Урок – проект в 1 классе по окружающему миру
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) на тему
Урок-проект по окружающему миру в 1 классе по теме "Овощи и фрукты - самые витаминны продуты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-proekt_ovoshchi_i_frukty.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образованием ГО Богданович
МОУ «Полдневская основная общеобразовательная школа»
Урок – проект в 1 классе
на тему:
«ОВОЩИ И ФРУКТЫ»
Составитель: Нарожная Светлана
Александровна, учитель первой
квалификационной категории
п. Полдневой, 2011 год
Обоснование проекта
В 1 класс дети всегда приходят с уверенностью, что будут учиться только на «5», с глубоким осознанием только своего «я».
В 1 классе перед учителем стоит всегда нелёгкая задача: как из пришедших в школу учеников создать дружный творческий коллектив и при этом не ущемить, а развить индивидуальность каждого ребёнка. Дети приходят в класс совсем разные по темпераменту, с разным уровнем подготовки к школе, но уверенные, что именно «я» самый «умный и талантливый».
Использование проектно-исследовательской технологии помогает в первую очередь развитию индивидуальности каждого ребёнка. Плавный переход от фронтальной работы к работе в группах,
помогает ребёнку раскрыть свои (порой неожиданные) наклонности и способности.
Работа в малых группах позволяет ребёнку осознавать свою значимость, ответственность перед другими ребятами. Приобретается неоценимый навык участия в коллективной деятельности. Дети узнают друг друга ближе, находят себе друзей-единомышленников, что, безусловно, влияет на формирование сплочённого коллектива.
Разумеется, помощь родителей при сборе материала к уроку просто необходима. Ребятам в младшем школьном возрасте ещё очень трудно ориентироваться в огромном потоке информации. И здесь есть свои плюсы. В ходе исследовательской деятельности родители держат постоянный контакт как с ребёнком, так и с учителем.
Для плодотворной работы, я решила предложить детям и родителям тему для исследования «Овощи и фрукты».
Растительные продукты в питании человека являются основным источником витаминов, минеральных элементов и органических кислот, кроме того, они содержат белки, ферменты, жиры и углеводы. Витамины стимулируют обменные процессы в организме, и их набор должен быть полноценным. Недостаток каких-либо питательных веществ или витаминов приводит к нарушению обменных процессов, функций внутренних органов и может послужить причиной заболевания. Привлечение внимания детей и их родителей к проблеме здорового питания (овощами и фруктами) и здорового образа жизни, я надеюсь, поможет успешно усвоить тему, сохранить приумножить здоровье детей.
Цели и задачи:
- систематизировать и расширить знания учащихся об овощах и фруктах;
- познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека;
- формировать навык участия в коллективной деятельности, учить объективно оценивать свой вклад в общий результат;
- развивать логическое мышление, умение добывать нужную (доступную) информацию, работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы;
- привлечь внимание детей к проблеме здорового питания (овощами и фруктами) и здорового образа жизни;
- воспитывать самостоятельность, инициативность, интерес и любовь к предмету.
Этапы работы над проектом.
1этап. Подготовительный.
- Определение источников информации.
- Изучение дополнительной литературы, получение дополнительной информации.
- Формирование рабочих групп.
2 этап. Планирование.
1. Выработка групповых и индивидуальных планов работы.
2. Определение задач, источников и способов сбора информации для каждой группы..
3. Распределение задач и обязанностей между членами групп.
4.Определение способов предоставления результатов работы.
3 этап. Исследование.
1. Работа в библиотеке.
2. Экскурсия на овощной рынок, в магазин, наблюдения.
3. Анализ информации, сопоставление, формулировка выводов.
4 этап.
Урок-отчёт, сообщения, выставка рисунков, поделок, плакатов.
Состав творческих групп.
1 группа «Любители овощей»
- Минченко Андрей – старший группы
- Казанцев Илья
- Татаринова Анна
2 группа «Любители фруктов»
- Неустроева Анастасия– старшая группы
- Голоушкин Никита
- Кабжанов Азамат
- Федотова Кристина
3 группа «Витамины»
- Апсаликова Кристина – старшая группы
- Байгутинова Эльвира
- Назмышев Арман
- Федотов Илья
Задания творческим группам.
