«Актуализация знаний о падежах имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Вашему вниманию  представляю урок по теме «Актуализация  знаний о падежах имен существительных». Урок представляет собой занятие по применению знаний, умений и навыков, полученных в ходе 3 уроков  в 4 классе и на уроках  во 2- 3 классах  изучения темы  "Изменение имен существительных по падежам "  Структура урока соответствует схеме построения урока обобщения знаний, умений и навыков (организационный момент; вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, сообщает цель урока; выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий; проверка выполнения работ; формулирование выводов по изученному материалу; оценка результатов урока; подведение итогов; задание на дом). Этапы урока  логично связаны между собой и вытекают один из другого.. Компьютерное сопровождение урока, которое позволяет улучшить наглядность учебного материала и повысить познавательный интерес к теме урока,  охватывает все этапы урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx54.71 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Мусина Ания Хасиповнаx_7294de27[1]

            МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»

Актанышского района РТ,  учитель начальных классов  

Конспект –урока по русскому языку.

Тема: Актуализация  знаний о падежах имен существительных.

Цель:  Использование знаний  и умений в определении падежей      

           имен существительных.

Задачи: Развивать умения различать падежи по их признакам, правильно
             употреблять имен существительных в нужном падеже;

             Развивать орфографическую зоркость, интеллектуальные способности
            учащихся, речь и  внимание;

             Воспитывать познавательный интерес к  предмету.

Оборудование: Презентация, таблица падежей, плакат для разминки глаз, карточки с заданиями.

Ход урока:

I. Организационный момент. Психологический настрой.

 Разминка

- Давайте настроим наши глазки на внимательную работу. Плакат

-А теперь погладим наши ушки, чтоб они внимательно слушали.

- Разомнем ручки, чтоб они красиво писали.

II. Постановка целей и задач урока

-Слушайте ребята, сказку –не вольшебную , а грамматическую:

 Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя и решили назвать Именительный.        

Родился – стал Родительный

Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательный

Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный

Потом он подрос, стал творить добрые дела и стал называться Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный

-О чем, а может о ком  сказка? (о падежах)

- А что такое падеж?

(Падеж – непостоянный признак имени существительного

Падеж – это изменение вопроса

Падеж – это изменение окончания для связи слов в предложении

Падеж – это изменение формы слова)

-Значит изменение  имен существительных по падежам – это изменение вопроса, окончания и формы слова.  ( Изменение происходить вне основы)

- А сколько падежей в русском языке? (6)

- Кстати. В немецком их - 4, в венгерском - 22, в английском  – 2, а в русском – 6.

 Падежей 6 и у каждого у них свое место. Для того чтобы вам легко запомнилось порядок падежей вам достаточно выучить детский стишок. ИВАН РУБИЛ ДРОВА, ВАСЯ ТОПИЛ ПЕЧЬ, С первой буквы каждого слова начинается названия падежей: Иван – именительный и т.д.

А сейчас слушаем самих падежей                                                                        

                1.   Предлогов с детства не люблю,
              С собою рядом не терплю
              Мои вопросы кто? и что?

  Ни с чем не спутает никто.  (Именительный падеж)

-  Дайте характеристику Именительному падежу.

2. Кого же нет?

Я очень беспокоюсь, чего же нет?

Отправлюсь я на поиск        

Прошу друзья, скорее помогите!        

И как зовут меня, скажите! (Родительный падеж)         

- Расскажите о Родительном падеже.

3. Я работаю старательно

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать с предлогом «К» порой дружу

 Но и один гулять хожу. (Дательный падеж)  

- Дательный падеж - это...

4. Кого винить мне видно сразу!
Пусть каждый здесь
Запомнит эту фразу

Ведь я важней министра! Все это знают тут!

 А ну скорей скажите, Как меня зовут? (Винительный падеж)

- Что вы знаете о Винительном падеже?

5. Творите  чем? Творите  с кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад.  (Творительный падеж)

- Расскажите о Творительном падеже.

6. Мне без предлогов свет не мил
Пусть будет «в», и «о», и «при» -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать

О чем мечтаешь и в чем гулять. (Предложный падеж)                                        

   От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Будьте внимательны

После всего услышанного, увиденного, я надеюсь, что вы  никогда не будете путать названия и порядок падежей. А вот таблицу падежей вам надо будет выучить наизусть (Таблица падежей )

 А на этом уроке она будет вашей помощницей (или как я люблю говорить -  соломкой)

III. Выполнение упражнений

- Вы готовы выполнить заданий?

