Урок – проект в 1 классе по окружающему миру
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) на тему

Урок-проект по окружающему миру в 1 классе по теме  "Овощи и фрукты - самые витаминны продуты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-proekt_ovoshchi_i_frukty.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образованием ГО Богданович

МОУ «Полдневская основная общеобразовательная школа»

Урок – проект в 1 классе

на тему:

«ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

Составитель: Нарожная Светлана

 Александровна, учитель первой

квалификационной категории

         

п. Полдневой, 2011 год

Обоснование проекта

  В 1 класс дети всегда приходят с уверенностью, что будут учиться только на «5», с глубоким осознанием только своего «я».

  В 1 классе перед учителем стоит всегда нелёгкая задача: как из пришедших в школу учеников создать дружный  творческий коллектив и при этом не ущемить, а развить индивидуальность каждого ребёнка. Дети приходят в класс совсем разные по темпераменту,  с разным уровнем подготовки к школе, но уверенные, что именно «я» самый «умный и талантливый».

  Использование проектно-исследовательской технологии помогает в первую очередь развитию индивидуальности каждого ребёнка. Плавный переход от фронтальной работы к работе в группах,

помогает ребёнку раскрыть свои (порой неожиданные) наклонности и способности.

  Работа в малых группах позволяет ребёнку осознавать свою значимость, ответственность перед другими ребятами. Приобретается неоценимый навык участия в коллективной деятельности. Дети узнают друг друга ближе, находят себе друзей-единомышленников, что, безусловно, влияет на формирование сплочённого коллектива.

  Разумеется, помощь родителей при сборе материала к уроку просто необходима. Ребятам в младшем школьном возрасте ещё очень трудно ориентироваться в огромном потоке информации. И здесь есть свои плюсы. В ходе исследовательской деятельности родители держат постоянный контакт как с ребёнком, так и с учителем.

  Для плодотворной работы, я решила предложить детям и родителям тему для исследования «Овощи и фрукты».

  Растительные продукты в питании человека являются основным источником витаминов, минеральных элементов и органических кислот, кроме того, они содержат белки, ферменты, жиры и углеводы. Витамины стимулируют обменные процессы в организме, и их набор должен быть полноценным. Недостаток каких-либо питательных веществ или витаминов приводит к нарушению обменных процессов, функций внутренних органов и может послужить причиной заболевания. Привлечение внимания детей и их родителей к проблеме здорового питания (овощами и фруктами) и здорового образа жизни, я надеюсь, поможет успешно усвоить тему,  сохранить                           приумножить здоровье детей. 

Цели и задачи:

  1.  систематизировать и расширить знания учащихся об овощах и фруктах;
  2.  познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека;
  3.  формировать навык участия в коллективной деятельности, учить объективно оценивать свой вклад в общий результат;
  4.  развивать логическое мышление, умение добывать нужную (доступную) информацию, работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы;
  5.  привлечь внимание детей к проблеме здорового питания (овощами и фруктами) и здорового образа жизни;
  6.  воспитывать самостоятельность, инициативность, интерес и любовь к предмету.

Этапы работы над проектом.

1этап. Подготовительный.

  1. Определение источников информации.
  2. Изучение дополнительной литературы, получение дополнительной информации.
  3. Формирование рабочих групп.

2 этап. Планирование.

1. Выработка групповых и индивидуальных планов работы.

2. Определение задач, источников и способов сбора информации для каждой группы..

3. Распределение задач и обязанностей между членами групп.

     4.Определение способов предоставления результатов работы.

3 этап. Исследование.

1. Работа в библиотеке.

2. Экскурсия на овощной рынок, в магазин, наблюдения.

3. Анализ информации, сопоставление, формулировка выводов.

4 этап.

Урок-отчёт, сообщения, выставка рисунков, поделок,  плакатов.

Состав творческих групп.

1 группа «Любители овощей»

  1. Минченко Андрей – старший группы
  2. Казанцев Илья
  3. Татаринова Анна

2 группа «Любители фруктов»

  1. Неустроева Анастасия– старшая группы
  2. Голоушкин Никита
  3. Кабжанов Азамат
  4. Федотова Кристина

3 группа «Витамины»

  1. Апсаликова Кристина – старшая группы
  2. Байгутинова Эльвира
  3. Назмышев Арман
  4. Федотов Илья

Задания творческим группам.

