Самоанализ урока
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Cвиридова Наталия Михайловна

Самоанализ урока русского языка в 1 классе по теме "Алфавит", УМК "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Гармония»                              

Класс: 1

Предмет: Русский язык

Тема урока: Буквы русского языка. Алфавит.

Тип урока:  закрепление знаний и выработка умений.

Цель урока:  Осознание необходимости знания алфавита и формирование умений им пользоваться.

Задачи урока:

 Образовательные:  Формировать умение располагать слова в алфавитном порядке,  познакомить детей со словарем,  новым словарным  словом.
Развивающие: Развивать инициативность и самостоятельность, умение управлять своей деятельностью.
Воспитательные: Прививать чувство товарищества, взаимовыручки и сотрудничества, реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью.

Планируемые результаты обучения:

Предметные умения: Правильно называть буквы русского языка; располагать буквы и слова по алфавиту.

Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач. Правильно (в соответствии с нормами) произносить слова. Находить орфограммы, применять правила переноса слов, списывать и писать под диктовку. Писать освоенные «словарные» слова. 

Метапредметные:

Познавательные:

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте,

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

 - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей  умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты:

  • осознают необходимость знания алфавита
  • умеют называть буквы в алфавитном порядке
  •  приобрели первый опыт обращения к словарям
  •  повышение активности и самостоятельности на уроке

Формы организации урока: индивидуальная,  фронтальная,  парная, групповая.

Технологии, используемые на уроке: проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), ИКТ, элементы здоровьесберегающих технологий

Оборудование:   компьютерная презентация, тетрадь на печатной основе, карточки, таблица «Алфавит».

Исходя из целей и задач, был спланирован тип урока: закрепление знаний и выработка умений.  Тип урока определяет его структуру. Урок строится на основе деятельностного подхода  по следующим этапам:

  1. Организационный момент.
  2. Самоопределение к учебной деятельности.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Упражнения на освоение алфавита.
  5. Физкультминутка.
  6. Этап применения полученных знаний.
  7. Индивидуальная работа на закрепление.
  8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
  9. Поведение итогов.

       Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, наличие в классе детей с нарушением устной и письменной речи, средний уровень развития аналитико- синтетического мышления. Урок опирался на знания, умения  учеников, полученные ранее.

  Организационный момент  и самоопределение к учебной деятельности включали в себя положительный  эмоциональный настрой детей на предстоящую учебную деятельность, обеспечили осознанное вхождение в урок. Используя приём «яркое пятно», создавалась  ситуация для выявления темы урока.  Дети самостоятельно определили тему и цель урока.

В начале урока актуализируются знания учащихся полученные при изучении грамоты. Включены игровые моменты, которые помогают более прочному усвоению материала. На уроке  была достигнута высокая познавательная активность учащихся  за счёт создания ситуации успеха, использования занимательного материала, применялись ИКТ. Использование  ИКТ – технологии всегда вызывает у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого ученика в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся.

Далее  проводились упражнения на освоение алфавита, работа по открытию новых знаний и их применению. На данном уроке происходит знакомство с одним из видов словарей: орфографическим. Были использованы различные формы деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная, самостоятельная работа учащихся, работа в парах.

На   этапе практического применения полученных знаний использовалась групповая работа.  Учащиеся учатся договариваться друг с другом, сотрудничать. Показателем выполнения образовательных задач этапа является понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала,  готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности.

Индивидуальная работа на закрепление показала глубину осознанности, гибкость и действенность полученных знаний.  Проведена взаимопроверка, а это одна из форм активной  деятельности всего класса.

  Здоровьесберегающий аспект:  высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным.  Проводились динамическая пауза.

На этапе рефлексии учебной деятельности шло дальнейшее развитие у учащихся алгоритма самооценивания.

Урок достиг поставленной цели.  Все поставленные задачи полностью реализованы: расширили первоначальные  знания  об алфавите, упражнялись в  практическом применении     алфавита, повторили  правописание имен собственных.  Результаты  предметные: применяли знание алфавита и изученные правила на  практике; метапредметные: планировали  свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям, наблюдали, сравнивали; осуществляли  взаимный контроль и оказывали в сотрудничестве необходимую помощь; личностные: развитие  нравственных чувств, способность к самооценке; освоение личностного смысла учения.



Предварительный просмотр:

 Ф.И.О.   Свиридова Наталия Михайловна

Предмет: Русский язык

Класс:   1

Тип урока: Закрепление знаний и выработка умений.

Технологическая карта изучения темы

Тема

Буквы русского языка. Алфавит.

