урок математики (информационная карта и самоанализ урока)
план-конспект занятия по математике (4 класс) по теме
Данный урок – это один из двадцати трех запланированных на год по решению задач (не только на движение). На предыдущих уроках рассматривался только один вид движения, а именно встречное движение. Проблема этого урока – новый вид движения, а именно движение в противоположном направлении и предположение того, что существуют и другие виды движения.
Алгоритм методической деятельности учителя в процессе обучения решению текстовых задач
- Подготовительный этап (ознакомление с содержанием задачи)
- Этапы поиска решения задачи и ее анализа
- План решения, выбор арифметических действий
- Этапы собственно решения задачи путем выполнения арифметических действий
- Этапы анализ решения задачи
- Этап закрепления умения решать аналогичные задачи (проверка решения)
Тема: «Решение задач на движение»
Цель: создать условия для формирования умений решать задачи на движение тел в противоположных направлениях; пробудить интерес к процессу решения и обеспечить возможности приобретения опыта решения задач; закрепить умение алгоритмизации учебной деятельности при решении задач; способствовать формированию диалектического мышления посредством моделирования задачи; создать условия для развития коммуникативных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta_uroka_matematiki.docx | 21.13 КБ |
zadacha_dvizhenie.notebook | 5.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта урока математики
Тема: «Решение задач на движение»
Цель: создать условия для формирования умений решать задачи на движение тел в противоположных направлениях; пробудить интерес к процессу решения и обеспечить возможности приобретения опыта решения задач; закрепить умение алгоритмизации учебной деятельности при решении задач; способствовать формированию диалектического мышления посредством моделирования задачи; создать условия для развития коммуникативных компетенций.
Организация деятельности:
- Психологический настрой («двуполушарная гимнастика») 2 мин.
- Фиксирование даты в тетради 1 мин.
- Вычислительная разминка (учащиеся формулируют задания и выполняют игру «Движение») 5 мин.
- Постановка проблемы: «Определить тему урока», рассуждая о своей деятельности в вычислительной разминке (рассуждение на тему «Движение») 2 мин
- Работа над задачей (слайд №1) 17 мин
- обоснуйте выбор именно этой задачи для сегодняшней работы;
- алгоритм деятельности учителя в процессе обучения решению текстовых задач (в данном случае задач на движение) через игру «Интеллектуальный хоккей»
- Динамическая пауза 5 мин.
- Анализ решения задачи (проверка решения: другой способ решения, обратные задачи, алгебраический или арифметический методы, усложнение или упрощение задачи…) 9 мин.
- Подведение итога (какие знания необходимы для успешного решения задач на движение?) 2 мин.
- Домашнее задание (выбор задания по предложению групп) 3 мин.
Планируемый результат: осознание того, что задачи на движение бывают разного вида и каждому соответствует своя схема; расширение опыта решения задач; закрепление умения алгоритмизации учебной деятельности при решении; закрепление умения общения в группе.
Формы учебной деятельности общеклассная; групповая;
индивидуальная.
Алгоритм методической деятельности учителя в процессе обучения решению текстовых задач
- Подготовительный этап (ознакомление с содержанием задачи)
- Этапы поиска решения задачи и ее анализа
- План решения, выбор арифметических действий
- Этапы собственно решения задачи путем выполнения арифметических действий
- Этапы анализ решения задачи
- Этап закрепления умения решать аналогичные задачи (проверка решения)
Самоанализ урока
1. Данный урок – это один из двадцати трех запланированных на год по решению задач (не только на движение). На предыдущих уроках рассматривался только один вид движения, а именно встречное движение. Проблема этого урока – новый вид движения, а именно движение в противоположном направлении и предположение того, что существуют и другие виды движения.
2. Какие задачи решались на уроке:
- общеобразовательные; закрепление умения алгоритмизации учебной деятельности при решении задач, посредством разбиения задач на части; формирование умений решать задачи на движение тел в противоположных направлениях, через проблемную ситуацию;
- воспитательные; развитие коммуникативных компетенций, через групповые формы работы;
- развивающие формирование диалектического мышления посредством моделирования задачи; развитие познавательного интереса к процессу решения; приобретение опыта решения задач;
3. Данная структура урока определялась уровнем и степенью подготовленности учащихся к восприятию материала, а именно, умение различать то, что обозначается, и то, чем замещается, умение производить анализ знаковых средств, умение переводить данные конкретной ситуации на абстрактный язык математических символов
4. Главный акцент на уроке – это осознание связей и отношений, существующих между данными величинами задачи и между данными и искомыми величинами, в результате чего усваивается обобщение способа решения задачи.
АНАЛИЗ
отделение вопроса от условия выделение данных и искомых
СИНТЕЗ - намечается план решения задачи
конкретизация- абстрагирование –
мысленное представление выбор арифметического
условия задачи действия
ОБОБЩЕНИЕ
5. Методы, выбранные для достижения результата:
- дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш;
- Исследовательский метод - деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д.
Обоснование выбора данных методов:
- дидактическая игра - познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности;
- исследовательский метод - овладение обучаемыми методами научного познания, развитие и формирование у них черты творческой деятельности, обеспечение условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, формирование осознанных, оперативно и гибко используемых знаний.
6. Выбранные формы обучения обеспечили дифференцированный подход к учащимся, в основу которого было положено различие функциональной ассиметрии полушарий (группы формировались из «лево- и правополушарных»).
7. Контроль усвоения знаний был обеспечен работой над задачей после ее решения.
8. На уроке была использована интерактивная доска.
9. Высокая работоспособность учащихся была обеспечена их интересом к уроку, их активной деятельностью, выбором сложности работы и ее объема.
10. Психологическая атмосфера на уроке поддерживалась за счет немногословности учителя, его неподдельного интереса к происходящему.
11. Для рационального использования времени на уроке был сделан хронометраж всех его этапов. Для предупреждения перегрузок деятельность была сменной и в движении.
12. Поставленные задачи урока реализовать удалось практически полностью. Не удалось обсудить предложенные группами домашние задания, это было сделано на следующем уроке при проверке этого задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задача. Урок математики в 1 классе. Конспект урока и технологическая карта. Самоанализ. УМК "Школа России"
Задача. Урок математики в 1 классе. Программа М.И. Моро. Конспект урока, технологическая карта, самоанализ....
Технологическая карта и самоанализ урока окр.мира 2 класс
Технологическая карта и самоанализ урока окр.мира "Россия на карте" 2 класс....
Технологическая карта урока по теме "Дорожные знаки" + самоанализ урока
Цель урока: формирование умения различать и классифицировать дорожные знаки.Задачи урока: - формировать представления о дорожных знаках;- формировать умение определять характерные черты групп дорожных...
Урок математики в 3 классе. Тема урока: «Математика-царица всех наук!»
Урок математики в 3 классе. Тема урока: «Математика-царица всех наук!»...
Урок математики в 1 классе Тема урока математики: Таблицы сложения и вычитания с числом 3
Урок математики в 1 классеТема урока математики: Таблицы сложения и вычитания с числом 3...
Самоанализ урока окружающий мир "Карта - наш экскурсовод"
Данный файл содержит анализ урока математики в 4 классе. В анализе представлены все аспекты урока....