Урок русского языка "Разделительные Ъ и Ь "
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Королева Серафима Владимировна
Урок русского языка в 3 классе на тему "Разделительные Ъ и Ь ". УМК "Школа России".Разработан в соответствии с ГФОС.Представлен в виде техноогической карты.К уроку прилагается презентация .

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_rus_yaz_koroleva_prezentatsiya.ppt875.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_rus_.yazyka.doc115 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель:

Королева  Серафима Владимировна

Место работы

МБОУ СШ №18 г . Тимашевска

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Тема

Разделительные ъ и ь.

Класс  

3класс

Предметная программа и ее автор

УМК «Школа России»

Русский язык В.П Канакина

Тип :

Освоение новых знаний

Цель:

Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных) через реализацию монопрокта по теме: «Разделительные ъ и ь.»

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор

Материал

Русский язык .3 класс-учебник ;рабочая тетрадь

Задачи: 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

      - воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний об орфографии  русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Ход урока

Этап

урока

Время, мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

ФОУД*

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

 1
 

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

Забудь про скуку и про лень,

Коль ты пришёл учиться .

Желаю ,чтобы каждый день

 Ты мог собой гордиться!

Проверьте ,всё ли необходимое к уроку лежит у вас на партах. Мы начинаем.

 –
 

 Ф
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарно-орфографическая работа.
 

 7
 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
 

 На доске написаны слова

Гряз…,маз…, дожд…, ден…,пыл…,мел…,ноч…,кон…ки   ,
мебел…

-Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.)
– Какие буквы нужно вставить в эти слова?
– Какую букву вы будете писать сегодня?
(Букву ь.)

Показ учителем написания ь.

– Определите порядок написания букв и напишите строчку до конца.

  зь  дь нь ль    чь  

– Какую роль играет ь в данных словах ? (ь – показатель мягкости согласных.)

– Где пишется в словах ь, обозначающих мягкость согласных? (ь, обозначающий мягкость согласных, пишется между согласными или на конце слов.) Какое слово лишнее?(коньки) –Почему (Мягкий знак стоит в середине слова .)А роль его от этого поменялась? (Нет )

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
 

 Ф
 

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «показатель мягкости согласного» формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
 

 Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием..

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Минутка чистописания.
 

 5
 

Выход на тему урока

 1) –Запишите слова ,которые у вас получились.
2) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? 
(Если их соединить, то получится слово.)
– Какое это слово? Запишите его. 
(Разделение.)
-Как связано это слово с буквой ,которую мы сегодня писали?(…?)

-Хотите узнать ? 

 Наблюдение.
 

 Ф
 

Указывает объект наблюдения
 

Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

 Работа над темой.
 

 11
 

 Подведение детей к самостоятельному выводу 
 

 И г р а  «Разгадай кроссворд».

1. Снежная буря. (Вьюга.)

2. Домики для пчел. (Ульи.)

3. Мать, отец, дети. (Семья.)

4. Орудие для охоты. (Ружье.)

5. Ягоды, сваренные в сахаре. (Варенье.)

Записать полученные слова.

– Подчеркнуть ь и букву, стоящую после него.

– Попробуйте закрыть ь в этих словах и прочитать их.

– Что заметили? (Согласный сливается с гласным.)


-О чем  будем говорить сегодня на уроке?
 – Какую роль играет мягкий знак в словах?
(Он отделяет согласный от гласного.)

– Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (е, ё, ю, я, и.)

– Какой вывод можно сделать?

В ы в о д: разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласного перед буквами е, ё, ю, я, и.

– Устно определите количество букв и звуков в словах с мягким знаком из «Минутки чистописания» и кроссворда.

– Что заметили? (Если ь обозначает мягкость, то звуков меньше, а если он разделительный, звуков и букв одинаковое количество.)

– Почему? (Только и не имеет два звука.)

 Наблюдение, работа с текстом (сравнение) 

 Ф, П
 

 Организует подводящий диалог, уточняет правило
 

Записывают слова. выделяют разделительный Ь, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Проверка понимания способа действия.
 

 Коллективное выполнение упражнения.
– Я буду произносить слова. Если в них есть мягкий знак, вы приседаете. Если произнесу слово без мягкого знака, хлопаете в ладоши.

