I. Стадия вызова
Актуализация знаний.
|
Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Будем думать, рассуждать И друг другу помогать. А чтобы урок пошел вам впрок, Активно в работу включайся дружок! -Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка. Работа в группах 1.Собрать рассыпавшиеся строчки стихотворения, вспомнить автора Слайд№2. Белая берёза, Под моим окном, Принакрылась снегом, Точно серебром… (С. Есенин) - Кто автор этого стихотворения? - О каком времени года говорится в своём стихотворении? -Какой частью речи является слово зима? Приём «Бортовой журнал». - Сделайте записи в первой колонке таблицы.
Имя существительное |
| Что мы знаем | Что узнали |
|
|
- Сейчас в природе господствует зима. А чего не хватает зимой всему живому на нашей планете? - Постарайтесь сегодня на уроке поработать так. Чтобы солнышко засияло и согрело нас своим теплом.
Работа в группах. 1. Выборочное списывание, определение орфограмм и рода существительных. -Выпишите из данного четверостишия только имена существительные. - Какую работу можно выполнить с данными словами? (Разделить на слоги, для переноса, разобрать по составу, определить род, составить с ними предложение,…) -Укажите род данных имен существительных – Какие орфограммы встретились в данных словах? 2. Игра «Ассоциации». Слайд №4. - Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»? -Вы наверняка все любите зимние забавы: катание с горки, игру в снежки … -Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных. Внимание! Работаем в паре, помогаем друг другу лепить снеговика. 1 ряд лепит к нашему снеговику основание, самый большой ком, т.е. придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую ( снег, мороз, снеговик, снегоход, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год,…) Игра «Ассоциации» 1 ряд- мужской род. 2 ряд лепит к нашему снеговику 2 ком, чуть поменьше, т.е. придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую. (Метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,) Игра «Ассоциации» 2 ряд- женский род. 3 ряд лепит к нашему снеговику 3 ком, самый маленький, т.е. придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую. (Солнце, небо, облако, веселье, волшебство)
Слайд 5. Игра «Ассоциации». Проверка. -Какие слова мужского рода придумали ребята 1 ряда, 2 ряда, 3 ряда ( по очереди)? - Вот какой замечательный снеговик у нас получился! - У снеговичка, есть заветная мечта, увидеть море. Поможем ему в этом, и заодно определим проблему урока.
Физкультминутка. Игра «Да – нет» Если высказывание правильное, можно сказать «да» -. хлопаем в ладоши. Если – неверное, то есть говорим «нет» - топаем ножкакми.
1. Имя существительное обозначает действие предмета. Нет 2. Имя существительное обозначает названия предметов. Да. 3. Отвечает на вопросы кто? что? Да. 4. Слова бежать, читать – являются именами существительными. Нет. 5.Все имена существительные неодушевленные. Нет. 6.Имена существительные изменяются по родам. Да. 7. Существительное радость – ж.р. Да.
|
Коммуникативные УУД 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре, в группе.
Личностные результаты 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные УУД 3. Выявлять сущность, особенности объектов. Регулятивные УУД 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
II. Стадия осмысления
| Наблюдение над употреблением существительных, выявление нового морфологического признака – числа. Упр. 248. Коллективная работа: 1. Чтение текста, беседа по содержанию. – Как вы поняли, что такое шторм, а что – штиль? – Подходит ли другое заглавие? (Заглавие «Шторм и штиль» тоже подходит к тексту.) – Кто главный герой рассказа? (Волны.) 2. – Найдите в тексте все слова, которые называют главного героя. (Волны, им, волна, обе, на них, на другую, следующая.) Выпишите из них только имена существительные. Слайд №6. Запись: волна – волны. – Это разные слова или одно и то же слово? – Как они называются? (Формы слова.) – Чем отличаются? (Разбираем по составу.) – Есть ли ещё какие-то отличия между этими словами? Сколько предметов они называют? – Что же это за признак у имён существительных? Как он называется? – На этот вопрос мы будем искать сегодня на уроке ответ. Запишем его на доске: Слайд №7. Как называется новый признак имён существительных? План (примерный). 1.Будем учиться выделять признаки ед. и мн. числа имен существительных. 2.Развивать умение определять число существительных 3. Изменять имена существительные по числам.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Регулятивные УУД 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Личностные результаты 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Открытие новых знаний. |
Работа в учебнике. 1. Упр. 249(слова на слайде). Слайд №8. Лышма малыш есл лес кавру рукав лост стол - Внимательно посмотрите на слова. Что можете сказать о данных славах? (Это имена существительные муж. рода, одуш. и неодуш.) Если дети не скажут, что данные существительные обозначают один предмет, то задаю направляющий вопрос: - о каком количестве предметов идет речь у данных им.сущ.? – Прочитайте информацию и назовите новый признак имён существительных. – Когда говорят о единственном числе, а когда о множественном числе? – Образуйте формы множественного числа. Запишите слова парами. – Чем они отличаются? (Окончаниями.)
2. Наблюдение над окончаниями существительных ед. и мн. числа женского рода. Картинки на слайде № 9. Работа в группах. - И зимой в лесу жизнь продолжается. Снеговичок решил показать нам, каких зверей и птиц можно увидеть в зимнем лесу. - Как человек помогает животным в зимнее время года? - Запишите слова - названия животных женского рода. Слайд №10. (Сова, куропатка, синица, рысь, белка, лиса.) - Образуйте формы множественного числа. Что можете сказать об окончании? -Выделите окончание существительных во множественном числе. 3. Понаблюдаем, с помощью каких окончаний образуется форма множественного числа у существительных среднего рода. Работа в парах. Упр. 251 (на листочках) Слайд №11. Сделайте вывод: какие окончания могут быть у существительных во множественном числе? Сравните свои выводы с теми, которые даны в виде схемы на с. 35. -Назовите окончания имён существительных опираясь на схему.
Работа с определением (изучающее чтение) (с. 34). 1. Чтение определения. – Задайте вопросы к каждому абзацу. У вас получится вопросный план. 1) Как изменяются имена существительные? 2) Что обозначает единственное число имён существительных? 3) Когда употребляется множественное число? – Составьте схему-опору для ответа. Запись на доске и в тетрадях. Изображают окончания -а, -е, -о – рядом ед.ч., -ы, -и, -а – рядом мн.ч.; ед.ч. – один; мн.ч. – много. 2. Чтение примеров (после определения). 3. Вопрос на углубление, осознание грамматического признака. – Может ли существительное изменяться по числам? Одно это будет слово или разные? – А по родам? Какой же это признак – постоянный или непостоянный? – Можно ли число назвать признаком постоянным? (Нет, по числам слово изменяется.) – Такой признак, который у одного и того же слова может меняться, называется непостоянным.
|
Познавательные УУД 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
|