Урок по обучению грамоте (письмо)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Тема: «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х,х»
Оборудование: учебник, лента букв, кассы букв и слогов, электронное приложение к учебнику, счётные палочки, листы бумаги квадратной формы, карточки, хлеб.
Планируемые результаты:
предметные: научатся различать в речи согласные звуки [х], [х’], выделять звуки [х] и [х’] в словах, указывать их местонахождение;
выполнять слого-звуковой анализ слова; определять и обосновывать место буквы на «ленте букв»;
читать слова с новой буквой, предложения и короткие тексты плавно и безошибочно, с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; отвечать на вопросы по содержанию текста;
озаглавливать текст, анализировать пословицы;
метапредметные:
регулятивные: организовывать своё рабочее место, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры; планировать свои действия; определяют цель выполнения заданий на уроке; осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
познавательные: общеучебные – отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; владеть основами смыслового чтения текста; логические - осуществляют анализ пословиц; анализировать объекты с целью выделения признаков; умение находить, сравнивать, классифицировать на основе существенных признаков; устанавливать причинно-следственные связи, подведение под понятие;
коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; развитие устной речи, монологической и диалогической речи; умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем;
допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию;
личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, формировать ценностное и уважительное отношение к совместной познавательной деятельности, сохранять мотивацию к учёбе, проявляют уважение к хлебу, к людям, которые его производят; развивать способность к самооценке .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_soglasnye_zvuki_kh_kh_bukvy_khkh.docx | 48.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Пучкова Светлана Ярославовна
Класс: 1
Учебник: «Азбука» 2 часть, В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина
Тема: «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Х], [Х’], БУКВЫ Х,Х»
Оборудование: учебник, лента букв, кассы букв и слогов, электронное приложение к учебнику, счётные палочки, листы бумаги квадратной формы, карточки, хлеб.
Планируемые результаты:
предметные: научатся различать в речи согласные звуки [х], [х’], выделять звуки [х] и [х’] в словах, указывать их местонахождение;
выполнять слого-звуковой анализ слова; определять и обосновывать место буквы на «ленте букв»;
читать слова с новой буквой, предложения и короткие тексты плавно и безошибочно, с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; отвечать на вопросы по содержанию текста;
озаглавливать текст, анализировать пословицы;
метапредметные:
регулятивные: организовывать своё рабочее место, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры; планировать свои действия; определяют цель выполнения заданий на уроке; осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
познавательные: общеучебные – отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; владеть основами смыслового чтения текста; логические - осуществляют анализ пословиц; анализировать объекты с целью выделения признаков; умение находить, сравнивать, классифицировать на основе существенных признаков; устанавливать причинно-следственные связи, подведение под понятие;
коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; развитие устной речи, монологической и диалогической речи; умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем;
допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию;
личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, формировать ценностное и уважительное отношение к совместной познавательной деятельности, сохранять мотивацию к учёбе, проявляют уважение к хлебу, к людям, которые его производят; развивать способность к самооценке .
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Средства обучения |
I. II | Самоопределение к деятельности Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. Артикуляционная гимнастика (с использованием дыхательной гимнастики). «Щёчки» «Хомячок» Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности 1.Игра «Назови букву» | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой - Сегодня у нас урок чтения, давайте подготовимся к чтению букв, слогов, произношению звуков. Сели ровно, расслабились, руки положили на коленки. - Сидя поочерёдно надуть каждую щеку, перемещать поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполнить воздухом обе щеки. - Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка. На доске выложены все изученные буквы. Прочитайте буквы. На какие 2 группы делим? Произнесите гласные звуки? На какие 2 группы делим гласные звуки? А согласные? Где на ленте букв расположены звонкие согласные, глухие? Что могут образовывать звонкие и глухие согласные? Произнесите парные звонкие и глухие согласные? | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Хоровое чтение букв Произносят гласные звуки, обозначающие мягкость согласного звука; твердость. Показывают местоположение Пары По цепочке | Личностные: самоопределение Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Познавательные Коммуникативные | Буквы на магнитах Электронное приложение к учебнику Лента букв |
