Урок-проект во 2 классе тема: "Бывают ли буквы лишними?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Здесь представлен конспект урока и презентация к уроку во 2 классе на тему:"Бывают ли буквы лишними?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.odt | 29.99 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-проект.
Тема: « Бывают ли буквы лишними?»
Проектная задача:
Название проектной задачи | Иллюстрированное пособие |
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 |
Тип задачи | С точки зрения предмета рефлексивная , в педагогическом плане обучающая. |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1.Обучение младших школьников совместному решению задач. 2.Более глубокое освоение детьми навыков транскрибирования и более детальное изучение двойной роли букв Я,Е,Ё,Ю. 3.Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы. 4.Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей. |
Знания .умения и способы действий, на которые опирается задача. | Второклассники в первом классе и в течение учебного года учились применять полученные элементарные теоретические знания по теме Фонетика в практике письменной речи. |
Планируемый педагогический результат | -Каждый школьник сможет оценить свои знания и умения в рамках изученного предметного материала. -Часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях. |
Способ и формат оценивания результатов работы. | -Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе . -Публичное выступление групп. |
Ход урока.
- Мотивация к деятельности (организационный момент).
Описание проектной задачи. (слайд 1)
Учитель обращается к детям: «Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 1 класса. (слайд 2) Малыши очень любят читать сказки. А нам нравится их сочинять. Поэтому я хочу предложить вам создать Книгу сказок про буквы, (слайд 3) которые имеют свои особенности, они волшебные, в отличие от других букв. А поможет нам в этом его Величество - АЛФАВИТ. (слайд 4)
-Вспомните, пожалуйста, стихотворение, которое учили в 1 классе.
-Поприветствуем его Величество! (дети встают и читают стихотворение хором).
А,В,Г,Д,Е,Ё, знайте место все своё!
Ж,З,И,Й,К,Л, вспоминайте, кто здесь с кем? (дети заранее самостоятельно распределились на 4 группы и после фразы «кто здесь с кем?» спокойно встают около своих мест)
Н,О,П,Р,С,Т,У друга за руку возьму!
Ф,Х,Ц,Ч,Ш и Щ сядьте, дети, не спеша!
Ъ,Ы,Ь спинки выпрямим ВОТ ТАК!
Торопитесь, Э,Ю,Я! (слайд 5)
Вот и в сборе вся семья!
2. Актуализация знаний.
-Какие буквы должны были поторопиться к нам на урок?
- Э,Ю,Я!
-Дайте общее название этим буквам.
- Это буквы гласных звуков.
- А сколько гласных осталось в алфавите? (7)
- Почему 7, а например не 6?
- Потому что всего гласных букв в русском алфавите 10! (10-3=7)
- А сколько всего гласных звуков? (6)
- Буквы обозначают звуки. Получается, какие то из них лишние? Сколько их?( 4,т.к. 10-6=4)
- Но математические расчёты не дают нам ответы на другие вопросы.
- И так, у нас 4 команды и 4 буквы! Ваши предложения!
- В каком интересном деле хотел помочь нам АЛФАВИТ?
2. Определение темы проектной деятельности.
После высказываний учитель ненавязчиво предлагает каждой команде сочинить сказку про одну из букв. А для этого необходимо ответить на ряд вопросов.
- Задайте друг другу вопросы по обсуждаемой теме и определите главный .
Каждая команда демонстрирует свой вопрос.
-Вы грамотно поставили свои вопросы. Молодцы! Я принимаю все ваши вопросы и опираясь на их содержание и суть предлагаю вам определить тему нашего исследования. (слайд 6)
1.Зачем нужны лишние буквы?
2.Бывают ли буквы лишними?
3.Почему буквы лишние?
-В каком вопросе более точно заложено содержание всех ваших вопросов?
Дети обосновывают выбор 2-го вопроса , который призывает их к совместному эксперименту.
- Запишем тему на самой первой строке рабочего листа. (слайд 7)
- Итак, первое задание рабочего листа мы выполнили!