1 группа:

  1. Выяснить отличие овощей от фруктов.
  2. Узнать у родителей, какие овощи выращивают в нашей местности.
  3. Совершить экскурсию с родителями на овощной рынок, в магазин. Выяснить, какие овощи завозят к нам из других регионов.
  4. Найти загадки об овощах.

Форма отчёта: сообщения учащихся, рисунки, фотографии, выставка поделок из овощей.

2 группа:

  1. Выяснить отличие фруктов от овощей.
  2. Узнать у родителей, какие фрукты  выращивают в нашей местности.
  3. Совершить экскурсию с родителями на овощной рынок, в магазин. Выяснить, какие фрукты завозят к нам из других регионов.
  4. Найти загадки о фруктах.

Форма отчёта: сообщения учащихся, рисунки, фотографии, выставка поделок из фруктов.

3 группа:

  1. Изучить витамины, которыми богаты овощи и фрукты нашего края.
  2. Показать разнообразие витаминов, их влияние на здоровье человека.
  3. Дать описание каждого витамина.

Форма отчёта: сообщения учащихся, рисунки детей, поделки.

Тема: Овощи  и фрукты.

   Цели урока:  

 - систематизировать и расширить знания учащихся об овощах и фруктах;      

 - познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека;

 - формировать навык участия в коллективной деятельности, учить объективно   оценивать свой вклад в общий результат;

- развивать логическое мышление, умение добывать нужную (доступную) информацию, работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы;

 - привлечь внимание детей к проблеме здорового питания (овощами и фруктами) и здорового образа жизни;

 - воспитывать самостоятельность, инициативность, интерес и любовь к предмету.

 Оборудование:      

 1. Рисунки овощей и фруктов, о которых говориться в загадках;

 2. Таблички «Овощи», «Фрукты»;

    3. Выставка поделок  овощей и фруктов;

    4. Загадки;

    5. Фрукты и овощи;

    6. Выставка книг об овощах и фруктах, информационные папки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

                  Сегодня на уроке у нас гости.

                  Мы рады гостям?

                  Повернитесь, гостям улыбнитесь

                  И, пожалуйста, садитесь.

                     Интересный урок сегодня у нас,

   К нему готовился каждый из вас.

  Чтоб здоровыми быть надо много знать,

  Уметь думать, логически рассуждать.

II. Актуализация знаний.

 Учитель читает первую группу загадок и на доску вывешивает рисунки – овощи.

1)Учитель:

 - Отгадайте загадки!

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …(лук).

Он  круглый и красный,

Как глаз светофора.

На грядке нет сочней…(помидора).

Нарядилась Алёна

В сарафанчик свой зелёный.

Завила оборки густо.

Как зовут её? (Капуста)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень  гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь)

Весь в пупырышках, зелёный,

Он и свежий, и солёный

Очень вкусный  - удалец

Наш хрустящий…(огурец).

И зелен, и густ,

                на грядке вырос куст.

Покапай немножко:

                под кустом…картошка.

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? (Свёкла)

Учитель читает вторую группу загадок  и на доску вывешивается вторая группа рисунков - фрукты.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.  (Апельсин)

Он почти как апельсин

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень. (Лимон).

 

Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают. (Бананы)

Ни в полях и ни в садах,
Ни у вас и ни у нас,
А в тропических лесах
Вырастает ...(ананас).

Ну а это угадать
Очень даже просто:
Апельсин, ни дать, ни взять,
Только меньше  ростом. (Мандарин)

 

2)    Учитель:

 – Как можно назвать слова-отгадки? 

После этого учитель показывает таблички со словами «ОВО ЩИ», «ФРУКТЫ» и просит расположить их над соответствующей группой рисунков.

   Учитель:

-     Ребята, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Об овощах и фруктах)

   - Давайте прочитаем тему нашего урока. (На доске написано: «Овощи и фрукты – самые витаминные продукты.»

III. Работа над новой темой.

       Учитель:

    - Ребята, а как вы отличаете, где овощ, а где фрукт? (Фрукты обычно выращивают в саду, овощи - в огороде. Фрукты обычно сладкие (кроме лимона), а овощи - нет, хотя сладко ватая морковь — овощ.)

- К этому уроку вы очень хорошо подготовились, провели интересное расследование, и   каждая группа спешит порадовать остальных своими знаниями.

    Группа «Любители овощей» и группа «Любители фруктов»  нам расскажут, какие овощи и фрукты выращивают в нашей местности, а какие завозят из других регионов.

1) Отчёт группы «Любители овощей».

