Конспект урока по русскому языку в 4 классе (программа "Гармония"). Тема: "Открываем секрет имён существительных. Склонения."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тема урока «Открываем новый секрет имён существительных. Склонение».
Как и в других темах ( по программе Соловейчик М.С.) материал раздела подаётся так, чтобы знания детей « встроились » в систему уже имеющихся, т.е. известные понятия становятся своеобразным фоном для нового. Информация не даётся в готовом виде : с помощью заданий ребята двигались к открытию тайн языка. Так перед детьми встала проблема «Почему в словах ,похожих по значению и признакам разные окончания? По какому признаку слова делятся на 3 склонения?»
Содержание учебного материала соответствовало уровню подготовки и развитию данного класса. Использовались методы обучения :
- проблемно- поисковый,
- интерактивный метод - режим беседы , диалога между «учащимся » и «учащимся », «учащимся » и компьютером, «учащимся » и группой учащихся.
Использовались следующие формы организации учебной деятельности: групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная работа.
Этапы урока взаимосвязаны и последовательны.
Урок начинается с организационного момента и словарной работы. Этот этап позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся, программа LanSchool позволила произвести опрос одновременно 5 обучающихся.
Этот этап урока подвёл детей к понятию - склонение.
Следующий этап урока – это создание проблемной ситуации – открытие нового секрета имён существительных. Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, совершенствование знаний и умений. Использовалась групповая форма работы, когда дети склоняли существительные и делали вывод по итоговой таблице. На данном этапе обучающиеся показали своё умение работать в группе, умение работать с учебником и печатной тетрадью, умение планировать свой ответ.
На уроке проведена физминутка, которая позволила снять физическую и эмоциональную напряжённость.
На этапе закрепления дети составили алгоритм действий в определении склонения существительного и составили памятку, которой могут пользоваться на первых порах. Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен.
Рефлексия в конце урока позволила учащимся сделать осмысление своих действий и дать самооценку. Они оценили уровень своих знаний по данной теме с помощью сигнальной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Открываем новый секрет имен существительных.Склонение»
Цель урока : Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию и по роду.
Она реализуется в следующих дидактических целях:
- формировать представление о типах склонения имен существительных; учить распознавать склонение по роду и окончанию;
- формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой;
- развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
- развивать умение правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами;
- воспитывать интерес к русскому языку.
- Организационный момент
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости- повернитесь , улыбнитесь им, а теперь подарите улыбку соседу по парте - спасибо, садитесь.
- Словарная работа
- Запишите число, классная работа.
- 5 человек выполняют тест на компьютере, остальные работают с доской.
- Какое задание можно выполнить по слайду?
с…бака к…рова л..пша обл…ко н…ябрь езд…ть н…деля исправ…ть …диница о а и е |
-Что объединяет эти слова? Вставим пропущенные буквы.
-Спишите слова, разделив на 2 группы.
- Какую закономерность вы определили? ( сущ. и гл.)
-Какое слово зашифровано в наборе? (склонение)
- Что такое склонение?
Итак мы уже знаем, что склонение тесно связано с какой частью речи?
- Мы умеем склонять существительные?
3.Работа с печатной тетрадью
Откройте печат. Тетрадь стр.50
-Что делали со словами ЛИСА и КОТ
Мы склоняли два слова, выделяли окончания, сравнивали окончания.
-Что заметили?
-Какой вывод мы сделали? (сущ. разного рода, поэтому и окончания разные)
Сверим свои выводы по заданию Т № 178
Прочтите предложения.
Покажите окончания выделенных слов.
Запишем признаки этих слов как частей речи.
- Слова схожи по значению?
- Похожи по признакам?
-Почему же окончания разные?
Оказывается мы не знаем какого-то секрета имён существительных!
Итак, давайте определимся
– Какой вопрос мы себе можем задать при изучении этой темы?
(вопрос стр.50)
В решении трудных вопросов нам всегда поможет наш друг -……….Учебник
Чтобы проверить наши догадки и узнать мнение учёных прочитаем сообщение в учебнике стр. 79 Читаем 1 абзац.
-Что делали учёные с существительными? (склоняли)
- За чем они при этом наблюдали? ( за окончаниями)
-Что они заметили?(три разных набора окончаний)
-А у вас не возникло вопроса? ( Какие существительные к какому склонению относятся?)
Чтобы ответить на этот вопрос проведём как учёные исследования и для этого поработаем по карточкам.
