Урок русского языка" Неопределенная форма глагола" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка " Неопределенная форма глагола" 4 класс по учебно-методическому комплекту " Начальная школа 21 век", презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка по теме "Неопределенная форма глагола" | 24.52 КБ |
презентация к уроку " Неопределенная форма глагола" | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме : «Неопределенная форма глагола»
Тип урока: « Открытие нового знания».
Цели урока:
- познакомить с новым понятием «начальная форма глагола»;
- развивать умение ставить вопрос к глаголам в неопределенной форме;
- закреплять умение распознавать форму слова и однокоренные слова;
- развивать мыслительные операции сравнения, класификации;
- воспитывать самостоятельность у учащихся.
Формирование УУД.
Личностные:
признавать важность учебы и познавания нового, понимать ,зачем выполнять те или иные учебные действия;
- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
Регулятивные:
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.
Познавательные:
- делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметных задач.
Коммуникативные:
- подтверждать аргументы фактами;
- слушать ,сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Оборудование:
1.С.В. Иванов, М.И. КузнецоваЛ.В. Петленко-М.: Вентана-Граф,2014
2. Карточки с заданиями для работы в парах.
3. Карточки с заданием для индивидуальной работы.
4. Презентация.
5. Смайлики для рефлексии.
Ход урока
1.Этап мотивации к учебной деятельности. Организационноый момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Четко смело говорим
И тихонечко сидим.
Руки- на месте,
Ноги-на месте,
Локти у края,
Спинка-прямая!
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. Чистописание.
Ф фил фильм фильмы фильмом
ин ны интересный интересным интересных
- Прочитайте слова первой строчки. Это форма слова или однокоренные слова? Почему так думаете? ( это форма слова, т.к изменяется только окончание, одинаковое значение и одинаковая основа у слов.)
- Прочитайте слова втлорой строчки и сделайте вывод.
- А при помощи каких частей слова образуются новые однокоренные слова?
Словарная работа. Слайд №1
-Вставьте пропущенную букву, поставьте ударение.
П.длежащее, ск.зуемое, опр.деление, д.полнение, гл.гол, обст.ятельство.
-Какое слово лишнее? Почему? ( глагол, т.к это часть речи, а все остальные слова члены предложения)
-Какие еще части речи знаете?
-Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь о какой части речи пойдет разговор у нас на уроке. ( диалог разыгрывают двое детей)
-Что вы любите больше всего?
-Люблю действовать!
-Что вы больше всего не любите?
-Не люблю предлоги и известную всем частицу.
-Что вы можете сказать о своей роли в речи?
-Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду- и вес в действие придет!(глагол)
-Верно. Мы на уроках уже много говорили об этой части речи. Как вы думаете, мы уже все знаем о ней? (нет). Хотите узнать новое о глаголе?
- Этап выявления места и причины затруднения. Слайд 2.
Найдите глаголы в предложениях, определите время и число. ( дети работают в парах, у каждого на парте карточка с предложениями и таблица)
Наш класс идет в музей. Маленький мальчик играл в мяч. Скоро мы будем писать сочинение. Трудно увидеть в лесу дикое животное. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу.
Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время | |
(Проверка. Дети зачитывают какие глаголы они нашли. Клик мышкой, появляется таблица с глаголами.)
-Вы смогли определить время и лицо глаголов увидеть, читать?( запишите их в четвертый столбик)
-В чем затруднения? ( не изменяются по временам) А чем похожи эти глаголы? (Вопросы, на конце- ть)
- Этап построения проекта выхода из затруднения.
Ребята, предложите, как можно назвать форму у глаголов, в которых не определишь ни время, ни лицо? ( ответы детей)
Это неопределенная форма глагола. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Слайд № 3
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? ( Что делать? Что сделать?) А какого вида эти глаголы? ( совершенного и несовершенного)
- Этап реализации построенного проекта.