1 группа:
- Выяснить отличие овощей от фруктов.
- Узнать у родителей, какие овощи выращивают в нашей местности.
- Совершить экскурсию с родителями на овощной рынок, в магазин. Выяснить, какие овощи завозят к нам из других регионов.
- Найти загадки об овощах.
Форма отчёта: сообщения учащихся, рисунки, фотографии, выставка поделок из овощей.
2 группа:
- Выяснить отличие фруктов от овощей.
- Узнать у родителей, какие фрукты выращивают в нашей местности.
- Совершить экскурсию с родителями на овощной рынок, в магазин. Выяснить, какие фрукты завозят к нам из других регионов.
- Найти загадки о фруктах.
Форма отчёта: сообщения учащихся, рисунки, фотографии, выставка поделок из фруктов.
3 группа:
- Изучить витамины, которыми богаты овощи и фрукты нашего края.
- Показать разнообразие витаминов, их влияние на здоровье человека.
- Дать описание каждого витамина.
Форма отчёта: сообщения учащихся, рисунки детей, поделки.
Тема: Овощи и фрукты.
Цели урока:
- систематизировать и расширить знания учащихся об овощах и фруктах;
- познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека;
- формировать навык участия в коллективной деятельности, учить объективно оценивать свой вклад в общий результат;
- развивать логическое мышление, умение добывать нужную (доступную) информацию, работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы;
- привлечь внимание детей к проблеме здорового питания (овощами и фруктами) и здорового образа жизни;
- воспитывать самостоятельность, инициативность, интерес и любовь к предмету.
Оборудование:
1. Рисунки овощей и фруктов, о которых говориться в загадках;
2. Таблички «Овощи», «Фрукты»;
3. Выставка поделок овощей и фруктов;
4. Загадки;
5. Фрукты и овощи;
6. Выставка книг об овощах и фруктах, информационные папки.
Ход урока:
- Организационный момент.
Сегодня на уроке у нас гости.
Мы рады гостям?
Повернитесь, гостям улыбнитесь
И, пожалуйста, садитесь.
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Чтоб здоровыми быть надо много знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
II. Актуализация знаний.
Учитель читает первую группу загадок и на доску вывешивает рисунки – овощи.
1)Учитель:
- Отгадайте загадки!
Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а …(лук). Он круглый и красный, Как глаз светофора. На грядке нет сочней…(помидора). Нарядилась Алёна В сарафанчик свой зелёный. Завила оборки густо. Как зовут её? (Капуста) За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь очень гладкая, На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь) | Весь в пупырышках, зелёный, Он и свежий, и солёный Очень вкусный - удалец Наш хрустящий…(огурец). И зелен, и густ, на грядке вырос куст. Покапай немножко: под кустом…картошка. Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла, Крупна, кругла, сладка на вкус, Узнали вы, кто я? (Свёкла) |
Учитель читает вторую группу загадок и на доску вывешивается вторая группа рисунков - фрукты.
Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко) С оранжевой кожей, Он почти как апельсин С толстой кожей, сочный, Недостаток лишь один – Кислый очень, очень. (Лимон).
| Огурцы они как будто, Ни в полях и ни в садах, Ну а это угадать
|
2) Учитель:
– Как можно назвать слова-отгадки?
После этого учитель показывает таблички со словами «ОВО ЩИ», «ФРУКТЫ» и просит расположить их над соответствующей группой рисунков.
Учитель:
- Ребята, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Об овощах и фруктах)
- Давайте прочитаем тему нашего урока. (На доске написано: «Овощи и фрукты – самые витаминные продукты.»
III. Работа над новой темой.
Учитель:
- Ребята, а как вы отличаете, где овощ, а где фрукт? (Фрукты обычно выращивают в саду, овощи - в огороде. Фрукты обычно сладкие (кроме лимона), а овощи - нет, хотя сладко ватая морковь — овощ.)
- К этому уроку вы очень хорошо подготовились, провели интересное расследование, и каждая группа спешит порадовать остальных своими знаниями.
Группа «Любители овощей» и группа «Любители фруктов» нам расскажут, какие овощи и фрукты выращивают в нашей местности, а какие завозят из других регионов.
1) Отчёт группы «Любители овощей».
