Урок русского языка по теме:" Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Пояснительная записка
Урок строится в нестандартной форме – в форме путешествия в сказку. На уроке сочетаются различные виды деятельности: фронтальный опрос, самостоятельная работа, коллективная работа. Тема урока определяется в совместной деятельности учителя с учащимися. Закрепление изученного материала строится в логической последовательности сюжета урока. Игровая форма проведения урока развивает познавательную активность учащихся, побуждает детей более активно участвовать в уроке, показывать свои знания в устном и письменном виде. На протяжении всего урока поддерживается интерес к теме урока, через вовлечение в сказку. Вся выполняемая работа корректируется, контролируется и проверяется. Между этапами осуществляются логические переходы. Вопросы и задания требуют активной мыслительной деятельности. Итоги урока подводятся в совместной деятельности.
Актуальность: практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной. Чтобы научиться правильно писать, ребенок должен овладеть правилами орфографии. Проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.
Таким образом, проблема развития орфографической зоркости как условие формирования орфографического навыка младшего школьника является актуальной.
Методические рекомендации.
Дифференцированный подход к учащимся.
Адаптация материала к уровню данного класса.
Формулировка и осмысление вопросов и заданий.
Составление разно уровневых карточек.
Значимые элементы – наглядно-изобразительные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Урок строится в нестандартной форме – в форме путешествия в сказку. На уроке сочетаются различные виды деятельности: фронтальный опрос, самостоятельная работа, коллективная работа. Тема урока определяется в совместной деятельности учителя с учащимися. Закрепление изученного материала строится в логической последовательности сюжета урока. Игровая форма проведения урока развивает познавательную активность учащихся, побуждает детей более активно участвовать в уроке, показывать свои знания в устном и письменном виде. На протяжении всего урока поддерживается интерес к теме урока, через вовлечение в сказку. Вся выполняемая работа корректируется, контролируется и проверяется. Между этапами осуществляются логические переходы. Вопросы и задания требуют активной мыслительной деятельности. Итоги урока подводятся в совместной деятельности.
Актуальность: практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной. Чтобы научиться правильно писать, ребенок должен овладеть правилами орфографии. Проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.
Таким образом, проблема развития орфографической зоркости как условие формирования орфографического навыка младшего школьника является актуальной.
Методические рекомендации.
Дифференцированный подход к учащимся.
Адаптация материала к уровню данного класса.
Формулировка и осмысление вопросов и заданий.
Составление разно уровневых карточек.
Значимые элементы – наглядно-изобразительные материалы.
Тема: Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Цель: научить грамотно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Задачи:
Образовательная: формировать орфографические знания, умения и навыки на основе развития орфографической зоркости, систематизировать о знания учащихся о правописании гласных после шипящих, развивать умения распознавать в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, закрепить написание словарных слов;
Коррекционно-развивающая: развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес, речь учащихся через обогащение словарного запаса, коррекция зрительного и слухового восприятия;
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к учебе.
Аудитория: ученики третьего класса.
Продолжительность: 45 минут.
Оборудование: касса букв, карточки со словами для индивидуальной работы, карточки с текстом, словарные слова, слова – названия признаков, схема предложения, книги со сказками, платки, хворост, ведерко, две корзины, два полушубка, два сарафана, двое сережек, двое бус, доска картинки: земляника, ворона, зайчата, березы, яблоки, мультимедийный проектор, ноутбук, мелодия «В гостях у сказки».
План урока
- Организационный момент
- Целеполагание и мотивация
- Минутка чистописания
- Актуализация знаний учащихся
а) самостоятельная работа с дальнейшей проверкой
Физкультминутка
б) словарная работа
в) деятельность с текстом
5. Рефлексия. Подведение итогов
Ход урока
- Организационный момент.
С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень!
Утром надо не зевать,
А писать и отвечать!
- Целеполагание и мотивация.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по сказке. Я несла вам название, а оно упало и рассыпалось. Давайте вместе составим его.
АШАД И АШАМ (даша и маша)
- Правильно. Скажите все ли правильно в названии?
