№ п./п. | Раздел программы | Тема урока | Кол-во часов |
|
| Основные виды деятельности |
| Дата проведения |
| Наша речь и наш язык. |
| 2 часа |
|
|
|
|
|
1
2 |
| Наша речь и наш язык. Знакомство с учебником. Язык – основа национального самосознания.
| 1
1 |
|
| Находить в словах разные орфограммы. Правильно применять их при написании. Различать орфограммы. Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Находить в словах разные орфограммы. Правильно применять их при написании. Различать орфограммы. Оценивать результаты своей деятельности
|
| 2.09
3.09 |
| Текст. Предложение Словосочетание. |
| 14 часов |
|
|
|
|
|
3 |
| Текст. Признаки текста. | 1 |
|
| Сформировать понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей. Обобщить сведения о тексте, известные учащимся по тексте, известные учащимся по курсу 2 класса; дать определение текста; выявить основные признаки текста;
|
| 4.09 |
4 |
| Типы текстов: повествование, описание и рассуждение. | 1 |
|
| Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. |
| 5.09 |
5 |
| Виды предложений по цели высказывания. | 1 |
|
| Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. |
| 8.09 |
6 |
| Входящий контрольный диктант №1 | 1 |
|
| Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Находить в словах разные орфограммы. Правильно применять их при написании. Различать орфограммы.
|
| 9.09 |
7 |
| Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
|
| Продолжить работу над развитием речи, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи. Сформировать понятие о главных и второстепенных членах; учиться приемам анализа и синтеза; повторить правописание безударных гласных проверяемых и не проверяемых ударением; закрепить умение находить в предложениях подлежащее и сказуемое; самостоятельно сделать вывод: второстепенными членами называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. Они поясняют подлежащее, сказуемое или другие второстепенные члены предложения. Уметь выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы; умение выделять главное, наблюдать; умения частично-поисковой деятельности, частичной постановки проблемы и ее решения. Воспитывать в себе стремление к творчеству.
|
| 10.09 |
8 |
| Предложение с обращением. | 1 |
|
| Находить обращение в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. |
| 11.09 |
9 |
| Обучающее изложение «Путешественница». | 1 |
|
| Продолжать работу над развитием речи, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи. |
| 12.09 |
10 |
| Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
|
| Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространенные предложения второстепенными членами. |
| 15.09 |
11 |
| Упражнения в разборе предложений по членам предложения. | 1 |
|
| Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. |
| 16.09
|
12-13 |
| Простое и сложное предложение. |
| 2 |
| Познакомиться с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях. Учиться выделять в письменной речи "простые и сложные предложения". Учиться выделять существенные признаки в изученном материале (формулировать вопросы, выводы, обобщать факты и понятия); развивать устную речь, фонематический слух, память, внимание; навык чёткого и красивого письма; познавательный интерес к русскому языку; формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника. Расширять коммуникативные способности; закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.
|
| 17.09 18.09 |
14 |
| Словосочетание. |
| 1 |
| Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё мнение, свою позицию. Формировать понятия словосочетание, развивать умение выделять словосочетание в тексе формулировать тему и задачи урока, самостоятельно составлять алгоритм определения словосочетания в предложении. Планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану., контролировать процесс и результат своей деятельности.
|
| 19.09 |
15 |
| Сочинение «Золотая осень». |
| 1 |
| Развивать речь, внимание, умение сравнивать, классификацировать, обобщать, делать выводы. |
| 22.09 |
16 |
| Контрольный диктант №2. |
| 1 |
|
Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Оценивать результаты своей деятельности |
| 23.09 |
| Слово в языке и речи. |
|
| 19 часов + 1 час
|
|
|
|
|
17 |
| Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение.
|
| 1 |
| Различать словосочетание и предложение. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами и словосочетаниями. |
| 24.09 |
18 |
| Синонимы и антонимы. |
| 1 |
| Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё мнение, свою позицию. Планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану Уточнить знания о синонимах и антонимах. Расширять словарь синонимами и антонимами, активизировать его во фразовой речи. Учится работать с текстом: читать предложения, выделять слова, подбирать к ним синонимы антонимы. Показать что, используя в речи синонимы, можно сделать высказывание более интересным и приятным для восприятия. Упражняться в правописании изученных орфограмм. Закрепить умение правильно соединять буквы на письме. Развивать интерес к событиям окружающей жизни. Воспитывать умение слушать товарищей. Формировать мотивацию к творческому труду, развивать способность к самооценке на основе критерия успешности. Контролировать процесс и результат своей деятельности
|
| 25.09 |
19 |
| Омонимы. |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Формировать умение работы со словарями; научиться отличать омонимы и многозначные слова; развивать коммуникативные умения; умения формулировать и доказывать свою точку зрения; анализировать, сравнивать, обобщать; воспитывать интерес и уважение к родному языку. Оценивать результаты деятельности, осознавать причины успешности или неуспешности результатов .
|
| 26.09 |
20 |
| Слово и словосочетание.
|
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Познакомиться с понятием "лексика" и "лексическое значение слова", выработать умение находить в толковом словаре определение лексического значения слова и грамматические признаки. Научиться вырабатывать умение узнавать слово по его лексическому значению, развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к природе, развивать творческие способности. Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. Оценивать результаты своей деятельности
|
| 29.09 |
21 |
| Устойчивое словосочетание слов фразеологизмов. Словарный диктант. |
| 1 |
| Планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану., Сформировать представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи. Систематизировать и углубить знания по фразеологии как разделе науки о языке. Формировать умения различать фразеологизмы по структуре, определять их синтаксическую роль; Употреблять фразеологизмы в речи с целью её обогащения.. Развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; творческие способности и образное; обогащать словарный запас школьников; воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности. Контролировать процесс и результат своей деятельности. |
| 30.09 |
22 |
| Подробное изложение «Ёлочка» |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Развивать умение писать изложение по коллективно составленному плану; закрепить понятие «план». Развивать умение раскрывать тему и основную мысль текста, орфографическую зоркость. Обогащение словарного запаса. Воспитание любви к природе. Контролировать процесс и результат своей деятельности.
