Буквы, с которыми простился русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок может использоваться как дополнительный материал к урокам русского языка, к урокам основы православной культуры.
Для чтения материала на церковнославянском языке необходимо установить шрифт Akafist.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_s_kotorymi_prostilsya_russkiy_yazyk.rar | 72.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок может использоваться как дополнительный материал к урокам русского языка, к урокам основы православной культуры.
Для чтения материала на церковнославянском языке необходимо установить шрифт Akafist.
Тема урока: Буквы, с которыми простился русский язык.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о буквах, с которыми простился русский язык: I и десятеричное, t ять, a фита.
Учебно-воспитательные задачи:
- Образовательные задачи: формировать знания учащихся об истории русского языка, расширять представления о культуре русского народа, продолжать изучение букв церковнославянского алфавита, формировать умение читать и писать на церковнославянском языке.
- Развивающие цели: развивать познавательный интерес учащихся к истории и культуре отечества, развивать творческие и аналитические способности школьников.
- Воспитательные цели: воспитывать ценностное отношение к историческому прошлому; воспитывать внимательное отношение к истории русского языка; содействовать эстетическому воспитанию школьников на примерах образцов росписи орнаментов из древних книг; содействовать физическому воспитанию школьников в процессе проведения физкультминуток, создания позитивного психологического настроя на уроке.
Тип урока: комбинированный.
Материалы урока:
Прописи по церковнославянскому языку. Е.В.Макарова.
Словарь В.И.Даля
Набор образцов росписи орнаментов из древних книг.
Таблица церковнославянского алфавита.
Церковнославянская грамота. Д.Г.Демидов.
Буквица славянская. Н.П.Саблина
- Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: в начале нашего урока я хотела бы предложить вам прочесть пословицу и подумать над ее содержанием.
Ученики читают пословицу: Ра1ть стои1тъ до ми1ра, ло1жь до пра1вды.
Учитель: обратимся к словарю В.И. Даля. Слово рать- война, ополчение, войско.
- Как понимаете смысл пословицы?
Ученик 1: война длится до заключения мира, а ложь - до раскрытия правды.
Ученик 2: война заканчивается миром, а ложь правдой.
Учитель обобщает ответы учеников: мир сильнее самой жестокой войны, а правда смелее самой коварной лжи.
Учитель: что вы понимаете под словом ми1ръ в пословице?
Ученик 1: покой, тишина.
Ученик 2: согласие.
Ученик 3: благополучие
Учитель обобщает ответы учащихся и записывает на доске:
Ми1ръ - покой, тишина, согласие, благополучие.
- Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.
Учитель: однако, слово мир имеет и другое значение, в цся тогда оно записывалось так – мi1 ръ. Русский народ говорил мудро, метко:
В мi1 рt жи1ть, с ми1ромъ жи1ть.
Учитель: как вы понимаете смысл этой пословицы?
Ученик 1: жить в мире, среди людей, надо в согласии.
Ученик 2: жить на земле надо спокойно.
Ученик 3: на нашей планете жить надо благополучно.
Учитель обобщает ответы учащихся и записывает на доске:
Мi1 ръ - вселенная, Земля, Земной шар, планета, род человеческий.
Учитель: что вы можете сказать о словах ми1ръ и мiр1ъ?
Ученик 1: слова произносятся одинаково, но имеют разные значения.
Ученик 2: Ми1ръ - покой, тишина, согласие, благополучие.
Ученик 3: Мi1 ръ - вселенная, Земля, Земной шар, планета, род человеческий.
Ученик 4: в написании слова различаются буквами и, и i
Учитель: и ( и13же), и I ( и десятеричное)
Учитель: Чему предстоит научиться на уроке?
Ученик: Познакомимся с новыми буквами.
Учитель просит учащихся открыть прописи цся на странице 19 и прочитать тему урока.
- Тема урока: Буквы, с которыми простился русский язык.
- Знакомство с образом буквы I (и десятеричное)
Учитель: Полистаем страницы старинных книг, найдем букву I (и десятеричное), которая особого имени в цса не имела. Обратите внимание, как украшает строку буква.
На этапе знакомства с образом буквы учитель использует Русскую азбуку в инициалах 11-16 веков. Составитель Г.В.Аксенова. Москва 1998.
- Рисование буквицы I (и десятеричное).
- Что напоминает буква I (и десятеричное)?
Ученик 1: свечу.
Ученик 2: одинокого странника.
Учитель: из растительного мира?
Ученик 3: стебелек цветка.
Учитель: из животного мира?
Ученик 4: суслика.
Физкультминутка.
