конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Буланова Вера Владимировна

Предлагаю вашему вниманию конспект урока русского языка в 3 классе. Этот материал может быть полезен для учителей начальных классов. В конспекте указаны используемые на уроке технологии, электронные образовательные ресурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

3 класс

Тема: Род  имён  существительных.

Цели:

Обучающая

Познакомить учащихся с алгоритмом определения рода  имен существительных,   учить изменять существительные по числам, определять начальную форму имен существительных

Развивающая

Развитие орфографической зоркости, логического мышления, познавательных способностей, самостоятельности, воли.

Воспитательная

Воспитывать культуру поведения, привитие любви к русскому языку; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, прививать любовь к природе, беречь и охранять природу, так как здоровье человека зависит от состояния природы.

Оборудование: 

  • учебник “Русский язык. 3 класс” (авт.С.В.Иванов  « Школа 21 века»);
  •  интерактивная доска,  проектор, ноутбуки для учащихся, ноутбук учителя, документ-камера

Ход урока:

I. Организационный момент.

 Прозвенел звонок, начинается урок.

           Но сначала повернитесь  и друг другу улыбнитесь.

 Улыбнитесь мне, гостям и садитесь по местам!

              ●Подумайте, какие качества нужны для успешной  работы, чтобы для всех урок стал полезным? (внимание, активность, старание, сообразительность …)

●Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+" строчки в столбце «Я хотел бы  достичь на уроке».

Я хотел бы достичь

У меня получилось

Работать старательно и активно

Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок

Узнать что – то новое самостоятельно

Порадоваться за товарища

Получить «5»

II. Словарная работа. Запись под диктовку с последующей проверкой через документ-камеру.

Словарь: береза, ветер, болото заяц, Москва, пальто,  лопата, мальчик, девочка, лестница, праздник.

Задание: подчеркнуть все гласные, цифрой над словом указать количество слогов

-К какой части речи относятся эти слова? (имена существительные)

-Что такое имя существительное?

(Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

Какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте. (Москва - это имя собственное, а остальные - нарицательные)

-Какие еще бывают имена существительные? (одушевленные и неодушевленные)

- Что мы уже знаем об имени существительном?

Ответы детей:

 - Имя существительное – это часть речи.

– Отвечает на вопросы кто? и что?

– Обозначает предмет.

– Имена существительные бывают собственными и нарицательными.

– Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.

III. Изучение нового материала.

1. Проблемная ситуация.

Вы  знаете о грамматических признаках имен существительных, умеете их различать. Но это еще не все. Сегодня вы узнаете еще об одном грамматическом признаке имен существительных. Отгадав ребус на слайде, вы догадаетесь, о чём мы будем говорить на уроке.

слайд  на доске         шаР + зОнт + Дом = 3, 2, 1        РОД

Учитель: О каком грамматическом признаке имени существительного будем говорить на этом уроке?

На доске записывается тема урока: Род имён существительных.

Род - это семья, родня. Мы сегодня узнаем, какая родня у имени существительного.

 2. Постановка учебной задачи.

Учитель:  В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные.

Предлагаю вам посмотреть грамматическую сказку «Как род появился?» Посмотрев эту сказку, объясните мне и своим одноклассникам, на какие три группы можно разделить имена существительные?

3. Иллюстративный материал «Как род появился?» (ЭОР №1)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/023dfd55-9e12-443b-8a92-873da4eef24f/%5BNS-RUS_3-19%5D_%5BMA_016%5D.swf

Текст грамматической сказки:

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

«Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден».

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

Пришла королева и сказала:

«Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)».

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

Учитель:  Посмотрев  грамматическую сказку «Как род появился?» , можете ли вы ответить, на какие три группы можно разделить имена существительные? (ответы детей)

Ученик:        Женский род запомню я
                      И скажу: "Она - моя".

                       Я запомню род мужской
                      И опять скажу: "Он - мой".
                     Средний род:"Оно - моё".
                     Это правило - моё!

Учитель:  На какие три группы делятся имена существительные?

Дети: Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род.

Учитель: Составим алгоритм определения рода имён существительных:

м.р. - он, мой

ж. р.- она, моя.

с. р. - оно, мое.

Учитель: Пользуясь секретом королевы, запишите имена существительные в три столбика по родам

( задание выполняется на интерактивной доске и в тетрадях)

м.р.

ж.р.

ср. р.

(он, мой)

(она, моя)

(оно, моё)

Береза, ветер, болото, заяц, Москва, пальто,  лопата, мальчик, девочка, лестница, праздник.

Учитель: Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.

(Учащиеся  делают вывод, потом читают  вывод в учебнике на с. 132)

4. Проблемный вопрос:

– Как ты думаешь, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Проверь. Что получилось?   - выполнение в тетради упр.1, стр.131 самостоятельно, с последующей проверкой.

Вывод: По родам существительные не изменяются.

5. ФИЗМИНУТКА- « Зимняя зарядка»    (ЭОР № 2)

www.youtube.com

IV. Закрепление.

1. (ЭОР № 3)

  «Род имён существительных» -  интерактивный модуль, направленный на изучение рода имени существительного

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9c2a73c7-f4c5-4d9e-a2ff-5592100a0962/%5BNS-RUS_3-19%5D_%5BTQ_017%5D.swf

Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей, птицы.

Назовите имена существительные мужского рода: огонь, переулок, музей.

Среднего рода: место, платье.

женского рода: улица,  библиотека, метель, птица

Зависят ли от рода и числа имени существительного другие части речи, которые с ним связаны?

2. Тест в «Академии младшего школьника» (ЭОР № 4)

V. Дом.задание: упр.3, стр.132

VI. Итог урока, рефлексия.

Учитель: Услышим скоро мы звонок,

                  Пора заканчивать урок.

             – Что было главным на уроке?

              – Как определить род имени существительного?

Вспомните цели, которые  ставили в начале урока. Достигли мы этих целей?

Какое задание было самым трудным?

      Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком  "+"  нужную строчку  в столбце « У меня  получилось».         Расскажи, что   тебе   удалось достичь за урок. Что не получилось?      

                                                                                                     Приложение 1 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

 «Как род появился»

Иллюстративный материал

ЭОР №1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/023dfd55-9e12-443b-8a92-873da4eef24f/%5BNS-RUS_3-19%5D_%5BMA_016%5D.swf

2

«Зимняя зарядка»

Видеофрагмент

ЭОР №2

www.youtube.com

3

«Род имён существительных»

Интерактивный модуль

ЭОР №3

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9c2a73c7-f4c5-4d9e-a2ff-5592100a0962/%5BNS-RUS_3-19%5D_%5BTQ_017%5D.swf

4

«Род имён существительных» -  

Тест из мультимедийного приложения «Академия младшего школьника»

ЭОР №4

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»

Технологическая карта урока  "открытия новых знаний"  по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного  отношения к совместной познавательно...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...

Конспект урока русского языка. 1 класс. Тема: Русский алфавит, или Азбука

Конспект урока русского языка. 1 класс. Тема: Русский алфавит, или Азбука...