Минченко Андрей:
Весной я маме и папе помогаю на огороде сажать картошку, лук, морковку. Мама высаживает рассаду капусты, перца, помидоров. А я помогаю ей поливать. Ещё я знаю, что чеснок сажают на зиму и накрывают, а можно сажать весной. Я узнал, что родина чеснока – Средняя Азия. На Руси появился более тысячи лет назад. «Чеснок семь недугов изводит», так говорят врачи. Людей лечит не только чеснок, но и его запах. Если чеснок посадить возле других растений, то он уберегает их от болезней и вредителей.
Ещё я расскажу о картошке. Картошку называют вторым хлебом. Родина картошки – Южная Америка. Во времена Петра I картофель завезли в Россию и стали выращивать только для царского стола. Теперь картофель главный хозяин на русском столе. Его сажают весной в землю с проросшими отростками и собирают урожай через 100 дней. (Показ фото с картофельным полем)
Мы с мамой сделали поделку из картофеля.
Казанцев Илья:
Я с мамой и папой ездил на овощной рынок. Там продают много овощей, которые растут и у нас на огороде. Это картофель, помидоры, огурцы, капуста, лук, чеснок, свёкла, кабачки, перец.
Я расскажу о помидорах. На Урале рассаду помидоров высаживают в теплицы и на землю в начале лета. Есть много сортов помидоров, есть даже сорт солёных помидоров. Самый большой помидор вырастили в Англии, он весил около 2 кг. Раньше помидор считали ядовитым. Россия – это первая страна, где помидоры стали выращивать для еды.
Татаринова Анна:
У моей мамы есть журнал «Приусадебное хозяйство». Там написано, как правильно высаживать и ухаживать за морковкой. Мама мне помогла оформить стенгазету для урока «Морковь – лакомство гномов». Морковь полезна и вкусна. Она содержит много веществ, которые необходимы для зрения и роста детей.
В давние времена считали, что морковь – это лакомство гномов, если отнести в лес миску с морковкой, то наутро найдёшь в этом месте слиток золота. Но люди ничего не находили.
Каждый год мы сажаем на огороде морковь, осенью готовим на зиму салаты, зимой используем сырую и готовим разные блюда: салаты, соки, котлеты, пироги. (Показ газеты)
Физминутка. «Собираем урожай»
Учитель:
- А сейчас слово предоставим группе «Любители фруктов».
2) Отчёт группы «Любители фруктов».
Неустроева Анастасия:
Я с родителями была на овощном рынке. На нём продают фрукты, которые выращивают в нашей местности. Это яблоки, груши, арбузы.
Я расскажу о пользе яблок. Яблоки помогают снизить заболеваемость сердца. В семенах яблок содержится очень много йода, в яблоках большое количество железа, что необходимо нашему организму.
Голоушкин Никита:
- Я с мамой был в библиотеке, где очень много книг. Библиотекарь нам дала толстую книгу «Энциклопедию растений». С собой нам книгу не разрешили взять, поэтому мама выписала из неё на листочек про ягоду малину. Я вам про неё сейчас расскажу. Малина – лесное растение. Люди сажают её в саду. Малина очень полезна. В ней содержатся витамины А, В, С. Из ягод получают вкусное варенье, компот, желе. Малиной лечат простуду.
Учитель:
- Какие фрукты привозят из далеких краев?
Неустроева Анастасия:
К нам привозят следующие фрукты: лимоны, апельсины, бананы, яблоки, гранаты, мандарины.
Лимон кислый из-за большого количества витамина С. Лимон ное дерево - небольшое растение высотой до 3 метров. Веточки его с колючками. Листья крупные, яйцевидно-овальные. (Показ картинки)
Кабжанов Азамат:
Апельсин. Плоды его очень сладкие, ароматные. Дерево похоже на дерево лимона, только без колючек. Родина апельсина – Китай. ( Показ картинки)
Федотова Кристина:
Ананас – вечнозелёное растение, длина которого до 80см. В пищу употребляют мякоть и сок ананаса. Если потянуть за зубцы ананаса и они легко вытаскиваются, значит он спелый. (Показ картинки)
Неустроева Анастасия:
Бананы созревают на банановых пальмах, которые всего 3 метра в высоту. Почти на каждом стволе банана плоды висят громадными гроздьями от 50 до 140 штук. Листья растения используют вместо тарелок, из них делают нитки, верёвки и бумагу. (Показ картинки)
3) Игра «Во саду ли в огороде».