3.Создание алгоритма действий.
Проведём эксперимент,
Создадим мы свой проект!
Тему вмиг определили,
Но проблему не решили!
А проблему чтоб решить,
Надо буквы пригласить!
Кто из них из десяти?
Их четыре, помним мы.
По каким таким приметам
Стали лишними они?
Их красиво мы напишем,
Вспомнив правила письма.
Всё узнаем, всё услышим,
Так вперёд же, в путь, друзья!
- Минутка чистописания с элементами фонетики, графики и орфографии. ( По установке учителя дети записывают буквы в указанном месте рабочего листа на соответствующих каждой группе строчках)
-Ребята, строчные буквы гласных звуков спрятались в стихах, вы их найдите и красиво запишите на удобном для каждой из них строчке, используя ранее полученные знания, умения и навыки. Удачи вам в выполнении задания №2!
-К вам спешит 1- ая группа букв!
1.) Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это? … (дети отвечают хором)
-Напишите букву, которая встречается в этом слове 3 раза. (а) Подумайте, на какой строке она должна быть.
- 2.Я на 31-ом месте в алфавите прижилась
И с подружкою своею на строчку улеглась! (э)
- 3.Ты в слове Муром
Надо мной не ставь знак ударения,
А в слове Родина – поставь
Поставь для настроения!
И сердцу милые слова
Подарят вдохновение.
4.В сочетаниях чу-щу ,
Ты напишешь букву ? ...(у)
5.Ты меня не напиши
В сочетаниях жи-ши! (ы)
Проверка (слайд 8)
Физ-ка .( Сжимаем и разжимаем кулачки, кончики пальцев соединяем друг с другом всевозможными способами)
- Сколько пальцев на руке,
- Столько гласных на строке!
- Чем похожи эти буквы?
- Что в них общего, скажите,
- Если вдруг засомневались,
- У согласных, вы, спросите!
Каждая группа детей предлагает свои варианты ответов.
Все эти буквы обозначают гласные звуки, все они строчные и самое главное-они обозначают твёрдость согласных, которые стоят перед ними.
-А ещё они обладают волшебством! Попробуйте заключить их в квадратные(звуковые) скобки. Что произошло с ними?
-Буквы превратились в звуки!
-Произнесите их!
-Каждая из них обозначает один звук.
- Могут ли сразу 4 буквы в этом ряду оказаться лишними по каким то причинам и почему?
Выслушиваются мнения каждой группы.
Делается вывод: Конечно, нет, т. к. их должно быть 4, а в этой группе букв лишними одна, две или три, но никак не четыре.
Значит, исследование наше, необходимо продолжить!
-Что для этого нужно сделать?
-Конечно, пригласить 2-ую группу гласных букв.
-Подумайте, рядом с каким значком они выстроятся в ряд?
- К букве «а» бежит сестра
Ох, проказница она!
В сочетаниях ча-ща
Не пиши ты, букву ...(я)
- А у буквы «э» сестра
Мягкой, нежною была,
В алфавите после «д»
Ну конечно — это ...(е)
8.)Но а «о» своей сестре
Точки подарила две,
Чтоб была под ударением
Буква (ё) от изумления!
- 9.А у буквы «у» сестра
В алфавите перед «я»
После буквы «э» стоит
И нисколько не грустит.
Я пою и слёз не лью,
Напишите, кто я?...(ю)
- 10.Эта буква всех подружит,
В языке союзом служит.
Ты и я, я и ты,
Ну конечно-это...(и) ! (слайд 9)
-Десять букв мы написали, все они у нас в гостях.
-Проверяем, посчитаем, все ли на своих местах? (слайд 10)
-Что общего между буквами 2-го ряда?
-Они все строчные, все гласные, все обозначают мягкость согласных, после которых стоят.( кроме букв: ч,щ,ц,ш,ж ,можно пояснить почему)
- А проверьте, ребята, все ли они обладают таким же волшебством, как буквы 1-го ряда.