|
| 1.10 |
23 |
| Части речи. Повторение. |
| 1 |
| Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки, изученных частей речи. |
| 2.10 |
24 |
| Имя существительное. |
| 1 |
| Вспомнить признаки, на основе которых слова объединяются в части речи; формировать умение распознавать части речи. Формировать и развивать навыки самостоятельной работы. Познакомиться с обобщенным лексическим значением имени существительного; учиться распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? что?; содействовать развитию вербального мышления. Воспитывать интерес к родному языку, Воспитывать в себе чувство товарищества, взаимоуважения, дисциплины. Планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности.
|
| 3.10 |
25 |
| Имя прилагательное. |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Систематизировать изученные признаки имени прилагательного как части речи. Формировать орфографическую зоркость. Развивать речь, внимание, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы. Развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.
|
| 6.10 |
26 |
| Глагол. |
| 1 |
| Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки, изученных частей речи. |
| 7.10 |
27 |
| Имя числительное. |
| 1 |
| Формулировать определение однокоренные слова и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общем корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Познакомиться с признаками имени числительного; Научиться грамотно и правильно писать числительные; находить их в тексте и устной речи; развивать умение правильно употреблять числительные в устной речи; обогащать словарный запас учащихся за счёт фразеологизмов, пословиц и поговорок с числительными; воспитывать интерес к изучению русского языка через ознакомление с новыми сведениями о числительном; воспитывать дружеское отношение друг к другу через работу в паре. Развивать умение осуществлять коллективную постановку новых учебных целей, задач; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей, умение систематизировать информационные материалы в виде схемы, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную. Формировать навык построения логических рассуждений, включающих причинно-следственные связи; развитие способности осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи, развивать умение осуществлять синтез как составление целого из частей; Развивать умение формулировать собственное мнение, умение учитывать различные мнения и интересы, представлять собственную позицию, умение адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.
|
| 8.10 |
28 |
| Однокоренные слова. |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Уточнить представления о признаках однокоренных слов; распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно подбирать их; развивать речь, словарный запас, логическое мышление, память; орфографическую зоркость; формировать интеллектуальные умения: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации. Развивать умение формулировать собственное мнение, умение учитывать различные мнения и интересы, представлять собственную позицию, умение адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности |
| 9.10 |
29 |
| Слово и слог. |
| 1 |
| Различать слово и слог, звуки букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж. |
| 10.10 |
30 |
| Согласные звуки. |
| 1 |
| Находить в слове согласные буквы, звуки. Объяснять особенности согласных букв, звуков. |
| 13.10 |
31 |
| Разделительный мягкий знак. |
| 1 |
| Осознавать правило написания разделительного мягкого знака в словах. Объяснять, почему в данных словах надо писать ь. |
| 14.10 |
32 |
| Изложение «Как медведь сам себя напугал». |
| 1 |
| Учиться писать изложения, используя свои варианты олицетворений, эпитетов, сравнений, метафор. |
| 15.10 |
33 |
| Работа над ошибками. Обобщение и закрепление. |
| 1 |
| Планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану. Контролировать процесс и результат своей деятельности. |
| 16.10 |
34 |
| Проект «Рассказ о слове» |
| 1 |
| Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации. |
| 17.10 |
35 |
| Корень слова. |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Работать с памяткой «Как найти корень слова» Работать со словарём однокоренных слов. Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень Оценивать результаты своей деятельности |
| 20.10 |
36 |
| Контрольный диктант №3 |
| 1 |
| Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивать результаты своей деятельности |
| 21.10 |
| Состав слова. |
|
| 16 часов |
|
|
|
|
37 |
| Работа над ошибками. Упражнения в написания корня. |
| 1 |
| Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общем корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. |
| 22.10 |
38 |
| Работа со словарём однокоренных слов. Словарный диктант. |
| 1 |
| Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них, адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителем и одноклассниками. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Работать с памяткой «Как найти корень слова» Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова с омонимичными корнями. Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень Участвовать в диалоге, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, контролировать действия партнёра, оказывать помощь.
|
| 23.10 |
39 |
| Чередование согласных в корне |
| 1 |
| Формулировать определение однокоренные слова и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общем корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. |
| 24.10 |
40 |
| Формы слова. Окончание. |
| 1 |
| Познакомиться с окончанием как изменяемой частью слова, развивать логическое мышление, словарный запас, внимание, память, устную речь, умение действовать по плану, контролировать результаты своей деятельности, строить взаимодействие со сверстниками и учителем; воспитывать любовь к русскому языку через различные виды содержания учебного материала.
|
| 5.11 |
41 |
| Использование окончаний в словах, словосочетаниях, предложениях. |
| 1 |
| Повторить понятия «окончание», «основа слова»; уметь находить в словах окончание, выделять основу слова; тренироваться в разборе слов по составу Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
|
| 6.11 |
42 |
| Приставка. |
| 1 |
| Объяснить значение приставки в слове.. Образовывать слова с помощью приставок. Наблюдать над ролью приставки в слове, развивать умение находить приставку в слове, сформулировать с детьми определение приставки, совершенствовать устную и письменную речь, формировать интерес к слову, развивать самостоятельность в освоении нового материала. Сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению приставки в словах; продолжить работу по формированию представления о возможном строении основы слова; узнать, что основа может состоять из одной, двух или трёх частей; иметь представление о приставке как о значимой части основы слова, с помощью которой можно образовывать родственные слова; развивать память, мышление, внимание, речь; воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности, взаимовыручки.
|
| 7.11 |
43 |
| Определение приставки в словах. |
| 1 |
| Выделять в словах приставки. Иметь представление о словообразующей роли приставки. Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя. Иметь представление о словообразующей роли приставки, её семантическом значении; упражняться в практическом образовании, употреблении и написании слов с приставками; развивать связную речь: учиться составлять предложения по сюжетной картине, используя слова с приставками, связывая их в единый рассказ; развивать внимание, память, мышление, речевую активность. |
| 10.11 |
44 |
| Значение приставок. |
| 1 |
| Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Знать, что приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Уметь: находить приставку среди других частей слова; формулировать учебную задачу урока, наблюдать, рассуждать, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и учителем.
