Урок по обучению грамоте (письмо)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Пучкова Светлана Ярославовна

Тема: «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х,х»

Оборудование: учебник, лента букв,  кассы букв и слогов, электронное приложение к учебнику, счётные палочки, листы бумаги квадратной формы, карточки, хлеб.

Планируемые результаты:

предметные: научатся различать в речи согласные звуки [х], [х’], выделять звуки [х] и [х’] в словах, указывать их местонахождение;

 выполнять слого-звуковой анализ слова; определять и обосновывать место буквы на  «ленте букв»;

читать  слова с   новой буквой, предложения и короткие тексты плавно и безошибочно, с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; отвечать на вопросы по содержанию текста;

 озаглавливать текст, анализировать пословицы;

 метапредметные:

регулятивные: организовывать своё рабочее место,  принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры; планировать свои действия;  определяют цель выполнения заданий на уроке; осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

познавательные: общеучебные – отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; владеть основами смыслового чтения текста;   логические -  осуществляют анализ пословиц; анализировать объекты с целью выделения признаков; умение находить, сравнивать, классифицировать на основе существенных признаков; устанавливать причинно-следственные связи, подведение под понятие;

коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; развитие устной речи, монологической и диалогической речи; умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем; 

допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию;

личностные:  проявлять интерес к новому учебному материалу, формировать ценностное и уважительное отношение к совместной познавательной деятельности, сохранять мотивацию к учёбе, проявляют уважение к хлебу, к людям, которые его производят; развивать способность к самооценке .

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_soglasnye_zvuki_kh_kh_bukvy_khkh.docx48.06 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Пучкова Светлана Ярославовна

Класс:  1

Учебник: «Азбука» 2 часть,  В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

Тема: «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Х], [Х’], БУКВЫ Х,Х»

Оборудование: учебник, лента букв,  кассы букв и слогов, электронное приложение к учебнику, счётные палочки, листы бумаги квадратной формы, карточки, хлеб.

Планируемые результаты:

предметные: научатся различать в речи согласные звуки [х], [х’], выделять звуки [х] и [х’] в словах, указывать их местонахождение;

 выполнять слого-звуковой анализ слова; определять и обосновывать место буквы на  «ленте букв»;

читать  слова с   новой буквой, предложения и короткие тексты плавно и безошибочно, с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; отвечать на вопросы по содержанию текста;

 озаглавливать текст, анализировать пословицы;

 метапредметные:

регулятивные: организовывать своё рабочее место,  принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры; планировать свои действия;  определяют цель выполнения заданий на уроке; осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

познавательные: общеучебные – отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; владеть основами смыслового чтения текста;   логические -  осуществляют анализ пословиц; анализировать объекты с целью выделения признаков; умение находить, сравнивать, классифицировать на основе существенных признаков; устанавливать причинно-следственные связи, подведение под понятие;

коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; развитие устной речи, монологической и диалогической речи; умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем;  

допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию;

личностные:  проявлять интерес к новому учебному материалу, формировать ценностное и уважительное отношение к совместной познавательной деятельности, сохранять мотивацию к учёбе, проявляют уважение к хлебу, к людям, которые его производят; развивать способность к самооценке .

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Средства обучения

I.

II

 Самоопределение к деятельности

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

Артикуляционная гимнастика

(с использованием дыхательной гимнастики).

«Щёчки»

«Хомячок»

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности

1.Игра «Назови букву»

 Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой

- Сегодня у нас урок чтения, давайте подготовимся к чтению букв, слогов, произношению звуков. Сели ровно, расслабились, руки положили на коленки.

- Сидя поочерёдно надуть каждую щеку, перемещать поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполнить воздухом обе щеки.

- Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

На доске выложены все изученные буквы.

Прочитайте буквы.

На какие 2 группы делим?

Произнесите гласные звуки?

На какие 2 группы делим гласные звуки?

А согласные?

Где на ленте букв расположены звонкие согласные, глухие?

