Урок русского языка" Неопределенная форма глагола" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка " Неопределенная форма глагола" 4 класс по учебно-методическому комплекту " Начальная школа 21 век", презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Урок русского языка по теме : «Неопределенная форма глагола»

Тип урока: « Открытие нового знания».

Цели урока:

  • познакомить с новым понятием «начальная форма глагола»;
  • развивать умение ставить вопрос к глаголам в неопределенной форме;
  • закреплять умение распознавать форму слова и однокоренные слова;
  • развивать мыслительные операции сравнения, класификации;
  • воспитывать самостоятельность у учащихся.

Формирование УУД.

      Личностные:

 признавать важность учебы и познавания нового, понимать ,зачем выполнять те или иные учебные действия;

  • проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные:

  • участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
  • сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
  • сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
  • вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.

Познавательные:

  • делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметных задач.

Коммуникативные:

  • подтверждать аргументы фактами;
  • слушать ,сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
  • участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование:

1.С.В. Иванов, М.И. КузнецоваЛ.В. Петленко-М.: Вентана-Граф,2014

2. Карточки с заданиями для работы в парах.

3. Карточки с заданием для индивидуальной работы.

4. Презентация.

5. Смайлики для рефлексии.

                                               Ход урока

1.Этап мотивации к учебной деятельности. Организационноый момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Четко смело говорим

И тихонечко сидим.

Руки- на месте,

Ноги-на месте,

Локти у края,

Спинка-прямая!

2.Этап актуализации и пробного учебного действия. Чистописание.

Ф фил фильм фильмы фильмом

ин ны интересный интересным интересных

  • Прочитайте слова первой строчки. Это форма слова или однокоренные слова? Почему так думаете? ( это форма слова, т.к изменяется только окончание, одинаковое значение и одинаковая основа у слов.)
  • Прочитайте слова втлорой строчки и сделайте вывод.
  • А при помощи каких частей слова образуются новые однокоренные слова?

Словарная работа. Слайд №1

-Вставьте пропущенную букву, поставьте ударение.

П.длежащее, ск.зуемое, опр.деление, д.полнение, гл.гол, обст.ятельство.

-Какое слово лишнее? Почему? ( глагол, т.к это часть речи, а все остальные слова члены предложения)

-Какие еще части речи знаете?

-Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь о какой части речи пойдет разговор у нас на уроке. ( диалог разыгрывают двое детей)

-Что вы любите больше всего?

-Люблю действовать!

-Что вы больше всего не любите?

-Не люблю предлоги и известную всем частицу.

-Что вы можете сказать о своей роли в речи?

-Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду- и вес в действие придет!(глагол)

-Верно. Мы на уроках уже много говорили об этой части речи. Как вы думаете, мы уже все знаем о ней? (нет). Хотите узнать новое о глаголе?

  1. Этап выявления места и причины затруднения. Слайд 2.

Найдите глаголы в предложениях, определите время и число. ( дети работают в парах, у каждого на парте карточка с предложениями и таблица)

Наш класс идет в музей. Маленький мальчик играл в мяч. Скоро мы будем писать сочинение. Трудно увидеть в лесу дикое животное. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

(Проверка. Дети зачитывают какие глаголы они нашли. Клик мышкой, появляется таблица с глаголами.)

-Вы смогли определить время и лицо глаголов увидеть, читать?( запишите их в четвертый столбик)

-В чем затруднения? ( не изменяются по временам) А чем похожи эти глаголы? (Вопросы, на конце- ть)

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.        

Ребята, предложите, как можно назвать форму у глаголов, в которых не определишь ни время, ни лицо? ( ответы детей)

Это неопределенная форма глагола. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Слайд № 3

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? ( Что делать? Что сделать?) А какого вида эти глаголы? ( совершенного и несовершенного)

  1. Этап реализации построенного проекта.