- Работа в группах по 3 человека на карточках
Карточка 1 Просклонять слово ______, выделить окончание. Им. п.( )_____________ Р. п. ( ) _____________ Д. п.( )_____________ В. п. ( )_____________ Т. п.( )_____________ П. п.( )_____________ | степь вода земля Миша Петя огонь море |
Проверка на доске :
Координаторам вписать в таблицу только окончания
ж.р. | м.р. | с.р | |||||
Им.п. | - | а | я | а | я | - | е |
Р.п. | и | ы | и | и | и | я | я |
Д.п. | и | е | е | е | е | ю | ю |
В.п. | - | у | ю | у | ю | - | е |
Т.п. | ю | ой | ёй | ей | ей | ём | ем |
П.п. | и | е | е | е | е | е | е |
3 скл. | 1 скл. | 2 скл. |
Проверим : 1 группа – ваше слово……род (хором)…….
1 группа- ваше слово……. Род……
И т.д.
Вы сейчас были учёными исследователями. Вывод мы оформили в таблицу.
-Кто внимательный – В каком роде ( в каких столбиках) есть похожие окончания?
- Можно ли объединить эти существительные по сходным окончаниям?
-Можно сказать, что сущ ж. и м. р. с окончанием –а,-я (в нач. форме) относятся к одному склонению? Обозначим 1 скл.
-Какие существительные будут относится ко второй группе? (М.р. с нулевым окончанием и с.р. ) Обозначим 2 скл.
-Какая группа осталась? (Ж.р. с нулевым окончанием) Обозначим 3 скл.
Итак как учёные исследователи сделайте вывод
- От чего зависит определение склонения существительного? ( от рода и окончания)
- По какой форме сущ. узнают его склонение?
– Какие существительные относятся к 1, ко 2 ,к 3 скл.?
Прочитаем вывод в учебнике.
ВКЛ. СЛАЙД
Заполним памятку на слайде и в печ. тетр
Три склонения имён существительных | ||
М. р. Ж.р. | М.р с.р. | Ж.р. |
-а -я | - -о , -е | - |
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
- Физминутка
Что надо хорошо знать, чтобы определить склонение? (род)
Условие игры : Если я говорю слово ж.р. – хлопают девочки
М.р. – хлопают мальчики
С.р. – все приседают
Стол, парта, окно, книга, пенал, облако, карандаш, портфель, слово, кресло, мама, Коля, Таня, колесо.
6. Давайте вернёмся к печ тет № 178
-Какой вопрос мы задавали себе?
Определим склонение этих слов.
Посмотрите на слова ЛИСА и КОТ
- Теперь вы можете сказать каким признаком различаются слова? Подпишите.
- Столбик какого склонения остался пустым?
Из этих слов(МЫШКА МЫШЬ) выберите то, которое может занять место в столбике 3 склонения
Просклоняйте это слово . В выборе безударного окончания нам поможет ваша таблица.
Итак, какой секрет имён существительных мы узнали?
Надо закрепить эти знания, а для этого потренироваться в определении склонения.
Составим алгоритм действий.
- Н.ф.
- Род
- Окончание
- Склонение
Определим склонение словарных слов
Т № 183 - Нужно ли ставить слова в начальную форму?
7 Итог урока
Подведём итог и проверим ваши знания с помощью сигнальной системы.
- Сколько склонений имён существительных вы знаете?
-1
-2
-3
2. Существительные ж.р. с окончанием –а, -я относятся к...
- 1 скл.
- 2 скл.
- 3 скл.
3. Существительные с.р. с окончанием –о, -е относятся к...
- 1 скл.
- 2 скл.
- 3 скл.
4. Существительные ж.р. с нулевым окончанием относятся к...
- 1 скл.
- 2 скл.
- 3 скл.
5. Существительные м.р. с нулевым окончанием относятся к...
- 1 скл.
- 2 скл.
- 3 скл.
6. Существительные м.р. с окончанием –а, -я относятся к...
- 1 скл.
- 2 скл.
- 3 скл.
7. Освоена ли вами данная тема?
- Да, я всё понял(а) и умею применить знания.
- Я понял(а) , но допускаю ошибки .
- Тему я не понял(а) , мне нужна помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС
В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"
Урок русского языка в 2 классеТема урока: «Единственное и множественное число имён существительных» Цель: Дать понять об изменении имён существительных по числам, учить определять число имён существит...
Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных»+ работа
Цели урока: проверить знания, умения и навыки учащихся; развивать умение работать самостоятельно.Планируемые результаты:• Предметные:•...
Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Школа России " Род имён существительных"
Технологическая карта к уроку по ФГОС...
конспект урока по русскому языку, 3 класс, школа 21 века Род имён существительных. Неизменяемые имена существительные
Материал содержит краткое содержание конспекта урока русского языка в 3 классе...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"
Конспект урока по русскому языку "Единственное и множественное число имён существительных"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных". 2 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных". 2 класс...