Учитель: Встаньте свободно возле своих парт и изобразите инициал I (и десятеричное ) или растительного, или животного, или геометрического «происхождения».
Учитель: а теперь в прописях нарисуйте свой образ буквы, используя растительный, геометрический, зооморфный образцы инициалов.
Учащиеся работают в прописях с цветными карандашами в специально отведенных квадратах.
- Выработка умения писать букву I (и десятеричное).
Этот этап начинаем с контроля ровной посадки учащихся на рабочих местах и прямого расположения на партах прописей. Учитель напоминает о «мачтовом» способе письма.
Далее учитель на доске мелом прописывает заглавную и маленькую буквы, проговаривая свои действия и задавая ритм счетом: « раз – нашли «рабочую точку», два – ведем прямую «мачту» вниз до нижней строки».
Ученики находят букву в прописях и, подражая учителю, комментируют свое письмо.
Учитель: прочтите слова следующих строк и ответьте:
- Какую работу выполняет I (и десятеричное) на письме?
Ученик 1:обозначает звук- [и.]
Ученик 2: различает значения слова мир.
Ученик 3: в словах I (и десятеричное) пишется перед гласными.
- Контрольно-тренировочные упражнения.
Учитель: проверим вашу внимательность. На следующей странице прописей прочтем слова.
Ученик: зна1менiе, весе1лiе, марi1а? Перед гласными следует написать I (и десятеричное).
Учитель: запишите слова, вставьте пропущенные буквы.
Учитель: хорошо ли, что в современном русском языке буквы I
(и десятеричное) нет?
Ученик: плохо, что понять значение слова мир мы сразу не сможем.
Ученик: письменная строка стала однообразна.
- Знакомство с образом буквы t ять.
Учитель: с буквой t ять русский язык тоже простился. Давайте найдем t ять на страницах Русской азбуки.
-На что похожа буква?
Ученик: на крестик.
Учитель: действительно, эта буква-лигатура. Она составлена из ь еря, венчанного крестом. Учитель записывает на доске букву ять, обращая внимание на то, как она образовалась.
Ученик: буква похожа на лилию с раскрытыми лепестками.
Учитель: букву называли лебедем белым, плывущим по строке, величая и украшая ее.
Физкультминутка.
Учитель: встаньте свободно возле парты, изобразите букву t ять растительного, или животного, или геометрического мира.
- Рисование буквицы t ять.
Учитель: а теперь у каждого из вас есть возможность в прописях создать свой образ буквы, используя растительный, геометрический, зооморфный образцы инициалов.
Учащиеся работают в прописях с цветными карандашами в специально отведенных квадратах.
- Выработка умения писать букву t ять.
Учитель: прежде чем вы начнете писать букву в прописях, напишем ее в воздухе. Замечательно!
Учитель: запись буквы требует усердия и старания.
Учитель: вспомним о ровной посадке, прямом расположении тетради на парте, о «мачтовом» письме.
- Кто сможет на доске задать образец написания буквы t ять?
Ученик 1 комментирует письмо большой и маленькой букв t ять по образцу прописей.
Ученик 2 продолжает запись букв на доске.
Учитель: поднимите прописи те, кому удалось показать красоту буквы, кто доволен своей работой. Молодцы!
Учитель: на следующей строке прописей прочтите глазами слова с буквой t ять.
- Какой звук обозначает буква?
Ученик: t ять обозначает звук [э].
Учитель: Молодцы! Внимательно запишите по образцу эти слова: вtра, человtкъ.
Учитель: какую работу еще выполняет t ять?
Ученик: важная, красивая она украшает строку.
Учитель: неслучайно красивую работу в старину оценивали словами: «Сделано на ять», значит на отлично.
Ученик: крестик у буквы напоминает о духовном происхождении.
Учитель: действительно, зашатались кресты на церквях, когда учинили насилие над t ять.
Учитель: почему же с буквой t ять простились?
Ученик: в цса буква есть тоже обозначает звук [э].
Ученик: и пишется буква есть проще-е.
Учитель: значит, убрав букву t ять, решили упростить письмо.
Но на деле получилось наоборот. В словах, где школьники дореволюционной России писали t ять, не задумываясь, теперь современные ученики часто допускают ошибки. Почему?
Ученик: буква t ять в слове хорошо запоминается, поэтому заменить ее другой буквой или пропустить почти невозможно.
Учитель: действительно, об этом предупреждал и великий русский ученый М.В.Ломоносов.
- Контрольно-тренировочные упражнения.