|
| 11.11 |
45 46 47 |
| Суффикс - значимая часть слова. |
| 3 |
| Объяснить значение суффикса в слове. Выделять в словах суффикс. Образовывать слова с помощью суффикса. Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познакомиться с ролью суффиксов в нашей речи; развивать умения разбирать слова по составу. Уметь находить суффикс и определять его значение Вывести алгоритм нахождения суффикса в слове; систематизировать знания о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем, значениях суффиксов. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Воспитывать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
|
| 12.11 13.11 14.11 |
48 |
| Основа слова. |
| 1 |
| Уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание” «основа»; уметь разбирать слова по составу с опорой на алгоритм, образовывать новые слова с помощью морфем; закрепить знания о словообразовании (суффиксальном, приставочном, приставочное – суффиксальном.). Развивать память, внимание, мышление, связную речь орфографическую зоркость; развивать умения ставить учебные цели; контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность. Воспитывать потребность оценивать свою деятельность, воспитывать доброе отношение друг к другу; способствовать воспитанию сотрудничества, взаимопомощи; воспитывать интерес к родному языку.
|
| 17.11 |
49 |
| Разбор слова по составу. |
| 1 |
| Развивать практические навыки словообразовательного анализа состава слова. Интерес к процессу словообразования, умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи; развивать практические навыки словообразовательного анализа состава слова; научиться практически, использовать полученные в результате анализа знания. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Оценивать результаты своей деятельности.
|
| 18.11 |
50 |
| Проект «Семья слов» |
| 1 |
| Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. |
| 19.11 |
50 |
| Контрольный диктант № 4 |
| 1 |
| . Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Определять план выполнения заданий Формировать чёткое представление об основных частях основы слова: корне, приставке, суффиксе; познакомиться с ролью приставок в речи, основными правилами их правописания (с гласными а, о в приставках по-, под-, от-, про-, до -). Развивать речевую деятельность; отрабатывать правильное произношение; каллиграфически правильное написание букв и соединений; обогащать словарный запас; способствовать привитию интереса к родному языку. Обогащать речь фразеологическими оборотами. Оценивать результаты своей деятельности.
|
| 20.11 |
51 |
| Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова.
|
| 1 |
| Проработать ошибки, допущенные в диктанте. Развивать орфографическую зоркость. |
| 21.11 |
52 |
| Обучающее изложение « Скворец» |
| 1 |
| Учиться писать изложения, используя свои варианты олицетворений, эпитетов, сравнений, метафор. |
| 24.11 |
| Правописание частей слова. |
|
| 29 часов |
|
|
|
|
53 |
| Общее представление о правописании частей слова. |
| 1 |
| Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. Сформировать представление, что орфограммы могут быть в любой части слова, уметь выделять части слова, развивать орфографический навык. Активизировать мыслительную, познавательно-языковую деятельность. Формировать устойчивую мотивацию к изучению родного языка. Оценивать результаты своей деятельности.
|
| 25.11 |
54 55 |
| Правописание слов с безударными гласными в корне. |
| 2 |
| Сформировать знания о правописании слов с безударными гласными в корне слова, овладеть способами проверки; учиться видеть орфограмму, проверять слова с безударными гласными в корне слова. Развивать мышление, логику, внимание, память, умение анализировать, делать общие выводы. Проявлять интерес к предмету через занимательный материал. Оценивать результаты своей деятельности. |
| 26.11 27.11 |
56 |
| Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. |
| 1 |
| Систематизировать знания о правописании слов с парными согласными по глухости – звонкости. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
|
| 28.11 |
57 |
| Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Страничка для любознательных. |
| 1 |
| Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Научиться использовать на уроке способ сопоставления слов с полногласными и неполногласными сочетаниями для написания непроверяемой безударной гласной в корне. Провести экскурс в этимологию слова (поиск исторического корня). Пополнить словарный запас, научиться работать со словарями. Учиться оберегать и сохранять свое здоровье. Проводить исследовательскую работу учащихся. Воспитать наблюдательность, внимание и любовь к России и русскому языку, к родной природе. |
| 1.12 |
58 59 |
| Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
| 2 |
| Сформировать умения и навыки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными. Уточнить знания об особенностях проверочных слов и способах проверки согласных по глухости-звонкости. Воспитывать положительное отношение к учебе, интерес к предмету, чувство коллективизма, сопереживания. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
|
| 2.12 3.12 |
60 61 62 |
| Правописание слов с парными звонками и глухими согласными в корне. |
| 3 |
| Правильно писать слова с парными по глухости- звонкости согласными звуками. Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Закрепить знания о единообразном написании корня в однокоренных словах; упражняться в правописании слов с парными звонкими - глухими; развивать речь; расширять кругозор. |
| 4.12 5.12 8.12 |
63 |
| Контрольный диктант № 4 |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспроизводить изученные синтаксические понятия и пользоваться ими в практической деятельности при выполнении учебных задач |
| 9.12 |
64 |
| Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. |
| 1 |
| Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Повторить всё о звуках и обозначающих их буквах; совершенствовать каллиграфические умения; иметь представление о словах с непроизносимыми согласными звуками, знать правила об опознавательных признаках орфограммы “непроизносимые согласные в корне |
| 10.12 |
65 |
| Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными в корне. |
| 1 |
| Повторить всё о звуках и обозначающих их буквах; совершенствовать каллиграфические умения; иметь представление о словах с непроизносимыми согласными звуками, знать правила об опознавательных признаках орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”. Уметь решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимых согласных в корне слова, на основе применения орфографического правила и алгоритма Развивать фонематический слух и орфографическую зоркость; речь на фонетическом, лексическом уровне и уровне связной речи; мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, систематизации, классификации; произвольной и непроизвольной зрительной, слуховой и смысловой памяти; воссоздающего и пересоздающего воображения; непроизвольного и произвольного внимания; рефлексии и адекватной самооценки. Воспитывать терпение, трудолюбие, усидчивость, аккуратность. |
| 11.12 |
66
67
|
| Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах. Словарный диктант. |
| 2 |
| Совершенствовать знания о непроизносимых согласных в корне. Уметь подбирать проверочные слова. |
| 12.12
15.12
|
68 |
| Контрольный диктант № 4 |
| 1 |
| Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. Оценивать результаты своей деятельности. |
| 16.12 |
69 |
| Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными. |
| 1 |
| Упражняться в написании слов с удвоенными согласными, исследуя причины удвоения.