III. IV. | 2. Речевая разминка | – Как смеются мальчики? - Как смеются девочки? | – Ха-ха-ха! - Хи – хи – хи! | Личностные: готовят артикуляционный аппарат к чтению | |
Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности | – Какой новый звук вы сейчас произнесли? Теперь сформулируйте тему урока на основании своего вывода. – Давайте вспомним, когда мы знакомимся с буквой, что мы должны о ней чётко знать? – Какую задачу нам предстоит сегодня решить? Приложите руку к шеи и произнесите новый звук. Как произносим? Дайте ему характеристику. Какой это звук? Как определили что глухой? Какие секреты нового звука узнали? Показ графического образца звука. | – [х]. – Познакомиться со звуком [х] и буквой, его обозначающей - Буква может обозначать гласные или согласные звуки. Выделяют следующие учебные задачи: Нет вибрации и дрожания Согласный, глухой. | Регулятивные: соотнесение того, что известно и что предстоит узнать Формулируют учебную задачу вместе Регулятивные: учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя | Электронное приложение к учебнику | |
Построение проекта выхода из ситуации | - Он гонит стадо на лужок, Лишь утром запоёт рожок. Кто ж пасёт овец и коз – Выполните слого-звуковой анализ слова пастух. – Измените слово, поставив | Слушают загадку. Выполняют слого-звуковой анализ слов пастух, пастухи. Выделяют звуки [х], [х’]. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из рисунка; выделяют звуки [х], [х’] в процессе слого-звукового анализа | Картина пастуха | |
слов, характеризуют их | |||||
Работа с электронным приложением. Слого-звуковой анализ слов. | его во множественном числе. Выполните слого-звуковой анализ слова пастухи. – Выделите новые звуки, охарактеризуйте их | – В слове пастух – звук [x] – согласный, глухой, твердый. В слове пастухи – звук [x’] – согласный, глухой, мягкий | Познавательные: знаково- символическое моделирование слов сравнивают, обозначают буквой. Делают вывод под руководством учителя Регулятивные | Электронное приложение к учебнику | |
3. Знакомство с буквой Х | – На что похожа буква Х? Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. В. Степанов | Находят букву Х на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Слушают стихотворение.
| Познавательные: находят букву Х на «ленте букв». Моделируют её из счётных палочек. |
– Выложите букву Х из счетных палочек | Из счетных палочек выкладывают букву Х | Счётные палочки | |||
Задание: Выявите, из скольких и каких элементов состоит печатная буква «х». Сравните печатные буквы: заглавную и строчную. Пофантазируйте, на что похожа буква «х» и как можно представить «живую модель» буквы «х». Знакомство с печатной буквой. Для чего нужна заглавная буква? Чтение слогов прямых и обратных Чтение слов по учебнику | Печатная буква «х» состоит из двух элементов: две наклонные прямые; заглавная и строчная буквы похожи, отличаются только высотой.
| Коммуникативные:вступают в беседу, строят монологичес-кие высказывания Регулятивные: планирование дея- тельности | Образец букв: Хх Электронное приложение к учебнику Учебник С. 39 | ||
Физкультминутка (на развитие мелкой моторики пальцев рук (перегибание листка квадратной формы, в результате чего получится очертание буквы“х”) | - Загадаю вам загадку: | Выполняют движения под руководством учителя | Коммуникативные:вступают в учебное сотрудничество с учителем, осуществляют совместную деятель-ность. Осуществляют профилактику утомления | Листы бумаги квадрат- ной формы | |
4.. Работа с текстом | Прочитаем рассказ. – Какое время года наступит после осени? – Что дрожит от холода? – Какими становятся дни? – Где появился ледок? – Что надо убрать с полей до холодов? – Озаглавьте текст. - Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов? Найти и прочитать в тексте предложение по схеме: | Читают текст рассказа, рассматривают картинку, отвечают на вопросы. Озаглавливают рассказ | Коммуникативные: выразительно читают рассказ, вступают в беседу. Осмысленно читают текст соблюдая знаки препинания, интонацию. Находят ответы на вопросы в тексте. Определяют главную мысль, озаглавливают рассказ. Познавательные: находят ответы на вопросы, используя учебник | Книга |