Учитель: на следующей странице прописей почитаем и пропишем слова с буквой ять: пtснь, свtтъ, лtто, хлtбъ, бtла, цtла, дtва, невtста, вtтръ, сtнь, цвtтъ.
- Выделите корни в словах. В однокоренных словах пишется тоже буква t ять, которая при изменении слов не «убегает».
- Знакомство с образом буквы a фита.
Учитель: церковнославянскую букву a фита в Русской азбуке мы встретим не часто, потому что буква эта греческая. Однако, среди древних пословиц звучит одна удивительная: «Фита не славна, а вещь она славна».
Так чем же славна a фита? Тем, что она – символ, знак Божественного. Букву эту увидим на иконах в священном сокращении по-гречески.
В народе заметили: «Фиту убрали – и церкви рушить стали».
Учитель: на что похожа a фита?
Ученик: на геометрическую фигуру – овал.
Ученик: на матрешку.
Ученик: на толстый крестик.
Ученик: на паучка.
Физкультминутка.
Учитель: встаньте свободно около парты. Оживите образ буквы a фита.
- Рисование буквицы a фита.
Учитель: воссоздайте образ буквы a фита в прописях, используя растительный, геометрический, зооморфный образцы инициалов.
Учащиеся работают в прописях с цветными карандашами в специально отведенных квадратах.
- Выработка умения писать букву a фита.
Учитель: чтобы написание было правильным и красивым, потренируемся писать букву мокрой кистью по доске. Учитель показывает поэлементную запись буквы.
Желающие ученики выходят по одному к доске и прописывают букву, комментируя свои действия.
Приступая к работе в прописях, обращаем внимание на посадку, положение тетради, постановку руки.
Далее учитель продолжает вести внимательную работу по отработке умения письма буквы a фита, комментируя каждое действие и привлекая к активности каждого ученика.
На страницах прописи ученики читают слова с буквой фита: aiмiа1мъ, виaлее1мъ, тiмоaе1й, ага1aiа, меaо1дiй. Каждому прочитанному слову уделяем должное внимание, раскрывая лексическое значение, вспоминая нормы орфографии написания имен собственных.
Ученики узнают значение слова aiмiа1мъ – ладан, смола или сок из благовонных деревьев для каждения помещения. Вспоминают название священного города – виaлее1мъ, старинные русские имена греческого происхождения. Во время такой работы учитель с учениками пользуются словарем Церковнославянской грамоты под редакцией Демидова Д.Г.
Учитель: какую работу выполняет буква a фита на письме?
Ученик: обозначает звук [ф].
Ученик: украшает строку.
Ученик: является символом Божественного.
Вот так все не случайно и сокровенно в славянской азбуке, все буквы в ней велики и используются во славу Божию. Хорошо, что буквы, о которых мы говорили на уроке, не утратили свою значимость в церковнославянском языке. А мы с вами, изучая историю русского языка, имеем возможность изучать историю и культуру нашего народа.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель: что интересного открыли для себя на уроке?
Ученик: научились писать церковнославянские буквы, с которыми простился русский язык: I и десятеричное, t ять, a фита.
Ученик: узнали, что эти буквы выполняют очень важную работу на письме.
Ученик: научились читать и писать слова с этими буквами.
Ученик: я запомнил пословицу о мире и правде: «Рать стоит до мира, ложь до правды».
Ученик: я вспомнил пословицу о фите: «Фиту убрали – и церкви рушить стали».
- Домашнее задание.
Учитель: пусть буквы, которые ушли из русского языка, останутся с вами в сказке. Напишите сказочные истории о них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 класса по теме: «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по разному: с большой буквы и с маленькой буквы»
Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения....
Конспект урока по русскому языку с презентацией «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному: с большой буквы и с маленькой буквы» 1 класс "Школа2100"
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа 2100". Тема урока " «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по-разному: с большой буквы и с маленькой буквы». Урок р...
Урок русского языка«Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по разному: с большой буквы и с маленькой буквы»
Урок русского языка 1 класс...
Урок по русскому языку в 3 в классе «Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё»
Урок подходит для любого УМК. В игровой форме знакомит третьеклассников с новым правилом. Формирует умение находить слова с буквой е в корне, которая проверяется букой ё....
"Большая буква в кличках животных" - Русский язык, 2 "б" класс
quot;Большая буква в кличках животных" - план-конспект урока для 2 класса...
презентация к уроку русского языка " Слова с буквой э. Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
"Звуки [Г] и[Г’]. Буква Г г" Урок русского языка 1 класс "Школа России"
Разработка поможет дать урок в 1 классе при изучении букв, обозначающих соглпсные звуки....