Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка. 4 класс.
Тема: Закрепление знаний по теме «Безударные падежные окончания имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения единственного числа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 4 класс.
Тема: Закрепление знаний по теме «Безударные падежные окончания имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения единственного числа».
Цели: 1) закрепить, систематизировать и проверить знания о безударных падежных окончаниях имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения; продолжить формирование умения склонять имена существительные в ед. числе;
2) развивать речь, внимание, мышление; формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать материал, умения слышать учителя;
3) воспитание ответственного отношения к учению, привитие любви к урокам русского языка; повышение интереса к самому процессу познания; обогащение словаря учащихся; формирование навыков связанной речи.
Ожидаемые результаты:
max: каждый учащийся знает склонения и умеет правильно писать безударные окончания имен существительных в ед.ч.;
min: 80% усвоили материал и справятся с заданиями.
Учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 4 класс начальной школы».
Ход урока:
- Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. (3’)
- На последних уроках русского языка мы не раз мы были в гостях на острове Имени Существительного. Многое рассказала о себе эта часть речи: как живет, чем занимается, с кем дружит. Не так давно мы с вами узнали о трех типах склонения, об безударных окончаниях имен существительных в 1,2,3 склонении в единственном числе. Сегодня мы завершаем изучение одной из тем. На уроке вы покажете свои знания, умение работать в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы.
- Сегодня мы совершим морское путешествие на корабликах на Остров существительных. Закрепим полученные на прошлых уроках знания, поупражняемся в определении склонения и падежей, а также проверим знание правописания безударных окончаний имен существительных.
- Перед уроком мы уже поделились с вами на группы и у каждой группы выбрали капитана. Каждая группа это отдельная команда корабля, которая будет совместными усилиями выполнять мои задания, за правильное выполнение которых будите получать «золотые» (жетоны). Та команда, которая заработает больше всех «золотых» получит сундучок с кладом. Итак, в путь!
Лодочки бумажные,
Зато мы все отважные!
Имя существительное
Дорогая часть речи,
Приготовься: снова встреча!
II. Минутка чистописания. (2’)
- Для того чтобы подняться на палубу корабля и отправиться в плавание, открываем свои «бортовые журналы», красиво и правильно записываем сегодняшнее число и классная работа.
- Минутка чистописания сегодня будет тоже проходить необычно. До острова мы должны плыть по морю. С помощью букв и соединений мы изобразим морские волны.
- Начинаем писать строчную букву и с середины рабочей строки и опускаем прямую линию с закруглением вниз до нижней линии рабочей строки, второй элемент – добавляем точно такую же прямую с закруглением вправо; обводим букву большой петлей.
III. Словарная работа. (5’)
- Ну, вот мы и на палубе. Теперь – вперед, покорять трудности, которые нам будут встречаться на пути. Полный вперед! Поднять паруса!
к..рабль
пл..вец
к..питан
ра..тояние
г..ризонт
пут..шествие
- Что это? На наших парусах дырки! Чтобы справиться с первым заданием и двигаться вперед, нам надо их заштопать, то есть вставить пропущенные буквы. Приступайте к работе!
(Каждый ребенок записывает слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, далее работа проверяется – на доске появляется листок с правильно вставленными буквами, капитан рапортует, сколько ребят в его группе справились с задание без ошибок).
- Молодцы, с заданием вы справились. Вы настоящие путешественники: находчивые и сообразительные.
IY. Закрепление изученного материала. (17’)
А) Повторение теоретического материала. Фронтальный опрос. (5’)
- Плывем дальше. Посмотрите, на встречу нам движется кораблик, а на нем листочки с вопросами. Давайте повторим все, что мы знаем про имя существительное, для этого вам надо ответить на эти вопросы. За правильный и полный ответ команда корабля будет получать по «золотому».
(Каждой группе раздаются карточки с вопросами, можно совещаться 1 минуту).
1 карточка:
- Что называется именем существительным?
- Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного?
- Какая форма считается начальной формой имени существительного?
2 карточка:
- Какие существительные относятся к первому склонению?
- Какие существительные относятся ко второму склонению?
- Какие существительные относятся к третьему склонению?
3 карточка:
- В каком порядке расставлены падежи?
- С помощью каких слов их можно легко запомнить? (Иван родил девчонку, велел тащить пеленку; Иван рубил дрова, Василиса топила печь).
- На какие вопросы отвечают падежи?
(На острове вывешивается таблица.)
Имя сущ.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
ж. р. м.р. ср.р. м.р. ж.р.
а я о е
Физкультминутка. (1’)
- Молодцы, ребята. Но вы, наверное, немного устали. Прежде чем продолжить наше путешествие, необходимо немного отдохнуть. Итак, у нас физкультминутка.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри!
