Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата: 15 октября 2013 года
Учитель: Тимонина Н.Ю.
3 «Б» класс
Тема урока: «Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//c»
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
предметные:
- познакомить учащихся с правилом написания приставок без- / бес-, из- / ис-, раз- / рас-; - начать работу по отработке написания слов с этими приставками;
метапредметные:
- способствовать овладению способностью определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формировать умение наблюдать, анализировать и обобщать , высказывать своё предположение (версию) на основе
наблюдения за языковым материалом;
- формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- учить преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Универсальные учебные действия: познавательные (П)
регулятивные (Р)
коммуникативные (К)
личностные (Л)
Оборудование урока: - презентация на интерактивной доске,
- карточки для парной и групповой работы,
- интерактивный тест в образовательном пространстве.
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | Универсальные учебные действия, формируемые на разных этапах урока |
1. Мотивация к учебной деятельности. | - Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи на уроке. - А начать его я предлагаю словами великой русской актрисы Фаины Раневской: «Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке». - Как вы их понимаете? - Как вы думаете, почему именно этими словами мы начинаем наш урок? - К какому блоку относится урок? - Какая главную цель мы ставим на уроках блока «Правописание»? (Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком) |
|
2.Актуализация знаний и выявление проблемы. | - Предлагаю провести орфографическую разминку. Я прочитаю слова, а вы должны определить орфограмму, которая есть в каждом слове. подумать, закрыть, прописать, прошить, доплыть, надстроить - В какой части слова находится орфограмма? Как она называется? (в приставке, безударная гласная в приставке) - Какое задание мы можем выполнить с этими словами? (провести классификацию и записать слова в два столбика) - Какие умения вам понадобятся для его выполнения? Учитель диктует, дети записывают слова. - Проверьте свою работу по эталону. Оцените на шкалах. - Что вы можете сказать о правописании этих приставок? Могут ли они менять своё написание? (нет, они пишутся традиционно) - Как вы думаете, есть ли приставки, которые могут менять написание в зависимости от каких-либо условий? - Давайте попробуем разобраться. - Возьмите карточку 1. (см. приложение) - Какое задание вам надо будет выполнить? (угадать слово по его лексическому значению) Учащиеся работают в парах. - Посмотрим, какие слова вы записали. рассвет бесполезный испуг разведка бездельник известный - Выделите в словах приставки. - Что вы заметили? (одни приставки пишутся с буквой з, а другие- с буквой с) - Как вы думаете, есть ли какая-то закономерность в написании этих приставок? Можем ли мы их проверить? |
|
4.Определение темы и постановка учебной задачи. 5. Открытие новых знаний. | - Какова тема урока? (Правописание приставок с буквами з и с) - Какую учебную задачу мы должны будем выполнить? (Выяснить, можно ли проверить, как пишутся эти приставки; научиться писать слова с приставками) - Где мы можем узнать эту информацию? (в учебнике, справочнике, в Интернете). - Но интереснее догадаться самим. физминутка - Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за словами с интересующими нас приставками. - Возьмите конверт. В нём лежат карточки и таблица (см. приложение). Вы должны распределить работу и заполнить предложенную таблицу. Не забывайте о правилах работы, для того, чтобы ваша группа успешно справилась с заданием. - Какое время необходимо для выполнения работы? - Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы. - Когда же в приставках пишется буква з? А когда буква с? - Как мы можем себя проверить? (сравнить свой вывод с выводом в учебнике, найти нужную информацию в интернете) Учащиеся читают вывод в учебнике на стр.65. - Что ещё мы можем сделать, чтобы лучше запомнить это правило? (составить алгоритм) - Возьмите карточку с алгоритмом и дополните его. (см. приложение) - Проверьте свой алгоритм. |
|
6.Первичное закрепление во внешней речи. | - А теперь наш помощник будет помогать нам в выборе нужной приставки. - Предлагаю вам поработать в парах, для того, чтобы лучше запомнить алгоритм и потренироваться в написании слов с приставками, оканчивающимися на с и з. Учащиеся выполняют упражнение 1 на странице 66. |
|
7.Самоконтроль с самопроверкой по эталону. | - Какую учебную задачу мы поставили? (научиться писать слова с приставками, которые оканчиваются на з и с) - Проверить, достигли ли мы её, нам поможет самостоятельная работа, которую мы выполним с помощью компьютера в образовательном пространстве. Учащиеся выполняют тест «Правописание приставок» в образовательном пространстве. После выполнения проходит обсуждение результатов. |
|
9.Рефлексия учебной деятельности. | - Какую учебную задачу мы поставили? Смогли ли мы её достичь? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Чем бы вы хотели заняться на следующе уроке? - Что я нового узнал для себя? - Смогу я в дальнейшем применять это в жизни? - Что во мне изменилось в результате моей деятельности? |
|
Приложения.
Приложение 1. Карточка для работы в парах.
Время перед восходом солнца – Сбор сведений о противнике во время войны – |
Труд без пользы –
Тот, кто ничего не делает –
Внезапное чувство страха –
Такой, о котором знают все –
Приложение 2. Карточки для групповой работы.
- Выдели корень и приставку в словах.
Дай характеристику первому звуку корня.
рассвет [ ] – звонкий, глухой
разведка [ ] – звонкий, глухой
- Выдели корень и приставку в словах.
Дай характеристику первому звуку корня.
бесполезный [ ] – звонкий, глухой
бездельник [ ] – звонкий, глухой
- Выдели корень и приставку в словах.
Дай характеристику первому звуку корня.
испуг [ ] – звонкий, глухой
известный [ ] – звонкий, глухой
Карточка 3. Таблица для групповой работы.
Прочитай слово, выдели приставку и запиши её в нужный столбик.
перед глухим согласным | перед звонким согласным | |
рассвет | ||
разведка | ||
бесполезный | ||
бездельник | ||
испуг | ||
известный |
Вывод.
Приставки с буквой с (рас, бес, ис) пишутся перед согласными.
Приставки с буквой з (раз, без, из) пишутся перед согласными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....