Урок обучения грамоте "Строчная буква ё".
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Урок обучения грамоте "Строчная буква Ё". Урок открытия нового знания. УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1klass_obuchenie_gramote_mihina_n._b..doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ гимназия №1
Учитель: Михина Наталья Борисовна
Предмет: обучение грамоте (урок изучения нового материала)
Класс: 1 класс
УМК «Школа 2100»
Тема урока: «Строчная буква ё. Повторение и закрепление введенных понятий»
Цели урока:
Образовательные:
1. Познакомить с буквой «ё», со звуками [й’о ], с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке
2.Развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами с буквой «ё».
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к предмету
2.Воспитывать культуру поведения при работе в группах
Развивающие:
1. Развивать мышление, речь, творческие способности детей.
Оборудование: карточки со словами; букварь; презентация.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
. Оргмомент 2 Актуализация знаний II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы III. Выдвижение версий IV. Актуализация имеющихся знаний V.Составление плана решения учебной проблемы VI. Поиск решения проблемы - открытие нового знания VII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике 8. Продуктивное чтение. Работа с текстом Сладкова «Земля!» IX. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка. | Долгожданный дан звонок, Начинается урок! - Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики. - Умницы! - Молодцы! - Вы, ребята, молодцы! - В начале урока речевая и звуковая разминка. -ОК-ОК-ОК-прозвенел звонок! -НА-НА-НА- в нашем классе тишина! -ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ –все предметы на столе! -СЕ-СЕ-СЕ- будем мы трудиться все! -ШО-ШО-ШО- учимся мы хорошо! -Звуковая разминка. Работаем со звуками (О,И,Е) Работаем со словами (МЕЛ, МОЕТ, ЕЛИ) -А мы повторяем все, что знаем. 1.побуждающий диалог - постановка проблемы На доске неоформленная схема-человечек ! - Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? - Что же мы сегодня будем «открывать»? -- Что необычного заметили у схемы-человечка? -Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он относится к особенной букве. Какой у вас возникает вопрос? - Что предстоит нам сегодня открыть? 23. подведение к формулированию темы - О какой букве мы будем «открывать» узнаете, отгадав загадки Ну и платье, сплошь иголки, Его вечно носят…ёлки Шубка — иголки, Свернётся он — колкий, Рукой не возьмёшь. Кто это? ... Колюч, да не ёж. Кто же это.. ёрш - Произнесем начало слова елки, -Произнесем начало слова ерш йо - Какие звуки вы услышали? - Звуки йо на письме обозначаются буквой ё. -Любимое лакомство медведя. -. Во что превращается вода в лужах зимой? -. Кто сторожит дом? --Какие гласные звуки услышали в этом слове? - Звук о на письме обозначется буквой Ё и указывает на мягкость предыдущего согласного. - Сформулируйте тему нашего урока - Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться? (Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока)
- какой звук обозначает буква ё? - Эта буква – гласная . в какой цвет раскрасим башмачок? -Эта буква может обозначать 2 звука й-согласный, мягкий, звонкий, и 0-гласный. - Как обозначить это на схеме? -Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?
- Нам надо определить в каких случаях буква ё будет обозначать 1 звук, а когда 2 звука. 1. Предлагает взять карточки из конверта со словами, где буква ё стоит в начале слова, после гласного, после согласного ёлка, ёрш, ёжик Поёт , моё, твоё, снуёт Тёрка, клён, дрёма 2. руководство групповой работой - Составьте звуковые схемы этих слов - Какой мы можем сделать вывод? - Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он гласный, что мы можем про него узнать? Работа в парах - Поставьте ударение в словах, где есть буква ё. На что обратили внимание? - Зная, что буква ё всегда ударная, знак ударения над словом, где есть эта буква, мы ставить не будем. - а сейчас послушайте сказку «Почему буква Ё всегда ударная». -Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. Вот, оказывается , почему буква ё всегда ударная. Буква Ё-особенная буква. А в чем ее особенность расскажут ребята. 3. побуждающий диалог подведение к формулированию вывода - Посмотрите на схему нашего звука ,которая относится к новой букве сравните с другими схемами и скажите, в чем же особенность буквы ё? -Решили мы с вами первую задачу? Убирает один кружок 3.знакомство с буквой - А какой значок нам поможет увидеть звук [йо] ? 4. организация работы по чтению и анализу слогов - Ваша задача – научиться читать слоги, слов а и предложения с новой буквой. Подготовьтесь прочитать слоги. - - Откройте букварь на стр104. Какие буквы вы увидели? -Почему буквы схемы звуков букв е ё взялись за ручки? - Буква ё похожа на букву е. Но их путать нельзя.
Чтение слогов - прочитайте слоги, в который буква ё обозначает 2 звука -слоги, где буква ё обозначает звук о и мягкость предыдущего согласного. Чтение слов -назовите лишнее слово -что можете сказать о словах ёрш, ершик -звуко-буквенный анализ слова ёлка. Чтение пар слов -Сравните первые звуки -Какие звуки после согласных? (о) -Почему разные буквы в этих словах - Прочитайте слова 2 столбика. На какие 2 группы можно их разбить? -Что общего в этих словах? -3 Столбик . Что вы можете сказать об этих словах .Докажите. Выделите корень. При помощи чего образовалось новые слова ? Что заметили? -Прочитайте слова с корнем дет. -Прочитайте слова, обозначающие взрослого животное, прочитайте слова обозначающие детенышей. -Как меняет суффикс –ёнок смысл слова? Чтение предложений. _Прочитайте первое предложение. Как это проворонила? -Подчеркните буквы, которые много раз повторяются. -Какую букву вы подчеркнули? -Это скороговорки Повторяя их, можно научиться правильно произносить звуки. Их рекомендуют даже взрослым артистам, потому что скороговорки развивают органы речи. -Прочитайте первую скороговорку быстрее, старайтесь не ошибаться, думайте о смысле. _все слова в этой скороговорке однокоренные .Докажите это. Самостоятельная работа. -Выберите скороговорку, которую хотелось бы произнести перед всем классом. -Прочитайте ее медленно несколько раз, поймите ее смысл, запомните, проговорите несколько раз медленно, затем быстрее. Расскажите друг другу в парах. -Кто хочет выступить перед классом.
