Конспект урока русского языка, 3 класс, УМК "Школа 2100".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок открытия новых знаний,  тема урока "Изменение имен существительных по числам. Урок разработан с применением технологии развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                      Русский язык

Тема: Изменение имён существительных по числам:

  формирование понятия «единственное и множественное число» имён существительных, умения выделять его признаки; развитие умений определять число и изменять существительные по числам.

Деятельность учеников:

  • Определять грамматические признаки имён существительных.
  • Определять начальную форму имени существительного.
  • Наблюдать за использованием имён существительных в речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

I. Стадия вызова

Актуализация знаний.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

А чтобы урок пошел вам впрок,

Активно в работу включайся дружок!

-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.

Работа в группах

1.Собрать рассыпавшиеся строчки стихотворения,  вспомнить автора

Слайд№2.

Белая берёза, 
Под моим окном, 
Принакрылась снегом, 
Точно серебром… (С. Есенин)

- Кто автор этого стихотворения?

- О каком времени года  говорится в своём стихотворении?

-Какой частью речи является слово зима?

Приём «Бортовой журнал».

- Сделайте записи в первой колонке таблицы.

Имя существительное

Что мы знаем

Что узнали

- Сейчас в природе господствует зима. А чего не хватает зимой всему живому на нашей планете?

- Постарайтесь сегодня на уроке поработать так. Чтобы солнышко засияло и согрело нас своим теплом.

Работа в группах.

1. Выборочное списывание, определение орфограмм и рода существительных.

-Выпишите из данного четверостишия только имена существительные.

- Какую работу можно выполнить с данными словами? (Разделить на слоги, для переноса, разобрать по составу, определить род, составить с ними предложение,…)

-Укажите род данных имен существительных

– Какие орфограммы встретились в данных словах?

2. Игра «Ассоциации».

Слайд №4.

 - Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»?

-Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки …

-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

Внимание! Работаем в паре, помогаем друг другу лепить снеговика.

1 ряд лепит к нашему снеговику основание, самый большой ком, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую ( снег, мороз, снеговик, снегоход, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год,…)

Игра «Ассоциации» 1 ряд- мужской род.

2 ряд лепит к нашему снеговику 2 ком, чуть поменьше, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую. (Метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,)

Игра «Ассоциации» 2 ряд- женский  род.

3 ряд лепит к нашему снеговику 3 ком, самый маленький, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую. (Солнце, небо, облако, веселье, волшебство)

Слайд 5. Игра «Ассоциации». Проверка.

-Какие слова мужского рода придумали ребята 1 ряда, 2 ряда, 3 ряда  

 ( по очереди)? 

- Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

- У снеговичка, есть заветная мечта, увидеть море. Поможем ему в этом, и заодно определим проблему урока.

Физкультминутка.

Игра  «Да – нет»

Если  высказывание правильное, можно сказать «да» -.

хлопаем в ладоши.

Если – неверное, то есть говорим «нет» - топаем ножкакми.

1. Имя существительное обозначает действие предмета. Нет

2. Имя существительное обозначает названия предметов. Да.

3. Отвечает на вопросы  кто? что? Да.

4. Слова бежать, читать – являются именами существительными. Нет.

5.Все имена существительные неодушевленные. Нет.

6.Имена существительные изменяются по родам. Да.

7. Существительное радость – ж.р. Да.

Коммуникативные УУД

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, в группе.

Личностные результаты

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II. Стадия осмысления

 

Наблюдение над употреблением существительных, выявление нового морфологического признака – числа.

Упр. 248. Коллективная работа:

1. Чтение текста, беседа по содержанию.

– Как вы поняли, что такое шторм, а что – штиль?

– Подходит ли другое заглавие? (Заглавие «Шторм и штиль» тоже подходит к тексту.)

– Кто главный герой рассказа? (Волны.)

2. – Найдите в тексте все слова, которые называют главного героя.

(Волны, им, волна, обе, на них, на другую, следующая.) Выпишите из них только имена существительные.

Слайд №6.

Запись: волна – волны.

– Это разные слова или одно и то же слово?

– Как они называются? (Формы слова.)

– Чем отличаются? (Разбираем по составу.)

– Есть ли ещё какие-то отличия между этими словами? Сколько предметов они называют?

– Что же это за признак у имён существительных? Как он называется?

На этот вопрос мы будем искать сегодня на уроке ответ. Запишем его на доске:

Слайд №7. Как называется новый признак имён существительных?

План (примерный).

1.Будем учиться выделять признаки ед. и мн. числа имен существительных.

2.Развивать умение  определять число существительных

3. Изменять имена существительные по числам.

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Регулятивные УУД

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные результаты

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Открытие новых знаний.

Работа в учебнике.

1. Упр. 249(слова на слайде).