Цель урока

Осознание необходимости знания алфавита и формирование умений им пользоваться 

               

Задачи урока

Образовательные: формировать умение располагать слова в алфавитном порядке,  познакомить детей со словарем,  новым словарным  словом.
Развивающие:

Развивать инициативность и самостоятельность, умение управлять своей деятельностью,

 навыки взаимопонимания.
Воспитательные:
прививать чувство товарищества, взаимовыручки и сотрудничества, реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью.

Планируемые результаты обучения

Предметные умения: Правильно называть буквы русского языка; располагать буквы и слова по алфавиту.

Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач. Правильно (в соответствии с нормами) произносить слова. Находить орфограммы, применять правила переноса слов, списывать и писать под диктовку. Писать освоенные «словарные» слова. 

Унивесальные учебные действия

Познавательные:

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте,

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку;

 - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей  умению общаться; распределять роли и очередность действий при работе в паре.

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты:

  • осознают необходимость знания алфавита
  • умеют называть буквы в алфавитном порядке
  •  приобрели первый опыт обращения к словарям
  •  повышение активности и самостоятельности на уроке

Основные понятия

 Алфавит, слова с непроверяемым написанием, собственные имена

Межпредметные связи

 Связь с литературным чтением

Ресурсы:

Таблица «Алфавит».  Презентация. Орфографические словари. УМК «Гармония»

Организация пространства

Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технологии

 личностно-ориентированного обучения, деятельностного подхода.

Дидактическая
структура
урока 

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные умения

УУД

  1. Организационный момент

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

     Слайд 2

Проверка готовности к уроку, правила посадки.

Включение в деловой ритм: организует,  уточняет.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?        

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока.

Слайд 3.

     Слайд 4.

Тема нашего урока – Алфавит

3.Актуализация опорных знаний

Цели:

1) Организовать актуализацию изученных способов действий

2) Мотивировать к учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

Слайды 5.

Слайд 6


Отгадывают загадку,  располагают буквы, чтобы получилось слово. Определяют тему урока.

Дети, опираясь на имеющиеся знания, дают определения.

Алфавит – это буквы.

Выходит, алфавит – это все буквы.  

Это все буквы, расположенные в установленном порядке.

Мотивация уч-ся к учебной деятельности. Используя приём «яркое пятно», создаёт ситуацию для выявления темы урока.

Организует актуализацию мыслительных операций.

Отгадайте загадку:  

Чёрные, кривые,

От рождения немые,

Станут в ряд –

Сразу заговорят. (Буквы)

Назовите буквы. Расположите их так, чтобы получилось слово. Кто может назвать тему урока?

Мы с вами уже знакомы со значением слова «алфавит» - вспомним, что оно  обозначает.

Вы уже многое знаете о буквах. Сколько их? Сколько гласных букв? Сколько согласных? Сколько букв, не обозначающих звуки? Кто даст более точное определение слову - алфавит?  

Составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.

Вдумываться в лексическое значение  слова, понимать его.

 Познавательные: осмысливать заглавие темы урока, высказывать на этой основе предположения о содержании нового знания.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Личностные: оценивать свои достижения, осознавать границу знания – незнания, стремиться преодолеть этот разрыв

Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать своё мнение, отвечать на вопросы, дополнять друг друга.

4.Упражнения на освоение алфавита 

Цели:                                     1)развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний;                                                                                                                                  2)организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями.  

Слайд 7

Игра «Покатился шарик»

Слайд 8

 Игра «Заселяем буквы в дом».

Работа в парах.

Встречались ли вам книги, при работе с которыми нужно знание алфавита?

(Словарь, телефонный справочник, детская энциклопедия...)

Слайд 9.  

Отгадайте ребусы!

Встретились слова с одинаковой первой буквой!

Ученики по цепочке называют строчки из 7  букв, передавая шарик; открывают на доске пропавшие буквы.

Поиск решения, выдвижение и проверка гипотез, вариантов и способов:

 -Чтобы мы быстрее находили нужные нам слова.

 -Слова располагаются в алфавитном порядке. 

-Чтобы найти слово, смотрим  на его первую букву.

-Если первые буквы одинаковы, то слова располагают по второй.

Организует игры.

Побуждает уч-ся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в парах. Побуждает к анализу собственных действий.

Создаёт проблемную ситуацию, побуждает к действиям её решения, выхода из затруднения.

Как вам кажется, вы уже хорошо знаете алфавит? Проверим?

Предположите,  зачем нужно знать  алфавит?

У вас на столе лежат орфографические словари. Пролистайте их. Есть ли закономерность в том, как располагаются слова?

Попробуйте найти слово алфавит. Как это сделать?

Что общего у этих слов? Поставьте слова в алфавитном порядке. Какое слово поставить первым?