-Прочитайте название текста, Рассмотрите иллюстрацию. Подумайте о чем текст? -Чтобы узнать так, ли это, надо прочитать текст. 2. Чтение про себя. 3. Работа с текстом вовремя чтения. -после 1 пр. -Что автор говорит про сосну? -Что значит высоченная? С чем автор сравнивает сосну? После 2 предложения. -Чем интересна была сосна? После 3 предложения. -Чему удивляется автор? Как это настоящее гнездо? После 4 предложения. -Кто сидел в гнезде? Как писатель его называет ? Почему? -Про кого так говорят? После 5 предложения. -В какое время года вылупился вороненок? -Почему вы так решили? После 6 предложения. -Что увидел вороненок в первый раз в своей жизни? Что такое проталина? -А с чем автор сравнивает снег? -Как это понять? После 7 предложения. -Что интересного он увидел над проталиной? -Как это проталина могла плыть, колыхаться? -Почему автор сравнивает проталину с миражом? После 8 предложения. Что крикнул вороненок? Почему? -Чему он мог удивиться? -С какой интонацией надо прочитать «слова» вороненка? После 9 предложения. -С кем сравнивает писатель вороненка? 4. работа с текстом после предложения. -Подтвердились ли наши предположения? -О чем рассказал Н. Сладков? -Каким показал нам Н. Сладков вороненка? -Что можно сказать о характере писателя, который написал такой текст? Все ли пункты плана выполнили? – Чему научились на уроке? – Кому сегодня было легко? – Кому ПОКА было трудновато? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? – Отметьте своё настроение в дневнике. - НА ПОСЛЕДОК ЗАГАДКА: Чем ЗАКАНИЧИВАЕТСЯ ВСЁ? ( ну, конечно буквой ё) Вопросы к ученику после выполненной работы (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Приветствие учителя, самоорганизация Садятся девочки. Садятся мальчики. -индивидуальная работа у доски -фронтальный опрос. Дети проговаривают все, что знают о речи, предложении, слове, слоге, звуке. 1.диалог с учителем Урок «открытия» новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы - Восклицательный знак. Чем новая буква отличается от других букв? - Новый звук и новую букву. 2.проговаривание звуков
3.формулирование темы -мёд (хором, нараспев) -звук м – согласный глухой мягкий -звук о – гласный ударный -звук т – согласный глухой твердый - Звук [йо], буква ё - Узнать всё про новый звук, новую букву. Научиться писать новую строчную букву ё. Научиться читать слоги и слова с буквой ё. - Гласный. -красный -второй башмачок -зеленый 1.диалог с учителем - -может обозначать 1 звуки и 2 звука.
1. определение места звука в словах, работа в группах 1 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых буква ё стоит в начале слова 2 группа – в названии которых этот буква стоит после гласного 3 группа – после согласного 2. работа в группах, индивидуальная работа Составляют звуковые схемы выбранных слов Один ученик у доски составляет схему слова «ёлка», «полёт», « мёд» Дети характеризуют новый звук. - Буква ё обозначает 2 звука звук [йо], она стоит в начале слова, после гласного. Если она стоит после согласного – обозначает 1 звук о и мягкость предыдущего согласного. -ударный или безударный -буква ё всегда ударная. -Один ученик рассказывает. - Буква ё – самая молодая буква в русском языке. Известны её создатели, у неё есть «день рождения». В 1797 году писатель и историк Н.М. Карамзин впервые использовал эту букву. - В журналах, газетах и «взрослых» книгах буква ё часто печатается без точек. Значение слова и его произношение зависят от смысла предложения, в котором это предложение используется. Например: Положи мел на место. Дворник мел двор. -вывод -буква ё. - - -Предположения детей. -Зимой. --Это когда снег подтаял, образовалось темное пятно, виден кусочек земли. --Безбрежное море-это значит море без берегов, то есть куда ни бросишь взгляд, всюду лежит снег. Представьте себе эту картину. -От солнца снег тает, проталину окружает вода, которая колышется от ветра. -Не верится, что уже наступает весна. -Он очень удивился Предположения детей. -С наблюдательным моряком, который, завидев далекий берег радостно кричит «Земля!» -Как вороненок познает мир. --Вороненок любознательный, наблюдательный, интересующийся жизнью птенец. -Писатель добрый человек. Сам он тоже наблюдательный, если мог рассказать такой интересный эпизод из жизни птенца. Автор любит природу, животный мир. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обучения грамоте "Буква е. Звуки буквы е."
Данная презентация к уроку "Буква е и ее звуки" по прогрмме "2100"....
Презентация к уроку обучения грамоте "Буква А,а. 2 урок"
Урок включает в себя звуковой анализ слов, тренировочные упражнения в составлении схем слов и предложений, подготовку к пересказу скзки "Лисичка -сестричка и серый волк по картинному плану....
Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".
Тип урока: открытие нового знания.Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25...
Урок обучения грамоте " Буква Фф. Чтение слов с буквой Фф" УМК " Начальная школа 21 век"
Папка содержит технологическую карту урока, презентацию и самоанализ урока. Урок разработан по букварю Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой....
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Презентация к уроку.Урок обучения грамоте. Буква Д( 2 урок).
Презентация к уроку обучения грамоте. Буква Д. Урок 2....