Что могут образовывать звонкие и глухие согласные?

Произнесите парные звонкие и глухие согласные?

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Хоровое чтение букв

Произносят гласные звуки, обозначающие мягкость согласного звука; твердость.

Показывают местоположение

Пары

По цепочке

Личностные:

самоопределение

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Познавательные

Коммуникативные

Буквы на магнитах

Электронное приложение к учебнику

Лента букв

III.

IV.

2. Речевая разминка

– Как  смеются мальчики?

 - Как смеются девочки?

– Ха-ха-ха!

 - Хи – хи – хи!

Личностные: готовят артикуляционный аппарат к чтению

Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности

– Какой новый звук вы сейчас произнесли?

Теперь сформулируйте тему урока на основании своего вывода.

– Давайте вспомним, когда мы знакомимся с буквой, что мы должны о ней чётко знать?

– Какую задачу нам предстоит сегодня решить?

 Приложите руку к шеи и произнесите новый звук.

Как произносим?

Дайте ему характеристику. Какой это звук?

Как определили что глухой?

Какие секреты нового звука узнали?

Показ графического образца звука.

[х].

– Познакомиться со звуком [х] и буквой, его обозначающей

- Буква может обозначать гласные или согласные звуки.
Если буква обозначает согласный звук, то определяем звонкий или глухой звук, твёрдый или мягкий.

Выделяют следующие учебные задачи:
1. Выявить, какие звуки обозначает буква и дать им характеристику.
2. Изучить графический образ печатных букв: заглавной и строчной.
3. Научиться читать слоги и слова с данной буквой

Нет вибрации и дрожания

Согласный, глухой.

Регулятивные: соотнесение того, что известно и что предстоит узнать

Формулируют учебную задачу вместе
с учителем

Регулятивные: учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

Электронное приложение к учебнику

Построение проекта выхода из ситуации

 - Он гонит стадо на лужок,

Лишь утром запоёт рожок.

Кто  ж пасёт овец и коз
Там, где луг травой зарос?
– Кто изображен на рисунке?

– Выполните слого-звуковой анализ слова пастух.

Измените слово, поставив

Слушают загадку.

Выполняют слого-звуковой анализ слов пастух, пастухи.

Выделяют звуки [х], [х’].

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рисунка;

выделяют звуки [х], [х’] в процессе слого-звукового анализа

Картина

пастуха

слов, характеризуют их

  1. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 39)

Работа с электронным приложением.  Слого-звуковой анализ слов.

его во множественном числе. Выполните слого-звуковой анализ слова пастухи.

– Выделите новые звуки, охарактеризуйте их

– В слове пастух – звук [x] – согласный, глухой, твердый.

В слове пастухи – звук [x’] – согласный, глухой, мягкий

Познавательные: знаково- символическое моделирование слов сравнивают, обозначают буквой.

Делают вывод под руководством учителя Регулятивные

Электронное приложение к учебнику

3. Знакомство с буквой Х

– На что похожа буква Х?

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

                                    В. Степанов

Находят букву Х на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Слушают стихотворение.

 

Познавательные:

находят букву Х на «ленте букв». Моделируют её из счётных палочек.


– Выложите букву Х из счетных палочек

Из счетных палочек выкладывают букву Х

Счётные палочки

Задание: Выявите, из скольких и каких элементов состоит печатная буква «х». Сравните печатные буквы: заглавную и строчную. Пофантазируйте, на что похожа буква «х» и как можно представить «живую модель» буквы «х».

Знакомство с печатной буквой.

Для чего нужна заглавная буква?

Чтение слогов прямых и обратных

Чтение слов по учебнику

Печатная буква «х» состоит из двух элементов: две наклонные прямые; заглавная и строчная буквы похожи, отличаются только высотой.
Буква «х» похожа на две дощечки, знак умножения, крестик…
«Живую» модель буквы «х» представляет один из учеников у доски: поднимает руки вверх и разводит их в стороны, ноги раздвинуты на ширине плеч, или двое учеников, встав спиной друг к другу, подняв одну руку вверх, в сторону, вытянув одну ногу в сторону.

