Урок русского языка "Буква - Ж,ж. Звуковой анализ слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Интегрированный урок грамоты по теме:
«Буква - Ж, ж. Звуковой анализ слов. Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_dokument_microsoft_word.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 36»
Интегрированный урок грамоты
по теме
«Буква - Ж, ж. Звуковой анализ слов.
Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
(1 класс)
(План-конспект)
Учитель: С. Н. Бурнаева
г. Саранск, С. Ш. №36
Тема.
Буква – Ж, ж. Звуковой анализ слов.
Выяснение особенностей звука – [ж].
Вычитание числа 4.
Прибавление числа 3.
Составление и решение задач на умножение и деление.
Цели:
познакомить с новой согласной буквой;
выяснить, что звук [ж] – всегда твердый;
продолжить работу по составлению и решению задач на умножение и деление.
Оборудование:
рисунки, портрет, карточки, игрушки, схемы, магнитофон.
Ход урока
Начинаем интегрированный урок грамоты.
Он включает обучение чтению, письму и математике.
I. Организационный момент.
Быть должны у нас в порядке:
ручки, книжки и тетрадки.
– А девиз у нас какой?
Все что надо под рукой.
А сейчас выполним упражнение, которое называется «Успокоение».
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра!
Но вот пришло мгновение,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минуту, чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного.
II. Основная часть.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой Ж.
– Проведем звуковой анализ слов.
– Выясним особенности звука [ж].
– Будем учиться составлять и решать задачи.
– Продолжим чтение текста: «Сказка про храброго зайца».
– Послушайте загадку и отгадайте ее.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай – ка,
Кто же это?...
(Зайка)
– На доске: [З] Заяц
– Кто знает значение этого слова?
(Зверек отряда прыгунов с длинными ушами и сильными задними ногами, а также мех его).
– А вот загадка про другого зайца.
– Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
– Если я купил билет,
Кто я: заяц или нет?
– Про какого зайца этот стишок?
(Безбилетный пассажир, а также зритель, проникший куда – н. без билета)
– Эти слова называются омонимами.
(Звучат одинаково, а значение разное).
– Выделите голосом (хором) первый звук. Дайте ему характеристику.
[з] – согл., зв., парн., тверд.
– Ребята! К нам на урок пришел зайка.
– Придумайте кличку нашему замечательному зайцу.
– Я предлагаю назвать (Беляк)
– На доске: [Б] Беляк.
– Выделите голосом первый звук. Дайте ему характеристику.
– [Б] – согл., мягк., парн., зв.
– Какая гласная дает команду «Будь твердым!»
(буква А)
– Какая гласная дает команду «Будь мягким!»
(буква Е)
– Какой же делаем вывод?
(В первом слове [З] – твердый, а во втором слове [Б] – мягкий звук)
– Мы изучили все гласные буквы.
(Вопрос: Назовите их?)
– А вот еще одна загадка.
– Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица…
(Жук)
– На доске: [Ж] Жук
Лапок шесть, а глаза два,
Трещинка на спинке.
– Вот хорошая трава,
На – поешь травинку?
(А. Барто)
– Дайте характеристику каждому звуку и соберите схему.
– [Ж ] – согл.,тверд.,зв.
– [ У ] – гл., служ. для обознач. тверд. согл. звука.
– [ К ] – согл., глух., парн., тверд.
– Прочитайте. Какое слово получилось?
(Жук)
– Ребята! Где можно встретить: зайцев, волков, жуков?
(В лесу)
– Как можно назвать одним словом обитателей леса?
– В какое множество их можно объединить?
(Животные)
– Как вы понимаете значение этого слова?
(Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться, питаться.)
– [Ж] – животные – 8 букв, 9 звуков.
– Дайте характеристику каждому звуку.
– Какие согласные указывают на твердость или мягкость согласного звука?
(Гласные: у, и)
– Ребята! Что вы заметили?
(Звук [Ж] – всегда твердый)
– Обведем в схеме синий квадрат и запомним.
– Кто догадался, какую букву мы пишем для обозначения звука [Ж]?
(Букву Же)
– Вот сейчас мы и прочитаем слова с буквой – Ж
– Составить из слогов слова в соответствии с направлением стрелки:
Жа – ра, жа – ба, жа – бо, жа – ло, жа – лит, лу – жи, ко – жа, са – жа
– Звуковая разминка закончена и сейчас мы поиграем в игры.
Игра.
1). «Найди свой домик»
2). Назови слово с нужным звуком [Ж]
– А сейчас мы отправляемся за новыми знаниями. На пути нам будут встречаться препятствия и преграды, поэтому нужно быть очень внимательными и осторожными.
– А вот и первое препятствие.
– Отгадайте загадку.
а) Иголки лежали, лежали, да под стол побежали
(Еж)
б) Лежал – лежал, да в реку побежал
(Снег)
– Что интересного в этих загадках
(Слова одинаковые, а отгадки разные)
– Молодцы! С первым испытанием вы справились.
– А вот второе испытание.
– Заполни таблицу с. 160.
– Прочитайте получившуюся цепочку слов (Жара – пара – парк – паук)
– Молодцы! Прошли второе испытание.
Пальчиковая гимнастика.
Жук летит – жужжит, жужжит
И усами шевелит.
Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Работа с тетрадью.
– Откройте тетрадь по моей команде.
Я тетрадочку открою
И как надо положу,
Я от вас друзья не скрою!
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
– Сравните буквы на верхней строке.
– Что вы заметили?
– Где мы пользуемся печатными буквами?
– На что похожа буква, Ж?
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук: ж – ж – ж – ж….
– Показ на доске.
– Напишите заглавную и строчную букву – Ж (3 раза)
– Напишите слоги на третьей строке.
– Полуовал – это элемент письменной буквы – Ж
– Допишите сначала правый полуовал, а затем – левый.
Физкультминутка.
На лужайке, на ромашке
Жук летел в цветной рубашке.
Жу – жу – жу, жу – жу – жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко – низко наклоняюсь.
– К этому уроку вы приготовили рисунки.
– Я думаю, что у многих из вас дома или в деревне живут вами любимые животные. Какие они?
– Я знаю, что Игорю купили кролика. Какой он?
– Это были домашние животные, а вот сейчас мы продолжим знакомство с дикими животными.
– Сейчас я загадаю загадки, а вы скажите, о ком мы будем читать.
Комочек пуха
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц)
Серовато, дубовато,
Длинное ухо,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)
– Это животные. Вот и поговорим о них.
Работа с текстом «И снова сказка».
– Как зовут главного героя сказки?
(«Длинные уши – Косые – Глаза – Короткий хвост»)
– Чего боялся маленький зайчик?
(«Треснет сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки»)
– Что произошло, когда он вырос?
(«Надоело ему бояться – Никого я не боюсь!»)
– Какую фразу он крикнул на весь лес?
(«Никого я, не боюсь! Вот не боюсь нисколько, и все тут!»)
– Поверили ли ему остальные зайцы?
(«Нет. Не было еще, чтобы заяц не боялся никого»)
– Как хвастался косой?
(«И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!»)
– Какова была реакция всех обитателей леса?
(«Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!»)
– Кто услыхал крики зайца?
(Волк)
– Волк был сыт или голоден?
(Голоден)
– О чем он подумал?
(«Вот тебя я и съем»)
– Какую картину увидел волк на поляне?
– Как вы думаете, что могло случиться дальше?
– Окончание сказки мы прочитаем на следующем уроке.
– Наступил ноябрь. Это последний месяц осени. Неожиданно поднялся ветер. Он стал все сильнее, а испытание все сложнее. Чтобы ветер утих, надо решить задачу.
Решение задач.
– В домике живут 3 крота. К ним идут гости. Сколько кротов будет на празднике?
– О ком говорится в задаче?
(О кротах)
– Сколько кротов живет в домике?
(3)
– Сколько пришло гостей?
(4)
– Ответьте на вопрос задачи
(7) 3 + 4 = 7
– Молодцы! Ветер утих. Мы прошли все испытания. Спасибо вам ребята.
III. Итог урока.
(Кроссворд, загадки).
– Разгадайте слово на букву, Ж.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын…
(Жираф)
В синем небе голосок
Буд - то крохотный звонок.
(Жаворонок)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький зубок
Будущего лета.
(Желудь)
Летом с самого утра
Начинается…
(Жара)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"
Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...
Сценарий урока обучения грамоте по теме "Звуковой анализ слов.Сравнение звуков"(Начальная школа XXI века)
Урок проведён в превом классе с использованием деятельностного метода....
Годовой тест по русскому языку 1 класс. Звуковой анализ слов
Тест составлен для итогового тестированя по системе Эльконина - Давыдова по теме "Звуковой анализ слов"...
Урок русского языка "Звуковой анализ слов"
Урок русского языка в 1 классе по программе "Гармония". Конспект построен в соответствии с требованиями ФГОС....
Проверочная работа по русскому языку (1 класс) "Звуковой анализ слова"
1 задание. Подбор слоговой схемы к данным словам.2 задание. Выбор звуковой схемы к данному слову.3 задание. Уточнение звуковой схемы данного слова.4 задание. Подбор слова к дан...
Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".
Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...
Сценарий урока русского языка (обучение грамоте) по теме: " Звуковой анализ слов КИТ и КОТ" в 1 классе
Сценарий урока русского языка (обучение грамоте) по теме: " Звуковой анализ слов КИТ и КОТ" в 1 классе по УМК "Начальная школа 21 века"Сравнение слов по звуковой структуре, составление слов по схемам,...