V. | Первичное закрепление во внешней речи учащихся. 1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией. Игра «Кто больше назовёт слов где есть [х], [х’] (учебник, с. 38) | – Рассмотрите иллюстрацию. - Что изображено в центре? - Что изображено в правом верхнем углу? - Кого принято встречать хлебом – солью? - Каким изображено солнышко? - Что мы видим на заднем плане ? - Почему солнцу и месяцу отведена большая часть иллюстрации? - В каких словах есть [х], [х’] (хлеб, хлев, Христос, архангел и т.д.). | Рассматривают картинку Полотенце, каравай хлеба, солонка с солью. хлев, Христос, архангел и т.д.). Собор и сельские дома. От явлений природы зависит урожай. . | Познавательные: извлекают необходи- мую информацию из рисунка
| Учебник |
2. Работа с пословицай 1. (учебник, с. 38) | Прочитайте пословицу. – Как вы понимаете смысл пословицы? - Чему учит пословица? | Читают, объясняют смысл пословицы Вывод: в пословицах содержится народная мудрость. | Коммуникативные: развитие внимания, умения точно и полно высказывать свои мысли, свою версию | Учебник | |
3. Работа с текстом (учебник, с. 42) | – Прочитайте текст. – Как вы понимаете высказывание: «Хлеб – всему голова»? | Читают, отвечают на вопрос | Коммуникативные: развитие внимания, умение точно и полно высказывать свои мысли, опираясь на текст рассказа | Учебник | |
Гимнастика для глаз | Обвести глазами | Выполняют движения под руководством учителя | Личностные: формирование нравственно – эстетических ценностей Осуществляют профилактику утомления | Таблица |
VI. VII. VIII. | 4. Чтение стихотворения «Хлеб» (учебник, с. 42) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение. Смотрим мультфильм | – Прочитайте стихотворение. Понравилось ли вам стихотворение? О чем в нем говорится? – Кому и чему возносится слава? Найти 5 слов со звуками[х], [х’] По карточкам -Запомнить слова с буквой Х; -составить слово подсолнух из кассы букв. | Читают, отвечают на вопрос Подсолнух, хижина, хомяк ,хорёк, хворост. Смотрят, выполняют задание взаимопроверка | Коммуникативные: выразительно читают стихотворение. Находят ответ на вопрос в тексте стихотворения Познавательные Личностные Регулятивные | Учебник Электронное приложение к учебнику Карточки Приложение1 Электронное приложение к учебнику кассы букв и слогов | |
Рефлексия деятельности. | Задаёт вопросы: Где на ленте букв расположена буквах? Дайте характеристику звуку? Покажите красным цветом светофора, кому понравилось, как он работал, а зеленым цветом – кто хотел бы лучше работать. | 1. Дать характеристику звукам. | Регулятивные умение контролиро-вать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров Личностные: способность к самооценкена основе критерия успешности учебной деятельности | Сигналь-ные карточки «Свето-фор» |
Приложение1.
Карточка № 1 Задание: определите, какой по счёту является буква «х» в алфавите и как правильно она называется. |
Карточка № 2 Задание: Выявите, из скольких и каких элементов, состоит печатная буква «х». Сравните печатные буквы: заглавную и строчную. Пофантазируйте, на что похожа буква «х» и как можно представить «живую модель» буквы «х». |
Карточка № 3 Задание: Прочитайте слова. Подчеркните те слова, в которых буква «х» обозначает твёрдый звук [х]: хомяк, хижина, халат, горох, хлеб, хитрый, восход. |
Карточка № 4 Задание: Прочитайте слова. Подчеркните те слова, в которых буква «х» обозначает мягкий звук [х,]: хомяк, хижина, халат, горох, хлеб, хитрый, восход. |
Карточка № 5 Задание: Прочитайте слова. Поделите их на слоги: петух, хорёк, халат, хижина, хлеб. |
Карточка № 6 Задание: Прочитайте слова. Поставьте ударение в двусложных слова: петух, хорёк, халат, хижина, хлеб. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте "Письмо строчной буквы «в»"
Данные уроки учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учеников....
План-конспект урока по обучению грамоте. Письмо строчной буквы «н»
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА «Письмо строчной буквы «н» в 1 «А» классе 2012-2013 учебный год Учитель: Агафонова Л. А. Тип урока: Урок – игра Цель урока: обучающиеся должны знать алгоритм написания ...
Конспект урока по обучению грамоте (письмо), тема: "Заглавная буква Б"
ФГОС "Школа России"...
Конспект урока по обучению грамоте (письмо).
Урок построен по ФГОС для учащихся 1 класса...
Методическая разработка конспекта урока по обучению грамоте (письмо) «Письмо строчной буквы т» 1 класс
Формировать умение писать букву т; учить писать слоги, сочетания и слова с буквой т;закреплять написание изученных букв....
План-конспект урока по обучению грамоте (письмо) 1 класс «Письмо строчной буквы т»
УМК «Перспектива». Пропись №2 «Мой алфавит» (часть первая)Авторы: Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов Тема: «Письмо строчной буквы т»(Технологическая карта изучения темы)· Задачи ...
Конспект урока по обучению грамоте (письмо) Тема урока: Первое задание. На уроке. Что в центре круга?
Конспект урока по обучению грамоте (письмо)Тема урока: Первое задание. На уроке. Что в центре круга? Тип урока: урок открытия нового знания.Цель деятельности учителя:- формировать навыки копирова...