Сраните наш вывод с определением в учебнике на с. 100. ( читают правило)
-Что мы еще не сказали о глаголе очень важное? ( глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы -ть, -ти, -чь) Слайд № 4.
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
-В тетеради сделайте два столбика, в первый будем записывать глаголы несовершенного вида, какой вопрос запишем? А во второй столбик совершенного вида, какой вопрос запишем?
Я называю глагол в неопределенной форме, а вы записываете антоним.
Открыть, плакать, говорить, прилететь, прибежать, брать, войти, раздевать, принести. ( на доске футбольные ворота Что делать? Что сделать?, игра «Забей гол»)
_ Возьмите карандаши и выделите суффиксы у глаголов. ( взаимопроверка )
- Физминутка, проводят дети.
-Как живешь?
-А идешь?
-Как бежишь?
-А плывешь?
-Ешь обед?
-Машешь вслед?
-Утром спишь?
-А шалишь?
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
- А сейчас возьмите карточку № 2. Вам необходимо от предложенных глаголов образовать неопределенную форму, но учтите, что вид глагола не меняется. Все формы одного слова-это глаголы одного вида. Правильно задавайте вопрос!
Играю, играешь, играл-...
Сидят, сидим, сидел-...
Скажу, скажешь, сказал-...
Нарисую, нарисуют, нарисовал-...
_ И еще очень важное нам надо запомнить! Суффиксы -ть, -ти,-чь в основу глаголов не входят, т. к. не образуют новые слова, только меняют форму. Слайд №5
Посмотрите на экран и найдите ошибки.
Купить, обедать, бегать, войти, прыгать, думать. (выделены основы)
9.Этап включения в систему знаний и повторения.
- А сейчас поиграем. У меня на карточке записан глагол, ученик показывает жестами действие, а дети отгадывают, записывают, выделяют суффикс и основу.
Плакать,прыгать, бегать, стричь, нести, писать, смотреть.
- Замените фразеологический оборот глаголами в неопределенной форме, выделите суффикс.
Пускать пыль в глаза (врать)
Зарубить на носу ( запомнить)
Держать язык за зубами (молчать)
Вешать нос (грустить)
Дать словао( обещать)
Мозолить глаза ( мешать)
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
- Что нового узнали на уроке?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Какие имеют суффиксы? Входят ли они в основу?
- Оцените свою работу ( дети показываю смайлики), оценивание учителем.
- Д.з. с. 100, упр. 2
- В заключении я прочту стихотворение о том, как один ученик учил глаголы.
«Я учу глаголы.» Открываю: наш сосед…
- Я пришел из школы, ( Он живет под нами)
- Я учу глаголы… Не причесан, не одет-
- Мне их выучить - пустяк! В тапках и пижаме.
- У меня свой метод! Он кричит:
- Применяется он так, «Прошу прощенья!
- Новый метод этот: Это что - землетрясенье?
- «Кричать» - кричу, Или, может быть, слоны
- «Вертеть»- верчу, Надо мной поселены?!
- «Двигать»- двигаю, - Уважаемый сосед,
- «Прыгать»- прыгаю. Никого в квартире нет.
- Я и прыгал! Я и двигал! Я пришел из школы
- Я и топал! Я и пел! И учу глаголы…
- Пел, пока у нас в прихожей
- Вдруг звонок не зазвенел!...
( В.Воскобойников)
- Желаю, чтобы у вас не возникло трудностей дома, когда вы будете выполнять домашнее задание! Спасибо за урок! Слайд № 6.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».
Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...
Урок русского языка в 4 классе по теме : "Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"
Конспект урока русского языка по теме"Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица" по программе "Школа России". На уроке учитель ставит проблемную ситуацию, по...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме " Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы".УМК " Школа России"
Разработка содержит технологическую карту урока русского языка в 3 классе с УУД....
Урок русского языка в 3 классе ( УМК Занкова по учебнику Поляковой) Форма проведения : урок –путешествие
Цели урока:Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слов по составу; развивать умения выделять части слова.Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формироват...
урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"
Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....