Учитель:
- Ребята, а сейчас мы проверим, запомнили ли вы, что растёт в саду, а что на огороде.
(На одной половине доски висит дерево, а на другой – рисунок огорода, на столе вразброс лежат фрукты и овощи).
- Я буду вам загадывать загадки, которые вы приготовили к уроку. Если отгадка - овощ, то вы его садите на грядку. Если отгадка – фрукт, то вы его помещаете на дерево.
(Отгадавший выходит к доске и определяет место фрукту или овощу).
Сидит красная девица в темнице, Яркий, сладкий, налитой,
А коса на улице. (Морковь) Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики -
И зелен, и густ Из далёкой Африки. (Апельсин)
На грядке вырос куст.
Начали щипать – Круглое, румяное,
Стал плакать и рыдать. (Лук) С дерева упало,
Любе в рот попало. (Яблоко)
Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка, Я полезен для больных простудой
Все лекарства заменяет Во мне есть много витамина С,
Нам головка…(чеснока). А чай со мною просто чудо
Меня за это уважают все. (Лимон)
Неказиста, шишковатая,
А придёт на стол она, Ароматен и янтарен вкусный сок,
Скажут весело ребята: Запасайтесь витаминами вы впрок.
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка) Знаю, вы не прочь меня покушать,
Потому что я подруга
Бурый, сладкий корнеплод ваша…(груша).
В винегрет и борщ пойдёт,
А на сахар сорт другой
Вырастет для нас с тобой. (Свёкла)
4) Отчёт группы «Витамины».
Учитель:
- Ребята, а вы знаете, что фрукты и овощи содержат витамины, необходимые для нашего организма? Расскажите об этом.
Апсаликова Кристина:
Моя мама выписывает журналы и газеты про здоровье. Они называются «ЗОЖ» - здоровый образ жизни. В этих журналах много пишут про витамины, которые содержатся во всех овощах и фруктах.
Витамины – это жизненно необходимые вещества. Они попадают к нам в основном с пищей. Зимой и весной наш организм ослаблен, в этот период он особенно нуждается в витаминах. Если в организме недостаточно витаминов, мы начинаем болеть, чувствуем усталость, ухудшается наше настроение. Поэтому зимой и весной необходимо больше есть овощей и фруктов, богатых
витамином С. Он содержится в лимоне, апельсине, капусте и даже картофеле. Много витаминов содержится в моркови.
Назмышев Арман:
Витамин А – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранить зрение, а зубам быть крепкими и здоровыми. Найти этот витамин можно в капусте, морковке, зелёном луке, помидорах. (Показ газеты)
Байгутинова Эльвира:
Витамин В даёт нам силу, хороший аппетит. Вы не захотите огорчаться и плакать по пустякам. Найти его можно в яблоках свёкле, редиске, зелени салата, картофеле, шиповнике.
Во саду ли, в огороде
Вы меня всегда найдете.
А кто летом в лес пойдет.
Тот в корзинке принесёт. (Показ газеты)
Апсаликова Кристина:
Витамин Д – сохраняет нам зубы. Без него зубы человека становятся мягкими и хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин Д. (Показ газеты)
Федотов Илья:
Витамин С. Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, то он вам поможет. Витамин С прячется в луке, чесноке, капусте и во всех фруктах, овощах и ягодах. (Показ газеты)
III. Витаминная реклама.
1) Учитель:
Во саду ли, в огороде
Фрукты, овощи растут.
Мы сегодня для рекламы
Их собрали в классе тут.
Рекламы не простые –
Фруктовые и овощные.
Ученики в коронках овощей и фруктов выходят к доске и читают стихи.
1. Я - морковка, рыжий хвостик. 6. У меня колючий бок.
Приходите чаще в гости. На макушке – хохолок.
Чтобы глазки заблестели, Замечательный на вкус,
Чтобы щёчки заалели, Ананасом я зовусь.
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей. 7. Белая и хрусткая,
Зовут меня капусткою.
Вкусная, полезная -
Прогоню болезни я.
