Буквы, с которыми простился русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок может использоваться как дополнительный материал к урокам русского языка, к урокам основы православной культуры.

Для чтения материала на церковнославянском языке необходимо установить шрифт Akafist.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_s_kotorymi_prostilsya_russkiy_yazyk.rar72.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок может использоваться как дополнительный материал к урокам русского языка, к урокам основы православной культуры.

Для чтения материала на церковнославянском языке необходимо установить шрифт Akafist.

Тема урока: Буквы, с которыми простился русский язык.

 

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о буквах, с которыми простился русский язык:  I и десятеричное, t  ять, a фита.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Образовательные задачи: формировать знания учащихся об истории  русского языка, расширять представления о культуре русского народа, продолжать изучение букв церковнославянского алфавита, формировать умение читать и писать на церковнославянском языке.
  2. Развивающие цели: развивать познавательный интерес учащихся к истории и культуре отечества, развивать творческие и аналитические способности школьников.
  3. Воспитательные цели: воспитывать ценностное отношение к историческому прошлому; воспитывать внимательное отношение к истории русского языка; содействовать эстетическому воспитанию школьников на примерах образцов росписи орнаментов из древних книг; содействовать физическому воспитанию школьников в процессе проведения физкультминуток, создания позитивного психологического настроя на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Материалы урока: 

Прописи по церковнославянскому языку. Е.В.Макарова.

Словарь В.И.Даля

Набор образцов росписи орнаментов из древних книг.

Таблица церковнославянского алфавита.

Церковнославянская грамота. Д.Г.Демидов.

Буквица славянская. Н.П.Саблина

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:  в начале нашего урока я хотела бы предложить вам прочесть пословицу и подумать над ее содержанием.

Ученики читают пословицу: Ра1ть стои1тъ до ми1ра, ло1жь до пра1вды.

Учитель: обратимся к  словарю В.И. Даля. Слово  рать- война, ополчение, войско.

- Как понимаете смысл пословицы?

Ученик 1: война длится до заключения мира, а ложь - до раскрытия правды.

Ученик 2: война заканчивается миром, а ложь  правдой.

Учитель обобщает ответы учеников: мир сильнее самой жестокой войны, а правда смелее самой коварной лжи.

Учитель:  что вы понимаете под словом ми1ръ в пословице?

Ученик 1: покой, тишина.

Ученик 2: согласие.

Ученик 3: благополучие

Учитель обобщает ответы учащихся и записывает на доске:

Ми1ръ -  покой, тишина, согласие, благополучие.

  1. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.

Учитель: однако, слово мир имеет и другое значение, в цся тогда оно записывалось так – мi1 ръ. Русский народ говорил  мудро, метко:

В мi1 рt  жи1ть, с ми1ромъ  жи1ть.

Учитель: как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ученик 1: жить в мире, среди людей, надо в согласии.

Ученик 2: жить на земле надо спокойно.

Ученик 3: на нашей планете жить надо благополучно.

Учитель обобщает ответы учащихся и записывает на доске:

Мi1 ръ - вселенная, Земля, Земной шар, планета, род человеческий.

Учитель: что вы можете сказать о словах  ми1ръ  и  мiр1ъ?

Ученик 1: слова произносятся одинаково, но имеют разные значения.

Ученик 2: Ми1ръ -  покой, тишина, согласие, благополучие.

Ученик 3: Мi1 ръ - вселенная, Земля, Земной шар, планета, род человеческий.

Ученик 4: в написании слова различаются буквами   и, и i

Учитель: и ( и13же),  и I ( и десятеричное)

Учитель: Чему предстоит научиться на уроке?

Ученик: Познакомимся с новыми буквами.

Учитель просит учащихся открыть прописи цся на странице 19 и прочитать тему урока.

  1. Тема урока: Буквы, с которыми простился русский язык.
  1. Знакомство с образом буквы  I   (и десятеричное)

Учитель: Полистаем страницы старинных книг, найдем букву I (и десятеричное), которая особого имени в цса не имела. Обратите внимание, как украшает строку буква.

На этапе знакомства с образом буквы учитель использует Русскую азбуку в инициалах 11-16 веков. Составитель Г.В.Аксенова. Москва 1998.

  1. Рисование буквицы I (и десятеричное).

- Что напоминает буква I (и десятеричное)?

Ученик 1: свечу.

Ученик 2: одинокого странника.

Учитель: из растительного мира?

Ученик 3: стебелек цветка.

Учитель: из животного мира?

Ученик 4: суслика.

