Конспект урока по русскому языку во 2-м классе УМК «Гармония» на тему: «Способы подбора проверочных слов для названий действий»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Наумова Светлана Григорьевна

Конспект урока по рускому языку во 2-м классе УМК "Гармония" на тему "Способы подбора проверочных слов для названий действий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку  во 2-м классе

УМК «Гармония» на тему:

«Способы подбора проверочных слов для названий действий»

Цели урока:

  1. Познавательная: создать условия для осознания общего способа  решения  задач,  понимания необходимости  новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде  моделей и схем, использовать приобретённую информацию для решения задач. Переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии.
  2. Коммуникативная : создать условия для формирования умения участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. Строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. работать в парах, группах; воспитание доброжелательного  отношения друг к другу; воспитывать у учащихся взаимопомощь, взаимовыручку.
  3.  Регулятивная : создать условия для  формирования планировать учебную задачу, выстраивать  последовательность необходимых  операций, корректировать свою деятельность. Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия.  Контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления
  4. Личностная: создать условия для  развития орфографической зоркости,  логического мышления, интереса к русскому языку, формирования познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

                       Планируемые результаты:

- личностные:

формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся; формирование ценностных отношений  друг  к  другу;

формирование умений воспринимать, перерабатывать полученную информацию, выделять основное содержание; 

готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения;  осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма;

 формирование учебно-познавательный интереса к процессу учения, к способам решения возникающих задач;

  формирование самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

- метапредметные:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

 организация учебной деятельности, планирования,

 развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты. 

- предметные:

 осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения; на основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры.  (П-2.)

                  УУД общенаучные:

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска,  осознанное  и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

                  УУД личностные:

оценивать свои и чужие поступки;

проявление доверия, внимательности, доброжелательности,

умение  работать в паре,

 выражать  положительное отношение к процессу познания.

                   Оборудование: учебник, интерактивная доска,  смайлики,  светофоры индивидуальные,   полоски прямоугольники-средства обратной связи,  Толковый  словарь.

                    Тип урока: изучение нового материала.

                   Методы:  словесные, исследовательские, наглядные, практические.

                   Формы работы:  фронтальная, групповая,  парная, индивидуальная.

Ход урока:

1.Самоопределение  к  деятельности  (Орг. момент)

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка,  ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

-Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

 Возьмите друг друга за руки и скажите:

 - Не нужно ждать и хмуриться,

Не нужно унывать.

Пусть всё у нас получится!

Мы будем знания открывать!

2. Постановка учебной задачи

- Посмотрите на доску.

( На экране интерактивной доски слова:  Главные,    в,    решать,     задачи,     корне,     учимся,      слова,     орфографические)

- Прочитайте   слова. Используя эти слова  попробуйте сформулировать  название темы, которую мы изучаем

(Дети составляют название темы урока, а один из учеников двигает слова на доске, выстраивая фразу: Учимся  решать  главные  орфографические   задачи   в   корне  слова)

- Что  значит   решить  орфографическую  задачу?

                                   ( выбрать  правильную  букву)

-     Что  нужно   сделать,  чтобы  выбрать  правильную   букву?

                                    (подобрать   проверочное  слово  )

- К  какой   группе   слов   мы  уже  умеем   подбирать   проверочные  слова? (названия   предметов)

 - Какие способы    подбора   проверочных  слов  для   названий  предметов вы знаете?

( -изменить слово во мн. числе в ед.число  или наоборот : ед.число во мн.число;

- изменить слово по команде вопроса КТО? или ЧТО?;

- изменить слово по команде вопроса  МНОГО КОГО? или МНОГО ЧЕГО?

- можно назвать предмет ЛАСКОВО или представить его МАЛЕНЬКИМ.

- от значения слова – к правильной букве.)

3. Актуализация знаний

     1. Прочитайте  слова,     записанные  на  доске ( слова на интерактивной доске).         

   Л . СНИК,      Х . ТРЕЦ,       Д .БРЯК,      СТР.ОИТЕЛЬ,      СМ.  ЛЬЧАК

            УМН .  ЖАТЬ,   Ч . РТЁЖНИК,    Т . ХОНЯ,     В . ДИТЕЛЬ.

 - Откуда  я  взяла  эти  слова?( из домашней работы, упр.№378)

- На какие группы можно распределить эти слова?( качества людей, профессии людей)

 -Прочитайте   слова,   которые   называют   людей   по   их   качествам.

   - Вставьте        пропущенные   буквы. (называя способ проверки!)

 (ученики выходят к доске, вставляют буквы, называют способ проверки, а остальные оценивают их ответ сигналом светофора)

  -А    теперь   слова,  которые  называют  людей  по  профессии.

   -  Вставьте  пропущенные   буквы.

