Конспект урока по русскому языку в 4 классе (программа "Гармония"). Тема: "Открываем секрет имён существительных. Склонения."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Зозуля Марина Ивановна

Тема урока «Открываем новый секрет имён существительных. Склонение».

Как и в других темах ( по программе Соловейчик М.С.) материал раздела подаётся так, чтобы знания детей « встроились » в систему уже имеющихся, т.е. известные понятия становятся своеобразным фоном для нового. Информация не даётся в готовом виде : с помощью заданий ребята двигались к открытию тайн языка. Так перед детьми встала проблема «Почему в словах ,похожих по значению и признакам разные окончания? По какому признаку слова делятся на 3 склонения?»

Содержание учебного материала соответствовало уровню  подготовки и развитию данного класса. Использовались методы обучения :

 - проблемно- поисковый,

-  интерактивный метод  - режим беседы , диалога между «учащимся » и «учащимся », «учащимся » и компьютером, «учащимся » и группой учащихся.

Использовались следующие формы организации учебной деятельности: групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная работа.

Этапы урока взаимосвязаны и последовательны.

Урок начинается с организационного момента и словарной работы. Этот этап позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся,   программа  LanSchool позволила произвести опрос одновременно 5 обучающихся.

Этот  этап   урока подвёл детей к понятию - склонение.

 

Следующий этап урока – это создание проблемной ситуации – открытие нового секрета имён существительных.   Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, совершенствование знаний и умений. Использовалась групповая форма работы, когда дети склоняли существительные и делали вывод по итоговой таблице. На данном этапе обучающиеся показали своё умение работать в группе, умение работать с учебником и печатной тетрадью, умение планировать свой ответ.

 

На уроке проведена  физминутка, которая позволила снять  физическую и эмоциональную напряжённость.

 

На этапе закрепления дети составили алгоритм действий в определении склонения существительного и составили памятку, которой могут пользоваться на первых порах. Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок  был по своему успешен.

 

Рефлексия в конце урока позволила учащимся сделать  осмысление своих действий и дать самооценку. Они  оценили уровень своих знаний по данной теме с помощью сигнальной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Открываем новый секрет имен существительных.Склонение»

Цель урока :  Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию  и по роду.

Она реализуется в следующих дидактических целях:

- формировать представление о типах склонения имен существительных; учить распознавать склонение по роду и окончанию;

- формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой;

- развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;

- развивать умение правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами;

- воспитывать интерес к русскому языку.

  1. Организационный момент

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости- повернитесь , улыбнитесь им, а теперь подарите улыбку соседу по парте - спасибо, садитесь.

  1. Словарная работа

- Запишите число, классная работа.

- 5 человек  выполняют тест на компьютере, остальные работают с доской.

- Какое задание можно выполнить по слайду?

с…бака

к…рова

л..пша

обл…ко

н…ябрь

езд…ть

н…деля

исправ…ть

…диница

                                       о  а   и  е

-Что объединяет эти слова? Вставим пропущенные буквы.

-Спишите слова, разделив на 2 группы.

- Какую закономерность вы определили? ( сущ. и гл.)

-Какое слово зашифровано в  наборе?     (склонение)

- Что такое склонение?

Итак мы уже знаем, что склонение тесно связано с какой частью речи?

- Мы умеем склонять  существительные?

3.Работа с печатной тетрадью

Откройте печат. Тетрадь стр.50

-Что делали со словами ЛИСА и КОТ

Мы склоняли два слова, выделяли окончания, сравнивали окончания.

-Что заметили?

-Какой вывод мы сделали? (сущ. разного рода, поэтому и окончания разные)

Сверим свои выводы  по заданию  Т  № 178

Прочтите предложения.

Покажите окончания выделенных слов.

Запишем признаки этих слов как частей речи.

- Слова схожи по значению?

- Похожи по признакам?

-Почему же окончания разные?

Оказывается мы не знаем какого-то секрета имён существительных!

Итак, давайте определимся

 – Какой  вопрос  мы себе можем задать   при изучении этой темы?

(вопрос стр.50)

В решении трудных вопросов нам всегда поможет наш  друг -……….Учебник

Чтобы проверить наши догадки и узнать мнение учёных  прочитаем сообщение в учебнике стр. 79 Читаем 1 абзац.

-Что делали учёные с существительными? (склоняли)

- За чем они при    этом наблюдали? ( за окончаниями)

-Что они заметили?(три разных набора окончаний)

 -А у вас не возникло вопроса? ( Какие существительные к какому склонению относятся?)

Чтобы ответить на этот вопрос проведём как учёные исследования и для этого  поработаем по карточкам.

  1. Работа в группах по 3 человека на карточках

Карточка 1

Просклонять  слово ______, выделить окончание.