Физкультминутка.

Учитель:  Встаньте свободно возле своих парт и изобразите инициал I (и десятеричное ) или растительного, или  животного, или геометрического  «происхождения».

Учитель: а теперь в прописях нарисуйте свой образ буквы, используя растительный, геометрический, зооморфный образцы инициалов.

Учащиеся работают в прописях с цветными карандашами в специально отведенных квадратах.

  1. Выработка умения писать букву I (и десятеричное).

Этот этап начинаем с контроля ровной посадки учащихся на рабочих местах и прямого расположения на партах прописей.  Учитель напоминает о «мачтовом» способе письма.

Далее учитель на доске мелом прописывает заглавную и маленькую буквы, проговаривая свои действия и задавая ритм счетом: « раз – нашли «рабочую точку», два – ведем прямую «мачту» вниз до нижней строки».

Ученики находят букву в прописях и, подражая учителю, комментируют свое письмо.

Учитель: прочтите слова следующих строк и ответьте:

- Какую работу выполняет I (и десятеричное) на письме?

Ученик 1:обозначает звук- [и.]

Ученик 2: различает значения слова мир.

Ученик 3: в словах I (и десятеричное) пишется перед гласными.

  1. Контрольно-тренировочные упражнения.

Учитель: проверим вашу внимательность. На следующей странице прописей прочтем слова.

Ученик:  зна1менiе, весе1лiе, марi1а? Перед гласными следует написать I (и десятеричное).

Учитель: запишите слова, вставьте пропущенные буквы.

Учитель: хорошо ли, что в современном русском языке буквы I

(и десятеричное) нет?

Ученик: плохо, что понять значение слова мир мы сразу не сможем.

Ученик: письменная строка стала однообразна.

  1. Знакомство с образом буквы t ять.

Учитель: с буквой t ять русский язык тоже простился. Давайте найдем t  ять на страницах Русской азбуки.

-На что похожа буква?

Ученик: на крестик.

Учитель: действительно, эта буква-лигатура. Она составлена из ь еря,  венчанного крестом. Учитель записывает на доске букву ять, обращая внимание на то, как она образовалась.

Ученик: буква похожа на лилию с раскрытыми лепестками.

Учитель: букву называли лебедем белым, плывущим по строке, величая и украшая ее.

Физкультминутка.

Учитель:  встаньте свободно возле парты, изобразите букву t  ять растительного, или  животного, или   геометрического  мира.

  1. Рисование буквицы t  ять.

Учитель: а теперь у каждого из вас есть возможность в прописях создать свой образ буквы, используя    растительный, геометрический, зооморфный образцы инициалов.

Учащиеся работают в прописях с цветными карандашами в специально отведенных квадратах.

  1. Выработка умения писать букву  t ять.

Учитель: прежде чем вы начнете писать букву в прописях, напишем ее в воздухе. Замечательно!

Учитель: запись буквы требует усердия и старания.

Учитель: вспомним о ровной посадке, прямом расположении тетради на парте, о «мачтовом» письме.

- Кто сможет на доске задать образец написания буквы  t ять?

Ученик 1 комментирует письмо большой и маленькой букв t  ять по образцу прописей.

Ученик 2 продолжает запись букв на доске.

Учитель: поднимите прописи те, кому удалось показать красоту буквы, кто доволен своей работой. Молодцы!

Учитель: на следующей строке прописей прочтите глазами слова с буквой t ять.

- Какой звук обозначает буква?

Ученик: t  ять обозначает звук [э].

Учитель: Молодцы! Внимательно запишите по образцу эти слова: вtра, человtкъ.

Учитель: какую работу еще выполняет  t ять?

Ученик: важная, красивая она украшает строку.

Учитель: неслучайно красивую работу в старину оценивали словами: «Сделано на ять», значит на отлично.

Ученик: крестик у буквы напоминает о духовном происхождении.

Учитель: действительно, зашатались кресты на церквях, когда учинили насилие над  t ять.

Учитель: почему же с буквой t  ять простились?

Ученик: в цса буква есть тоже обозначает звук [э].

Ученик: и пишется буква есть проще-е.

Учитель: значит, убрав букву t ять, решили упростить письмо.

Но на деле получилось наоборот. В словах, где школьники дореволюционной России писали  t  ять, не задумываясь, теперь современные ученики  часто допускают ошибки. Почему?

Ученик: буква t ять в слове хорошо запоминается, поэтому заменить ее другой буквой или пропустить почти невозможно.

