Урок во 2 классе по правописанию сочетений -ча-ща
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка во 2 классе.

 

Тема: Наблюдение за написанием буквосочетаний ча-ща.

Цели: - отрабатывать навык правильного написания сочетаний ча – ща; совершенствовать умение произносить мягкие шипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласной а;

          - развивать воображение, смекалку, речь;

          - воспитывать уважительное отношение ко времени, бережное отношение к природе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не нужно по утрам Будить по десять раз.

Слайд 2

Г_род з_вод м_рковь к_р_ндаш м_роз м_дведь

Слайд 4

Исправь ошибки: Молчят ли рыбы. Чясто голоса рыб схожы с птичьими. Белуги кричят чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещят дроздом. Морской петух кукует кукушкой.



Предварительный просмотр:

                 Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Наблюдение за написанием буквосочетаний ча-ща.

Цели: - отрабатывать навык правильного написания сочетаний ча – ща; совершенствовать     умение произносить мягкие шипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласной а;

          - развивать воображение, смекалку, речь;

          - воспитывать уважительное отношение ко времени, бережное отношение к природе.

                                                   Ход урока

I. Организационный момент

                                                 Кто жить умеет по часам

                                                 И ценит каждый час,            

                                                 Того не нужно по утрам

                                                 Будить по десять раз.

- Хором прочитаем девиз. Обратите внимание на выделенные орфограммы. Что значит жить умеет по часам?

II. Сообщение темы и целей урока

(Попробуйте сами сформулировать тему урока)

- Я хочу показать вам сегодня необычный цветок, который вырос у меня. Он похож на волшебный цветик-семицветик: у него 7 разноцветных лепестков. Ой, смотрите на лепестках что-то написано. Если вам удастся выполнить задания волшебного цветка, вас ждет награда – приятный сюрприз.

III. Минутка чистописания (красный лепесток)

                                               Эта буква широка

                                               И похожа на жука.

                                               И при этом точно жук

                                               Издает жужжащий звук.

                Жж

                Жизнь дана на добрые дела

IV. Словарная работа (зелёный лепесток)

1. В два ряда дома стоят –

Десять, двадцать, сто подряд.

Скверы, театры, парки вокруг.

Как это место люди зовут? ( Город)

2. Станки и машины делают тут.

Тех, кто работают, рабочими зовут. (Завод)

3. Сверху зелено,

Снизу красно,

В землю вросло. (Морковь)

4. Чёрный Ивашка – деревянная рубашка.

Где носом поведёт, там заметку кладёт.(Карандаш)

5. Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз?(Мороз)

6. Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.(Медведь)

V. Звуко-буквенный анализ слова.

- Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков. Сделайте фонетический анализ этого слова.

VI. Зрительное восприятие нового материала.

1. Наблюдение под руководством учителя. Рассматривание рисунков (часы, площадь, чайник, пища).

- Что это? Давайте запишем слово.

Учитель пишет: Часы.

- А какую гласную писать?

- На слух определить очень трудно.

- Место после ч в слове – опасное место. Подчеркну ч двумя чертами.

- Ч – согласный мягкий звук. Что же писать?

- Правильно, мы знаем, что в буквосочетаниях ча-ща пишется буква а.

- Буква а после ч и щ – это орфограмма. Подчёркиваем одной чертой.

- С какой буквой дружат ч и щ?

2. Работа над правилом (С. 103)

- Попробуйте сами сформулировать правило.

- Прочитайте правило в рамке на с. 103.

- Сравните со своим правилом

- Сколько частей в правиле?

- Расскажите первую часть.

- Приведите свои примеры.

- Расскажите вторую часть.

- Как будем обозначать эту орфограмму?

3. Осложненное списывание. С. 103,упр. 170.

- Прочитайте слова.

- Какую букву напишете в словах? Почему?

- На какие две группы можно разделить слова?

- Прочитайте слова с ча, ща.

- Запишите в 2 столбика. Обозначьте орфограмму.

VII. Закрепление изученного.

1.Исправь ошибки.(Сам-но по заданию)

- Прочитайте текст.

- Запишите правильно.

- Спишите заглавие текста и первые 3 предложения.

- Обозначьте орфограмму.

- Сколько ошибок допущено в тексте?

- Расскажите правило, которое надо помнить при записи этих слов.

2. Игра на внимание.(Услышите слово с ча, ща – хлопок)

Игра, прощай, слово, девочка, начальник, щука, дружат, роща, туча, ручка, правило, книга, язык, человек, чай, скучает, столбик, печка, слон, лист, молчат, чаща, роща, добыча, волчата, щавель, чайка, лесок. Учебник, пищят, тетрадь.

 

VIII. Итог урока.

- Как пишутся буквосочетания ча, ща?

- Мы учились писать слова с сочетаниями ча, ща.

- Вручение награды.

IX. Домашнее задание.

- Прочитайте задание.

- Кому что не понятно?

- Запишите задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах».

Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема урока:«Правописание –тся  и –ться в глаголах».Программа "Школа России"...

Интегрированный урок (4 класс) Тема: Сказки Пушкина. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Цели:Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.Формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок .Развивать артистические способности.Воспитывать чувство дружбы, люб...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание падежных окончаний имен существительных в Р. Д. П. падежах "

Упражнения и задания, которые представлены в данной презентации помогут детям закрепить пройденный материал....

Конспект урока. 3 класс. Тема: "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек ,-ик".

Конспект урока по русскому в 3 классе. Тема "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, ик"....

Урок русского языка в 1 классе УМК «Перспектива» ТЕМА УРОКА: «Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ»

Урок русского языка в 1 классе УМК " Перспектива" Тема урока:" Шипящие согласные. Правописание жи-ши,ча-ща,чу-щу."...

Презентация к уроку русского языка "Начальная школа 21 век" 4 класс .Тема"Правописание тся- ться в глаголах" (урок 45) Учитель начальных класов Мозгунова Н.А.

Данная презентация создана к уроку правописания , русский язык , 4 класс, урок 45 по прграмме "Начальная школа 21 век" в соответствии с требованиями ФГОС...

Урок во 2 классе. Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Урок – путешествие.

Урок во 2 классе. Тема: "Правописание слов с безударным гласным в корне"....