(Нет. Имена людей пишутся с большой буквы)
- Давайте исправим ошибку. (Дети меняют прописные буквы на заглавные.)
Даша и Маша
- Кто знает автора этой сказки?
(Русская народная)
-Какая шипящая согласная есть в этих словах?
(Шипящая согласная – Ш)
- А какие еще шипящие согласные вы знаете?
(Щ, Ч, Ж – шипящие согласные)
-Какие правила вы знаете о шипящих?
(Жи-ши – пиши с гласной И, ча-ща – пиши с – А, чу-щу – пиши с – У.)
- Сегодня на уроке мы будем тренироваться в написании слов с сочетаниями: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, повторим словарные слова.
3. Минутка чистописания.
- Откройте тетради. Отступите одну строчку. Запишите число. Классная работа. На чистописании мы с вами запишем сочетания, но не обычно.
жИ шИ чА щА чУ щУ
4.Актуализация знаний учащихся.
- Давайте прочитаем хором название сказки.
(Дети читают хором)
(Стук в дверь. Входят две девочки.)
- А вы кто?
(Я – Даша, я – Маша. Вы же нас сами позвали.)
- Хорошо, что пришли. Будете помогать нам путешествовать в сказке. Ребята, а кто еще был в сказке?
(Старушка.)
- За старушку буду я. (Накидываю платок на плечи). Отправляемся в сказку. (Звучит мелодия «В гостях у сказки»)
Однажды Даша и Маша отправились в лес. На поляне белая березка шумит, под березкой избушка стоит, одним окошечком, как глазком на девочек глядит, а около дома старушка сидит. (Слайд 1)
- Здравствуйте, бабушка.
- Здравствуйте, девочки. (Роняю листки из рук. Машенька поднимает.)
- Спасибо тебе дитятко. Возьми подарочек.
- Это, ребята ваше первое задание, чтобы его выполнить, вам нужно вспомнить правила, над которыми мы работаем на уроке.
(Жи-ши, ча-ща, чу-щу)
а) Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой
- На карточке слова с пропущенными буквами. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, подчеркните сочетания. Не забывайте применять правила. Какие вопросы?
– Приступили к работе.
Ш.шка, кувш.н, еж., рощ., щ.ка, ч.чело, волч.та, ландыш., ч.щ.. |
- Какие слова вам не понятны?
(Чаща - густой, трудно проходимый лес; заросли.
Роща - небольшой – обычно лиственный лес.)
Проверка.
- Прочитайте слова, в которых вы написали гласную – И.
- Прочитайте слова, в которых вы вставили – А.
- Прочитайте слова с гласной – У.
Давайте посмотрим какой подарок получила Маша.
Развязала Машенька узелок, а там два сарафанчика. Примерила Маша сарафанчик, не нарадуется, а у Дашеньки губы дрожат:
-Экая ты, Машенька, счастливица.
А Машенька говорит:
-Подружка-голубушка! Да сарафанчиков-то два: один тебе, один мне – вот мы и с обновками.
5. Физкультминутка.
- Давайте, ребята, немного отдохнем.
Ши-ши-ши – ты руками помаши,
Жи-жи-жи – право-лево покажи,
Ча-ча-ча – тяни руки до плеча,
Ща-ща-ща – головою повращай,
Чу-чу-чу – ты присядь, я промолчу,
Щу-щу-щу – всех глазами поищу.
б) Словарная работа.
- Собрались девочки в лес по ягоды. Вышли на полянку. На полянке березка растет, под березкой избушка стоит. А бабушка из лесу идет, большую вязанку хвороста несет. Машенька к старушке подбежала:
- Давай, бабушка, я тебе помогу.
- Спасибо тебе, дитятко, что пожалела меня. Возьми подарочек.
- А это, ребята, ваше второе задание. (Из хвороста достаю карточки.) Посмотрите на доску. Найдите на доске словарные слова. (Называют по картинкам слова, четко проговаривая.)