|
| 17.12 |
70 |
| Правописание слов с удвоенными согласными. |
| 1 |
| Продолжать знакомиться с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные; знакомиться с происхождением и значением слов с удвоенной согласной; закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной;
|
| 18.12 |
71 |
| Правописание приставок и суффиксов в слове. |
| 1 |
| Формировать чёткое представление об основных частях основы слова: корне, приставке, суффиксе; познакомиться с ролью приставок в речи, основными правилами их правописания (с гласными а, о в приставках по-, под-, от-, про-, до-). |
| 19.12 |
72 |
| Правописание суффиксов ик – ек. |
| 1 |
| Познакомиться с правилом написания суффиксов – ек -, -ик - в русском языке. Учиться применять правило при написании слов с данной орфограммой.
|
| 22.12 |
73 |
| Правописание приставок и суффиксов |
| 1 |
| Совершенствовать умение разбирать слова по составу; навык каллиграфического письма; самостоятельной работы в парах. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; |
| 23.12 |
74 |
| Контрольный диктант № 5 |
| 1 |
| Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. Оценивать результаты своей деятельности. |
| 24.12 |
75 |
| Правописание приставок и предлогов. Работа над ошибками. |
| 1 |
| Повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов и их различия при написании слов; формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами и приставками. |
| 25.12 |
76 |
| Правописание приставок и предлогов. |
| 1 |
| Формировать представление о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, умение отличать предлог от приставки. Учиться правильно, употреблять в речи слова с предлогами и приставками; правильно писать приставки; показать нецелесообразность применения предлогов перед глаголами |
| 26.12 |
77 |
| Упражнения в правописании приставок и предлогов |
| 1 |
| Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога |
|
|
78 |
| Развитие речи Составление текста по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» |
| 1 |
| Познакомиться с творчеством художника; учиться осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; учиться соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление, кругозор, воображение, словарный запас; воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору. Учиться оформлять мысли в устной о письменной форме. Оценивать результаты своей деятельности при проверке выполненной работы |
|
|
79 |
| Правописание слов с разделительным ъ знаком. |
| 1 |
| Познакомиться с правописанием разделительных ь и ъ знаков. Учиться видеть проблему, исследовать и добиваться её разрешения. |
|
|
80 |
| Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым (Ъ) и разделительным мягким (Ь) знаками.
|
| 1 |
| Повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков; формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков. Видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах; уметь применять знания теоретического материала в письменной речи. |
|
|
81 |
| Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым (Ъ) и разделительным мягким (Ь) знаками.
|
| 1 |
| Уметь писать и употреблять слова с разделительным ъ знаком. Закрепить знания о приставках и предлогах.
|
|
|
| Части речи |
|
|
|
|
|
|
|
| Имя существительное. |
|
| 30 часов |
|
|
|
|
82 |
| Части речи. (повторение и углубление представлений) |
| 1 |
| Закрепить представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; уметь различать существительные среди других частей речи. |
|
|
83 |
| Значение и употребление имён существительных в речи. |
| 1 |
| Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Ставить вопросы к именам существительным, изменять имена существительные по вопросам.
|
|
|
84 |
| Значение и употребление имён существительных в речи. |
| 1 |
| Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, обосновывать отнесение слова к имени существительному |
|
|
85 |
| Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Словарный диктант. |
| 1 |
| Уметь находить в тексте имена существительные, познакомиться с одушевленными и неодушевленными именами существительными, учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; развивать память, внимание, мышление, орфографическую зоркость познакомиться с понятиями одушевленные и неодушевленные имена существительные.
|
|
|
86 |
| Устаревшие слова в русском языке. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. |
| 1 |
| Учиться писать изложения, зрительно воспринятого текста, по составленному сообща плану, используя свои варианты олицетворений, эпитетов, сравнений, метафор. Упражняться в определении и различении средств художественной выразительности.
|
|
|
87 |
| Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные. |
| 1 |
| Познакомиться с новыми терминами - существительные собственные и нарицательные. Вспомнить функциональные различия между именами собственными и нарицательными; активизировать навык употребления заглавной буквы при написании имен собственных; обобщить все известные способы употребления заглавной буквы; обогащать речь именами собственными разных тематических групп; развивать логическое мышление учащихся при распределении имен собственных по тематическим группам. Развивать коммуникативные навыки |
|
|
88 |
| Правописание имён собственных. Страничка для любознательных. Проект: «Тайна имени” |
| 1 |
| Повторить всё о собственных и нарицательных именах существительных. Углубить свои представления об именах существительных, о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных. Учиться решать проблемные задачи. Закреплять ранее изученный материал; Обогащать словарный запас, развивать речь; Развивать мышление, внимание, речь. Оценивать результаты своей деятельности |
|
|
89 |
| Изменение имён существительных по числам |
| 1 |
| Учиться употреблять в речи имена существительные, изменять их по числам; развивать мышление, логику, память. Определять число имён существительных (единственное и множественное). Наблюдать над изменением имён существительных по числам. Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля-туфли, простыня - простыни). Работать с орфоэпическим словарём.
|
|
|
90 |
| Имена существительные, имеющие форму одного числа. Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти. |
| 1 |
| Определять число имён существительных. Познакомиться с группами существительных, имеющих форму одного числа. Изменять имёна существительные по числам. Писать слова по правилам, обосновывать правильность написанных орфограмм. Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении
|
|
|
91 |
| Имена существительные. Род имён существительных. |
| 1 |
| Уточнить и систематизировать знания о признаках имени существительного. Познакомиться с грамматическим понятием рода. Научиться определять род имён существительных в единственном числе. Закрепить орфографические умения находить и проверять орфограммы в корне слова; правильно писать собственные и нарицательные имена существительные. Развивать способности анализа и синтеза, логического мышления, речи, памяти, обогащать и расширять словарный запас. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
|
|
|
92 |
| Род имен существительных (мужской, женский, средний).