- Попробуйте мысленно заключить их в звуковые скобки. Произойдёт ли волшебство?
- После мыслительных операций и коллективных обсуждений каждая группа сообщает всем о своих предположениях.
5.) Открытие новых знаний.
- Обнаружилась находка! Это группа букв, которые нельзя заключить в звуковые скобки, не поддаются они этому волшебству. Чтобы выяснить все обстоятельства сложившейся, на мой взгляд, очень интересной ситуации, попробуйте выполнить задание №3. Заполните таблицу до конца, и она послужит кому-то из вас опорой для открытия новых знаний, а кто-то с помощью неё вспомнит материал прошлого урока.
- 6.) Самостоятельная работа учащихся.(слайд 11)
- После взаимопроверки по цепочке дети проводят совместную работу над ошибками и убедившись в том, что все работы выполнены правильно т.к. они окажутся одинаковыми у всех , дети публично оценивают работу своей группы (сколь ко ошибок было допущено и типы этих ошибок) . (слайд 12)
- Обратитесь к материалам вашего исследования, и вам очень легко будет ответить на эти вопросы! (слайд 13)
- Так что же особенного в этих буквах?
- Какой звук в них прячется?
- И какие две роли они играют в русском языке?
- Буквы Я, Е, Ё, Ю — особенные! Они могут обозначать 1 звук, если находятся после согласного , придавая ему мягкость и 2 звука, если стоят в начале слова, после гласного и после разделительных ь и ъ, т. к. в них прячется звук /й/.
7.) Физ-ка с элементами первичного закрепления.
Тот кто сказки сочиняет, имена героев знает.
- Я буду демонстрировать вам слайды с именами сказочных героев (слайды можно заменить карточками) , вы встанете, если в имени героя звуков больше, чем букв.
Герои сказок: Емеля, Колобок, Баба Яга, Дюймовочка, Красная шапочка, Сивка-бурка, Иван-царевич, Финист-ясный сокол, Снегурочка, Заяц-хваста, Василиса Премудрая, Царевна-змея, Чебурашка.
Одни герои живут в народных сказках, другие встречаются в авторских . Авторами сказок мы попробуем стать на следующем этапе нашего проекта.
- Творческое задание. (Сочинение сказки ) ( слайд 14)
- СКАЗКА-
1) жанр устного народного творчества;
2) художественный замысел фантастического, приключенческого, или бытового характера.
(Слайд 15)
В авторской сказке более детально описывается , место действия , события и внешний облик персонажей.
Главными героями наших сказок конечно будут буквы Я,Е,Ё,Ю. А чтобы определить в каких ситуациях (в нашем случае позициях) и местах побывают наши герои-буквы мы вернёмся к нашей опорной таблице.
- Определим основные позиции лишних букв. Их оказывается столько же, сколько и самих букв! (слайд 16)
- 1) после согласной;
- 2) в начале слова;
- 3) после гласной;
- 4) после разделительных ь и ъ.
- Ребята, если заглянуть на минутку в магическую книгу, то можно узнать, что древние считали четвёрку символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света север-юг, запад-восток), четыре времени года (зима, весна, лето, осень), четыре стихии-Огонь, Земля, Воздух и Воду, четыре время суток (утро, день, вечер, ночь).
- Я предлагаю каждой команде выбрать одну из букв, соблюдая этикет выбора, т. е. при возникновении спорной ситуации какой то из команд придётся вежливо уступить друг другу, но а выбранная буква укажет одно из направлений в творческом поиске.
- После выбора , дети узнают сказочный маршрут своей Буквы. Учитель раздаёт маршрутные листы с краткой информацией каждой группе.
- Уважаемые сказочники! Вы можете воспользоваться данной познавательной информацией!
- 1)То на север, то на юг
Улетала буква Ю,
И на западе была,
На восток летала,
Долгий путь она прошла,
Наконец, устала!
