Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе (Технология развивающего обучения Л.В.Занкова)

Тема: «Спряжение глаголов. Правописание ударных личных окончаний глаголов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Дятьковская средняя общеобразовательная школа N92 Брянской области

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе (Технология развивающего обучения Л.В.Занкова)

Тема: «Спряжение глаголов. Правописание ударных личных окончаний глаголов».

Разработала:

учитель начальных классов МАОУ ДСОШ№2                                                                            Семенова Е.И.

Дятьково 2012

Русский язык 4 класс

Технология развивающего обучения (Л.В.Занкова)

Тема: Спряжение глаголов . Правописание ударных личных окончаний глаголов. Цели:

Образовательная: формировать умения определять спряжение глаголов, организовать работу учащихся, направленную на исследовательскую деятельность; способствовать формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

Развивающая: развивать речь, творческое мышление;

Воспитывающая: воспитывать внимание, коллективизм, уважительное отношение к одноклассникам, воспитывать любовь к природе.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, инструктаж, работа с учебником, практическая работа, комментированное письмо.

Оборудование: учебник, доска, таблицы, карточки для работы в группах.

Ход урока

- Девиз нашего урока: «Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой в труде дорожи».(слайд 2)

Давайте будем помнить об этом на протяжении всего урока.

1.Организационный момент.

- Вот звонок весёлый смолк,

Посадив всех на урок.

Время нам нельзя терять,

Будем работать начинать!

- Что нам сегодня делать предстоит? Вот вопрос какой стоит.

Чтоб ответ вам получить,

Надо эту задачу решить.

Узнайте для начала,

О чём я прочитала.

« Интересная часть речи В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет или поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,- Всё расскажет нам ...(глагол ).

2Актуализация знаний

-О какой части речи мы будем сегодня говорить? -Что вы знаете о глаголе? (слайд 3 )

ГЛАГОЛ

-часть речи;

-обозначает действие предмета;

-Отвечает на вопросы: что делает? Что сделал? что будет делать?

-имеет неопределенную форму (инфинитив);

-в предложении чаще всего бывает сказуемым;

-изменяется по временам, числам, а в прошедшем времени - по родам, -имеет 1 и 2 спряжение

З.Работа по теме

  • Записываем сегодняшнее число, классная работа.

На экране написаны слова: (слайд 4)

Сидиш..., светлееш..., кричиш..., влезаеш..., замечаеш..., чернееш... .

  • Прочитайте данные слова.
  • К какой части речи они относятся?.
  • Что в них общего?

(Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. -Как они пишутся?

Все они пишутся с мягким знаком на конце).

  • Разделите эти глаголы на две группы
  • Какие группы у вас получились? Выделите окончания.

(В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь).

  • Какую цепочку букв вы бы составили к минутке чистописания?

(Сегодня на минутке чистописания можно написать цепочку, состоящую из окончаний глаголов -ешь и -ишь: ешъишъ).

  • Напишите эту цепочку до конца строки, при каждом повторе меняя их местами. (ешь ишь ишь ешь ешь ишь...) (открываю на доске)

а) Проблемная ситуация.

  • Прочитайте загадку: Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрёт, тогда заревёт, (слайд 5 )
  • Что это? (Снег).
  • Найдите в предложении глаголы.

-На какие группы их можно разделить?

  • Определите лицо и число глаголов.
  • Выделите в них окончания.
  • Выпишите глаголы, разделив их на группы по общему признаку. (1 ученик у доски), (слайд 6)

Летит        умрёт

Молчит        заревёт

Лежит

-Что можете сказать об этих глаголах? По какому признаку вы их выписывали?

  • Почему у глаголов, стоящих в одном и том же лице и числе разные окончания? (РАЗНОЕ СПРЯЖЕНИЕ)

-Что такое спряжение глаголов? (Изменение глаголов по лицам и числам) .Определите спряжение этих глаголов.

-Как определили спряжение глаголов? (по ударным окончаниям)

Б) А теперь попробуйте определить спряжение у этих глаголов:( Вызвать ученика, он их пишет в столбик)

Кричу, пою, шалю, молчу, стою

-Что объединяет эти глаголы?

-Они стоят в 1 лице ед.числа.

-Обозначьте известные орфограммы.( 1 ученик)

(Здесь по ударным окончаниям определить спряжение сложно. В таком случае необходимо ставить глагол в форму 3 лица мн..числа наст, или буд. времени).

  • Запишем эти глаголы, ставя их в форму 3 лица ед. и мн.числа. (2 ученик)
  • Выделите окончания.

-Поставьте ударение.

Кричу

кричит

кричат

Пою

поет

поют

Шалю

шалит

шалят

Молчу

молчит

молчат

Стою

стоит

стоят

  • А теперь можно определить спряжение глаголов?
  • Итак, как можно определить спряжение глаголов? ( по ударным окончаниям , ставя их в форму 3 лица ед. или мн. числа).