|
| 1 |
| Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения. Учиться определять род имён существительных путём подстановки личного и притяжательного местоимения; развивать орфографическую зоркость, речь; умение обобщать, группировать слова по определённым признакам. |
|
|
93 |
|
Упражнение в определении, рода имен существительных в косвенных падежах. |
| 1 |
| Знать приемы определения рода и числа имен существительных, приемы определения рода имен существительных во множественном числе и в косвенных падежах. Совершенствовать свое умение определять род имен существительных и изменять их по числам. Совершенствовать умение распознавать орфограммы, выполнять различные виды разборов |
|
|
94 |
| Упражнение в определении рода имён существительных.
|
| 1 |
| Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Уточнить и систематизировать знания о признаках имени существительного. Повторить грамматические понятия рода. Научиться определять род имён существительных в единственном числе. Закреплять орфографические умения находить и проверять орфограммы в корне слова; правильно писать собственные и нарицательные имена существительные.
|
|
|
95 |
| Имена существительные, которые могут быть употреблены и как сущ. женского и мужского рода |
| 1 |
| Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Уточнить и систематизировать знания о признаках имени существительного. Повторить грамматические понятия рода. Научиться определять род имён существительных в единственном числе. Закреплять орфографические умения находить и проверять орфограммы в корне слова; правильно писать собственные и нарицательные имена существительные.
|
|
|
96 |
| Упражнения в написание ь знака после шипящих. Развитие речи Подробное изложение повествовательного текста. |
| 1 |
| Уметь принимать учебную задачу развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы, формировать умение работать по инструкции развивать речь и обогащать её словарный запас, уметь работать в паре уметь слушать и вступать в диалог. Повторить всё о правописании мягкого знака в именах существительных женского рода после шипящих на конце слова, расширить представления о роли мягкого знака в словах. Развивать |
|
|
97 |
| Контрольный диктант № 6 |
| 1 |
| Записывать текст, используя изученные правила письма. Проверять написанное. Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. Оценивать свои достижения при выполнении заданий урока. Проверять правильность выполненной работы. |
|
|
98 |
| Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам. |
| 1 |
| Познакомиться с понятием «падеж», с названиями падежей, способами определения падежей, формировать критическое мышление, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (умение действовать по алгоритму); активизировать мыслительную деятельность. |
|
|
99 |
| Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. |
| 1 |
| Совершенствовать умение определять падежи имен существительных и правильно употреблять их в нужном падеже; углубить знания об имени существительном; продолжить работу по формированию навыка грамотного письма. |
|
|
100 |
| Упражнение в склонении имён существительных Несклоняемые имена существительные. |
| 1 |
| Актуализировать знания об изменении имён существительных по падежам. Познакомиться с происхождением и значением несклоняемых существительных; Учиться правильному употреблению их в речи; учиться исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения; развивать орфографическую зоркость.
|
|
|
101 |
| Развитие речи Составление рассказа по репродукции картины Билибина “Иван царевич и серый волк.” |
| 1 |
| Учиться составлять речевые высказывания, отбирать соответствующие языковые средства, использовать изобразительные средства языка для создания образов героев картины, выражать свои чувства от восприятия картины, развивать мышление, кругозор, воображение, словарный запас; воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору, творческую активность и эстетическое восприятие произведений живописи.
|
|
|
102 |
| Именительный падеж имён существительных |
| 1 |
| Познакомиться с особенностями имён существительных в именительном падеже. Установить особенность имён существительных в именительном падеже; развивать связную речь; умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; приводить примеры к правилу; оценивать себя и товарища; задавать вопросы; развивать любознательность, память, мышление, внимание.
|
|
|
103 |
| Родительный падеж имён существительных. |
| 1 |
| Сформировать представление об именах существительных в родительном падеже, воспроизвести признаки этого падежа; развивать умение определять имена существительные в родительном падеже в предложении, развивать творчество |
|
|
104 |
| Дательный падеж имён существительных. Словарный диктант. |
| 1 |
| Сравнивать, анализировать и делать выводы, формировать умение работать по инструкции развивать речь и обогащать её словарный запас, уметь работать в паре уметь слушать и вступать в диалог. Научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.
|
|
|
105 |
| Винительный падеж имён существительных |
| 1 |
| Познакомиться с признаками винительного падежа имен существительных; формировать умение правильно употреблять существительные в винительном падеже. Развивать интеллектуальные способности, уметь доказывать свою точку зрения.
|
|
|
106 |
| Упражнение в различении изученных падежей имён существительных ( родительный и винительный) |
| 1 |
| Закрепить умения правильно задавать падежные вопросы и определять падежи имен существительных; - научиться различать именительный и винительный падеж, на основе роли имён существительных в предложении; научиться различать винительный и родительный падеж. Развивать интеллектуальные способности, уметь доказывать свою точку зрения. |
|
|
107 |
| Творительный падеж имён существительных |
| 1 |
| Познакомиться с основным значением творительного падежа, его вопросами и предлогами; формировать сознательное употребление в речи существительных в дательном падеже; развивать эмоционально-ценностное отношение к произведениям словесного искусства; расширять словарный запас, учиться использовать выразительные средства родного языка для описания красоты природы.
|
|
|
108 |
| Предложный падеж имён существительных |
| 1 |
| Познакомиться с основным значением предложного падежа, его вопросами и предлогами; формировать сознательное употребление в речи существительных в предложном падеже; развивать эмоционально-ценностное отношение к произведениям словесного искусства; расширять словарный запас .
|
|
|
109 |
| Обобщение знаний о падежах имён существительных. Развитие речи Сочинение по репродукции картины Юона “Конец зимы” |
| 1 |
| Подбирать слова – имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать зимние тексты, посвященные природе |
|
|
110 |
| Контрольный диктант № 7 |
| 1 |
|
Записывать текст, используя изученные правила письма. Проверять написанное. Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. Оценивать свои достижения при выполнении заданий урока. Проверять правильность выполненной работы. |
|
|
111 |
| Работа над ошибками.