Что в вашей сказке с ней случалось?
В какие звуки превращалась?
2) Зима накопит нам воды,
Весна и вспашет и посеет,
Чтоб лето принесло плоды,
А осень их собрать сумеет.
Вот в какие времена попадала буква Я ! ней случилось?
- Что в вашей сказке с ней случалось?
В какие звуки превращалась?
3) В воздухе летала,
На земле лежала,
И в огне горела,
Но вода спасала.
Расскажи, дружочек мне,
Где бывала буква Е?
Что в вашей сказке с ней случалось?
В какие звуки превращалась?
4.) Утром рано просыпалась,
Одевалась, умывалась,
Дело днём нашла своё,
Деловая буква Ё.
Что в этой сказке с ней случалось?
В какие звуки превращалась?
Идёт творческий процесс. Презентацию сказки дети готовят на на листах форматом А 4.( у детей на столах яркие фломастеры или маркеры) Звучит тихая мелодия.
- А я буду работать над титульным листом.
- Учитель наблюдает как за работой группы в целом , так и за работой каждого участника группы, (На слайде экспертная карта, куда учитель заносит результаты своих наблюдений)
- После презентаций, дети вместе с учителем оценивают выступление каждой группы в соответствии с критериями.
- Получилась Книга Сказок. Она стала продуктом нашего проекта. Но работа не будет считаться законченной, если мы не подведём итог своей деятельности.
- Упражнение для закрепления . Я тоже вместе с вами сочиняла сказку про букву. Прочитай её . Если она тебе понравилась, найди в тексте слова, в которых ты слышишь звук Й. На какие группы можно разделить эти слова? Запиши слова группами и обоснуй свой выбор.( Текст сказки распечатан для каждого учащегося).Я могу стать участником проекта? Тогда я с вашего позволения дополню Книгу сказок своей страничкой.
- Проверка. (слайд 17)
- Подведение итога. Каждая группа готовит вопрос по
теме урока .Группы задают вопросы друг другу.
- Оценку своей деятельности. (детям предлагается новый способ оценивания)
. - Ничего нового мне не удалось узнать, но было интересно и мои знания по теме стали более прочными.
! – Мне было очень интересно на уроке, т.к. мне удалось открыть для себя много нового .
, - Я желаю продолжить изучение данной темы более вдумчиво и глубоко.
? - Некоторые вопросы мне были не совсем понятны, но я это так просто не оставлю. Я попрошу помощи у учителя, родителей, одноклассников. А ещё мне могут помочь книги, познавательные учебные программы по телевидению, компьютерные диски и конечно интернет.
-Какой же урок мы извлекли с вами сегодня? (слайд 18) (слайд 19)
Список литературы.
- Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / ( А.В. Воронцов, В.М. Заславский, С.В.Егоркина и др.) ; под ред. А.Б. Воронцова,-М.: , 2011.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.: пособие для учителя / (А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. ) под ред. А.Г. Асмолова.- М. : Просвещение, 2010.
- Соболева.О.Л. Русский язык: 2 класс. Учебник для четырёхлетней начальной школы.- М. Издательство «Ювета» , 2001
4. Бунеева Е.В. , Исаева Н.А. Русский язык, 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баланс, 2012. - ( Образовательная система « Школа 2100»)
Приложение №1. Рабочий лист участника проекта.
Ф.И.___________________________ класс__________________
1.Название темы__________________________________________
2. М.ч. значок тв. Соглл. __________________________________
значок мягк.согл.__________________________________
- Дополни опорную таблицу.
После со гласной | звуки | буквы | звуки | В начале слова | После гласной | После ъ или ь |
мяч | яма | моя | семья | |||
пень | ель | роет | подъезд | |||
клён | ёж | своё | съёмка | |||
крюк | пою | мою | лью |
- Работа продолжается! Сказка начинается!
- Проверка знаний.