  (ученики выходят к доске, вставляют буквы, называют способ проверки, а остальные оценивают их ответ сигналом светофора)

    -А   какое   слово   осталось  лишним?

                                 (УМН  .  ЖАТЬ)   

  - А     чем  оно  отличается   от  всех  остальных?

(оно обозначает действие предмета)

 4.Прогнозирование целей и задач с опорой на пробемный вопрос  

    Глядя  на  это  слово     попробуйте  сформулировать    тему  сегодняшнего   урока.

ЧЕМУ БУДЕМ СЕГОДНЯ УЧИТЬСЯ?

                       (  Как  узнать  букву  корня   в   названиях  действий)

   Чему  вы  должны  будете  научиться   сегодня  на   уроке?

   (писать  буквы  гласных  звуков   в  корне  слов   в  названиях  действий

      На  какие   вопросы  отвечают   слова  названия  действий?

(что делает? что сделает?)

- Посмотрите на доску ( на интерактивной доске)и попробуйте сформулировать цели и задачи нашего урока.

  • Что ?
  • Где ?                          НАДО  
  • Как ?                    ПРОВЕРИТЬ
  • Чем ?

 (Что? Нам нужно проверить?-  букву гласных звуков в корне слова

Где? нам нужно проверить? – в словах названий действий предметов

Как? Мы будем проверять?  - путём подбора проверочных слов

Чем? Мы будем проверять?- какие проверочные слова будем подбирать)

5.Построение проекта выхода из проблемной ситуации (открытие нового знания).

 ·Вернёмся  к  слову       УМН .  ЖАТЬ 

·Какие   буквы можно вставить в «окошечко»?  (а ,о)

- Попробуем проверить необходимую букву известными способами проверки.

( дети называют способы :

изменить слово во мн. числе в ед.число  или наоборот : ед.число во мн.число;

- изменить слово по команде вопроса КТО? или ЧТО?;

- изменить слово по команде вопроса  МНОГО КОГО? или МНОГО ЧЕГО?

- можно назвать предмет ЛАСКОВО или представить его МАЛЕНЬКИМ  и убеждаются, что эти способы не подходят)

-   Какой  либо  способ мы ещё не называли? Как   определить  какую  букву   писать?   (поискать  значение)

- Где  можно   узнать  значение    слова?

(Позвонить  знакомым

Посоветоваться с товарищами

Спросить у других людей

Посмотреть в  Толковом  словаре

Спросить  у учителя)

(Дети смотрят значение слова в  Толковом словаре )

Тему   «УМНОЖЕНИЕ»  вы  будете  изучать  на  уроках  математики  в  4  четверти

( показываю учебник математики и сравниваем толкование учебника и словаря)

-     Давайте   проверим,    подходит  ли  наш   выбор  к  другим   словам:

                              упр.№ 379.

-      Прочитайте    слова.  Как   они  называются? (слова названия действий)

Будем   вставлять  буквы   и   объяснять  свой   выбор.

       Как    будем   решать   орфографические   задачи? (искать значение слова)

                     ( по  1   человеку   у   доски, остальные в тетради)

             ПОДАРОК   _   ПОДАРИТЬ                  ГОСТИ  -  ПОГОСТИТЬ

                ШАГ   -    ШАГНУТЬ                             КРОШКИ     -   ПОКРОШИТЬ

       -Как  вы  находили   проверочные   слова?

6.   Первичное закрепление

1) Работа в парах.  У каждой пара на парте – карточка. Задание : образуй от названий действий однокоренные проверочные слова и запиши пары, объясняя выбор букв

              ЧТО?                                                     ЧТО?

 ЗВ .  НИТЬ ________                                    КР . ЧАТЬ  ________________

СТ  . НАТЬ ___________                             ТР  .  ЩАТЬ _______________

К . РМИТЬ   __________                             СВ . СТЕТЬ   ___________________

Л . СКАТЬ __________                                П. . ЩАТЬ __________________

Проверка:Ученики по цепочке читают пары слов: один называет слово проверочное, другой –говорит букву, которую они выбрали. Остальные- оценивают сигналом светофора.

2) Давайте обобщим свои наблюдения. Что заметили? Как будем узнавать буквы в корнях названий действий?( искать значение слова и с помощью однокоренного слова, отвечающего на вопрос ЧТО? находить верную букву)

Проверим свой вывод .Найдите  на  стр.51 правило в синей рамке.  Обобщи   и   расскажи  о  своих   наблюдениях

Чтение  правила

7. Физминутка.

 Учитель проговаривает стихотворение, дети выполняют движения: 
Хомка, хомка, хомячок!
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз- два- три- четыре- пять!
Хомка хочет сильным стать!

 

Какие слова названий действий вы услышали в физминутке?

-  Запишем в тетрадь : встАёт  ,  моет ,  трёт , подмЕтает,   выходит ,     хочет стать.

- Какие слова требует проверки в корне?