Учитель: действительно, об этом предупреждал и великий русский ученый М.В.Ломоносов.

  1. Контрольно-тренировочные упражнения.

Учитель: на следующей странице прописей почитаем и пропишем слова с буквой ять: пtснь, свtтъ, лtто, хлtбъ, бtла, цtла, дtва, невtста, вtтръ, сtнь, цвtтъ.

- Выделите корни в словах. В однокоренных словах пишется тоже буква t  ять, которая при изменении слов не «убегает».

  1. Знакомство с образом буквы   a фита.

Учитель: церковнославянскую букву a фита в Русской азбуке мы встретим не часто, потому что буква эта греческая. Однако, среди древних пословиц звучит одна удивительная: «Фита не славна, а вещь она славна».

Так чем же славна a  фита? Тем, что она – символ, знак Божественного. Букву эту увидим на иконах в священном сокращении по-гречески.

В народе заметили: «Фиту убрали – и церкви рушить стали».

Учитель: на что похожа a фита?

Ученик: на геометрическую фигуру – овал.

Ученик: на матрешку.

Ученик: на толстый крестик.

Ученик: на паучка.

Физкультминутка.

Учитель: встаньте свободно около парты. Оживите образ буквы a фита.

  1.   Рисование буквицы a фита.

Учитель: воссоздайте образ буквы a фита в прописях, используя    растительный, геометрический, зооморфный образцы инициалов.

Учащиеся работают в прописях с цветными карандашами в специально отведенных квадратах.

  1.   Выработка умения писать букву a фита.

Учитель: чтобы написание было правильным и красивым, потренируемся писать букву  мокрой кистью по доске. Учитель показывает поэлементную запись буквы.

Желающие ученики выходят по одному к доске и прописывают букву, комментируя свои действия.

Приступая к работе в прописях, обращаем внимание на посадку, положение тетради,  постановку руки.

Далее учитель продолжает вести внимательную работу по отработке умения письма буквы a фита, комментируя каждое действие и привлекая к активности каждого ученика.

На страницах прописи ученики читают слова с буквой фита: aiмiа1мъ, виaлее1мъ, тiмоaе1й, ага1aiа, меaо1дiй. Каждому прочитанному слову уделяем должное внимание, раскрывая лексическое значение, вспоминая нормы орфографии написания имен собственных.

Ученики узнают значение слова  aiмiа1мъ – ладан, смола или сок из благовонных деревьев для каждения помещения. Вспоминают название священного города – виaлее1мъ, старинные русские имена греческого происхождения. Во время такой работы учитель с учениками пользуются словарем Церковнославянской грамоты под редакцией Демидова Д.Г.

Учитель: какую работу выполняет буква a фита на письме?

Ученик: обозначает звук [ф].

Ученик: украшает строку.

Ученик: является символом Божественного.

Вот так все не случайно и сокровенно в славянской азбуке, все буквы в ней велики и используются во славу Божию. Хорошо, что буквы, о которых мы говорили на уроке, не утратили свою значимость в церковнославянском языке. А мы с вами, изучая историю русского языка, имеем возможность изучать историю и культуру нашего народа.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель: что интересного открыли для себя на уроке?

Ученик: научились писать церковнославянские буквы, с которыми простился русский язык:  I и десятеричное, t  ять, a фита.

Ученик: узнали, что эти буквы выполняют очень важную работу на письме.

Ученик: научились читать и писать слова с этими буквами.

Ученик: я запомнил пословицу о мире и правде: «Рать стоит до мира, ложь до правды».

Ученик: я вспомнил пословицу о фите: «Фиту убрали – и церкви рушить стали».

  1. Домашнее задание.

Учитель: пусть буквы, которые ушли из русского языка,  останутся с вами в сказке. Напишите сказочные истории о них. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с презентацией «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному: с большой буквы и с маленькой буквы» 1 класс "Школа2100"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа 2100". Тема урока " «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному:  с большой буквы и с маленькой буквы». Урок р...

Урок по русскому языку в 3 в классе «Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё»

Урок подходит для любого УМК. В игровой форме знакомит третьеклассников с новым правилом. Формирует умение находить слова с буквой е в корне, которая проверяется букой ё....

"Большая буква в кличках животных" - Русский язык, 2 "б" класс

quot;Большая буква в кличках животных" - план-конспект урока для 2 класса...

"Звуки [Г] и[Г’]. Буква Г г" Урок русского языка 1 класс "Школа России"

Разработка поможет дать урок в 1 классе при изучении букв, обозначающих соглпсные звуки....