Орг. момент (эмоциональный настрой).
| Предметом нашего сегодняшнего урока будет слово. Мы продолжаем с вами размышлять о словах русского языка, пополнять свои знания и расширять свой кругозор. К сегодняшнему уроку вы были разбиты на группы: поэты, искатели и книголюбы. Каждая группа получила своё задание. - Как вы думаете, какую цель мы поставим сегодня на уроке?
- Ребята, а что необходимо помнить, когда вы работаете в группе? - Помните, что важен не только личный результат, но и результат работы всей группы. Включайтесь активно в работу, чтобы наш урок получился интересным и чтобы мы справились с поставленными задачами. |
- Исследовать слово с разных сторон науки о языке, донести до всех детей то интересное, что узнали сами. -Работать надо дружно, прислушиваться к мнению других, если одноклассник допустил какую-либо ошибку, надо не смеяться над ним, а помочь. |
Словарная работа. | Сегодняшний урок мы начнем со словарного диктанта.(Вспомните, как пишутся словарные слова, поставьте в словах ударение и подчеркните трудную орфограмму. Я капелька лета на тоненькой ножке. Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица. Что это? К нам приехали с бахчи Полосатые мячи. Что это? Сидит рядом с нами, Смотрит черными глазами. Черна, сладка, мала И ребятам мила. Что это? Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. Что это? Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, Другая – чернеет. Что это?
Кто ж ту ягоду не знает? От простуды помогает. На кустах ни висят И, как маков цвет горят. Только это не рябина. Что за ягода? (калина) Что это? - К какой группе слов относятся записанные слова?
- А на какие вопросы они отвечают?
- Как назвать одним словом то, что мы записали? |
- Земляника
- Арбуз
- Черника
- Малина
- Смородина
- калина
- Слова – названия предметов
- На вопросы кто? или что.
- Ягоды |
Исследование слова «ягода» | Сегодня мы исследуем еще одно словарное слово – ягода.
Книголюбы к сегодняшнему уроку подбирали загадки, стихи, пословицы и поговорки про ягоды. Давайте послушаем ребят
- Самое главное в слове – это его значение. Что обозначает слово «ягода»?
– А как же это слово к нам пришло, каково его происхождение? Об этом нам расскажут искатели, которые поработали с различными словарями
Произнесем слово. Транскрипция. - Какой гласный звук в слабой позиции? - А сейчас узнаем, какой гласной буквой обозначается звук а на письме. Найдите это слово в орфографическом словаре. Какой же буквой обозначается звук а на письме? (открывается карточка) - Ребята-искатели должны были узнать с помощью словообразовательного словаря группу слов-родственников. - Назовите родственные слова (запись на доске)
- Какой секрет написания однокоренных слов мы знаем?
- Запишите словарное слово вместе с группой слов-родственников, поставьте ударение в них и выделите корень ( запись в тетрадь. 1 человек работает на доске)
- А какие фразеологизмы, пословицы и поговорки, связанные с нашим словом, употребляют люди в своей речи? Об этом нам расскажут искатели.
Физминутка.
|
Дети зачитывают несколько загадок, стихов про ягоды
- небольшой сочный плод кустарников и трав а также само травянистое растение
- Слово произошло от «яг», что означает «щечка» с помощью суффикса «од». В переводе означает: по цвету – красные, как щечки, по форме – круглые, как щечки.
-Звук а
- Буквой о
- ягода, ягодина, ягодка, ягодный, ягодник, ягодница
- Корень в однокоренных словах пишется всегда одинаково
- «Одного поля ягода» ( это значит совершенно свой по духу, поведению человек) «Это еще цветочки, а ягодки будут впереди» ( о чем-то плохом: это еще ничего, дальше будет гораздо хуже) « Сорок пять, баба ягодка опять» ( так говорят о привлекательной, здоровой женщине) |
Работа по теме урока. | -Ребята, а какие слова можно считать родственными? Как их по-другому называют?
- Какая часть в слове самая значимая? Давайте поиграем. «Подчеркни лишнее слово» Земляника, земляничка, земляной, земляничный Малиновый, малинник, маленький, малинка Рябина, рябиновый, рябинник, рябой Калина, калиновый, калинка, накалить
- Как же узнать, однокоренные слова или нет?
- Сегодня вы получили карточки с текстом. Ваша задача: списать текст, найти в нем однокоренные слова и выделить в них корень. Подчеркнуть два изменения одного и того же слова. Карточка ученика « Женя нашла ягодную п.ляну. Сначала выглянули самые молодые любопытные ягодки, совсем ещё з.леные. Потом высунули г.ловки ягоды вполне зрелые – крупные и красные. Скоро вся п.лянка вокруг Жени ок.залась усыпанной ягодами». - Из какого произведения данный отрывок? Кто его автор? - Давайте проверим, как вы справились с заданием.
- Вам встретились слова с пропущенными безударными гласными в корне, назовите их. Как вы их проверяли?
- Ребята, мы с вами уже знаем, что такое синонимы и антонимы. Давайте вспомним. - Давайте проверим ваши знания. Дидактическая игра «Подбери антоним» (Детям розданы карточки со словами. По команде учителя они выходят к доске и прикрепляют к соответствующему слову антоним). сладкая ягода – горькая черная ягода – белая ранняя ягода – поздняя спелая ягода – недозрелая крупная ягода – мелкая сочная ягода - сухая Проверка с помощью сигнальных карточек-светофориков.
- К сегодняшнему уроку группа ребят – поэты – сами попробовали сочинить стихи про ягоды. Давайте их послушаем ( дети зачитывают свои стихи).
|
- Родственными называют слова, близкие по значению и имеющими одинаковый корень. По-другому их называют однокоренными. - Значимая часть слова- это его корень.
- Если слова близки по значению и имеют одинаковый корень, то они однокоренные.
- Однокоренные слова: ягодную, ягодки, ягоды. - Изменения одного и того же слова: ягоды, ягодами.
- Синонимы – это близкие по значению слова, антонимы – слова с противоположным значением
|
Подведение итогов урока. | - Что же мы сегодня смогли вспомнить о словах? Попробуйте оценить работу своих групп. -К этому уроку вы все очень хорошо поработали. Группа исследователей вместе с книголюбами приготовила интересный проект, который вы видите на доске, а наши поэты сделали книжку-малышку со своими стихами. Я думаю, что вы её подарите нашей библиотеке, чтобы и другие ребята могли воспользоваться ими. Спасибо за урок!
|
- Вспомнили, какие слова называют однокоренными, что такое синонимы и антонимы, узнали много интересного о слове «ягода». А самое главное, нам было интересно узнать самим и рассказать всем ребятам о том, что мы исследовали. |