Какой способ проверки выберем?

8 .Построение проекта выхода из проблемной ситуации (открытие второго способа проверки)

1)А   сейчас   с  вашей   помощью   откроем   второй  способ  проверки  безударных  гласных   в   корне   в  словах  названиях  действий

     Упр.   381       -    прочитайте   задание

   - По    команде   каких  вопросов   вы   будете   изменять   слова? (что делает?, что сделает?)

   Работа   по  вариантам

Выбери   столбик  слов   и  запиши   сначала   проверочное   слово  ,  и   с   его   помощью   реши   орфографическую    задачу.

       - Прежде чем вы будите записывать слова , прочитайте  подсказку авторов учебника в синей рамке. О чём   напоминают   цифры  1, 4?

      2) На интерактивной доске высвечивается правильно выполненное задание .

 Дети  проверяют себя и пастой чёрного цвета делают исправления.   

- Поднимите руку те дети, которые не допустили ошибки.

- Поднимите руку те дети, которые допустили ошибки. Как вы думаете, почему были ошибки? Что нужно помнить, чтобы в дальнейшем их избежать?

 Как будем узнавать буквы в корнях названий действий?

Какие способы проверки вы узнали?

9.   Включение нового знания в систему знаний и повторение

 1 ) Физ. минутка .

 - Покажите действия, которые записаны на карточке (учитель показывает карточку и выставляет её на доску)

 лавил,       бижал,       пилил,      посалил,  шагал,   сварил

- Запишите  эти слова в тетрадь, исправив, где нужно, ошибки.

Взаимопроверка .

- У кого были затруднения? Какой способ проверки выбрали?

3)    Работа в печатной тетради. упр.№   382

1 уровень  - вставить  пропущенные  буквы  и  устно   подобрать   проверочные

2 уровень   -   к  каждому  столбику   приписать  по  одному  своему   слову

 Самопроверка .Сверьте свои записи с доской. Исправьте чёрной пастой неверно выполненное задание. Какие затруднения были?

Какой способ проверки использовали?

 

4) Работа в группе (дети маркером  вставляют  букву  в слове)

                Д…лил                                                      пот…рял

               В…дил                                                        навр…дил

               Нат…нул                                                     запл…сал

               Нап…сал                                                   умн…жал

                 Д…лил                                                    ст…нцевал

 Проверка  всем классом

Проверка происходит при помощи  индивидуальных  светофоров.

Представители групп выходят к доске и отвечают за всю группу.

10. Итог урока.

- Прежде, чем мы пойдёт на перемену, давайте вспомним, с чем мы познакомились на уроке?

-Над какой темой работали?

- Назовите  способы   проверки  слов названий  действий.   

Если  бы  вы  были  авторами  учебника,  как  бы  вы  объяснили   ученикам   необходимость   изучения    данной  темы?

  -Где  пригодятся  вам  данные  знания?

- Какое бы вы хотели получить домашнее задание, чтобы ещё поработать над нашей темой  урока?

(выписать из книги , которую читаешь слова названия действий  с безударной  в корне и подбери для них проверочные, выполнить упр. и з учебника и т.д)

11.       Рефлексия

А теперь каждый из вас оценит свою работу на уроке. У вас на парте  3 полоски: красная, жёлтая, зелёная. На одной из них вы сейчас запишите своё имя.

Вы выберете  зелёную полоску , если всё было понятно, всё получалось, задания выполнял без ошибок, активно работал.

Жёлтую, если не  всё было понятно, не всё получалось, в задании были ошибки, которые потом сумел исправить;  не всегда активно работал.

Красную, если не всё было понятно, не всё получалось, задания выполнял с ошибками; не доволен своей работой и просит помощи.

Выбранные полоски  с вашим именем  положите после урока  в конверт на столе.

 Спасибо за урок! Над этой темой мы продолжим работу    завтра.

                                 

                                 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 1 классе УМК "Гармония" с презентацией. Тема урока "Учимся писать записки" (ФГОС НОО)

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО. Материалы для презентации взяла из электронного приложения УМК "Гармония"....

презентация к уроку русского языка.Тема "Способы подбора проверочных слов" УМК "Гармония"

Обобщение.Как решать орфографические задачи в корне слова.Как искать проверочные слова для корня слова....

урок русского языка по теме:" СПОСОБЫ ПОДБОРА ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ ДЛЯ НАЗВАНИЙ ДЕЙСТВИЙ "

Урок русского языка во 2 классе по программе"Гармония"" знакомит со способами проверки безударной гласной в глаголах...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе (программа "Гармония"). Тема: "Открываем секрет имён существительных. Склонения."

Тема урока «Открываем новый секрет имён существительных. Склонение».Как и в других темах ( по программе Соловейчик М.С.) материал раздела подаётся так, чтобы знания детей « встроились » в систему уже ...

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что ...