Минченко Андрей:

  Весной я маме и папе помогаю на огороде сажать картошку, лук, морковку. Мама высаживает рассаду капусты, перца, помидоров. А я помогаю ей поливать. Ещё я знаю, что чеснок сажают на зиму и накрывают, а можно сажать весной. Я узнал, что родина чеснока – Средняя Азия. На Руси появился более тысячи лет назад.  «Чеснок семь недугов изводит», так говорят врачи. Людей лечит не только чеснок, но и его запах. Если чеснок посадить возле других растений, то он уберегает их от болезней и вредителей.

  Ещё я  расскажу о картошке. Картошку называют вторым хлебом. Родина картошки – Южная Америка. Во времена Петра I картофель завезли в Россию и стали выращивать только для царского стола. Теперь картофель главный хозяин на русском столе.  Его сажают весной в землю с  проросшими отростками и собирают урожай через 100 дней. (Показ фото с картофельным полем)

  Мы с мамой сделали поделку из картофеля.

Казанцев Илья:

  Я с мамой и папой ездил на овощной рынок. Там продают много овощей, которые растут и у нас на огороде. Это картофель, помидоры, огурцы, капуста, лук, чеснок, свёкла, кабачки, перец.

  Я расскажу о помидорах. На Урале рассаду помидоров высаживают в теплицы и на землю в начале лета. Есть много сортов помидоров, есть даже сорт солёных помидоров. Самый большой помидор вырастили в Англии, он весил около 2 кг. Раньше помидор считали ядовитым. Россия – это первая страна, где помидоры стали выращивать для еды.

Татаринова Анна:

  У моей мамы есть журнал «Приусадебное хозяйство». Там написано, как правильно высаживать и ухаживать за морковкой. Мама мне помогла оформить стенгазету для урока «Морковь – лакомство гномов». Морковь полезна и вкусна. Она содержит много веществ, которые необходимы для зрения и роста детей.

  В давние времена считали, что морковь – это лакомство гномов, если отнести в лес миску с морковкой, то наутро найдёшь в этом месте слиток золота. Но люди ничего не находили.

  Каждый год мы сажаем на огороде морковь, осенью готовим на зиму салаты, зимой используем сырую и готовим разные блюда: салаты, соки, котлеты, пироги. (Показ газеты)

Физминутка. «Собираем урожай»

Учитель:

- А сейчас слово предоставим группе «Любители фруктов».

2) Отчёт группы «Любители фруктов».

Неустроева Анастасия:

  Я с родителями  была на овощном рынке. На нём продают фрукты, которые выращивают в нашей местности. Это яблоки, груши, арбузы.

Я расскажу о пользе яблок. Яблоки помогают снизить заболеваемость сердца. В семенах яблок содержится очень много йода, в яблоках большое количество железа, что необходимо нашему организму.

Голоушкин Никита:

- Я с мамой был в библиотеке, где очень много книг. Библиотекарь нам дала толстую книгу «Энциклопедию растений». С собой нам книгу не разрешили взять, поэтому мама выписала из неё на листочек про ягоду малину. Я вам про неё сейчас расскажу. Малина – лесное растение. Люди сажают её в саду. Малина очень полезна. В ней содержатся витамины  А, В, С. Из ягод получают вкусное варенье, компот, желе. Малиной лечат простуду.

    Учитель:

 -  Какие фрукты  привозят из  далеких краев?

Неустроева Анастасия:

           К нам привозят следующие  фрукты: лимоны, апельсины, бананы, яблоки, гранаты, мандарины.

Лимон кислый из-за большого количества витамина С. Лимон ное дерево - небольшое растение высотой до 3 метров. Веточки его с колючками. Листья крупные, яйцевидно-овальные. (Показ картинки)

     Кабжанов Азамат:

Апельсин. Плоды его очень сладкие, ароматные. Дерево похоже на дерево лимона, только без колючек. Родина апельсина – Китай. ( Показ картинки)

Федотова Кристина:

Ананас – вечнозелёное растение, длина которого до 80см. В пищу употребляют мякоть и сок ананаса. Если потянуть за зубцы ананаса и они легко вытаскиваются, значит он спелый. (Показ картинки)

    Неустроева Анастасия:

Бананы созревают на банановых пальмах, которые всего 3 метра в высоту. Почти на каждом стволе банана плоды висят громадными гроздьями от 50 до 140 штук. Листья растения используют вместо тарелок, из них делают нитки, верёвки и бумагу. (Показ картинки)

3) Игра «Во саду ли в огороде».