___________________ ___________________
___________________ ____________________
____________________ ____________________
____________________ ____________________
____________________ ____________________
- Оцени свою работу на уроке. Обведи нужный знак.
. ! , ?
Приложение №2
Сказка про лишние буквы.
- Фонетика-одна из самых замечательных стран русского языка. Там жили буквы и звуки. Буквы жили в письменной речи, а звуки в устной. Буквы и звуки дружили между собой и никогда не ссорились. Согласные буквы и их звуки со всем соглашались и выполняли любые просьбы гласных. Очень любил приходить в гости к гласным звук Й. Да только буквы А,Э,О,У его не любили. Буква И иногда его привичала. А вот буквы Я,Е,Ё,Ю так полюбили согласный Й , что в некоторых позициях с ним не расставались. Так и согласился Й с тем, чтобы буквы Я,Е,Ё,Ю стали йотированными.
Примерный вариант выполнения задания.
письменной лишние
устной языка
собой согласные
согласный любые
йотированными позициях
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подарок первоклассникам
Книга сказок про лишние буквы
Алфавит
1.Зачем нужны лишние буквы? 2.Бывают ли буквы лишними ? 3.Почему буквы лишние?
Бывают ли буквы Лишними?
а э о у и Я е ё ю ы
После согласной звуки буквы звуки В начале слова После гласной После ъ Или ь мяч яма моя семья пень ель роет подъезд клен ёж своё съемка крюк пою мою лью
После согласной звуки буквы звуки В начале слова После гласной После ъ Или ь мяч [ а ] я [ й а ] яма моя семья пень [ э ] е [ й э ] ель роет подъезд клен [ о ] ё [ й о ] ёж своё съемка крюк [ у ] ю [ й у ] пою мою лью
-Так что же общего в этих б уквах? -Какой звук в них прячется? -И какие две роли они играют в русском языке?
Сказка 1.Жанр устного народного т ворчества; 2.Художественный замысел ф антастического, п риключенческого, и ли бытового х арактера;
Сказки …
1.После согласной; 2.В начале слова; 3.После гласной; 4.После разделительных Ъ и ь;
Примерный вариант выполнения задания . п исьменно у стной с обой с огласный й отированными л ишнее я зыка с огласные л юбые позициях
«Сказка-ложь, Да в ней намёк- Добрым молодцам урок »
Молодцы! Спасибо за урок!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – проект в 1 классе по окружающему миру
Урок-проект по окружающему миру в 1 классе по теме "Овощи и фрукты - самые витаминны продуты"...
Разработка урока проекта в 3 классе "Новогоднее украшение"
Разработка урока(проекта) по «английскому языку» по теме «ЕЛОЧНОЕ УКРАШЕНИЕ» 3 класс...
Открытый урок - проект в 1 классе "Дорога к звездам"
Урок-проект посвящен 50-летию полета Ю.Гагарина в космос. Дети на уроке обобщают полученные знания, выполняют творческие задания, учатся взаимодействовать в группе....
Урок-проект для 1 класса. Сказка "Рукавичка"
Дети знакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка», учатся читать сказку по ролям, анализировать, сравнивать и воспроизводить текст по опорным словам и картинному плану, узнают о культуре русского...
Урок-проект во 2 классе; А.Плешаков «Окружающий мир», УМК «Школа России»
Материалы урока на тему: «Какие бывают растения»Цели и задачи:· Включить детей в процесс самопознания и самосове...
Конспект урока-проекта для 2 класса по теме:"Английская азбука"
Учащиеся выучили все буквы английского алфавита, научились писать некоторые слова. Урок -закрепление - это урок-проект. Учащимся будет интересно творчески работать в группах, они с гордостью представя...
Конспект урока-проекта в 1 классе по литературному чтению «Создаём «Город букв».
Каждый учитель видит свой проект по разному. Я увидела этот урок таким. Чем он хорош, не сложен в организации, не надо большое количество оборудования и привлечения родителей. Детям было интересно раб...