Урок русского языка 2 класс "Правописание слов с парными согласными на конце слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Развивать умение распознавать слова, которые нужно проверять, подбирать проверочные, сравнивать согласные буквы в проверяемом и проверочном словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus.yazyka_parnye_soglasnye_2_klass.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А.Н.Радищева»
Урок русского языка
2 класс
УМК « Школа России»
Тема :
« Правописание слов с парными согласными на
конце слова»
Составила и провела
учитель начальных классов
Дубина Ирина Леонидовна
Г.Железногорск-Илимский
Тема: Правописание слов с парными согласными на конце слова.
Цель: развивать умение распознавать слова, которые нужно проверять, подбирать проверочные, сравнивать согласные буквы в проверяемом и проверочном словах.
Задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме: «Парные согласные на конце слова».
2. Развивать внимание, фонематический слух, орфографическую зоркость детей, умение самопроверки и самоконтроля.
3. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных букв. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого звука.
2. Сюрпризный момент.
- Прежде, чем начать урок, мне хочется повторить кое-какие правила.
- Сейчас мы прочитаем три слова
-Назовите зашифрованное слово. Что получается?
(Слайд 1 – зашифрованные слова)
RСZПОWР (спор)
- Среди набора букв найдите слово.
КАПОССОРАВ (ссора)
- Уберите буквы, которые обозначают только твёрдые согласные звуки и прочтите слово.
ШДРЖАКЦА (драка)
- Я выстроила их в такой последовательности: спор – ссора – драка. Как вы думаете, почему они поставлены именно в такой последовательности?
(Ребята, когда спорят, часто начинают ссориться, а ссора переходит в драку.)
- Как по-другому можно назвать эту ситуацию? (Вся эта ситуация называется конфликт).
– Как вы думаете, на каком этапе конфликта нужно остановиться, чтобы не произошла драка?
(Когда возник спор.)
- Какие правила спора вы знаете?
(Спор лучше вести спокойно и доброжелательно. Не махать руками, когда говоришь с человеком нужно смотреть ему в глаза. А ещё когда доказываешь что-то своё, нужно приводить примеры, чтобы человек тебе поверил.)
- Молодцы! Всё это верно. Всё, что вы сейчас сказали, - это и есть правила спора, которые должен соблюдать каждый воспитанный человек, чтобы спор не превратился в драку.
- И сегодня на уроке мне хочется, чтобы царила атмосфера добра, понимания, уважения друг к другу. Если вдруг нам придётся поспорить на уроке, не забывайте о правилах спора.
- Чтобы наш урок был плодотворным (дающим хорошие результаты), пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам – помоги другому».
3.Постановка учебной задачи. (Слайд 2)
Леса, ландыш, врачи, друг, лоб.
- Прочитайте слова вслух. Объедините их в группы по орфограммам.
- Сформулируйте тему урока, ориентируясь на орфограмму, с которой дано большее количество слов.
(слайд 3)
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи, которые мы должны решить в течение урока. Используйте для этого запись. (Слайд 3 – цели)
Задачи:
1.Вспомнить и повторить правило …
2.Учиться находить …, проверять…
( Задачи урока: вспомнить и повторить правило о правописании парных звонких и глухих согласных на конце слова, учиться находить слова с парными согласными, проверять при написании, подбирая проверочные слова).
- С какой целью мы будем их решать?
4.План реализации учебной задачи.
1.Откройте тетради, запишите число.
- Подумайте, что поможет вам сегодня в работе на уроке?
(Слайд 4)
б/ п ?/ф г/? д/т ж/? ?/с
- Как называются эти согласные? Что о них вы можете рассказать? ( В русском языке 6 пар звонких и глухих согласных, звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом).
- На минутке чистописания запишем буквы, которые были пропущены, добавив к ним гласную и. Пишем по два слога с каждой пропущенной буквой. Пишите аккуратно, не спеша. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на столе и о том, как надо держать ручку.
