Стоит ли бить тревогу, если первоклассник пишет буквы зеркально или путает элементы букв?
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Статья может быть  полезной родителям первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_45.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

У 45% школьников  7 лет имеется недоразвитие зрительно-пространственных представлений (зрительного гнозиса, праксиса, пространственного гнозиса), что может привести к развитию оптической дисграфии и неуспеваемости по русскому языку.

Оптическая дисграфия связана с трудностями усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими». Данные трудности начинаются ещё с дошкольного возраста  и связаны с несформированностью зрительно-пространственных представлений. А именно, несформированностью зрительного гнозиса, праксиса, пространственных представлений. Так, если ребенок не научился в свое время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет трудно заметить, что у письменной буквы П палочка короткая, тогда как у Р — длинная; если он не усвоил, что предметы могут располагаться слева и справа друг от друга, то ему будет трудно понять, что овал у буквы Ю располагается справа, а не слева. Всё это затрудняет  усвоение зрительного  образа букв.

Оптическая дисграфия связана с трудностями усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими». Данные трудности начинаются ещё с дошкольного возраста  и связаны с несформированностью зрительно-пространственных представлений. А именно, несформированностью зрительного гнозиса, праксиса, пространственных представлений. Так, если ребенок не научился в свое время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет трудно заметить, что у письменной буквы П палочка короткая, тогда как у Р — длинная; если он не усвоил, что предметы могут располагаться слева и справа друг от друга, то ему будет трудно понять, что овал у буквы Ю располагается справа, а не слева. Всё это затрудняет  усвоение зрительного  образа букв.

Важно вовремя диагностировать недоразвитие зрительного гнозиса и праксиса.

У детей с несформированными зрительными представлениями зрительно-пространственное восприятие отличается низкой дифференцированностью, синкретичностью (неумением воспринять объект целостно, выделить как главные, так и второстепенные его признаки). Отмечается большее количество ошибок, возникающих при ориентировке в горизонтальной протяженности предметов по сравнению с вертикальной протяженностью, причем уровень собственно речевого развития у них не является определяющим в овладении понятиями «право – лево», неумение соотнести на плоскости представления «над» и «под», «справа» и «слева». Также дети могут затрудняться в опознании предметов, данных в виде контурного, наложенного изображений, редко используют названия геометрических форм, неправильно передают пространственное расположение предметов, логику пространственных отношений. У данной категории детей, в отличие от их сверстников без нарушения письма, замедлено идет развитие глазомера, необходимого для четкого зрительно-пространственного восприятия.

Если ребенок до начала обучения грамоте не приобрел умения сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный), по величине (маленький-большой, длинный-короткий, широкий-узкий, толстый-тонкий) и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, спереди-сзади), то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных букв. Это объясняется следующим.

Сходные по начертанию буквы отличаются друг от друга в основном по таким признакам: по количеству совершенно одинаковых элементов (и-ш; ц-щ; п-т); по различному расположению элементов в пространстве по принципу: вверху-внизу, слева-справа (в-д, З-Е); по наличию дополнительных элементов (и-ц, ш-щ, и-й); по величине отдельных элементов (п-р). Если ребенок не улавливает всех этих достаточно тонких различий, то это неизбежно приводит к трудностям усвоения начертаний букв и как следствие этого – к неправильному изображению их на письме, то есть к оптической дисграфии.

В соответствии с теми признаками, по которым различаются сходные по начертанию буквы, неточность в их изображении может выражаться в следующем:

1. В не дописывании элементов букв, что связано с недоучетом их количества («и» вместо «ш», «ш» вместо «щ», «л» вместо «м», «х» вместо «ж», «и» вместо «у»).

2. В добавлении лишних элементов («ш» вместо «и», четыре палочки у «ш» или «щ» и т.п.).

3. В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможными видоизменениями самих элементов («в» вместо «д», «б» вместо «д»), включая сюда и зеркальное изображение букв (« » вместо «С»).

4. В написании вместо нужного элемента буквы сходного с ним, в результате чего, например, буква «н» может быть заменена на «к», «ч» на «г», буква «з» - на «у», «р» - на «п» и т. п.

Неточности в изображении букв в одних случаях приводят к полным буквенным заменам на письме (ребенок вместо одной буквы пишет другую, «похожую» на нее), в других – к неправильному написанию букв, к искажению их начертаний. Последнее чаше всего относится к случаям «зеркального» их напи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь.

Конспект урока русского языка по теме:Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь. УМК "2100", 2 класс....

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН ЗАБЫВАЕТ, ПУТАЕТ, НЕПРАВИЛЬНО ПИШЕТ БУКВЫ?

Данная статья посвящена методическим рекомендациям учителя - логопедом родителям детей, имеющих тредности в обучении...

почему ребенок пишет буквы и цифры зеркально?

Почему же у некоторых детей возникают особые сложности в процессе усвоения ими начертаний букв? Узнаете в данном материале....

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы

Упражнения для развития зрительно-пространственного восприятия и памяти....

Зеркальное письмо букв и цифр. Рекомендации для родителей. Почему ребенок пишет буквы и цифры в зеркальном отражении

Зеркальное письмо букв и цифр. Рекомендации для родителей.Почему ребенок пишет буквы и цифры в зеркальном отражении...