 

Коммуникативные:вступают в беседу, строят монологичес-кие высказывания 

Регулятивные: планирование дея-

тельности

Образец букв: Хх

Электронное приложение к учебнику

Учебник

 С. 39

Физкультминутка

(на развитие мелкой моторики пальцев рук (перегибание листка квадратной формы, в результате чего получится очертание буквы“х”)

 - Загадаю вам загадку:
Становитесь на зарядку.
Раз – листочек поднимаем.
Два – листочек загибаем.
Три – еще разок свернули.
На четыре – развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив?
Назови!

Выполняют движения под руководством учителя

Коммуникативные:вступают в учебное сотрудничество с учителем, осуществляют совместную деятель-ность. Осуществляют профилактику утомления

Листы бумаги квадрат-

ной формы

4.. Работа с текстом
(учебник, с. 39)

Прочитаем рассказ.

– Какое время года наступит после осени?

– Что дрожит от холода?

– Какими становятся дни?

– Где появился ледок?

– Что надо убрать с полей до холодов?

– Озаглавьте текст.

- Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?

Найти и прочитать в тексте предложение по схеме:

Читают текст рассказа, рассматривают картинку, отвечают на вопросы. Озаглавливают рассказ

Коммуникативные:

выразительно читают

рассказ, вступают в беседу. Осмысленно читают текст

соблюдая знаки препинания, интонацию. Находят ответы на вопросы в тексте. Определяют главную мысль, озаглавливают рассказ.

Познавательные:

находят ответы на вопросы,

используя учебник

Книга

V.

Первичное закрепление во внешней речи учащихся.

1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией.  Игра  «Кто больше назовёт слов где есть [х], [х’] (учебник, с. 38)

– Рассмотрите иллюстрацию.

- Что изображено в центре?

- Что изображено в правом верхнем углу?

- Кого принято встречать хлебом – солью?

- Каким изображено солнышко?

- Что мы видим на заднем плане ?

- Почему солнцу и месяцу отведена большая часть иллюстрации?

- В каких словах есть [х], [х’] (хлеб, хлев, Христос, архангел и т.д.).

Рассматривают картинку

Полотенце, каравай хлеба, солонка с солью.

 хлев, Христос, архангел и т.д.).

Собор и сельские дома.

От явлений природы зависит урожай.

.

Познавательные:

извлекают необходи-

мую информацию

из рисунка

 

Учебник

2. Работа с пословицай 1. (учебник, с. 38)

Прочитайте пословицу.

– Как вы понимаете смысл пословицы?

- Чему учит пословица?

Читают, объясняют смысл пословицы

Вывод: в пословицах содержится народная мудрость.

Коммуникативные:

развитие внимания,

умения точно и полно высказывать

свои мысли, свою версию

Учебник

3. Работа с текстом (учебник, с. 42)

– Прочитайте текст.

– Как вы понимаете высказывание: «Хлеб – всему голова»?

Читают, отвечают на вопрос

Коммуникативные:

развитие внимания,

умение точно и полно высказывать

свои мысли, опираясь на текст рассказа

Учебник

Гимнастика для глаз

Обвести глазами

Выполняют движения под руководством учителя

Личностные:

формирование нравственно – эстетических

ценностей Осуществляют профилактику утомления

Таблица

VI.

VII.

VIII.

4. Чтение стихотворения «Хлеб»

(учебник, с. 42)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  1. Игра «Ищем слова на картинке»
  2. Работа в парах

Включение в систему знаний и повторение.

Смотрим мультфильм

– Прочитайте стихотворение.

Понравилось ли вам стихотворение?

О чем в нем говорится?

– Кому и чему возносится слава?

Найти 5 слов со звуками[х], [х’]

По карточкам

 -Запомнить слова с  буквой Х;

 -составить слово подсолнух из кассы букв.

Читают, отвечают на вопрос

Подсолнух, хижина, хомяк ,хорёк, хворост.