Слова: счастье, съезд, льется, вьется, отъезд, съел, перья, листья, колья, стулья.

2. – Что заметили в словах без мягкого знака, когда выполняли задание во время физкультминутки? (В словах есть твердый знак.)

– Какую роль играет ъ в словах? (Он является разделительным.)

– Где нужно писать ъ в словах?

– Это мы тоже должны выяснить сегодня на уроке.

Было«сели» – стало «съели».

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? … (ъ.)

Твердый знак

Нам нужен тоже,

Без него сказать

Не сможем:

Съезд, съедобный,

Объясненье,

И подъезд, и объявленье.

 Доказатель-ство
 

 Ф
 

 Дает образец короткого доказательства
 

 Объясняют написания слов, делают выводы.
 

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

 Первичное закрепление нового материала
 

 7
 

 Развитие умения распознавать и подбирать слова с разделительным Ъ .
 

    И г р а  «Составь сам».

– Записать получившиеся слова.

(Въехал, съехал, отъехал, подъехал, объехал.

Наехал, уехал, заехал, поехал.)

– Что заметили? (В одних словах пишется ъ, а в других не пишется.)

– Почему?

– Выделите общую часть в словах. Как она называется? (Корень.)

– Как называется часть, которая находится перед корнем? (Приставка.)

– Выделите приставки в словах. Подчеркните буквы, которые стоят перед ъ и после него.

– На гласный или согласный заканчиваются приставки? Какие буквы пишутся после ъ?

– Какой вывод можно сделать? Когда нужно писать разделительный ъ?

В ы в о д: разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются  на согласные, перед буквами е, ё, ю, я.

– Что можно сказать о количестве букв и звуков в словах с разделительным твердым знаком? (Количество букв и звуков одинаковое.) 

– Но почему? Ведь твердый знак не имеет звука. (Потому что гласные, которые стоят после твердого знака, будут иметь два звука, один из которых [й’].)

Самостоятель-ная работа, рефлексия, контроль.

 Г, П, И
 

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
 

По очереди составляют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопровер-ку, рефлексию

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Выявление  слов с разделительными Ъ и Ь
 

У п р а ж н е н и е  264 ,стр. 134– самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

– Разделить слова объедать, обедать для переноса.

– Что заметили?

  Работа с учебником упр.№264 ,стр. 134

 Г, П
 

 Организует работу Помещает слова 
на доску
 

 Читают хором с тетради.

Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

Коммуникативные:

- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.

Психофизическая тренировка

1

Релаксация

Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.

Работа в парах

П

Организация психофизической тренировки

Выполняют упражнение для релаксации

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Физминутка

1

Снятие усталости

Мульдимедийная презентация

Просмотр презентации

Ф

Организует выполнение

Выполняют движения подмузыку презентации

 Самопроверка
 

 3
 

 Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив подходящие по смыслу слова.

Шофёр ___________ к заводу.

Лыжники быстро _____ с крутой горы.

В школе повесили _____ о походе.

На снегу видны ________ следы.

Слова для справок : с…ехали под…ехал ,, лис…и ,об…явление.

 Игра «Редактор»,  Диктовка, самопровер-

ка, самооценка
 

 И,
 Г,

 Организует  работу .Помещает текст на доску.
 

 Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями 
на доске, ставят констатирующую оценку

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

 Подведение итогов
 

 2
 

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

 

Игра «Суета».

Больной, бульон, бульдог

Путь, подъём ,подольёт

Спишите группы слов и подчеркните лишнее слово в каждой группе .Объясните свой выбор. 

– Назовите тему нашего урока.

– Что узнали о ь и ъ?

– Все ли ребята могут правильно писать слова с разделительными ъ и ь?

– На следующем уроке мы продолжаем разговор по этой теме.

 Рефлексия, контроль, интерактивная игра «Суета»
 

 Ф,П, Г
 

 Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
 

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Этап разъяснения домашнего задания

1

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

№265, стр. 134.Спишите Найдите слова с разделительным Ъ и букву после него .Подчеркните их Выделите приставки

Работа с учебником №265 ,стр.134

Ф,И

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценночная деятельность)

1

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Работа с листом самооценки

Рефлексия, КОД

Ф

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...