Учитель:

- Ребята,  а сейчас мы проверим,  запомнили ли вы, что растёт в саду, а что на огороде.

(На одной  половине доски висит дерево, а  на другой – рисунок огорода, на столе вразброс лежат фрукты и овощи).

- Я буду вам загадывать загадки, которые вы приготовили к уроку. Если отгадка -  овощ, то вы его садите на грядку. Если отгадка – фрукт, то вы его помещаете  на дерево.

(Отгадавший   выходит к доске и определяет место фрукту или овощу).

Сидит красная девица в темнице,                 Яркий, сладкий, налитой,                          

А коса на улице. (Морковь)                          Весь в обложке золотой.

                                                                        Не с конфетной фабрики -

И зелен, и густ                                                Из далёкой Африки. (Апельсин)

На грядке вырос куст.

Начали щипать –                                           Круглое, румяное,                                        

Стал плакать и рыдать. (Лук)                       С дерева упало,

                                                                       Любе в рот попало. (Яблоко)

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка,                                        Я полезен для больных простудой

Все лекарства заменяет                                  Во мне есть много витамина С,

Нам головка…(чеснока).                               А чай со мною просто чудо

                                                                              Меня за это уважают все. (Лимон)

Неказиста, шишковатая,                              

А придёт на стол она,                                    Ароматен и янтарен вкусный сок,                                    

Скажут весело ребята:                                       Запасайтесь витаминами вы впрок.

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)            Знаю, вы не прочь меня покушать,                        

                                                                         Потому что я подруга

Бурый, сладкий корнеплод                                                   ваша…(груша).

В винегрет и борщ пойдёт,

А на сахар  сорт другой                                  

Вырастет для нас с тобой. (Свёкла)                

                                                                                                             

4) Отчёт группы «Витамины».

   Учитель:

 - Ребята, а вы знаете, что фрукты и овощи содержат витамины, необходимые для нашего организма? Расскажите об этом.

Апсаликова Кристина:

    Моя мама выписывает журналы и газеты про здоровье. Они называются «ЗОЖ» - здоровый образ жизни. В этих журналах много пишут про витамины, которые содержатся во всех овощах и фруктах.

   Витамины – это жизненно необходимые вещества. Они попадают к нам в основном с пищей. Зимой и весной наш организм ослаблен, в этот период он особенно нуждается в витаминах. Если в организме недостаточно витаминов, мы начинаем болеть, чувствуем усталость, ухудшается наше настроение. Поэтому зимой и весной необходимо больше есть овощей и фруктов, богатых

витамином С. Он содержится в лимоне, апельсине, капусте и даже картофеле. Много витаминов содержится в моркови.

Назмышев Арман:

  Витамин  А – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранить зрение, а зубам быть крепкими и здоровыми. Найти этот витамин можно в капусте, морковке, зелёном луке, помидорах. (Показ  газеты)

Байгутинова Эльвира:

  Витамин В даёт нам силу, хороший аппетит. Вы не захотите огорчаться и плакать по пустякам. Найти его можно в яблоках свёкле, редиске, зелени салата, картофеле, шиповнике.

           Во саду ли, в огороде

Вы меня всегда найдете.

А кто летом в лес пойдет.

Тот в корзинке принесёт. (Показ газеты)

Апсаликова Кристина:

   Витамин Д – сохраняет нам зубы. Без него зубы человека становятся мягкими и хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин Д. (Показ газеты)

Федотов Илья:

       Витамин С. Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, то он вам поможет. Витамин С прячется в луке, чесноке, капусте и во всех фруктах, овощах и  ягодах. (Показ газеты)

 III.  Витаминная реклама. 

  1) Учитель:

Во саду ли, в огороде

Фрукты, овощи растут.

Мы сегодня для рекламы

Их собрали в классе тут.

Рекламы не простые –

Фруктовые и овощные.

   Ученики в коронках овощей и фруктов выходят к доске и читают стихи.

1. Я -  морковка, рыжий хвостик.                                6. У меня колючий бок.

 Приходите чаще в гости.                                             На макушке – хохолок.

 Чтобы глазки заблестели,                                            Замечательный на вкус,                                      

 Чтобы щёчки заалели,                                                  Ананасом я зовусь.

 Ешь морковку, сок мой пей,

 Будешь только здоровей.                                            7. Белая и хрусткая,

                                                                                         Зовут меня капусткою.

                                                                                         Вкусная, полезная -

                                                                                         Прогоню болезни я.

