Многозначные слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Гоц Олеся Викторовна

открытый урок во 2 классе

УМК "Начальная школа 21 век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moy.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2044

127495 г.Москва, Дмитровское шоссе дом165Е, корп.8

Тел.факс (8-499)761-01-30, 761-01-34

e-mail: sch2044e@yandex.ru

 

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

НА ТЕМУ: «Многозначные слова»

(УМК: Начальная школа XXI век)

Разработан учителем  

начальных классов

 Гоц О.В.

 

г.Москва, 2013г.

Образовательная система: Начальная школа XXI век.

Авторы учебника: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова

Предмет: русский язык

Класс: второй

Тип урока:  урок - исследование

Тема урока: Многозначные слова.

Цель урока:  выяснить причины появления у слова несколько значений.

Задачи: наблюдать за значениями многозначного слова в тексте; учить определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; приобретение навыков работы со словарём.

Предметные:

1. Овладевать умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание.

2.

4. Использовать алгоритм порядка действий при разборе слов по составу.

5. Повторить

6. Пополнять словарный запас учащихся.

Метапредметные:

Личностные  универсальные  учебные  действия: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные  универсальные  учебные  действия: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, группе, классе школе  и следовать им.

Познавательные универсальные учебные действия: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Этапы

 Урока

Содержание   урока

Планируемые результаты УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные

Метапредметные

Мотивация к учебной деятельности

1. Приветствие: (слайд 1)

 - Вы извините меня, пожалуйста, что я оторвала вас от ваших дел, но мне нужна ваша помощь. Я пригласила вас на урок, и у нас с вами будут свои, очень сложные дела.

    Закройте, пожалуйста, ваши глаза и скажите внутри себя, в сердце: «Учитель, мы поможем тебе, чтобы урок состоялся».

  -  Спасибо.

Слушают  учителя, настраиваются на урок.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и понимать речь других

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Ребята, сегодняшний урок мне хочется начать с этих слов. (слайд 2)

Учитель просит хорошо читающего ученика прочитать предложение.  

- Как вы понимаете эти слова?

- О чём говорит автор? С помощью каких слов автор подчёркивает красоту слов о русском языке?

- Здесь спрятаны слова, которые возможно встретятся сегодня на уроке. Но к этому мы вернёмся в конце урока.

- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Эстафета». Посмотрите внимательно, я немного обновила правила игры, что нужно здесь сделать?

(проверка слайд )

- Так чем же нам предстоит заниматься сегодня на уроке?  Чему будет посвящен сегодняшний урок? На что будет обращено наше внимание?

Ученик читает.

«Я  ко всем  наукам ключ  имею,

Я со всей  вселенною знаком,

Это потому, что я владею

Русским всеохватным  языком.»

                             (С. Данилов)

Дети слушают стихотворение.

Предположения детей.

- Вставить орфограмму в слово и соединить с картинкой.

Дети с помощью цифр на какую ступень пьедестала попадают.

Сегодня на уроке мы будем говорить о многозначных словах, об их значениях.

Личностные  универсальные  учебные  действия: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные  универсальные  учебные  действия: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Построение проекта выхода из затруднения

- Я знаю, что вы любите смотреть передачу на детском канале «Карусель». Так вот, на передачу поступил звонок, на который сразу трудно было ответить, и ведущие этой передачи просят у нас помощи.

- Поможем им?

Прочитайте и объясните, почему не поняли мальчики друг друга.(слайд )

(Рассказ написан на доске).

– Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ.

– Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из него пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

- А как мы докажем им?

- Думаю без экспертов нам не обойтись, и заодно узнаем, что по этому поводу думают наши гости. (Слайд )

- Пока эксперты ищут доказательства, посмотрите на слайд (слайд )

- Как вы думаете к чему эти иллюстрации? Рассмотрите их, что нам надо сделать?

Что общего у этих слов?

- Итак, лишние предметы?

- От какого слова образовано слово цветок?

- Каким способом?

- Как доказать, что вы увидели эти способы образования?

- Мы с вами поговорили о способе образования однозначных слов, а о том как образуются многозначные слова?

- Пока мы с вами вспоминали о способах образования однозначных слов, давайте узнаем результаты экспертов. (слайд )

- Репортаж с места событий…

- Мы смогли помочь ведущим передачи?

Какая цель нашего урока?

Мы смогли доказать, почему у слова несколько значений?

Куда мы обращались за доказательством?

- «Служба спасения домашнего задания»

Читают хорошо читающие дети по ролям.

Д. Мальчики не поняли друг друга, потому что Саша говорит о роднике, а Сережа о ключе от дома. А может быть, он говорил об инструменте: чтобы завернуть гайку, нужен ключ.

- Обратимся к толковому словарю.

Выбираются несколько экспертов и ученику даётся роль репортёра.

- Соотнести парами и найти лишние предметы.

- Цветок, пылесос

- Разобрать слова по составу.

  Алгоритм!

  Проверка. (слайд )

 

Ответы учеников.

Использовать алгоритм разбора слов по составу.

Познавательные универсальные учебные действия: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Физкультминутка

А теперь «рекламная пауза» (Слайд 9)

Дети повторяют движения за героями физминутки.

Закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какое слово всё время повторялось в физминутке?

- Какие способы образования мы сегодня вспоминали?

- Используя один из этих способов образуйте новое слово от слова рука.

- Как можно образовать?

- Как мы можем в речи догадаться, о каком значении имеется в виду?

- Открывает МакБуки.

- Что вы видите? Что вам нужно сделать?

- Можно это считать ещё одним способом доказательства?

Оцените работу вашей пары и ваше участие в работе.

- Итак, подведем итог нашего урока.

- Какие слова мы называем многозначными?
- Где мы можем узнать значение слова?

- Как появляются многозначные слова?

Мне бы тоже хотелось вас поблагодарить за хорошую успешную работу.

Наш с вами урок подошел к концу.

Ответы детей.

Ответы учащихся.

Проверяют себя, оценивают.

Прочитать предложение, текст.

В  парах работают.

Дети напоминают правила работы в парах.

Ученики поочередно сначала оценивают работу своей пары, а затем свою работу.

Объясняют.

Благодарят своих одноклассников за работу на уроке.

Дети встают возле своих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.

Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. Задачи урока:Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.Уметь находить в толковом словаре справки при определении многознач...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи".

Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная шко...