урок русского языка во 2 классе по теме "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Изучение рода имен существительных по программе развивающиего обучения Л.В.Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2_klass.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 2 класс
Система Л.В.Занкова
Иванова М.Е.
МБОУ «СОШ №20»
Энегльсского муниципального района
Саратовской области
Тема: Род имен существительных
Цель: познакомить учащихся с формой рода имен существительных
Задачи:
- Ознакомление с понятием «род» имен существительных.
- Формирование умений определять род имен существительных в процессе выполнения практических заданий, строить монологические высказывания, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение.
- Развитие мыслительных операций (классификация, анализ, синтез), внимания, памяти, речи, творческих способностей, навыков самооценки и самоконтроля.
- Воспитывать ответственность, взаимовыручку.
Тип урока: открытие новых знаний.
Метод: частично-поисковый, проблемный
Формы организации: фронтальный опрос.
Средства обучения: учебник А.В.Поляковой «Русский язык» 2 класс, тетради на печатной основе по русскому языку С.Г.Яковлевой, презентация урока.
Ход урока
1.Организационный момент.
На доске пословица: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Как понимаете смысл этой пословицы? (Рассуждения детей)
- Запишите число, классная работа и это предложение.
- Действительно, чтобы чего-то достичь, надо потрудиться. Давайте попробуем и мы с вами вытащить свою рыбку. Может быть, она окажется золотой, а может быть волшебной? А может не той и не другой, но нам очень полезной.
2.Актуализация знаний.
- Из чего состоит это предложение? (Из слов)
- Какие группы слов бывают в грамматике? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги.) (слайд 2)
- Назовите известные вам части речи, из которых составлена эта пословица. (Имена существительные, глаголы, предлоги.)
- Слов, какой части речи больше в этом предложении? (Имен существительных.)
- Что вы знаете об имени существительном? (Рассуждения детей. Правило.)
- Какие грамматические признаки имени существительного вы уже знаете? (слайд 3)
3. Постановка учебной задачи.
- А знаете ли вы, что у имени существительного есть еще грамматические признаки? Давайте выясним какие.
4. Построение выхода из затруднений.
- Прочитайте слова. К какой грамматической группе они относятся? (Имена существительные.)
Попробуйте разделить слова на три группы (слайд 4):
Снежинка, снеговик, зима, лед, дерево, поле, сугроб, буран, метель, молоко, пальто, платок, варежка.
Дети пытаются разделить их на группы по количеству слогов в слове: 1 – лед; 2 – зима, поле, сугроб, буран, метель, пальто, платок; 3 - снежинка, снеговик, дерево, молоко, варежка.
По ударному слогу: 1 – дерево, поле, варежка; 2 – снежинка, зима, сугроб, буран, метель, пальто, платок; 3 – молоко. Слово лед – односложное.
- Но это не грамматические признаки существительного.
Некоторые дети слышали о делении имен существительных по родам, поэтому кто-то обязательно скажет, что можно разделить слова на 3 группы по родовому признаку имен существительных. (Дети устно делят слова на группы.)
Как вы думаете, почему м.р. назвали мужским, ж.р. – женским, а ср. р. – средним? (Ответы детей.)
- Хотите услышать сказку, но не простую, а сказку грамматическую?
Сначала все существительные были очень похожи, даже королева Грамматика их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных различия, тот будет награжден».
Услышали про это муж и жена. Муж набрал себе много слов и сказал: пусть они будут мои, мужского рода. А жена схватила много слов себе и сказала: а это будут мои, женского рода.
А все остальные слова остались посередине, лишние — среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные, потому что знала «секрет» различия.
А «секрет» такой: (слайд 5)
Женский род запомню я
И скажу: «Она — моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он — мой».
Средний род: «Оно — мое».
Это правило твое.
- Давайте попробуем воспользоваться секретом королевы Грамматики и докажем, что мы с вами разделили слова правильно. Запишем их в три столбика м.р., ж.р., ср.р.. (слайд 6)
(У доски работают 3 наиболее слабых ученика, остальные дети делают эту работу в тетрадях.)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
а) Физкультминутка
Если услышите слова мужского рода, то встанут мальчики, женского рода – девочки, если среднего рода – никто не встает:
Мальчик, девочка, мама, папа, дедушка, бабушка, тетя, дядя, племянник, племянница, снеговик, солнце, льдинка, шуба, шапка, ком, дерево, дорога, колесо, тулуп, пальто, сапог, молоко, Дед Мороз, вьюга, палка, Снегурочка, ветер, холод.
- Молодцы!
б) Работа по учебнику «Русский язык 2 класс часть 1» А.В.Поляковой, упражнение 238.
Выпишите сначала существительные женского рода, потом мужского рода.
Орел, сова, гнездо, конь, облако, доктор, колесо, болото, осина, солома, мышь, окно.
Проверка: - Какие слова отнесли к женскому роду? Какие слова - к мужскому роду? Какие слова не выписали и почему?
Прочитайте задание упражнения 239 (задание аналогичное). Что надо выполнить в этом упражнении? Встаньте, кому понятно задание (физкультминутка). Это упражнение вы сделаете дома.
в) Упражнение 240.
Запишите слова во множественном и единственном числе, укажите род (выполняется у доски более слабыми учениками): ягоды – ягода (ж.р.), кузнецы, окна, стекла, поезда, орехи, моря, песни, леса, поля, школы.
Алгоритм действий
- Что нужно сделать, если существительное стоит во множественном числе? (Поставить его в единственное число и потом определить род существительного) (слайд 7 алгоритм.)
г) - Откройте тетради с печатной основой на странице 38, упражнение 75. Прочитайте задание. Соедините слова с соответствующим родом.
- Что вы можете сказать о словах: Саша, жадина, неряха? Кто определил их как слова мужского рода? А женского рода? Почему? Кого так называют? Можно сказать о девочке – жадина? А о мальчике? (Аналогичная работа со словом неряха.)
Я думаю, что у нас в классе нет таких ребят.
Эти существительные относятся к общему роду. Вы можете привести свои примеры таких слов.
д) Работа в парах.
- Составьте предложение с любым из этих трех слов и запишите. Докажите какого рода у вас получились имена существительные. (Обсуждение в парах.)
- Кто готов озвучить свою работу? (Стремлюсь услышать рассуждения слабых учащихся.)
е) Самостоятельная работа.
Упражнение 241.
- Прочитайте пословицы. Как узнать род выделенных существительных? (слайд 7 алгоритм). Взаимопроверка.
- Встаньте те, кто безошибочно определил род существительных. Молодцы.
- Кто допустил ошибки? Какие?
- Всем дома надо будет прочитать правило на странице 127 и выполнить упражнение 239, которое мы уже разобрали.
6.Рефлексия: Что нового узнали на уроке? Как определить род имен существительных? Как вы думаете, зачем вам это надо знать? Где в дальнейшем понадобятся эти знания?
- Молодцы. Вы сегодня замечательно потрудились. Я надеюсь, что каждый из вас вытащил свою рыбку из пруда.
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"
Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...
Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".
Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...
Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».
Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах....
урок русского языка, 3 класс. Третье склонение имен существительных
урок русского языка в 3 классе....
Урок русского языка 4 класс 3 склонения имени существительного
Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного" 4 класс по "Школе России"...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс "3-склонение имен существительных"
Технологическая карта урока русского языка 4 класс "3-склонение имен существительных" Школа России...
Урок русского языка 4 класс "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже единственного числа""
Урок в технологии смешанного обучения "ротация станций", использование образовательной платформы ЯндексУчебникУМК "Школа России"...