Глаголы прошедшего времени.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Тип урока: открытие нового материала
Цель: формирование представления учащихся о глаголах прошедшего времени.
Задачи:
Обучающая:
- научить находить в тексте глаголы по вопросу, упражняться в правильной постановке вопроса,
- познакомить с суффиксом глаголов прошедшего времени.
Развивающая:
- продолжить развивать орфографическую зоркость.
Воспитывающие:
-воспитывать умение работать в паре, прививать любовь к русскому языку,
- способствовать обогощению словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.rar | 7.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Глаголы прошедшего времени.
3 класс ( 1-4 ).
Учитель начальных классов: Яруллина Ольга Николаевна
Тип урока: открытие нового материала
Цель: формирование представления учащихся о глаголах прошедшего времени.
Задачи:
Обучающая:
- научить находить в тексте глаголы по вопросу, упражняться в правильной постановке вопроса,
- познакомить с суффиксом глаголов прошедшего времени.
Развивающая:
- продолжить развивать орфографическую зоркость.
Воспитывающие:
-воспитывать умение работать в паре, прививать любовь к русскому языку,
- способствовать обогощению словарного запаса.
Оснащение урока: таблица “ Изменение глаголов прошедшего времени ”, карточки со всеми возможными вопросами глаголов прошедшего времени, карточки с заданиями на каждого ученика.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению знаний.
Актуализация знаний.
1) Словарная работа. Игра “ Составь слово ”.
На доске слова: Самолёт, гладкий, улететь, белизна.
1-я буква слова находится в сложном слове, является соединительной гласной ( о ).
2-я буква находится в существительном женского рода, она обозначает согласный, парный, звонкий, мягкий звук ( б ).
3-я буква является проверяемой безударной гласной в корне у глагола ( е ).
4-я – сомнительная согласная в корне у прилагательного ( д ).
Новое словарное слово ОБЕД
Задания:
1) Записать в транскрипции, определить количество букв, звуков, слогов, поставить ударение, определить, где произношение расходится с написанием, какую орфограмму можно проверить, какую нужно запомнить. ( Ученик у доски, остальные самостоятельно, проверка ).
2) Лексическое значение слова (толковый словарь ).
3) Записать предложение под диктовку. ( Один ученик у доски, остальные самостоятельно ).
Дорога ложка к обеду. ( Выделить и объяснить орфограммы, объяснить смысл сказанного ).
4) (к)обеду – разобрать, как часть речи ( ученик у доски комментирует ).
5) образовать однокоренной глагол: Обедать – выделить корень. Правило.
2) Повторение о глаголах настоящего времени.
Доска: У ю ишь ешь ит ет ем им ите ете ат ят
- Что за буквенные сочетания?
- Что значит настоящее время? На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?
- Как изменяются глаголы настоящего времени?
- От какой формы глагола не образуется настоящего времени?
Устно. Произнесите глагол обедать в форме настоящего времени: 1-го лица, ед.числа, 2-го лица ед. числа ( особенность написания ) и т.д.
Самоопределение к деятельности.
1) Доска: Зеленеет, светит, говорил, поют, кричали, летишь, засвистела, осветило.
Прочитайте. На какие две группы можно разделить слова?
2) Записать глаголы прошедшего времени ( взаимопроверка ).
3) Какая теме урока? О чём будем говорить?
3. Изучение нового материала.
1) Поставить вопросы к глаголам. ( Таблицы с вопросами ).
2) Разобрать по составу.
3) Какую особенность заметили? ( суффикс л ).
1) Учебник с.66. Сообщение профессора Иванв Ивановича.
Как вы думаете, достаточно ли одного суффикса Л, чтобы определить глагол прошедшего времени? А что нужно сделать?
1. Определить часть речи.
2. Поставить вопрос – во всех вопросах есть суффикс Л.
2) Карточка. Задание 1. Где обедал, воробей?
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у нoсорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубатый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Автор? ( Называют дети и подписывают, орфограмма? )
А) Прочитать. Что прочитали? Литературный жанр? Кто автор?