- Подчеркните слог, который, на ваш взгляд, вы написали красивее всего.
2.Спор согласных.
- Жили-были согласные звуки в одном королевстве. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.
- В слове дрозд, (Слайд 5 – слово) нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.
- Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.
Глухие не унимались, потому что им хотелось взять власть в свои руки.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила. И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО. (Слайд 6 – король ПРАВИЛО)
- Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО? Выдвигайте свои гипотезы.
( Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
- Давайте проверим ваши предположения. Вы узнаете, что сказал Король, если выполните следующее задание: восстановите текст.
( Слайд 7 – правило)
- Совпали ли ваши предположения со словами короля?
Звонкие согласные поблагодарили короля за оказанную им помощь и пошли мириться с глухими согласными.
- В начале урока мы говорили о правилах спора. Соблюдали ли согласные эти правила?
- Чего не знали они, когда спорили?
(Есть правила спора, которые должен соблюдать каждый, чтобы спор не превратился в драку).
3.-Теперь, зная правило, мы сможем разрешить спор согласных. Вы должны не только назвать букву, но и обосновать свой выбор. (Фронтальная работа)
( Слайд 8)
4.Физкультминутка для глаз.
-Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Мысленно раскрасьте этот экран своим любимым цветом.
( Слайд 9)
5. Работаете в парах. Составьте слова, используя буквы игрового поля и ориентируясь на шифр. ( Слайд 9)
Игровое поле Шифр
А Б В Г
4 Д У Р Т В2 А3 В4 Г2 Б1
3 Т П М Л Г1 Б2 А4
2 Б О С И Г1 В4 Г2 А2
1 Н Ж Ь Г
- Что объединяет эти слова между собой? К каждому слову подберите проверочное. Напишите полученные пары слов.
(Самопроверка)
- Закройте глаза те, кто не допустил ошибок при выполнении этого задания.
6.- С заданием вы справились успешно, и я предлагаю вам продолжить работу по решению поставленных задач.
( Слайд 10)
Послушайте текст. Определите его основную мысль.
Красив осенний наря (д, т) леса. На деревьях пожелтела листва. На тонких ветках бере (с, з) шелестят золотые листочки. В багряном цвете стоит ду (б, п). Хорошо поработали в лесу краски осени!
Справка: лежит искристый сне (к, г); зимний; снежный пух; весь в снегу; моро (с, з).
-Но вот пришла зима и выпал первый снег.
( Слайд11)
- Прочитайте предложение.
Выпал первый сне(г, к).
- Сформулируйте к нему свое задание. Придумайте одно новое предложение так, чтобы оно по смыслу было продолжением предыдущего.
-Назовите ваши варианты.
Д. Выпал первый снег. Все вокруг стало белым.
Выпал первый снег. Засыпало в саду дорожки.
Выпал первый снег. Белые снежинки легли на деревья и крыши домов.
Физкультминутка для рук
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
- Напишите исходное предложение и свой вариант составленного к нему предложения. Если кто-то не придумал предложение, то запишите наиболее понравившееся предложение одноклассника. Подчеркните известные вам орфограммы. Подберите устно проверочные слова к словам с парными согласными.
-Сравните свою работу с записью на доске.
- Подчеркните главные члены предложения в первом предложении.
( Слайд 12. Проверка с ловушкой.)
( Слайд 13)
8.- Все изменилось в природе с приходом зимы. Поработаем в группах. Измените каждое предложение текста об осени таким образом, чтобы лес стал красив и в зимнее время. А помогут вам в работе слова для справок и иллюстрация на экране. Докажите правильность выбора букв в скобках.
- Как бы вы озаглавили этот текст?
9.Физкультминутка.
Я мороза не боюсь
(шагаем на месте),
С ним я крепко подружусь.
(Хлопаем в ладоши.)