Б) Работа по карточкам. (7’)
- Немного отдохнули и продолжаем наше увлекательное путешествие. Полный вперед! Мы приближаемся к новому кораблю. На его парусах – задания. Это карточки.
- Но перед тем как мы начнем выполнять эти задания, давайте вспомним, что иногда безударные окончания имен существительных играют с ними в прятки. И чтобы правильно их написать мы должны знать слова – ключи.
- А что такое ключ? (Ключ от двери. Ключ – родник. Ключ – шифр, расшифровка.)
- Какое же из этих трех значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом – ключом для правильного написания окончаний имен существительных?
- Какие слова – ключи мы знаем для первого склонения? (Земля, вода).
- … для 2 скл.? (конь, окно)
- … для 3 скл.? (печь, степь)
- Какие у них окончания? (Добавляется запись в таблицу)
- Почему ударные окончания делают эти слова волшебными?
- Итак, мы повторили, что в каждом из трех склонений есть слова – ключи. Они являются «помощниками» для правописания, потому что имеют ударные окончания, по которым проверяют безударные окончания слов.
шлюпк | А | ||
мор | е | ||
ночь | |||
- Рассмотрите карточки со словами. Из скольких частей они состоят?
- Первая часть обозначает основу, вторая окончание. Почему вторая часть разделена на 6 частей?
- Значит, у слова меняется окончание, а основа остается прежней.
- А теперь вы будете исследователями. Интересно, кто из вас самый наблюдательный? Возьмите карточки со словом шлюпка и карандашом впишите окончания.
- Проверим. Назовите только окончания. (а, и, е, у, ой, е)
(Учитель записывает только окончания на доске в столбик.)
- У всех так?
- К какому склонению относиться слово шлюпка?
(Аналогично рассматриваются карточки с другими словами и выдаются «золотые»).
В) Комментированное письмо. (4’)
- Продолжаем наш путь. Заплываем в небольшую гавань, где нас опять ждет испытание.
- Вы видите небольшой залив по которому плавает очень много корабликов, на которых написаны буквы - окончания слов – портов, которые находятся по берегам острова и чтобы нам подплыть к острову мы должны эти кораблики правильно расставить по словам.
В гавани, к порту, у мачты, к пристани, на судне, в каюте, из трюма, за океаном, по палубе, через милю.
Y. Самостоятельная работа. Проверка ЗУН. (8’)
А) Работа с учебником. (2’)
- Вот мы и на берегу. Но наше путешествие еще не заканчивается. Я предлагаю поработать самостоятельно по учебнику. Выполним упражнение 236, стр.104. Вам нужно выписать существительные с пропущенными окончаниями, указать склонение и падеж этих существительных, выделить окончания.
- Проверим, как вы выполнили это задание.
В) Тест. (6’)
- Ребята, посмотрите, что у меня есть. Особенность этого сосуда в том, что он не тонет в воде. И вот в таком сосуде обнаружилось письмо путешественника, которое он положил в эту бутылку и отправил по воде. Я размножила это письмо для вас. А письмо это содержит тест, который поможет нам проверить и определить победителей. Выполнять тест будет каждый член команды, и правильное выполнение его может добавить команде баллов («золотых»).
Текст теста:
1) Прочитайте слова. Укажите имя существительное 1 склонения.
а) снег б) портфель в) тетрадь г) дедушка
2) Прочитайте слова. Укажите имя существительное 2 склонения.
а) платье б) женщина в) площадь г) папа
3) Прочитайте слова. Укажите имя существительное 3 склонения.
а) календарь б) письмо в) помощь г) машина
4) Прочитайте слова. Укажите имя существительное, у которого окончание е
а) у мышк… б) у сказк… в) о серен… г) к Наташ…
5) Прочитайте слова. Укажите имя существительное, у которого окончание и
а) по крыш… б) у опушк… в) на восток… г) о геро…
6*) Прочитайте слова. Укажите имя существительное в Р.п.
а) у героя б) герою в) про героя г) героем
YI. Итог урока. (4’)
- Молодцы! Все вы постарались и правильно выполняли задания, оказались грамотными путешественниками.
- Итак, чем мы занимались на уроке? Что мы повторяли?
- Ребята, давайте посмотрим, какая команда справилась лучше всех с заданиями и набрала больше всего «золотых».
- Молодцы, ребята!
- А теперь посовещайтесь в группе и решите, кто из вас работал лучше всех и достоин поощрения.
- Капитаны, доложите результаты.
- Команда …. и ученики … получают сокровища, спрятанные вот в этом сундучке. (В шкатулке лежат бумажные «5»).
YII. Домашнее задание: (1’)
1 вариант: подготовиться к диктанту;
2 вариант: без домашнего задания, как поощрение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....