоения |
28-30 | Кто командует корнями? | 3 | Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. Уметь находить чередование гласных и согласных в словах | Формирование духа соревнования, положительной мотивации, интереса к новому | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Оценка осознания качества и уровня усвоения |
31-32 | Не лезьте за словом в карман | 2 | Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра «Собери слово». Пересказ текста. Тренировочные упражнения. Уметь пересказывать текст | Формирование познавательной активности и творческих способностей | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Оценка осознания качества и уровня усвоения |
33 | «Пересажен- ные» корни | 1 | Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарем. Тренировочные упражнения. Уметь применять полученные знания на практике | Формирование учебных мотивов, интереса к новому. | Поиск и выделение необходимой информации | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
34 | Итоговое занятие. Олимпиада. | Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Инсценирование рассказов | Формирование познавательной активности и творческих способностей | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение слушать собеседника | Оценка осознания качества и уровня усвоения |
Тематическое планирование 3 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) | |||
Содержание занятия Ученик должен знать | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||
1 | Сказочное царство слов | 1 | Беседа о красоте и богатстве родной речи. Конкурс на знание пословиц и поговорок. Знать малые жанры, их построение. | Формирование познавательных мотивов – интерес к новому. | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Оценка – осознание качества и уровня усвоения. |
2-3 | Путешествие в страну слов | 2 | Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова-братья». Составление тематических словарей. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово». Уметь рассуждать, анализировать, сравнивать и сопоставлять. | Формирование учебных мотивов | Анализ слов с целью выделения признаков | Умение договариваться, находить общее решение. | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
4-5 | Чудесные превращения слов | 2 | Представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка. Знать различные способы образования новых слов | Формирование познавательной активности и творческих способностей | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
6-7 | В гостях у слов родственников | 2 | Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов-родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необычном урожаем» Е.Измайлова. Выбор из стихотворений слов-родственников. Знать алгоритм определения корня слова | Формирование учебных мотивов | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Оценка – осознание качества и уровня усвоения. |
8-9 | Добрые слова | 2 | Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми» словами. Работа со стихотворением В.Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. Уметь подбирать слова на заданную тему | Стремление к самоизменению и приобретению новых знаний и умений | Анализ слов с целью выделения признаков. Построение логической цепи рассуждений | Учет разных мнений и умение обосновывать собственное мнение | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
10 | Экскурсия в прошлое | 1 | Слова – историзмы и архаизмы. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов с помощью словаря. Уметь различать устаревшие слова | Формирование учебных мотивов и творческих способностей | Структурирова- ние знаний | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию |
11-12 | Новые слова в русском языке | 2 | Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?». Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка». Уметь находить неологизмы в тексте | Формирование познаватель-ных и учебных мотивов | Анализ слов с целью выделения признаков. Выбор наиболее эффективных способов решения задач | Умение слушать собеседника | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию |
13 | Встреча с зарубежными друзьями | 1 | Знакомство с заимствованны- ми словами. Рассказ «Откуда пришли слова-пришельцы». Работа над стихотворением С.Маршака. Признаки слов-пришельцев. Игра «Шесть и шесть». Уметь находить заимствованные слова в тексте | Стремление к самоизменению и приобретению новых знаний и умений | Выбор эффективных способов решения задач. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. | Ориентация на партнера по общению | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию |
14-15 | Синонимы в русском языке | 2 | Слова-синонимы. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова-синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. Уметь различать оттенки значений синонимов | Оценка действий с точки зрения нарушения соблюдения моральной нормы | Смысловое чтение как осмысление цели чтения | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию |
16 | Слова - антонимы | 1 | Слова-антонимы. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа со словарем. Уметь находить в тексте антонимы. | Формирование познаватель-ных и учебных мотивов | Анализ слов с целью выделения признаков. | Умение слушать собеседника | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию |
17 | Слова - омонимы | 1 | Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И.Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н.Сладкова «Овсянка». Уметь находить в тексте омонимы. | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. | Выбор эффективных способов решения задач. | Умение договариваться, находить общее решение. | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
18 | Крылатые слова | 1 | Беседа о значении «крылатых» выражений в русском языке. Подбор выражений. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении. Работа со стихотворениями Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха, ни пера». Уметь находить крылатые выражения в тексте. | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художествен- ной литературой. | Использование общих приемов решения задач. | Умение слушать собеседника | Применение установлен-ных правил в планировании способа решения. |
