Урок обучения грамоте "ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ А, а"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок обучения грамоте 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ А, а
Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [а]; научить акцентировано произносить гласные звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов; выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», моделировать звуковой состав слова; обеспечивать условия для развития фонематический слуха; воспитания культуры учебного труда.
Планируемые результаты:
-знают буквы А, а; умеют выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», осуществлять выбор слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова, моделировать звуковой состав слова.
Метапредметные:
Познавательные: логические – построение рассуждений о значении понятий «верхняя строка», «левый столбец», воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент. II. Введение в тему урока. III. Объявление темы и постановка целей урока. IV. Работа по теме урока. V. Итог урока. Игра на внимание. | Учись читать! Учись читать! Важнее нет науки! Тот, кто сумеет сам читать, Совсем не знает скуки. – Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? – Обратите внимание на форму открытого рта. – А вы заметили, что звук [а] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен. – Отгадайте загадки: Он большой, как мяч футбольный, Если спелый – все довольны, Так приятен он на вкус! И зовут его…. – Произнесите первый звук в слове «арбуз». Солнце жжет мою макушку, Хочет сделать погремушку. – Произнесите второй звук в слове «мак». Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют И, галдя, его клюют. – Произнесите последний звук в слове «рябина». – Сегодня на уроке познакомимся со звуком [а] и буквой А, а. 1. Звуковой анализ слов «Анюта», «луна» и др. – Постройте схему слова. – «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указку по схеме звукового состава слова. – «Прочитайте» слово Ааанюта так, чтобы отчетливо был слышен первый звук. – Назовите первый звук в слове. – Какой это звук, гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой. – «Прочитайте» слово Аньньюта так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. – Назовите второй звук. – Объясните, какой фишкой нужно обозначить этот звук. – «Прочитайте» слово Анюююта так, чтобы отчетливо был слышен третий звук. – Назовите третий звук. – Объясните, какой это звук и как его обозначить. – «Прочитайте» слово Анюттта так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук. – Назовите четвертый звук. – Объясните, как его нужно обозначить. – Назовите мягкую пару звука [т]. – Выделите голосом последний звук в слове. – Назовите пятый звук этого слова. Расскажите, какой это звук. – Объясните, как его нужно обозначить. – Прочитайте все слово. Что оно обозначает? – Сколько в слове звуков? – Определите, сколько в слове Анюта звуков [а]? – Какие они по счету? – После какого согласного звука стоит второй звук [а]? – Запомните правило: после твердых согласных звук [а] записывается буквой а. – Чем отличаются первая и последняя буквы? – Буква А – заглавная – пишется только в начале предложения или слов, которые обозначают имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран, рек. – Какие вы знаете слова на букву А? Аналогично проводится работа с другими словами. – Выделите последний звук во втором слове, охарактеризуйте его. 2. Определение звука [а] в словах. Работа по учебнику. Учитель просит детей рассмотреть образцы печатной буквы А, а. – Из каких элементов состоят буквы? БУКВА НА ДОРОГЕ А – автобус. Четко, кратко. Здесь – и выход, и посадка. А. Шuбаев Всем известно, буква А – буква очень славная. Да к тому же буква А в алфавите главная. Обожают этот звук и Андрей, и Аллочка, Палка так и палка так, и в середине палочка. Э. Успенский 3. Составление предложений с данными словами. ФИЗМИНУТКА 4. Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и на конце слова (по схемам). Работа по учебнику. – Назовите слова, которые начинаются со звука [а]. – Назовите слова, в которых звук [а] находится в середине слова. – Назовите слова, в которых звук [а] находится на конце слова. – Объясните, почему слово «карта» было названо дважды. – Определите, в каком слове спряталось слово «кран». – Расскажите, как расположены рисунки. (В столбики.) – Назовите каждый рисунок, который расположен в левом столбце ( правом столбце, на верхней строке, средней строке, нижней строке). – Найдите слово в слове «шарф». 5. Разгадывание кроссворда. – Назовите слова со звуком [а]. – Что нарисовано на картинке? – Объясните, что обозначает слово «арфа». (Арфа – щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.) – Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А…р…ф…а…) – Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а]. – На каком месте в слове находится звук [а]? – Покажите с помощью фишек качественную характеристику звуку. Учитель каждый этап работы демонстрирует на доске. Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде. Вывод: буква а обозначает гласный звук [а]. Учитель читает стихотворение С. Маршака. …Вот мраморная арка Ведет в аллею парка. Идет аллея до ворот, А у ворот автобус ждет… Да вот фруктовый магазин! Здесь припасли для нас Антоновку и апельсин, Арбуз и ананас. Вот абрикос, а вот айва… Какие вкусные слова – И все на букву… («А»). – Назовите слова на букву а. – Что нового узнали на уроке? | (А-а-а.) (арбуз) ((Мак.) (Рябина.) (Это имя девочки.) (Два.) \ (Первый и пятый.) (После твердого согласного.) (Заглавная и маленькая буквы А, а.) (Ответы детей.) (Экран.) (Шар.) (Арфа.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Закрепление буквы Кк"
Разработка и презентация урока обучения грамоте в 1 классе на тему "Закрепление буквы Кк. Чудеса из буквы Кк"...
Урок обучения грамоте "Строчная буква ё".
Урок обучения грамоте "Строчная буква Ё". Урок открытия нового знания. УМК "Школа 2100"...
Урок обучения грамоте. Тема : "Буква М".
Тип урока изучение нового. На данном уроке ребята знакомятся с новыми звуками и новой буквой, учатся читать слова с буквой м....
Урок обучения грамоте "Гласная буква е"
Урок обучения грамоте в 1 классе по программе "Школа России"...
урок обучения грамоте "Заглавная буква Ю. Космическое путешествие. Упражнения в чтении.
На данном уроке дети, совершая космическое путешествие, знакомятся с заглавной буквой Ю. Учатся её печатать. Вся работа построена в интересной форме....
Урок обучения грамоте "Изучаем буквы. Буква А"
Урок обучения грамоте по программе "Начальная школа. XXI век", но учителя работающие по другим образовательным программам могут использовать в своей работе. К уроку составлена презентация, в которой в...
Урок обучения грамоте "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"
Познакомиться с заглавной буквой Э, с людьми искусства, с энциклопедиями...