- А теперь посмотрите на карточки. Это слова, которые вы называли. Давайте прикрепим их на доску, по очереди, читая слова и называя букву, которую нужно вставить.
Б.резка, з.мл.ника, к.рзинка, ябл.ко, в.рона, з.йчата.
- У меня еще есть слова на карточках.
Живая, душистая, чужая, душистое, пушистые, чудесная.
- Прочитайте их, составьте словосочетания.
Чудесная березка, душистая земляника, пушистые зайчата, живая ворона, душистое яблоко, чужая корзинка.
- Запишите словосочетания в тетрадь через запятую, подчеркнув сочетания и опасные буквы.
Развязала Машенька узелок, а там два полушубка. Надела его, не нарадуется, а Даше обидно:
- Экая ты, Машенька счастливица.
- Подружка-голубушка! Да полушубков-то два: один-тебе, а другой-мне.
б) Деятельность с текстом.
Собрались девочки в лес за черникой. На полянке по-прежнему березка шумит, под березкой избушка стоит, одним окошечком на девочек глядит. А бабушка из-под горки идет, ведерко водицы несет. Машенька подбежала к бабушке, ведерко до дома донесла.
Старушка девочку поблагодарила и дала ей ларчик. Взяла его Машенька, спасибо сказала, и побежали девочки домой.
- В ведерке третье задание для вас. На карточке текст. Прочитайте его, найдите ошибки и исправьте их.
На даче. Все лето мы жыли на даче. Дачя у самой речки. Дальше роща. Часто мы ходим в рощю. С нами овчарка Чюдак. Чюдак сторожыл корзинки. |
- Сколько ошибок вы нашли? (6)
-Посмотрите на доску. Что это?
|________ __ _____________ __________ .
(Это схема предложения)
- Что еще о ней вы можете сказать?
(Предложение состоит и 4 слов. Есть предлог.)
- Найдите в тексте предложение, которое подходит к схеме.
(Дача у самой речки.)
- Выпишите предложение в тетрадь. Составьте схему.
Открыла Маша ларчик. В ларчике две пары подвесок в уши и двое бус. А у Даши губы дрожат:
- Экая ты, Машенька, счастливица! Какой тебе бабушка подарок сделала…
- Подружка милая, да тут и на твою долю хватит.
Даша и говорит Маше:
- Пойдем завтра к бабушке, и что бы бабушка ни делала, я во всем ей помогать буду.
Вот когда догадалась!
На другой день подружки побежали к бабушке. Но не нашли ни избушки, ни бабушки. С чем пришли – с тем и домой пошли. (Слайд 2)
- Рефлексия. Подведение итогов.
- Вот и сказки конец. Значит, мы с вами выполнили все задания.
- Понравилась вам сказка?
- А урок?
- Что было интересного?
- Какие правила, мы повторили?
- А чему учит нас эта сказка?
Оценивание работы учащихся на уроке.
- Молодцы. Вы хорошо потрудились. Вам тоже старушка подарок оставила за работу. (Развязываю узелок.) Это книги со сказками, которые вам нужно прочитать и выбрать в какую сказку мы отправимся в следующий раз. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Упражнения в написании букв у, и, а после шипящих" Кокина Н.В.
Данный урок разработан в технологии деятельностного метода. На уроке присутствуют работа в парах, группах. В урок включены активные методы обучения. Урок формирует основные УУД....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка по теме : «Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема урока: «Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих»...
Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"
Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....
презентация к уроку русского языка по теме: "Упражнения в написании слов с изученными орфограммами"
Презентация к уроку русского языка 3 класс ОС "Школа 2100"...
Урок русского языка по теме: «Упражнение в написании слов с удвоенными согласными»
Закрепление правописания слов с удвоенными согласными. Цель: формирование умений обозначать на письме удвоенные согласные звуки буквами; закреплять п...
Методическая разработка: "Урок русского языка по теме «Упражнения в правильном употреблении и раздельном написании предлогов»"
Урок русского языка по теме «Упражнения в правильном употреблении и раздельном написании предлогов». Форма проведения урока - сюжетная игра на основе русской народной сказки "Кол...