Слайд №8.

Лышма             малыш

есл                     лес

кавру                рукав

лост                 стол

-  Внимательно посмотрите на слова. Что можете сказать о данных славах? (Это имена существительные  муж. рода, одуш. и неодуш.)

Если дети не скажут, что данные существительные обозначают один предмет, то задаю направляющий вопрос:

- о каком количестве предметов идет речь у данных им.сущ.?

– Прочитайте информацию и назовите новый признак имён существительных.

– Когда говорят о единственном числе, а когда о множественном числе?

– Образуйте формы множественного числа. Запишите слова парами.

– Чем они отличаются? (Окончаниями.)

2. Наблюдение над окончаниями существительных ед. и мн. числа женского рода. Картинки на слайде № 9.

Работа в группах.

- И зимой в лесу жизнь продолжается. Снеговичок решил показать нам, каких зверей и птиц можно увидеть в зимнем лесу.

- Как человек помогает животным в зимнее время года?

- Запишите  слова - названия животных женского рода.

Слайд №10.

(Сова, куропатка, синица, рысь, белка, лиса.)

- Образуйте формы множественного числа. Что можете сказать об окончании?

-Выделите окончание существительных  во множественном числе.

3. Понаблюдаем, с помощью каких окончаний образуется форма множественного числа у существительных среднего рода.

Работа в парах.

Упр. 251 (на листочках)

Слайд №11.

Сделайте вывод: какие окончания могут быть у существительных во множественном числе? Сравните свои выводы с теми, которые даны в виде схемы на с. 35.

-Назовите окончания имён существительных опираясь на схему.

Работа с определением (изучающее чтение) (с. 34).

1. Чтение определения.

– Задайте вопросы к каждому абзацу. У вас получится вопросный план.

1) Как изменяются имена существительные?

2) Что обозначает единственное число имён существительных?

3) Когда употребляется множественное число?

– Составьте схему-опору для ответа. Запись на доске и в тетрадях.

Изображают окончания -а, -е, -о – рядом ед.ч., -ы, -и, -а – рядом мн.ч.;

ед.ч. – один;

мн.ч. – много.

2. Чтение примеров (после определения).

3. Вопрос на углубление, осознание грамматического признака.

– Может ли существительное изменяться по числам? Одно это будет слово или разные?

– А по родам? Какой же это признак – постоянный или непостоянный?

– Можно ли число назвать признаком постоянным? (Нет, по числам слово изменяется.)

– Такой признак, который у одного и того же слова может меняться, называется непостоянным.

Познавательные УУД

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

 Развитие умений.

1. Работа в учебнике.

1. Упр. 252 – развивается умение определять число имён существительных и группировать их по числам.

Самопроверка по образцу с последующей самооценкой.

Слайд №12.

Сделайте вывод: можно ли только по одному окончанию определить число существительного? Что ещё нужно знать? (Что обозначает слово – один или много предметов.)

– Какое можно подобрать слово-помощник для множественного числа? (Они.)

формирование алгоритма самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

Познавательные УУД

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

6. Ориентироваться на развороте учебника

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

III.Стадия рефлексии

– Ответьте на вопрос, сформулированный в начале урока.

-Заполните вторую колонку «Бортового журнала».

Имя существительное

Что мы знаем

Что узнали

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

-Ребята, а где вам пригодятся полученные знания? (при выполнении проверочных работ, на уроках, в жизни при написании писем, открыток)

-Посмотрите на линеечку успеха. У кого из вас оправдались предположения? Кто работал активно и правильно?

- Вы молодцы! Спасибо за урок!

Регулятивные УУД

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

4. На основе анализа объектов делать выводы.

IV. Домашнее задание.

1. Упр. 1, с. 40.

2. Составить рассказ о числе имён существительных с опорой на схему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе. Образовательная система "Школа 2100"

Урок русского языка разработан на основе проектной технологии. Он показывает, что данную технологию можно использовать и в учебной деятельности....

Конспект урока русского языка во 2 классе(Образовательная система «Школа 2100» авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева) Текст Урок 24 (20). Тема: Конструирование текстов.

ТекстУрок 24 (20).Тема: Конструирование текстов.Цель:  – развитие умения устной речи – «достраивание» неоконченного текста (создание начала, концовки по имеющимся фрагментам текста)....

Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

      со  Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода  ...

Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема урока: "Окончание. Основа слова". УМК "Школа 2100"

Урок изучения нового материала. Цель: дать представление об окончании и основе слова. Задачи:Предметные:- формировать у учащихся умения находить окончание и основу слова;- закрепить и систем...

План-конспект урока русского языка. УМК "Школа 2100" Тема: Текст. Заголовок. 2 класс.

Разработка урока русского языка во втором классе по программе "Школа 2100"....

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....