-Какова же тема сегодняшнего урока?( открываю тему на доске!

В)Работа с таблицей: (приложение)

-У каждого на парте лежит таблица с личными окончаниями глаголов.

-Запишите все личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения (

можно работать в парах).

-Самопроверка ( я показываю слайд).

  • Какая пара не допустила ни одной ошибки?

ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

I СПРЯЖЕНИЕ

II СПРЯЖЕНИЕ

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

1

лицо

-у (-ю)

-ем

-у (-ю)

-им

2

лицо

-ешь

-ете

-ишь

-ите

3

лицо

-ет

-ут (-ют)

-ит

-am (-ят)

4 ФИЗМИНУТКА для глаз (слайд 7)

5. Проверка усвоения новых знаний, способов и умений

деятельности.

-Веселый снеговик помог отдохнуть нашим глазам и подвел к следующему этапу урока.

Посмотрите на экран, (слайд 8)

-Что вы видите? Что здесь изображено?

  • Опишите то, что видите. Опишите это дерево.

-Какое настроение вызывает у вас изображение природы зимой?

-Какое поэтическое произведение подойдет к этой картине? (Свободные ответы детей).

Письмо по памяти

-Прочитайте отрывок из стихотворения С Есенина «Береза» (СТИХОТВОРЕНИЕ НАПИСАНО НА ДОСКЕ)

И стоит берёза В сонной тишине,

И горят снежинки В золотом огне.

-Сколько здесь предложений? Как определили?

-Дайте характеристику предложению.

-Найдите орфограммы.(Дети говорят, я обозначаю у доски) -Объясните постановку запятой.

-Назовите грамматические основы этого предложения.

-Еще раз прочитали (хором)

-Закрываю. (Дети повторяют хором)

-Записали по памяти.

-Проверили. ( Открыла доску)

- Оцените свою работу сами.

-На полях карандашом поставьте сами себе отметки)

-Поднимите руки те, кто справился без ошибок? С 1 ошибкой, 2 и т.д.

-Выпишите из текста слова, подходящие к схеме

-Разберите их.(При проверке дети говорят, я разбираю на доске)

-У глаголов определите спряжение.

Б.Творческая работа (задания на партах у каждого)

-Мне понравилось, как вы описывали картину природы зимой, и я вам предлагаю поиграть в игру « Редакторы».

-Перед вами текст. Замените глаголы прошедшего времени глаголами настоящего времени и определите спряжение.

-Тем, коллу трудно, может воспользоваться словами для справок.

Зимнее утро

В зимнем тумане встало холодное тусклое солнце. Спал заснеженный лес.

Я вышел на лесную поляну. Как тихо! Жители леса спрятались от лютого холода. Слабый ветерок прошумел над притихшим лесом. Это веселая стайка клестов пронеслась над лесной поляной. Им не страшны морозы!

Слова для справок: прячутся, спит, несётся, выхожу, встаёт, шумит. Проверка (слайд 9)

  1. Итоги        урока:

-Чему мы сегодня учились?

-Как можно определять спряжение глаголов?

  1. Рефлексия.

Сейчас я вам предлагаю самим оценить свою работу. У каждого из вас на партах по 3 смайлика: красный, желтый, зеленый.

Если вам было интересно и все понятно, то поднимите зеленого смайлика.

Если вы испытывали затруднения при выполнении заданий, то выберите желтого смайлика

Если вы часто ошибались-красного.

8. Домашнее задание (слайд 10)

Упр 136 ( с творческим заданием)

Упр 137 (Выполнить задание по образцу)

-Выбирайте то упражнение, которое сможете сделать самостоятельно без ошибок).

Приложение

Прочитайте текст. Замените глаголы прошедшего времени глаголами настоящего времени. Определите спряжение.

Зимнее утро

В зимнем тумане встало холодное тусклое солнце. Спал заснеженный лес.

Я вышел на лесную поляну. Как тихо! Жители леса попрятались от лютого холода. Слабый ветерок прошумел над притихшим лесом. Это весёлая стайка клестов пронеслась над лесной поляной. Им не страшны морозы!

Слова для справок: прячутся, спит, несётся, выхожу, встаёт, шумит.

ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

I СПРЯЖЕНИЕ

II СПРЯЖЕНИЕ

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

1

лицо

-у (-ю)

-им

2

лицо

-ете

-ишь

3

лицо

-ет

-am (-ят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

конспект открытого урока по русскому языку 4 класс

Тема: "Обобщение по теме: "Имя прилагательное"....

конспект открытого урока по русскому языку 2 класс УМК школа россии

тема урока: "Правописание безударных гласных в корне" 2 класс...

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс

Тема урока: Как определить ударный слог?по программа "Школа России"...