19-20 | В королевстве ошибок | 2 | Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». Уметь узнавать буквы, требующие проверки. | Формирование чувства прекрасного на основе наблюдения за природой | Анализ слов с целью выделения признаков. | Умение договариваться, находить общее решение. | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
21-22 | В стране Сочинителей | 2 | Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, добре и зле. Знать правила написания сочинения. | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художествен- ной литературой | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. | Умение слушать собеседника | Применение установлен-ных правил в планировании способа решения. |
23-24 | Искусство красноречия | 2 | Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. Уметь составлять небольшой текст на заданную тему, высказывать свои мысли устно. | Формирование познавательных мотивов – интерес к новому. | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Оценка – осознание качества и уровня усвоения. |
25 | Праздник творчества и игры | 1 | Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Уметь узнавать буквы, требующие проверки и проверять их. | Формирование учебных мотивов | Анализ звуков с целью выделения признаков | Умение договариваться, находить общее решение. | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
26-27 | Трудные слова | 2 | Знакомство с этимологией трудных слов, с их точным значением. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. Уметь применять полученные знания на практике | Формирование познавательной активности и творческих способностей | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
28-29 | Анаграммы и метаграммы | 2 | Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Работа с примерами. Знать признаки анаграмм и метаграмм | Формирование познаватель- ных мотивов – интерес к новому. | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Оценка – осознание качества и уровня усвоения. |
30-31 | Шарады и логогрифы | 2 | Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов – ответов. Уметь разгадывать шарады и логогрифы | Формирование познаватель- ных мотивов – интерес к новому. | Самостоятель- ное выделение и формулирова-ние познавательной цели | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию |
32 | Откуда пришли наши имена | 1 | Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя» Уметь выполнять практическую работу | Формирование познавательных мотивов и интерес к способу решения и общему способу действия | Выбор оснований для сравнения форм слова | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. | Целеполагание как постановка учебной задачи. |
33 | Занимательное словообразова- ние | 1 | Игры на превращения слов «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. Уметь применять полученные знания на практике | Формирование познаватель- ных мотивов, интереса к способу решения и общему способу действия. | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. | Умение слушать собеседника | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
34 | КВН по русскому языку | 1 | Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку Уметь думать, анализировать, находить верное решение | Формирование познаватель- ных и учебных мотивов | Анализ слов с целью выделения признаков. | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию |
Тематическое планирование 4 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты ( личностные и метапредметные) | |||
Содержание занятия Ученик должен знать | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||
1 | Что такое орфоэпия? | 1 | Знакомство с нормами литературного произношения. Знакомство с понятиями «орфоэпия» и «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы Уметь правильно произносить слова | Формирование познаватель-ных мотивов – интерес к новому | Самостоятель-ное выделение и формулирова-ние познавательной цели | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Волевая саморегуля-ция как способность к волевому усилию |
2 | Что такое фонография и звукозапись? | 1 | Знакомство с понятиями «фонография», «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о звуках и буквах. | Оценка действий с точки зрения нарушения соблюдения моральной нормы | Анализ звуков с целью выделения признаков | Интерес к способу решения и общему способу действия | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
3 | Звуки не буквы! | 1 | Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Составление транскрипций | Стремление к самоизмене-нию и приобретению новых знаний и умений | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Оценка – осознание качества и уровня усвоения |
4 | Звучащая строка | 1 | Знакомство со «звукоподражанием». Развитие фонематического слуха. | Формирование познаватель-ной активности и творческих способностей | Анализ звуков с целью выделения признаков | Умение договариваться, находить общее решение | Волевая саморегуля-ция как способность к волевому усилию |
5 | Пигмалион учит орфоэпии | 1 | Продолжить знакомство с орфоэпией, с нормами произношения. Правильная постановка ударения в словах. | Оценка действий с точки зрения нарушения соблюдения моральной нормы | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Понимание возможности различных точек зрения на любой вопрос | Волевая саморегуля-ция как способность к волевому усилию |
6 | Кое-что о звукоподражани-ях | 1 | Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие речи | Стремление к самоизмене-нию и приобретению новых знаний и умений | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Интерес к способу решения и общему способу действия | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
7 | Имена вещей | 1 | Знакомство с лексическим значением слова. Толковый словарь. Обогащение словарного запаса учащихся. | Формирова-ние познаватель-ных мотивов – интерес к новому | Самостоятель-ное выделение и формулирова-ние познаватель-ной цели | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. | Оценка – осознание качества и уровня усвоения |