1. Вместо вопросов вставьте         существительное «лиса».

    Лиса – хитрый зверь.

        У (кого?) пуш..стый хвост.

        (Кому?) т..пло зимой.

        Охотник высл..дил (кого?).

        Заяц не любит встреч..ться с (кем?).

        О (ком?) народ сложил сказки.

- Самопроверка.

 2. Просклоняйте слова

1 – вариант -   зима, мороз

 2- вариант -  кормушка снег (ученики склоняют с комментарием)

- Взаимопроверка

- Молодцы справились.

3.  Вы готовы выполнять следующее задание  Самостоятельная работа.

Вставьте пропущенные буквы и определите падеж

- Как определить падеж имени существительного?

(От главного слова ставили вопрос к существительному и по вопросу определяем падеж.)

 А еще на что можно обратить внимание? ( На предлоги).

Иду (п   иду (по чему?) по дорог...    

Гово      говорили (о чем?) о поездк...

Взять     взять (у кого?) у подруг...

Ехал      ехал (по чему?) по площад...

Лежал    лежал (где?) на скатерт...

Пошл     пошла (к кому?) к Наташ...

По         по краю (чего?) дорог...

Далек    далеко (от чего?) от дорог...

Варен     варенье (из чего?) из вишн....

Сидел     сидел (на чем?) на ветк...  

Приех     приехал (на чем?)  на поезд …

Дали          дали  кому?) птичк...

Жили       жили  (где?) в деревн...

Были        были   где?) в музе,..

Выш        вышел (из чего?) из калитк...

Сидел      сидел ( на чем?) на берез...

Сдела    сделан  (из чего?) из шерст...

Дать (      дать (кому?) Сереж....

- Самопроверка

IV. Физкультминутка для глаз

V. Работа по теме урока 

Где можно проследить за изменением существительных?  (Изменение существительных хорошо видно в тексте).

Вспомните недавно изученную басню Крылова “Слон и Моська”. ( Ребята вспоминают по памяти.) Какое имя существительное чаще всего встречается в этой басне? (Слон.) Чтение басни наизусть. Определите падеж существительного «слон»  А я предлагаю вам алгоритм определения падежа

Алгоритм определения падежа

1.Найти слово, к которому относится имя существительное

                2.По вопросу и предлогу определить падеж

 кого? Р.п.                    кто? И.п.               за кем ?  Т.п.             кого? Р.п.

 

    водили     слона,      слоны в диковинку,    ходили  за  слоном,   увидевши слона,

   с кем? Т.п.      

возится  с слоном       (запись на доске)

VII. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали.

Сладко-сладко потянулись

И прогнулись, и пригнулись.

Распрямились, разогнулись.

Ваши мышцы все проснулись.

Ваши губки улыбнулись.

Пальчики к письму готовы.

Мы работать будем снова.

4.   Перед вами текст. Вставьте пропущенную букву, определите падеж имени существительного и выделите окончание

На белой   скатерт.. снега видны следы зайц.. . От елк… к елк… прыгает шустрая белка. На берез.. лежат пушистые шапки снег… . Ветки пригнулись к земле  от такой тяжести.
V. Итог

Итак, чему был посвящен наш урок?

 -Сколько в русском языке падежей?

- Перечисляйте?

- В каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?

- В   каком  падеже  существительные  никогда  не  употребляются  без
предлогов?

- А   что   можно   сказать   о   родительном,   дательном,   винительном,
творительном и предложном падежах?

- Я думаю, вы еще раз убедились, как много зависит от знания падежей. Не будет текста, если слова не стоят в нужной для них форме.

Я предлагаю вам слова, которые нам дарит зима

Кормушка, снег, мороз, снег, птицы

 Что объединяет этих слов? ( Все слова являются именами существительными, Все они на тему Зимы)

-Они еще и словарные. Значит, правописание этих слов вам надо будет запомнить.

Докажите, что это имена существительные. (Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

А в чем видите разницу? (Неодушевленность, неодушевленность. Число)

VI Домашнее задание. Дома вас   ждет интересная творческая работа. Вы напишите рассказ, используя эти имена существительные

Мне было хорошо с вами. Спасибо за труд и за ваши знания.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.

Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...

Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.

Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...

конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».

laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....