               

    2.Я – толстый красный помидор,                                  

 Люблю детишек с давних пор.

 Я – витаминов сундучок,                                        8.Да, я – перец, но не тот,

 А ну-ка, откуси бочок!                                               Что язык так сильно жжёт.

                                                                                       Я мясистый, витаминный,

3.Называют меня грушей.                                           Запаси меня на зиму.

Я скажу, а ты послушай:

Полюбите меня, дети!

  Я полезней всех на свете.                                         9.Я – лук, я – Чипполино,

                                                                                       Весёлый, озорной.

4.А я дыня – жёлтый бок.                                            Простуды и ангины

Кто тут, дети, занемог?                                                Не справятся со мной.

Вкусная, медовая,

Прогоню хворобу я.                                                10. Я шепну тебе на ушко:

                                                                                      Я – не клоун, но – петрушка

5.Я – заморский гость, банан,                                   Сочная и длинная

Переплыл я океан.                                                      Зелень витаминная.

Меня солнце попросило

Передать свою вам силу.                                           11. В огороде я лежала,

                                                                                           Витамины собирала.

 Все (хором):                                                                    А теперь пришла пора                                                                                        

Ешьте овощи и фрукты,                                                  Вам отдать их, детвора!

   Пейте натуральный сок !

   Будете всегда здоровы.

   Проживёте сто леток!

 

2) (Стук в дверь. Входит фея Здоровья. У неё в руках корзина с фруктами и овощами. На голове корона с надписью  «Фея Здоровья»).

Фея Здоровья:

- Здравствуйте, ребята! Я, фея Здоровья, пришла к вам в гости. Все здоровы? Никто не чихает? Отлично! Я вижу вы хорошо знаете, в каких продуктах бывают витамины. За ваши старания и знания я приготовила вам подарки, а подарки не простые – витаминные. Я хочу угостить вас и наших гостей этими подарками.  Ешьте  на здоровье!  (Фея  раздаёт  детям  и гостям фрукты и овощи)

Фея Здоровья.

- Вижу, все вы молодцы!

  Парни - просто удальцы!

  Девочки - красавицы!

  С любой болезнью справитесь.

  А мне идти уже пора,

  До свиданья, детвора!

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, вам наш необычный урок понравился?

- Почему овощи и фрукты – самые витаминные продукты?

- Зачем нужны витамины нашему организму?

- Чьё выступление вам запомнилось?

- Понравилось ли вам работать с друзьями в группе?

- Ребята, а вы поняли, что нам всем помогло в этом проекте?

 Что стало ещё крепче? (Дружба)

Ребята исполняют 1 куплет песни о дружбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока в 3 классе по окружающему миру "Как устроен этот мир".

 Составлена презентация урока окружающего мира в 3 классе . Раздел" Как устроен мир".Разработан конспект урока.Использовала фильм "Красота луга", фотографии класса.Урок знакомит учащихся с природой.с ...

Интегрированный урок во 2 классе по окружающему миру и труду

Интегрированный урок во 2 классе по окружающему миру и труду  «Жизнь животных осенью в лесу»  Цель:  учить составлять небольшие рассказы о жизни зверей осенью с опорой на схему....

Презентация открытого урока в 3 классе по окружающему миру по теме: "Маленькие рыцари" (по программе "Школа 2100")

Данная работа выполнена на тему: «Маленькие рыцари». Работа  выполнена учителем ГОУ СОШ №618 Приморского района Григорьевой Аллой Михайловной. Работа включает в себя настоящую аннотацию и автор...

Разработка урока в 4 классе по окружающему миру по теме "Природные зоны России"

Разработка урока в 4 классе по окружающему миру по теме "Природные зоны России". Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-путешествие....

урок - проект "Времена года" по окружающему миру с использованием компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски, документ-камеры

Аннотация.На уроке используются различные формы работы: коллективная ( фронтальная) работа, работа в группах; прослеживается межпредметная связь с уроками трудового обучения и ИЗО....

Конспект урока-проекта по ознакомлению с окружающим миром

Урок-проект по окружающему миру. Тема: «Земля наш общий дом». В нем я затронула проблемы экологии и загрязнения окружающей среды....

Открытый урок в 4 классе по окружающему миру Презентация проекта «Мой родной край-часть большой страны»

Проект педагогически значим, т. к. учащиеся в процессе его осуществления приобрели новые знания по истории родного края. Но ценны не только новые знания, но и сам процесс, который позволяет развивать ...