Смотрят, выполняют задание

взаимопроверка

Коммуникативные: выразительно

 читают стихотворение. Находят ответ на вопрос в тексте стихотворения

Познавательные

Личностные

Регулятивные

Учебник

Электронное приложение к учебнику

Карточки

Приложение1

Электронное приложение к учебнику

кассы букв и слогов

 Рефлексия деятельности.

Задаёт вопросы:
– Какие учебные задачи были на уроке?
– Мы решили их?
– В результате решения, какие новые знания открыли?
Теперь вы знаете, как правильно называется буква, из каких элементов состоит, какие звуки может обозначать буква «х»?

Где на ленте букв расположена буквах?

Дайте характеристику звуку?
Оцените себя с помощью индивидуальных карточек.

Покажите красным цветом светофора, кому понравилось, как он работал, а зеленым цветом – кто хотел бы лучше работать.

1. Дать характеристику звукам.
2. Изучить графический образ печатных букв: заглавной и строчной.
3. Научиться читать слоги и слова с данной буквой.
Все задачи решили.
Печатные буквы: заглавная и строчная похожи, состоят из одинаковых элементов: двух наклонных прямых, заглавная и строчная буквы отличаются только высотой. Буква "х" может обозначать согласные твёрдый или мягкий звуки, всегда глухой звук.









Регулятивные

умение контролиро-вать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров

Личностные:

способность к самооценкена основе критерия успешности учебной деятельности

Сигналь-ные карточки «Свето-фор»

Приложение1.

Карточка

№ 1

Задание: определите, какой по счёту является буква «х» в алфавите и как правильно она называется.

Карточка

№ 2

Задание: 

Выявите, из скольких и каких элементов, состоит печатная буква «х».

Сравните печатные буквы: заглавную и строчную.

Пофантазируйте, на что похожа буква «х» и как можно представить «живую модель» буквы «х».

Карточка

№ 3

Задание: 

Прочитайте слова.

Подчеркните те слова, в которых буква «х» обозначает твёрдый звук [х]: хомяк, хижина, халат, горох, хлеб, хитрый, восход.

Карточка

№ 4

Задание:

Прочитайте слова.

Подчеркните те слова, в которых буква «х» обозначает мягкий звук [х,]: хомяк, хижина, халат, горох, хлеб, хитрый, восход.

Карточка

№ 5

Задание: 

Прочитайте слова.

Поделите их на слоги: петух, хорёк, халат, хижина, хлеб.

Карточка

№ 6

Задание: 

Прочитайте слова.

Поставьте ударение в двусложных слова: петух, хорёк, халат, хижина, хлеб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Письмо строчной буквы «в»"

Данные уроки учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учеников....

План-конспект урока по обучению грамоте. Письмо строчной буквы «н»

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА «Письмо строчной буквы «н» в 1 «А» классе 2012-2013 учебный год Учитель: Агафонова Л. А. Тип урока: Урок – игра Цель урока: обучающиеся должны знать алгоритм написания ...

Конспект урока по обучению грамоте (письмо).

Урок построен по ФГОС для учащихся 1 класса...

Методическая разработка конспекта урока по обучению грамоте (письмо) «Письмо строчной буквы т» 1 класс

Формировать умение писать букву т; учить писать слоги, сочетания и слова с буквой т;закреплять написание изученных букв....

План-конспект урока по обучению грамоте (письмо) 1 класс «Письмо строчной буквы т»

УМК «Перспектива». Пропись №2 «Мой алфавит» (часть первая)Авторы: Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов Тема: «Письмо строчной буквы т»(Технологическая карта изучения темы)·       Задачи ...

Конспект урока по обучению грамоте (письмо) Тема урока: Первое задание. На уроке. Что в центре круга?

Конспект урока по обучению грамоте (письмо)Тема урока: Первое задание. На уроке. Что в центре круга? Тип урока: урок открытия нового знания.Цель деятельности учителя:- формировать навыки копирова...