 Сраните наш вывод с определением в учебнике на с. 100. ( читают правило)

-Что мы еще не сказали о глаголе очень важное? ( глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы -ть, -ти, -чь) Слайд № 4.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

  -В тетеради сделайте два столбика, в первый будем записывать глаголы несовершенного вида, какой вопрос запишем? А во второй столбик совершенного вида, какой вопрос запишем?

 Я называю глагол в неопределенной форме, а вы записываете антоним.

Открыть, плакать, говорить, прилететь, прибежать, брать, войти, раздевать, принести.  ( на доске футбольные ворота Что делать? Что сделать?, игра «Забей гол»)

_ Возьмите карандаши и выделите суффиксы у глаголов. ( взаимопроверка )

  1. Физминутка, проводят дети.

-Как живешь?

-А идешь?

-Как бежишь?

-А плывешь?

-Ешь обед?

-Машешь вслед?

-Утром спишь?

-А шалишь?

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

- А сейчас возьмите карточку № 2. Вам необходимо от предложенных глаголов образовать неопределенную форму, но учтите, что вид глагола не меняется. Все формы одного слова-это глаголы одного вида. Правильно задавайте вопрос!

Играю, играешь, играл-...

Сидят, сидим, сидел-...

Скажу, скажешь, сказал-...

Нарисую, нарисуют, нарисовал-...

 _ И еще очень важное нам надо запомнить! Суффиксы -ть, -ти,-чь в основу глаголов не входят, т. к. не образуют новые слова, только меняют форму. Слайд №5

Посмотрите на экран и найдите ошибки.

Купить, обедать, бегать, войти, прыгать, думать. (выделены основы)

9.Этап включения в систему знаний и повторения.

  • А сейчас поиграем. У меня на карточке записан глагол, ученик показывает жестами действие, а дети отгадывают, записывают, выделяют суффикс и основу.

Плакать,прыгать, бегать, стричь, нести, писать, смотреть.

  • Замените фразеологический оборот глаголами в неопределенной форме, выделите суффикс.

Пускать пыль в глаза (врать)

Зарубить на носу ( запомнить)

 Держать язык за зубами (молчать)

  Вешать нос (грустить)

  Дать словао( обещать)

   Мозолить глаза ( мешать)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
  • Что нового узнали на уроке?
  • На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
  • Какие имеют суффиксы? Входят ли они в основу?
  • Оцените свою работу ( дети показываю смайлики), оценивание учителем.
  • Д.з. с. 100, упр. 2
  • В заключении я прочту стихотворение о том, как один ученик учил глаголы.

«Я учу глаголы.»                                     Открываю: наш сосед…

  • Я пришел из школы,                            ( Он живет под нами)
  • Я учу глаголы…                                  Не причесан, не одет-
  • Мне их выучить -  пустяк!                 В тапках и пижаме.
  • У меня свой метод!                             Он кричит:
  • Применяется он так,                           «Прошу прощенья!
  • Новый метод этот:                               Это что - землетрясенье?
  • «Кричать» - кричу,                              Или, может быть, слоны
  • «Вертеть»- верчу,                                Надо мной поселены?!
  • «Двигать»- двигаю,                             - Уважаемый сосед,
  • «Прыгать»- прыгаю.                            Никого в квартире нет.
  • Я и прыгал! Я и двигал!                      Я пришел из школы
  • Я и топал! Я и пел!                              И учу глаголы…
  • Пел, пока у нас в прихожей
  • Вдруг звонок не зазвенел!...

                                             ( В.Воскобойников)

  • Желаю, чтобы у вас не возникло трудностей дома, когда вы будете выполнять домашнее задание! Спасибо за урок! Слайд № 6.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Урок русского языка в 4 классе по теме : "Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"

Конспект урока  русского языка по теме"Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"   по программе "Школа России". На уроке учитель ставит проблемную ситуацию, по...

Урок русского языка в 3 классе ( УМК Занкова по учебнику Поляковой) Форма проведения : урок –путешествие

Цели урока:Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слов по составу; развивать умения выделять части слова.Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формироват...

урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"

Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий  урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....