Урок русского языка "Разделительные Ъ и Ь "
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus_yaz_koroleva_prezentatsiya.ppt | 875.5 КБ |
urok_rus_.yazyka.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока | |||||||||
Учитель: | Королева Серафима Владимировна | ||||||||
Место работы | МБОУ СШ №18 г . Тимашевска | ||||||||
Должность | Учитель начальных классов | ||||||||
Предмет | Русский язык | ||||||||
Тема | Разделительные ъ и ь. | ||||||||
Класс | 3класс | ||||||||
Предметная программа и ее автор | УМК «Школа России» Русский язык В.П Канакина | ||||||||
Тип : | Освоение новых знаний | ||||||||
Цель: | Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных) через реализацию монопрокта по теме: «Разделительные ъ и ь.» | ||||||||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Компьютер, мультимедийный проектор | ||||||||
Материал | Русский язык .3 класс-учебник ;рабочая тетрадь | ||||||||
Задачи: 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык; - формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. 2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: - развитие умения работать с информацией; - развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта); - развитие умения использовать различные способы поиска информации; - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД); - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД) - формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; - формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов); - формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения; - формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД). 3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - освоение первоначальных знаний об орфографии русского языка; - овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. | |||||||||
Ход урока | |||||||||
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
Организационный | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Забудь про скуку и про лень, Коль ты пришёл учиться . Желаю ,чтобы каждый день Ты мог собой гордиться! Проверьте ,всё ли необходимое к уроку лежит у вас на партах. Мы начинаем. | – | Ф | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. | |
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. Словарно-орфографическая работа. | 7 | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | На доске написаны слова Гряз…,маз…, дожд…, ден…,пыл…,мел…,ноч…,кон…ки , -Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.) Показ учителем написания ь. – Определите порядок написания букв и напишите строчку до конца. зь дь нь ль чь – Какую роль играет ь в данных словах ? (ь – показатель мягкости согласных.) – Где пишется в словах ь, обозначающих мягкость согласных? (ь, обозначающий мягкость согласных, пишется между согласными или на конце слов.) Какое слово лишнее?(коньки) –Почему (Мягкий знак стоит в середине слова .)А роль его от этого поменялась? (Нет ) | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Ф | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «показатель мягкости согласного» формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием.. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | |
Минутка чистописания. | 5 | Выход на тему урока | 1) –Запишите слова ,которые у вас получились. -Хотите узнать ? | Наблюдение. | Ф | Указывает объект наблюдения | Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания Формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; | |
Работа над темой. | 11 | Подведение детей к самостоятельному выводу | И г р а «Разгадай кроссворд». 1. Снежная буря. (Вьюга.) 2. Домики для пчел. (Ульи.) 3. Мать, отец, дети. (Семья.) 4. Орудие для охоты. (Ружье.) 5. Ягоды, сваренные в сахаре. (Варенье.) Записать полученные слова. – Подчеркнуть ь и букву, стоящую после него. – Попробуйте закрыть ь в этих словах и прочитать их. – Что заметили? (Согласный сливается с гласным.)
– Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (е, ё, ю, я, и.) – Какой вывод можно сделать? В ы в о д: разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласного перед буквами е, ё, ю, я, и. – Устно определите количество букв и звуков в словах с мягким знаком из «Минутки чистописания» и кроссворда. – Что заметили? (Если ь обозначает мягкость, то звуков меньше, а если он разделительный, звуков и букв одинаковое количество.) – Почему? (Только и не имеет два звука.) | Наблюдение, работа с текстом (сравнение) | Ф, П | Организует подводящий диалог, уточняет правило | Записывают слова. выделяют разделительный Ь, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Проверка понимания способа действия. | Коллективное выполнение упражнения. Слова: счастье, съезд, льется, вьется, отъезд, съел, перья, листья, колья, стулья. 2. – Что заметили в словах без мягкого знака, когда выполняли задание во время физкультминутки? (В словах есть твердый знак.) – Какую роль играет ъ в словах? (Он является разделительным.) – Где нужно писать ъ в словах? – Это мы тоже должны выяснить сегодня на уроке. Было«сели» – стало «съели». Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник? … (ъ.) Твердый знак Нам нужен тоже, Без него сказать Не сможем: Съезд, съедобный, Объясненье, И подъезд, и объявленье. | Доказатель-ство | Ф | Дает образец короткого доказательства | Объясняют написания слов, делают выводы. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. | |||
Первичное закрепление нового материала | 7 | Развитие умения распознавать и подбирать слова с разделительным Ъ . | И г р а «Составь сам». – Записать получившиеся слова. (Въехал, съехал, отъехал, подъехал, объехал. Наехал, уехал, заехал, поехал.) – Что заметили? (В одних словах пишется ъ, а в других не пишется.) – Почему? – Выделите общую часть в словах. Как она называется? (Корень.) – Как называется часть, которая находится перед корнем? (Приставка.) – Выделите приставки в словах. Подчеркните буквы, которые стоят перед ъ и после него. – На гласный или согласный заканчиваются приставки? Какие буквы пишутся после ъ? – Какой вывод можно сделать? Когда нужно писать разделительный ъ? В ы в о д: разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласные, перед буквами е, ё, ю, я. – Что можно сказать о количестве букв и звуков в словах с разделительным твердым знаком? (Количество букв и звуков одинаковое.) – Но почему? Ведь твердый знак не имеет звука. (Потому что гласные, которые стоят после твердого знака, будут иметь два звука, один из которых [й’].) | Самостоятель-ная работа, рефлексия, контроль. | Г, П, И | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | По очереди составляют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопровер-ку, рефлексию | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Выявление слов с разделительными Ъ и Ь | У п р а ж н е н и е 264 ,стр. 134– самостоятельное выполнение с последующей проверкой. – Разделить слова объедать, обедать для переноса. – Что заметили? | Работа с учебником упр.№264 ,стр. 134 | Г, П | Организует работу Помещает слова | Читают хором с тетради. | Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценки; Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия; Коммуникативные: - управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); - владение монологической и диалогической формами речи родного языка. | |||
Психофизическая тренировка | 1 | Релаксация | Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. | Работа в парах | П | Организация психофизической тренировки | Выполняют упражнение для релаксации | Коммуникативные: - умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | |
Физминутка | 1 | Снятие усталости | Мульдимедийная презентация | Просмотр презентации | Ф | Организует выполнение | Выполняют движения подмузыку презентации | ||
Самопроверка | 3 | Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив подходящие по смыслу слова. Шофёр ___________ к заводу. Лыжники быстро _____ с крутой горы. В школе повесили _____ о походе. На снегу видны ________ следы. Слова для справок : с…ехали под…ехал ,, лис…и ,об…явление. | Игра «Редактор», Диктовка, самопровер- ка, самооценка | И, | Организует работу .Помещает текст на доску. | Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями | Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | ||
Подведение итогов | 2 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей |
Игра «Суета». Больной, бульон, бульдог Путь, подъём ,подольёт Спишите группы слов и подчеркните лишнее слово в каждой группе .Объясните свой выбор. – Назовите тему нашего урока. – Что узнали о ь и ъ? – Все ли ребята могут правильно писать слова с разделительными ъ и ь? – На следующем уроке мы продолжаем разговор по этой теме. | Рефлексия, контроль, интерактивная игра «Суета» | Ф,П, Г | Задает вопросы | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. | |
Этап разъяснения домашнего задания | 1 | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | №265, стр. 134.Спишите Найдите слова с разделительным Ъ и букву после него .Подчеркните их Выделите приставки | Работа с учебником №265 ,стр.134 | Ф,И | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания | Записывают задание на дом, задают вопросы | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог; | |
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность) | 1 | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! Работа с листом самооценки | Рефлексия, КОД | Ф | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)
Цель урока: закрепить представление у уч-ся о формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через написание форм накл...
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....