Подойдёт ко мне мороз
(присели),
Тронет руку, тронет нос
(показали руку, нос) –
Значит, надо не зевать
(хлопаем в ладоши),
Прыгать, бегать и играть.
(Прыжки на месте.)
10.- Мороз хорошо поработал не только в лесу, но и на водоемах. Вот какую картину я увидела, проходя мимо пруда.
(Слайд 14)
- И вот что рассказал об этом человеке его друг:
Я знаком с одним моржом,
Ест он кашу, пьёт «Боржом».
Очень любит эскимо,
Вместе ходим мы в кино,
Он среди моржей один
Не видал огромных льдин,
Не видал он даже моря.
Этот морж- Морковкин Боря,
Он спортсмен, приятель мой,
Он купается зимой.
- О ком идёт речь в этом стихотворении? …. Почему мальчика сравнивают с моржом?
Морж - северное животное.
(Слайд 15)
- Что вы знаете об этом животном? ( Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Длина 4 -5 метров, вес до 2 тонн. Занесен в Красную книгу.)
Морж- человек, занимающийся плаванием зимой в открытых водоемах.
- Какой вывод можно сделать? ( Слово морж – многозначное)
- Напишите слово морж, подобрав проверочное слово.( Взаимопроверка)
11.Тестирование. ( Слайд 16)
- Сейчас мы проверим, кто на протяжении всех предыдущих уроков был внимательным и лучше всех усвоил тему « Парные звонкие и глухие согласные». (1 ученик работает у компьютера, самопроверка)
- Проверьте тест. Тем ребятам, кто допустил ошибки, необходимо еще поработать над темой.
5. Итог урока.
-Если бы вам была предоставлена возможность быть в роли учителя на этом уроке, то какие вопросы вы задали бы при подведении итога урока?
- Вернемся к задачам нашего урока. Сумели ли мы их решить?
( Слайд 17)
- Попробуйте оценить работу класса в целом. Что получилось в нашей общей работе сегодня, а чего нам не хватало?
- Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, соблюдали правила спора. Я подготовила для вас интересное домашнее задание: нужно будет разгадать кроссворд.
( Слайд 18)
-Вы можете усложнить домашнюю работу (по желанию), составив дополнительное задание к кроссворду.
- Вспомните, как вы работали на уроке, и заполните карточку рефлексии.
Напиши свое имя рядом с утверждением, с которым ты согласен:
Знаю всё
Знаний стало больше
Знаю, но не всё
Не знаю
- Спасибо за интересное сотрудничество. Молодцы. Урок окончен.
Приложение
Проверь себя!
1.Укажи слово с парными согласными, обозначение которого на письме нуждается в проверке.
1)пля… 2)сло… 3)бока…
2.В каком слове пишется буква д?
1)совес…ь 2)грус…ь 3)са…
3.Укажи проверочное слово для правильного написания слова голубь.
1)голубок 2)голубка 3)голубчик
4.Восстанови порядок орфографических действий при написании слов с парными согласными.
1)Изменяю слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
2)Слышу парный согласный звук на конце слова.
3)Пишу букву этого согласного звука.
4)Перед гласным слышу согласный звук…
1)2, 3, 1, 4 2)2, 1, 4, 3 3)4, 2, 1, 3
5.Дополни правило: «Чтобы правильно написать слово с парным звонким и глухим согласным на конце слова, надо изменить слово так, чтобы…»
1)после согласного стоял парный согласный.
2)перед согласным стоял гласный.
3)после согласного стоял гласный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова
Цели: 1. Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....
Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".
Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....
Конспект урока русского языка на тему:«Правописание парных согласных в конце слова».
Урок связан с 70-летием Великой Отечественной Войны с презентацией....
План конспект урока русского языка во 2 классе "Парные согласные на конце слова"
Написание парных согласных на конце слова....
Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными"
Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными" 2 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по русскому языку .3 класс. Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне
технологическая карта урока для класса с обучающимся овз...