Правильно называть буквы русского языка; располагать буквы и слова по алфавиту.

Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач. Находить нужную информацию в материалах учебника, в словарях.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция.

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные:

Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, договариваться и приходить к общему решению; строить небольшие монологи.

Личностные: 

Учебно-познавательный интерес, желание учиться.

5.Физкультминутка.

Цель: профилактика утомления

Активно участвуют в физкультминутке, ориентируются на здоровый образ жизни,

Показывает движения.

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим!

 

Регулятивные: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.

6.Этап применения полученных знаний.

Слайд 10.

Работа в группах.

Цель:

- проверить умение принять учебную задачу и включиться в деятельность на личностно-значимом уровне.

. Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке. Список учеников в классном журнале, в больнице карточки больных хранятся в алфавитном порядке по адресам и фамилиям. Вот как важен алфавит!

Дети делятся на группы и выполняют полученные задания:

1 – помощники учителя (фамилии учеников 1-а кл.)

2 – помощники библиотекаря (фамилии писателей)

3 – помощники медицинского работника (названия улиц)

Ответственные в группах выходят к доске и показывают правильный порядок слов и аргументируют свою позицию.

Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний.

Попробуем применить ваши знания на практике: 

расположите слова в алфавитном порядке!

Расскажите, как бы в смог пригодится алфавит в работе учителя, библиотекаря, регистратора в больнице.

Формирование умения пользоваться алфавитом на практике; повторить правописание имен собственных.

 Регулятивные: планирование свои действия для реализации заданий.

Познавательные: наблюдение, умение характеризовать, исследовать; сравнивать; умения формулировать ответы на вопросы учителя;  

Коммуникативные:                      Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Личностные: развитие  нравственных чувств, способность к самооценке; освоение личностного смысла учения.

7.Индивидуальная работа на закрепление.

Упр. 101 , стр.17

Цели: Установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока

Выполняют задания.

Взаимопроверка. Дети ставят ! или ? друг другу за работу.

Организует самостоятельную работу детей, оказывает индивидуальную помощь.

 Запись букв по номерам алфавита.

Составление и запись слов в столбиках по вертикали (школа, ученик).

Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач.

Познавательные: Анализировать, строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; обобщать языковой материал по заданным критериям.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. 

Слайд 11

Цель:

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Я знаю, что такое алфавит и сколько в нём букв.

Я запомнил название букв и их порядок в алфавите.

Я смог быстро найти слово в словаре, зная алфавит. Смог расположить слова в алфавитном порядке.

Даёт возможность каждому ребёнку оценить полученные знания. Создаёт ситуацию, связанную с

ощущением собственной компетентности, самоуважения, чувством удовлетворения от работы.

Опираясь на  план расскажите, что нового для себя узнали на уроке?  

Систематизация и обобщение знаний алфавита.

Личностные:  

Умение оценивать свои достижения.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8. Поведение итогов.

Слайд 12. 

Спасибо всем за работу.  

Дети оценивают свои возможности и показывают соответствующий знак.

Учитель следит за настроением детей. Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями.

Если доволен работой, то покажи - ! Не доволен, что-то не получилось и  нужно немножко ещё потренироваться - ?

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Урок. Обучение грамоте. + Самоанализ урока.

Урок по теме: Звуки [д], [д\']. Буквы Д,д. Закрепление изученного. (Планета знаний)....

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема: Е. Пермяк "Самое страшное" и самоанализ урока.

Этот урок чтения по произведению Е.Пермяка «Самое страшное» взят мною для 1 класса не случайно, так как этот урок позволит сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются ва...

Конспект урока- исследования на тему "Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах". Самоанализ урока.

Данная работа содержит конспект урока- исследования по русскому языку на тему "Правописание имён собственных. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах", самоанализ данного урока и презентацию к у...

Технологическая карта урока по английскому языку 2 класс по теме "Спорт и спортивные игры" по УМК М.З.Биболетовой. Самоанализ урока.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.Так как в нашей стране идёт активная подготовка к олимпиаде в Сочи, весь урок направлен на это событие. В...

урок математики (информационная карта и самоанализ урока)

Данный урок – это один из двадцати трех запланированных на год по решению задач (не только на движение). На предыдущих уроках рассматривался только один вид движения, а именно встречное движение. Проб...

Самоанализ урока технологии по курсу проектной деятельности.Тема урока: «Радужное складывание. Яблоко»

В самоанализе изложила цели, задачи, методы преподавания. Описала как формировались общеучебные проектные умения....

Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Новое время – торжество Европы» (первый урок)

Самоанализ урока  окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Учебник«Окружающий мир» Человек и человечество» А.А. Вахрушев...