8-9 | О словарях энциклопеди-ческих и лингвистичес-ких | 2 | Знакомство со словарями, с особенностями словарной статьи. Обучение умению пользоваться словарями. | Формирование учебных мотивов | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Умение слушать собеседника | Волевая саморегуля-ция как способность к волевому усилию |
10 | В царстве смыслов много дорог | 1 | Работа с многозначными словами и словами-омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов от слов-омонимов». | Стремление к самоизмене-нию и приобретению новых знаний и умений | Поиск и выделение необходимой информации | Понимание возможности различных точек зрения на любой вопрос | Целеполага-ние как постановка учебной задачи |
11 | Как и почему появляются новые слова? | 1 | Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. | Формирова-ние познаватель-ных мотивов и интерес к способу решения и общему способу действия | Построение логической цепи рассуждений. Доказательство | Интерес к способу решения и общему способу действия | Применение установлен- ных правил в планировании способа решения. |
12 | Многозначность слова | 1 | Продолжение знакомства с многозначными словами. Строение словарной статьи толкового словаря. Игра «Прямое и переносное значение слов» | Формирова-ние познаватель- ных мотивов, интереса к способу решения и общему способу действия. | Построение логической цепи рассуждений. Доказательство | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
13 | Откуда катится каракатица? | 1 | Понятие «этимология». Строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с историческими и этимологическими словарями. Определение первоисточников слова. | Формирова-ние познаватель-ной активности и творческих способностей | Поиск и выделение необходимой информации | Умение договариваться, находить общее решение | Волевая саморегуля-ция как способность к волевому усилию |
14 | Словарь образов – для себя | 1 | Составление собственного словаря образов из прозы и стихов отечественных писателей и поэтов. | Формирова-ние чувства прекрасного на основе знакомства с отечествен-ной художествен- ной литературой | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Понимание возможности различных точек зрения на любой вопрос | Оценка – осознание качества и уровня усвоения |
15 | Мы пишем сочинения | 1 | Знакомство с разными видами сочинений. Проба пера. | Стремление к самоизмене-нию и приобретению новых знаний и умений | Осознанное построение речевого высказывания в письменной форме | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Целеполагание как постановка учебной задачи |
16-18 | Языковые игры (игротека) | 3 | Игры на сообразительность. Словесное и картинное лото. Игры с перестановкой букв. Фигуры с вписанными словами. Орфографическое домино. Шарады, ребусы. | Формирова-ние познаватель- ных мотивов, интереса к способу решения и общему способу действия. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение слушать собеседника | Волевая саморегуля-ция как способность к волевому усилию |
19 | Словари – шутки | 1 | Составление словарей «Голоса неживых предметов», «Словарь звукоподражаний» | Формирова-ние чувства прекрасного на основе наблюдения за природой | Выбор оснований для сравнения форм слова | Интерес к способу решения и общему способу действия | Применение установлен- ных правил в планировании способа решения. |
20 | Как образуются поэтические слова | 1 | Знакомство со способами образования поэтических слов. Словообразователь-ные гнезда. | Формирова-ние чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художествен- ной литературой | Самостоятель-ное выделение и формулирова-ние познаватель-ной цели | Умение слушать собеседника | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
21 | Словарь рифм | 1 | Исследование рифм в стихах К.Чуковского и других поэтов, писавших для детей. | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художествен- ной литературой | Построение логической цепи рассуждений. Доказательство | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Целеполага-ние как постановка учебной задачи |
22 | Слово и образ | 1 | Двойной толковый словарь. Составление двойного толкового словаря (толкование значения по науке и образ-шутка) | Стремление к самоизмене-нию и приобретению новых знаний и умений | Выбор оснований для сравнения форм слова | Умение слушать собеседника | Оценка – осознание качества и уровня усвоения |
23 | Паронимы, или «ошибкоопас-ные» места | 1 | Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. | Формирова-ние познаватель-ных мотивов – интерес к новому | Построение логической цепи рассуждений. Доказательство | Умение договариваться, находить общее решение | Применение установлен- ных правил в планировании способа решения. |
24 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 | Знакомство со словарной статьей словаря паронимов, с видами словарей паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. | Формирова-ние учебных мотивов | Поиск и выделение необходимой информации | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. | Волевая саморегуля-ция как способность к волевому усилию |
25 -26 | Древнерусские имена | 2 | Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Значение древнерусских имен. Первые русские имена. | Формирова-ние познаватель-ной активности и творческих способностей | Самостоятель-ное выделение и формулирова-ние познаватель-ной цели | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Применение установлен- ных правил в планировании способа решения. |
27 | Отчество и фамилия | 1 | Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С.Михалкова. | Формирова-ние духа соревнования, положительной мотивации – интереса к новому | Построение логической цепи рассуждений. Доказательство | Интерес к способу решения и общему способу действия | Оценка – осознание качества и уровня усвоения |