2.Я – толстый красный помидор,
Люблю детишек с давних пор.
Я – витаминов сундучок, 8.Да, я – перец, но не тот,
А ну-ка, откуси бочок! Что язык так сильно жжёт.
Я мясистый, витаминный,
3.Называют меня грушей. Запаси меня на зиму.
Я скажу, а ты послушай:
Полюбите меня, дети!
Я полезней всех на свете. 9.Я – лук, я – Чипполино,
Весёлый, озорной.
4.А я дыня – жёлтый бок. Простуды и ангины
Кто тут, дети, занемог? Не справятся со мной.
Вкусная, медовая,
Прогоню хворобу я. 10. Я шепну тебе на ушко:
Я – не клоун, но – петрушка
5.Я – заморский гость, банан, Сочная и длинная
Переплыл я океан. Зелень витаминная.
Меня солнце попросило
Передать свою вам силу. 11. В огороде я лежала,
Витамины собирала.
Все (хором): А теперь пришла пора
Ешьте овощи и фрукты, Вам отдать их, детвора!
Пейте натуральный сок !
Будете всегда здоровы.
Проживёте сто леток!
2) (Стук в дверь. Входит фея Здоровья. У неё в руках корзина с фруктами и овощами. На голове корона с надписью «Фея Здоровья»).
Фея Здоровья:
- Здравствуйте, ребята! Я, фея Здоровья, пришла к вам в гости. Все здоровы? Никто не чихает? Отлично! Я вижу вы хорошо знаете, в каких продуктах бывают витамины. За ваши старания и знания я приготовила вам подарки, а подарки не простые – витаминные. Я хочу угостить вас и наших гостей этими подарками. Ешьте на здоровье! (Фея раздаёт детям и гостям фрукты и овощи)
Фея Здоровья.
- Вижу, все вы молодцы!
Парни - просто удальцы!
Девочки - красавицы!
С любой болезнью справитесь.
А мне идти уже пора,
До свиданья, детвора!
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, вам наш необычный урок понравился?
- Почему овощи и фрукты – самые витаминные продукты?
- Зачем нужны витамины нашему организму?
- Чьё выступление вам запомнилось?
- Понравилось ли вам работать с друзьями в группе?
- Ребята, а вы поняли, что нам всем помогло в этом проекте?
Что стало ещё крепче? (Дружба)
Ребята исполняют 1 куплет песни о дружбе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока в 3 классе по окружающему миру "Как устроен этот мир".
Составлена презентация урока окружающего мира в 3 классе . Раздел" Как устроен мир".Разработан конспект урока.Использовала фильм "Красота луга", фотографии класса.Урок знакомит учащихся с природой.с ...
Интегрированный урок во 2 классе по окружающему миру и труду
Интегрированный урок во 2 классе по окружающему миру и труду «Жизнь животных осенью в лесу» Цель: учить составлять небольшие рассказы о жизни зверей осенью с опорой на схему....
Презентация открытого урока в 3 классе по окружающему миру по теме: "Маленькие рыцари" (по программе "Школа 2100")
Данная работа выполнена на тему: «Маленькие рыцари». Работа выполнена учителем ГОУ СОШ №618 Приморского района Григорьевой Аллой Михайловной. Работа включает в себя настоящую аннотацию и автор...
Разработка урока в 4 классе по окружающему миру по теме "Природные зоны России"
Разработка урока в 4 классе по окружающему миру по теме "Природные зоны России". Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-путешествие....
урок - проект "Времена года" по окружающему миру с использованием компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски, документ-камеры
Аннотация.На уроке используются различные формы работы: коллективная ( фронтальная) работа, работа в группах; прослеживается межпредметная связь с уроками трудового обучения и ИЗО....
Конспект урока-проекта по ознакомлению с окружающим миром
Урок-проект по окружающему миру. Тема: «Земля наш общий дом». В нем я затронула проблемы экологии и загрязнения окружающей среды....
Открытый урок в 4 классе по окружающему миру Презентация проекта «Мой родной край-часть большой страны»
Проект педагогически значим, т. к. учащиеся в процессе его осуществления приобрели новые знания по истории родного края. Но ценны не только новые знания, но и сам процесс, который позволяет развивать ...