|
| 1 |
|
Развивать интерес к русскому языку; творческие способности; речь и самостоятельность при выполнении заданий; научиться применять полученные знания на практике |
|
|
112 |
| Проект: “Зимняя страничка”. |
|
|
|
Подбирать слова – имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать зимние тексты, посвященные природе |
|
|
| Имя прилагательное |
|
| 19 часов |
|
|
|
|
113
|
| Понятие об имени прилагательном. |
| 1 |
| Обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном как части речи, учиться правильному написанию имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, уметь работать самостоятельно, воспитывать культуру труда, учиться работать в группах, создавая условия для воспитания чувства взаимовыручки, дружбы. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов |
|
|
114 |
| Связь имён прилагательных с именем существительным |
| 1 |
| Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи; научиться изменять прилагательные по числам, развивать умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными; воспитывать любовь к родному языку, развивать речь. Учиться устанавливать зависимость имени прилагательного от имени существительного; правильно употреблять прилагательные в речи, изменять прилагательные по числам. Применять полученные знания по образцу и в изменённой ситуации; научиться ставить вопрос от имени существительного к зависимому от него имени прилагательному |
|
|
115 |
| Упражнение в правописании имён прилагательных Сложные имена прилагательные. |
| 1 |
| Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Познакомиться с основными случаями слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных; учиться находить и объяснять все типы написания, изученные; применять правила разных типов орфограмм; закрепить умения определять способы словообразования; развивать умение актуализации полученных знаний; воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду |
|
|
116 |
| Роль имён прилагательных в тексте. Художественное и научное описание. Общее представление |
| 1 |
| Систематизировать знания о роли имён прилагательных в тексте. Воспитывать интерес к внимательному прочтению произведения, эстетического вкуса средствами слова, любви к природе. Способствовать художественно-эстетическому развитию, развивать свободное творческое общение, заинтересованное обсуждение, организацию диалога.
|
|
|
117 |
| Развитие речи. Контрольное изложение по коллективно составленному плану. |
| 1 |
| Делить текст на части под руководством учителя; озаглавливать и писать в соответствии с коллективно составленным планом. Учиться работать с текстом; определять последовательность действий; осуществлять простейшее планирование своей работы. Работать по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; осознавать уровень и качество выполнения работы. Строить монологическое высказывание; участвовать в учебном диалоге; делать небольшие сообщения с использованием иллюстративного материала. |
|
|
118 |
| Изменение имён прилагательных по родам. |
| 1 |
| Познакомиться с изменением имён прилагательных по родам; развивать умение определять род и число имён прилагательных; развивать познавательную активность, наблюдательность; умение различать прилагательные в единственном и множественном числе, правильно писать окончания прилагательных. Совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи, воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.
|
|
|
119 |
| Изменение имён прилагательным по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. |
| 1 |
| Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Способствовать самостоятельному нахождению в тексте прилагательных; учиться самостоятельно, изменять прилагательные по родам, числам; учиться извлекать самостоятельно необходимую информацию из учебника; способствовать актуализации полученных знаний; учиться уместно, употреблять прилагательные в речи.; способствовать расширению кругозора и словарного запаса; способствовать умению слушать и слышать товарищей, уважать их мнение. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты |
|
|
120 |
| Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Изменение по числам |
| 1 |
| Учиться правильно, писать родовые окончания имен прилагательных в единственном числе. Обогатить словарный запас. Развивать орфографическую зоркость. Развивать умение работать в группе. Воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддержку.
|
|
|
121 |
| Изменение имён прилагательных по числам. Словарный диктант. |
| 1 |
| Учиться исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций. Создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности. Воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
|
|
|
122 |
| Правописание имён прилагательных. Развитие речи Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям. |
| 1 |
| Учиться описывать животное, уметь составлять план, отбирать языковой материал, редактировать написанное, развивать речь, интеллектуальные способности; воспитывать бережное отношение к животным, формировать такие нравственные качества, как доброта, верность, умение любить, сопереживать, развивать интерес к изучению русского языка, интерес к творчеству, умение ценить, понимать богатство русского языка.
|
|
|
123 |
| Контрольный диктант № 8 |
| 1 |
| Выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных правил. Проверить усвоение элементарной теории языка. Воспитывать прилежание.
|
|
|
124 |
| Работа над ошибками. Обобщение об имени прилагательном. |
| 1 |
| Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи; уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формировать начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения. Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; Формировать умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога.
|
|
|
125 |
| Изменение имён прилагательных по падежам. Общее представление |
| 1 |
| Получить общее понятие о склонении прилагательных женского рода; обогащать речь и словарный запас. Развивать умение в определении падежа имён прилагательных; орфографическую зоркость, умение анализа, синтеза, обобщения; внимание, мышление. Воспитывать эмоциональную отзывчивость; формировать потребность писать грамотно; расширять знания о родном языке.
|
|
|
126 |
| Упражнение в определении падежей имён прилагательных. |
| 1 |
| Повторить, какое значение имеют имена прилагательные в речи. Обогащать словарный запас, развивать речь. Формировать навык проверки слабой позиции гласного в окончаниях имен прилагательных. Совершенствовать навык грамотного письма.
|
|
|
127 |
| Упражнения в выделении признаков прилагательного как части речи. |
| 1 |
| Повторить изученный во 2 классе материал об имени прилагательном как части речи (значение, изменение); закрепить умение правильно писать окончания; создать условия для развития языковой, лингвистической компетентности, образного и логического мышления, их познавательной активности и творческих способностей, обогащение активного словаря.
|
|
|
128 |
| Упражнение в выделении словосочетания с именем прилагательным. Проверь себя |
| 1 |
| Систематизировать знания по теме «Имя прилагательное»; формировать умение рассказывать по плану о частях речи, приводить свои примеры; уточнить знания об имени прилагательном; закрепить изученные орфограммы; развивать речь; воспитывать аккуратность и дисциплинированность. |
|
|
129 |
| Обобщение знаний об имени прилагательном. Развитие речи Составление сочинения отзыва по репродукции картины Серова “Девочка с персиками”. |
| 1 |
| Учиться создавать собственный текст на основе картины; формировать умения использовать информацию из различных источников для создания собственного речевого высказывания, ответа на вопросы; корректировать текст с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; совершенствовать умения писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами. Учиться слушать и слышать собеседника; работать в статичных парах; работать в подготовленной предметно-развивающей и информационной среде; грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. Формировать эстетические потребности и художественный вкус при восприятии произведений искусства; доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
|
|
|
130 |
| Контрольный диктант № 8 |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Записывать текст, используя изученные правила письма. Проверять написанное. Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. Оценивать результаты своей деятельности. |
|
|
131 |
| Работа над ошибками. Проект: “Имена прилагательные в загадках» |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивать результаты диктанта и адекватно воспринимать оценку своей работы, осознавать причины успешности или неспешности результатов написанного.