28 | Разные словари | 1 | Исследовательская работа по созданию словарей ( словарь жителей России, словарь рек и озер Самарской области и др.) | Стремление к самоизмене-нию и приобретению новых знаний и умений | Самостоятель- ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Понимание возможности различных точек зрения на любой вопрос | Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта |
29 | Тематические словари | 1 | Исследовательская работа по созданию словарей (словарь любителя грибов, словарь садовника, словарь физкультурника) | Формирова-ние познаватель-ной активности и творческих способностей | Построение логической цепи рассуждений. Доказательство | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. | Применение установлен- ных правил в планировании способа решения. |
30 | Словари иностранных языков. | 1 | Знакомство со словарями разных языков. Особенности строения словарной статьи. | Формирова-ние учебных мотивов | Поиск и выделение необходимой информации | Интерес к способу решения и общему способу действия | Волевая саморегуля-ция как способность к волевому усилию |
31 | Слова, близкие по значению | 1 | Знакомство со словарем синонимов. Особенности словарной статьи. Составление синонимических рядов. | Формирова-ние учебных мотивов | Поиск и выделение необходимой информации | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. | Волевая саморегуля-ция как способность к волевому усилию |
32 | Слова противополож-ных значений | 1 | Знакомство со словарем антонимов. Особенности словарной статьи. Различение оттенков значений. | Стремление к самоизмене-нию и приобретению новых знаний и умений | Выбор оснований для сравнения форм слова | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | Волевая саморегуля-ция как способность к волевому усилию |
33-34 | Итоговое занятие. Олимпиада | 2 | Разгадывание языковых загадок. Языковые игры. Шарады, ребусы, головоломки. Олимпиада по русскому языку. | Формирова-ние познаватель-ной активности и творческих способностей | Самостоятель- ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Умение слушать собеседника | Оценка – осознание качества и уровня усвоения |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 123 г. о. Самара
РЕЦЕНЗЕНТ_________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ | Утверждаю директор МБОУ СОШ №123 ____________Н.В.Абанина Приказ № от «___» __________2014г. |
Программа
внеурочной деятельности
«В мире слов»
(клуб по интересам, возраст обучающихся 6-10 лет, 135 часов)
Руководитель методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №123
_____________ И.В.Гуреева
Протокол заседания МО
№ ___ от «___» _______ 2014г.
Авторы программы учитель начальных классов МБОУ СОШ № 123
Краснова М.И.
2014
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “В мире слов”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу “ В мире слов”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “В мире слов ” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “В мире слов ” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения курса “В мире слов ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий по программе используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы «В мире слов»
1кл. «В Стране Слов»
2кл. «Орфография с секретом»
3кл. «Занимательное словообразование»
4кл. «Мир словарей»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
V. Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
VI. Планируемые результаты.
1-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.
Состав слова. Признаки родственных слов.
Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Пересказать текст.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличительные признаки основных языковых единиц.
Основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией.
Основные орфографические и пунктуационные правила.
О некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных.
Обучающиеся должны уметь:
Четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи.
Подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты.
Различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическим, орфоэпическим словарями.
VIII. Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «В мире слов» необходимы следующие принадлежности:
- наличие лингвистических словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями;
- наличие текстов для работы на занятиях;
- подборка видеофрагментов;
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, мультимедиа проектор;
- набор ЦОР по русскому языку.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель русского языка и литературы, либо любой другой специалист в области филологии, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
- Литература
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности ФГОС по окружающему миру для 1 класса
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам ООП НОО. Рабочая программа кружка "Планета загадок" разработана на основе факультативного курса А. А. Плешакова с целью расши...
Программа внеурочной деятельности младших школьников кружок "Живое слово" для учащихся 1-4 классов (научно - познавательное направление)
Программа внеурочной деятельности для младших школьников кружок "Живое слово" для учашихся 1-4 классов. Цель кружка: создать условия для формирования личности, полноценно владеющей устной и пись...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе «Искусство слова»
Программа внеурочной деятельности по изучению русского фольклора в начальной школе «Искусство слова»....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социального направления «В мире профессий»
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предусмотрена для уча...
Рабочая программа внеурочной деятельности в клубе «Удивительный мир слов»
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой "Удивительный мир слов" (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.В. Вин...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"...
Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класса "Удивительный мир слов"
Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Удивительный мир слов» для учащихся 3-х классов рассчитана на 34 часа. Рабочая программа курса ...