Им. п.(         )_____________

Р. п. (          )  _____________

Д. п.(           )_____________

В. п. (          )_____________

Т. п.(           )_____________

П. п.(          )_____________

степь

вода

земля

Миша

Петя

огонь

море

 

Проверка на доске :

Координаторам   вписать в таблицу только окончания

ж.р.

м.р.

с.р

Им.п.

-

а

я

а

я

-

е

Р.п.

и

ы

и

и

и

я

я

Д.п.

и

е

е

е

е

ю

ю

В.п.

-

у

ю

у

ю

-

е

Т.п.

ю

ой

ёй

ей

ей

ём

ем

П.п.

и

е

е

е

е

е

е

3 скл.

1 скл.

2 скл.

Проверим : 1 группа – ваше слово……род (хором)…….

        1 группа- ваше слово……. Род……

И т.д.

Вы сейчас были учёными исследователями. Вывод мы оформили в таблицу.

-Кто внимательный – В каком роде ( в каких столбиках)  есть похожие окончания?

- Можно ли объединить эти существительные по сходным окончаниям?

-Можно сказать, что сущ ж. и м. р. с окончанием –а,-я (в нач. форме) относятся к одному склонению? Обозначим 1 скл.

-Какие существительные будут относится ко второй группе? (М.р. с нулевым окончанием и с.р. ) Обозначим 2 скл.

-Какая группа осталась? (Ж.р. с нулевым окончанием) Обозначим 3 скл.

Итак как учёные исследователи  сделайте вывод

- От  чего зависит определение склонения существительного? ( от рода и окончания)

- По какой форме сущ. узнают его склонение?

 – Какие существительные относятся к 1, ко 2 ,к 3 скл.?

Прочитаем вывод в учебнике.

ВКЛ.  СЛАЙД

Заполним памятку на слайде и в печ. тетр

Три склонения имён существительных

М. р.       Ж.р.

М.р         с.р.

Ж.р.

-а     -я

-              -о , -е

-

1 скл.

2  скл.

3  скл.

  1. Физминутка

 Что надо      хорошо    знать, чтобы определить склонение? (род)

Условие игры : Если я говорю слово ж.р. – хлопают девочки

                                                               М.р. – хлопают мальчики

                                                               С.р. – все приседают

Стол, парта, окно, книга, пенал, облако, карандаш, портфель, слово, кресло, мама, Коля, Таня, колесо.

6. Давайте вернёмся к печ тет № 178

-Какой вопрос мы задавали себе?

Определим склонение этих слов.

 Посмотрите на слова ЛИСА и КОТ

- Теперь вы можете сказать каким признаком различаются слова? Подпишите.

- Столбик какого склонения остался пустым?

Из  этих слов(МЫШКА    МЫШЬ)  выберите то, которое может занять место в столбике 3 склонения  

 Просклоняйте это слово . В выборе безударного окончания нам поможет ваша таблица.

Итак, какой секрет имён существительных мы узнали?

Надо закрепить эти знания, а для этого потренироваться в определении склонения.

Составим алгоритм действий.

  1. Н.ф.
  2. Род
  3. Окончание
  4. Склонение

Определим склонение словарных слов

Т № 183 -   Нужно ли ставить слова в начальную форму?

7  Итог урока

Подведём итог и проверим ваши знания с помощью сигнальной системы.

  1. Сколько склонений   имён существительных вы знаете?

-1

-2

-3

2. Существительные ж.р. с окончанием –а, -я относятся к...

     - 1 скл.

     - 2 скл.

    - 3 скл.

3. Существительные с.р. с окончанием –о, -е  относятся к...

          - 1 скл.

         - 2 скл.

         - 3 скл.

4.  Существительные ж.р. с  нулевым окончанием  относятся к...

                       - 1 скл.

                     - 2 скл.

                     - 3 скл.

5. Существительные м.р. с  нулевым окончанием  относятся к...

                          - 1 скл.

                     - 2 скл.

                     - 3 скл.

6. Существительные м.р. с окончанием –а, -я относятся к...

                          - 1 скл.

                     - 2 скл.

                     - 3 скл.

7. Освоена ли вами данная тема?

     - Да,  я  всё  понял(а)  и  умею  применить знания.

   - Я понял(а) , но допускаю ошибки .

  - Тему я не понял(а) , мне нужна помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

Урок русского языка в 2 классеТема урока: «Единственное и множественное число имён существительных» Цель: Дать понять об изменении имён существительных по числам, учить определять число имён существит...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных»+ работа

Цели урока: проверить знания, умения и навыки учащихся; развивать умение работать самостоятельно.Планируемые результаты:•         Предметные:•...

конспект урока по русскому языку, 3 класс, школа 21 века Род имён существительных. Неизменяемые имена существительные

Материал содержит краткое содержание конспекта урока русского языка в 3 классе...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

Конспект урока по русскому языку "Единственное и множественное число имён существительных"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных". 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имён существительных".  2 класс...