|
|
|
| Местоимение |
|
| 5 часов |
|
|
|
|
132 |
| Личные местоимения. Общее представление. |
| 1 |
| Учиться распознавать личные местоимения среди других слов в предложении, различать местоимения и имена существительные. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно определять учебную задачу; планировать свою деятельность по решению учебной задачи; адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия. Применять правила делового сотрудничества; участвовать в продуктивном диалоге. |
|
|
133 |
| Личные местоимения 3 лица. |
| 1 |
| Иметь общее представление о местоимении как части речи, ознакомиться с некоторыми морфологическими признаками личных местоимений, учиться правильно, пользоваться местоимениями в речи. Воспитывать аккуратность, усидчивость, любовь к русскому языку; развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, память. |
|
|
134 |
| Наблюдение за использованием в тексте местоимений. |
| 1 |
| Наблюдать за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений; Совершенствовать все виды в речевой деятельности; формировать элементарные лингвистические компетенции. Развивать логическую последовательность. Воспитывать навык самостоятельности; потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
|
|
|
135 |
| Изменение личных местоимений 3 лица в единственном числе по родам. |
| 1 |
| Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомиться с личными местоимениями; усвоить, почему их называют личными; упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи; воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма; развивать внимание, память, мышление, речь. Познакомиться с местоимениями 1, 2, 3 лица, с изменением местоимения 3 лица ед.ч. по родам. Заменять имя существительное местоимением соответствующего рода. Воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе в тетради.
|
|
|
136 |
| Обобщение знаний о местоимении. Морфологический разбор. Контрольное списывание |
| 1 |
| Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; повторить, почему их называют личными; упражняться в определении рода, числа лица местоимений; заменять существительные местоимениями в речи; воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма; развивать внимание, память, мышление, речь. Проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы, выписывать указанные части текста.
|
|
|
| Глагол. |
|
| 21 час |
|
|
|
|
137 |
| Глагол. Понятие о глаголе как части речи. |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Распознавать глаголы среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Соотносить реально существующее действие и глагол, обозначающий это действие. Классифицировать глаголы по вопросам. Оценивать результаты своей деятельности. Учиться выделять глагол среди других частей речи; развивать устную и объяснительную речь; учиться сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух; Совершенствовать коммуникативные умения.
|
|
|
138 |
| Упражнение в определении лексического значения глаголов. Словарный диктант. |
| 1 |
| Формировать грамматическое понятие «глагол», развивать умения определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомится ь с основными признаками глагола; обобщать сведения о глаголе, продолжать выработку каллиграфического письма, орфографического чутья. Преодолевать школьные затруднения; обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли; осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи. |
|
|
139 |
| Упражнение в распознавании глаголов среди других слов |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Определять роль глаголов в речи. Распознавать глаголы среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Распознавать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи. Оценивать результаты своей деятельности.
|
|
|
140 |
| Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам |
| 1 |
| Уточнить представление о функции глагола и для чего нужны глаголы в речи, упражняться в постановке вопросов к глаголам. Продолжить формировать общеучебные умения и навыки на материале урока. Готовить рабочее место в соответствии с заданием; высказываться устно в виде тематического ответа; работать с учебником (находить в нем нужную информацию); усваивать информацию со слов учителя; развивать интерес к уроку с привлечением дополнительного материала о глаголе. |
|
|
141 |
| Глагол в начальной форме |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Научиться на базовом уровне определять грамматические признаки глагола, признаки неопределённой формы глагола. Овладеть приёмами распознавания неопределённой формы глагола. Формировать коммуникативно-речевые умения. Развивать индивидуальные умения анализа и синтеза, а также способности к рефлексии.
|
|
|
142 |
| Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме. |
| 1 |
| Закрепить знания о неопределенной форме глагола; развивать умение определять время и число глагола, развивать внимание, память; воспитывать аккуратность. Учиться формулировать проблему и предлагать пути ее решения, развивать мышление, умение осуществлять контроль и самоконтроль, воспитывать культуру учебного труда. |
|
|
143 |
| Число глаголов. Изменение глаголов по числам. |
| 1 |
| Познакомиться с особенностями формы числа глагола, с согласованием существительного и глагола в числе, научиться изменять глаголы по числам, отрабатывать правописание словарных слов, составлять правильно и логично предложения. Развивать орфографическую зоркость, грамотную и логичную речь, мышление, память, внимание, воспитывать любовь к Родине, аккуратность при письме, умение доводить работу до конца, слушать учителя.
|
|
|
144 |
| Упражнение в различии глаголов ед. и мн. числа. Развитие речи. Составление текста из деформированных слов и предложений. |
| 1 |
| Продолжить формирования умения находить глаголы в тексте, согласовывать имя существительное и глагол в числе; употреблять глаголы в речи. Развивать орфографическую зоркость, применять полученные знания на практике. Воспитывать любовь к Родине, гордость за историческое наследие своего народа, формировать положительное отношение к учёбе |
|
|
145 |
| Времена глагола. |
| 1 |
| Учиться формулировать проблему и предлагать пути ее решения, развивать мышление, умение осуществлять контроль и самоконтроль. Повторить существенные признаки глагола; самостоятельно сделать вывод о том, как изменяется глагол. Продолжить работу по формированию орфографической зоркости; развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку; совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы; воспитывать взаимопонимание, товарищество. |
|
|
146 |
| Упражнение в определении времени глагола. |
| 1 |
| Обобщить и закрепить знания, умения и навыки при определении времени глагола, его числа, лица или рода. Развивать умение собирать, анализировать и систематизировать информацию, развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи. Воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим, интерес к предмету, воспитывать стремление к самооценке процесса и результата своей деятельности
|
|
|
147 |
| Изменение глаголов по временам. |
| 1 |
| Открыть новые знания через формулировку учебной проблемы и вывести понятие “изменение глагола по временам” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности. Развивать наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально. Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы в группах, поиск ее решения в процессе работы в группах.