Б) Работа в паре – подчеркнуть глаголы, определить время, выделить суффикс Л.
В) Проверяем по цепочке, предварительно поставив вопрос. Везде есть суффикс Л.
3) Игра “ Не ошибись ” Карточка.
Щегол, устал, пришёл, крокодил, возил, осёл, присел, весло, тело, пила, верила, дружила, качели, копали, думали.
- Прочитайте. Я говорю: “ Во всех словах есть –л-. Могу ли я утверждать, что это все глаголы прошедшего времени? Вы со мной согласны?
- Тогда на какие группы можно разделить? ( работа в парах ).
- Что поможет определить? Тогда вперёд сыщики, подчеркните глаголы прошедшего времени. Проверка.
- Какие слова попали в две группы?
- Составить устно предложение со словом “пила “ : 1 вариант с существительным, 2вариант с глаголом.
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме.
Рабочая тетрадь стр. 67-68.
1) Прочитать. Автор: В.Жуковский “ Жаворонок ” – лирическое стихотворение – гимн весне. В каких строчках это особенно видно?
2) Работа со словами: Зардел – назвать синонимы. Лазурь?
3) Найди глаголы прошедшего времени.
- Что помогло найти?
- В каком времени употреблены другие глаголы?
- Найдите сложное предложение. Докажите.
4) Вычленим из сложного простое предложение по схеме: ( схема на доске ).
- Подготовимся написать его по памяти.
- Выделить орфограммы, объяснить, запомнить текст. Записать. Проверка по эталону.
И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
- Подчеркнуть основу. Установить связь слов в предложении, назвать и подчеркнуть второстепенные члены предложения. Указать части речи. Определить падежи у имен существительных, указать время глагола. ( Коллективная проверка ).
5) ( Доска ) Подпрыгнул, прикрикнул, намокнуть, задернуть, потухнуть.
- Прочитать. Образовать глаголы прошедшего времени ( устно ).
- У каких глаголов форма прошедшего времени образуется не так как у остальных? Намок, потух, … ваши примеры. Чего нет у этих глаголов? Как быть? ( Ставить вопрос ).
4. Подведение итогов. Домашнее задание.
- Глаголы какого времени учились находить и образовывать?
- Что значит прошедшее время?
- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
- Большинство из них, какую имеют особенность?
Рефлексия.
- Карточка. – Белый зайчик прыгает по темному полю, следы оставляет. Дети их читают, а потом стирают.
- Прочитать. Определить время глагола.
- Записать в тетрадь, заменив глаголы настоящего времени, глаголами прошедшего времени.
- Оцените свою работу на шкале успеха.
Домашнее задание: Составить 5 предложений на тему “ Весна пришла ”, употребив глаголы в прошедшем времени.
Список использованной литературы:
1. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку 3 класс/ Н.Ю.Васильева, И.Ф.Яценко. – М.: ВАКО. – 2013.
2. Климанова Л.Ф. Русский язык 3 класс. Рабочая тетрадь. 2 часть./ Л.ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. – М.: “”росвещение . – 2012.
3. Климанова Л.Ф. Русский язык 3 класс: учебник, 2 часть./ Л.Ф.Климанова – М.: “ Просвещение ”. – 2012.
4. Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку, курсу “ Окружающий мир ”/ Т.Н.Максимова. – М.: ВАКО. – 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...
Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Образование глаголов прошедшего времени от глаголов в неопределённой форме"
Конспект урока русского языка 3 класс, технология проблемного обучения...
Конспект урока на тему "Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам .\" 3 класс
Школа 2100 ...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Особенности глаголов прошедшего времени. Грамматические признаки глаголов"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по системе Занкова...
Конспект урока "Написание окончаний –ешь, -ишь в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с написанием окончаний –ешь, -ишь в глаголах в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем време...
Изменение глаголов прошедшего времени по временам и числам.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА. 3 КЛАСС. Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по временам и числам....
Конспект урока русского языка «Написание окончаний –ешь, -ишь в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени» (УМК "Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с написанием окончаний –ешь, -ишь в глаголах в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем...