«Актуализация знаний о падежах имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Вашему вниманию представляю урок по теме «Актуализация знаний о падежах имен существительных». Урок представляет собой занятие по применению знаний, умений и навыков, полученных в ходе 3 уроков в 4 классе и на уроках во 2- 3 классах изучения темы "Изменение имен существительных по падежам " Структура урока соответствует схеме построения урока обобщения знаний, умений и навыков (организационный момент; вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, сообщает цель урока; выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий; проверка выполнения работ; формулирование выводов по изученному материалу; оценка результатов урока; подведение итогов; задание на дом). Этапы урока логично связаны между собой и вытекают один из другого.. Компьютерное сопровождение урока, которое позволяет улучшить наглядность учебного материала и повысить познавательный интерес к теме урока, охватывает все этапы урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 54.71 КБ |
prezentatsiya.ppt | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Мусина Ания Хасиповна
МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Актанышского района РТ, учитель начальных классов
Конспект –урока по русскому языку.
Тема: Актуализация знаний о падежах имен существительных.
Цель: Использование знаний и умений в определении падежей
имен существительных.
Задачи: Развивать умения различать падежи по их признакам, правильно
употреблять имен существительных в нужном падеже;
Развивать орфографическую зоркость, интеллектуальные способности
учащихся, речь и внимание;
Воспитывать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: Презентация, таблица падежей, плакат для разминки глаз, карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Разминка
- Давайте настроим наши глазки на внимательную работу. Плакат
-А теперь погладим наши ушки, чтоб они внимательно слушали.
- Разомнем ручки, чтоб они красиво писали.
II. Постановка целей и задач урока
-Слушайте ребята, сказку –не вольшебную , а грамматическую:
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя и решили назвать Именительный.
Родился – стал Родительный
Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательный
Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный
Потом он подрос, стал творить добрые дела и стал называться Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный
-О чем, а может о ком сказка? (о падежах)
- А что такое падеж?
(Падеж – непостоянный признак имени существительного
Падеж – это изменение вопроса
Падеж – это изменение окончания для связи слов в предложении
Падеж – это изменение формы слова)
-Значит изменение имен существительных по падежам – это изменение вопроса, окончания и формы слова. ( Изменение происходить вне основы)
- А сколько падежей в русском языке? (6)
- Кстати. В немецком их - 4, в венгерском - 22, в английском – 2, а в русском – 6.
Падежей 6 и у каждого у них свое место. Для того чтобы вам легко запомнилось порядок падежей вам достаточно выучить детский стишок. ИВАН РУБИЛ ДРОВА, ВАСЯ ТОПИЛ ПЕЧЬ, С первой буквы каждого слова начинается названия падежей: Иван – именительный и т.д.
А сейчас слушаем самих падежей
1. Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. (Именительный падеж)
- Дайте характеристику Именительному падежу.
2. Кого же нет?
Я очень беспокоюсь, чего же нет?
Отправлюсь я на поиск
Прошу друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите! (Родительный падеж)
- Расскажите о Родительном падеже.
3. Я работаю старательно
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать с предлогом «К» порой дружу
Но и один гулять хожу. (Дательный падеж)
- Дательный падеж - это...
4. Кого винить мне видно сразу!
Пусть каждый здесь
Запомнит эту фразу
Ведь я важней министра! Все это знают тут!
А ну скорей скажите, Как меня зовут? (Винительный падеж)
- Что вы знаете о Винительном падеже?
5. Творите чем? Творите с кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад. (Творительный падеж)
- Расскажите о Творительном падеже.
6. Мне без предлогов свет не мил
Пусть будет «в», и «о», и «при» -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать
О чем мечтаешь и в чем гулять. (Предложный падеж)
От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Будьте внимательны
После всего услышанного, увиденного, я надеюсь, что вы никогда не будете путать названия и порядок падежей. А вот таблицу падежей вам надо будет выучить наизусть (Таблица падежей )
А на этом уроке она будет вашей помощницей (или как я люблю говорить - соломкой)
III. Выполнение упражнений
- Вы готовы выполнить заданий?
1. Вместо вопросов вставьте существительное «лиса».
Лиса – хитрый зверь.
У (кого?) пуш..стый хвост.
(Кому?) т..пло зимой.
Охотник высл..дил (кого?).
Заяц не любит встреч..ться с (кем?).
О (ком?) народ сложил сказки.
- Самопроверка.
2. Просклоняйте слова
1 – вариант - зима, мороз
2- вариант - кормушка снег (ученики склоняют с комментарием)
- Взаимопроверка
- Молодцы справились.
3. Вы готовы выполнять следующее задание Самостоятельная работа.
Вставьте пропущенные буквы и определите падеж
- Как определить падеж имени существительного?
(От главного слова ставили вопрос к существительному и по вопросу определяем падеж.)
А еще на что можно обратить внимание? ( На предлоги).
Иду (п иду (по чему?) по дорог... Гово говорили (о чем?) о поездк... Взять взять (у кого?) у подруг... Ехал ехал (по чему?) по площад... Лежал лежал (где?) на скатерт... Пошл пошла (к кому?) к Наташ... По по краю (чего?) дорог... Далек далеко (от чего?) от дорог... Варен варенье (из чего?) из вишн.... | Сидел сидел (на чем?) на ветк... Приех приехал (на чем?) на поезд … Дали дали кому?) птичк... Жили жили (где?) в деревн... Были были где?) в музе,.. Выш вышел (из чего?) из калитк... Сидел сидел ( на чем?) на берез... Сдела сделан (из чего?) из шерст... Дать ( дать (кому?) Сереж.... |
- Самопроверка
IV. Физкультминутка для глаз
V. Работа по теме урока
Где можно проследить за изменением существительных? (Изменение существительных хорошо видно в тексте).
Вспомните недавно изученную басню Крылова “Слон и Моська”. ( Ребята вспоминают по памяти.) Какое имя существительное чаще всего встречается в этой басне? (Слон.) Чтение басни наизусть. Определите падеж существительного «слон» А я предлагаю вам алгоритм определения падежа
Алгоритм определения падежа
1.Найти слово, к которому относится имя существительное
2.По вопросу и предлогу определить падеж
кого? Р.п. кто? И.п. за кем ? Т.п. кого? Р.п.
водили слона, слоны в диковинку, ходили за слоном, увидевши слона,
с кем? Т.п.
возится с слоном (запись на доске)
VII. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
И поэтому все встали.
Сладко-сладко потянулись
И прогнулись, и пригнулись.
Распрямились, разогнулись.
Ваши мышцы все проснулись.
Ваши губки улыбнулись.
Пальчики к письму готовы.
Мы работать будем снова.
4. Перед вами текст. Вставьте пропущенную букву, определите падеж имени существительного и выделите окончание
На белой скатерт.. снега видны следы зайц.. . От елк… к елк… прыгает шустрая белка. На берез.. лежат пушистые шапки снег… . Ветки пригнулись к земле от такой тяжести.
V. Итог
Итак, чему был посвящен наш урок?
-Сколько в русском языке падежей?
- Перечисляйте?
- В каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?
- В каком падеже существительные никогда не употребляются без
предлогов?
- А что можно сказать о родительном, дательном, винительном,
творительном и предложном падежах?
- Я думаю, вы еще раз убедились, как много зависит от знания падежей. Не будет текста, если слова не стоят в нужной для них форме.
Я предлагаю вам слова, которые нам дарит зима
Кормушка, снег, мороз, снег, птицы
Что объединяет этих слов? ( Все слова являются именами существительными, Все они на тему Зимы)
-Они еще и словарные. Значит, правописание этих слов вам надо будет запомнить.
Докажите, что это имена существительные. (Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
А в чем видите разницу? (Неодушевленность, неодушевленность. Число)
VI Домашнее задание. Дома вас ждет интересная творческая работа. Вы напишите рассказ, используя эти имена существительные
Мне было хорошо с вами. Спасибо за труд и за ваши знания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
Урок русского языка, 3класс, программа "Планета знаний"...
Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.
Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...
Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.
Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных" 3 класс
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...
конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».
laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....
«Падеж имен существительных. Косвенные падежи»
Урок-усвоения новых знаний....