|
|
|
148 |
| Упражнение в изменении глаголов по временам |
| 1 |
| Закрепить знания о глаголе, как о части речи. Уметь ориентироваться в учебнике, извлекать информацию из таблицы, работать в паре, договариваться друг с другом, развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку; совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы; воспитывать взаимопонимание, товарищество.
|
|
|
149 |
| Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. |
| 1 |
| Формулировать тему урока. Уметь принимать учебную задачу развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы, формировать умение работать по инструкции развивать речь и обогащать её словарный запас, уметь работать в паре уметь слушать и вступать в диалог. |
|
|
150 |
| Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. |
| 1 |
| Познакомиться с образованием глаголов в форме прошедшего времени; с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам и числам. Продолжить работу по обогащению словаря детей новыми словами. Развивать и совершенствовать грамматический строй речи, связную устную и письменную речь, зрительную и слуховую память, логическое мышление, коммуникативные умения. Воспитывать чувство взаимопомощи при работе в парах.
|
|
|
151 |
| Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. |
| 1 |
| На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам. Совершенствовать умение правописания глаголов прошедшего времени. Развивать внимание, память, монологическую речь, воображение. Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекрасного.
|
|
|
152 |
| НЕ с глаголами. Словарный диктант. |
| 1 |
| Познакомиться с отрицательной частицей не и учиться писать её раздельно с глаголами; развивать логическое мышление; воспитывать умение межличностного взаимодействия. Развивать и совершенствовать грамматический строй речи, связную устную и письменную речь, зрительную и слуховую память. Воспитывать чувство взаимопомощи при работе в парах. |
|
|
153 |
| Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глаголов.. |
| 1 |
| Расширить знания о служебных частях, углубить знания о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов), познакомиться с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами. Воспитывать культуру учебного труда. Побуждать самостоятельную мыслительную работу, уметь анализировать и делать самостоятельные выводы, развивать умение слушать товарищей, оценивать себя и своих одноклассников.
|
|
|
154 |
| Обобщение знаний о глаголе |
| 1 |
| Систематизировать знания о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи. Углубить знания о данной части речи. Развивать монологическую речь. Самостоятельно работать с дополнительной литературой. Уметь работать в группах, парах. |
|
|
155 |
| Контрольный диктант № 9 |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Записывать текст, используя изученные правила письма. Проверять написанное. Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. Систематизировать знания о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи. Углубить знания о данной части речи. Оценивать свои достижения при выполнении заданий урока. Проверять правильность выполненной работы. |
|
|
156 |
| Работа над ошибками. |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивать свои достижения при выполнении заданий урока. Проверять правильность выполненной работы. |
|
|
157 |
| Обобщение о глаголе. |
| 1 |
| Обобщить и систематизировать знания о глаголе. Развивать умение употреблять глаголы в речи, развивать творческое мышление, орфографическую зоркость. Воспитывать интерес к родному языку. |
|
|
| Повторение. |
|
| 13 часов |
|
|
|
|
158 |
| Части речи. Глагол. |
| 1 |
| Закрепить существенных признаках глагола (обозначает действие предмета, роль в нашей речи, изменение по числам, в прошедшем времени единственного числа по родам, каким членом предложения бывает). Закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах глагола, роли глагола в предложении, правописании частицы не с глаголами; развивать устную и письменную речь. Воспитывать любознательность, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учебе. Вырабатывать навыки самооценки. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Оценивать свою работу на уроке.
|
|
|
159 |
| Имя прилагательное. |
| 1 |
| Повторить и закрепить знания об изученных частях речи (об имени существительном, имени прилагательном, глаголе). Уточнить представления об изученных частях речи; развивать связную речь, память, логическое мышление; воспитывать усидчивость, аккуратность, чувство любви к родному языку.
|
|
|
160 |
| Имя прилагательное. |
| 1 |
| Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщение. Обогащать лексику, развивать память, внимание, логическое мышление, быстроту мысли, на основе предложенных заданий. Воспитывать взаимопомощь, умение работать в коллективе. |
|
|
161 |
| Контрольный диктант № 9 |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Записывать текст, используя изученные правила письма. Проверять написанное. Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам системы языка. Оценивать свои достижения при выполнении заданий урока. Проверять правильность выполненной работы. |
|
|
162 |
| Работа над ошибками. |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Оценивать свои достижения при выполнении заданий урока. Проверять правильность выполненной работы. |
|
|
163 |
| Упражнение в правописание частей слова |
| 1 |
| Закреплять умения применять правила корня на письме; учиться определять род, число имен существительных; развивать память, мышление, воображение, речь, обогащать словарный запас; воспитывать любовь к природе. |
|
|
164 |
| Текст. Тема текста. Части текста |
| 1 |
| Повторить понятия «Тема, идея, проблема текста», уметь различать их и выделять из текста. Развивать устную речь, умение четко, логично и правильно формулировать свои мысли. Закреплять знания об основных видах орфограмм. Формировать умение находить в тексте орфограммы. |
|
|
165 |
| Текст. Тема текста. Части текста |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Находить в словах разные орфограммы. Правильно применять их при написании. Различать орфограммы. Оценивать результаты своей деятельности |
|
|
167 |
| Текст. Тема текста. Части текста |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Находить в словах разные орфограммы. Правильно применять их при написании. Различать орфограммы. Оценивать результаты своей деятельности |
|
|
168 |
| Текст. Тема текста. Части текста. Словарный диктант. |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Находить в словах разные орфограммы. Правильно применять их при написании. Различать орфограммы. Оценивать результаты своей деятельности |
|
|
169 |
| Итоговый тест. |
| 1 |
| Принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Находить в словах разные орфограммы. Правильно применять их при написании. Различать орфограммы. Оценивать результаты своей деятельности |
|
|
170 |
| Работа над ошибками. |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|