«Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Разработка к уроку руссого языка «Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя образовательная школа р.п. Межевой
Саткинского района Челябинской области
Русский язык. 4 класс
Урок на тему:
«Проверка написания гласной
в суффиксах -ик, -ек»
Подготовила: Коляева Надежда Ивановна,
учитель начальных классов МКОУ СОШ р.п. Межевой
2014 год
Ц е л ь: формировать умение определять, какую гласную следует писать словах с суффиксами -ек, -ик.
- самостоятельная формулировка учащимися вывода о том, как узнать, какой суффикс писать в слове –ек- или –ик-
- развитие самостоятельности мышления и познавательной потребности у учащихся.
Х о д у р о к а
I.Орг. момент.
Урок русского языка. Урок открытия новых знаний. Ведь «Чем больше знаем, тем больше понимаем». На каждом уроке мы «учимся учиться», напомните , что это значит? (Вы должны понимать, чего вы не знаете, и уметь добыть эти знания). И я вам в этом помогу. Мысленно пожелаем друг другу творчества и успехов в работе.
II. Формирование новых понятий и умений.
- Скажите, над какой темой мы работаем? (Состав слова)
- Давайте вспомним, что входит в состав слова? Составление алгоритма (корень, суффикс, основа, приставка, окончание) Нам сегодня понадобиться часть слова суффикс. Что такое суффикс?
На доске слова. Прочитайте.
ПРОХОД, ДРУЖОЧ..К, КЛЮЧ..К, ЛЕЩ, БУКЕТ..К, ОРЕШ..К, РУКА, ДОМ..К , ПОДГРЁБ, ГРИБЫ, ПЛАТОЧ..К
- Найдите слова с суффиксом и расположите столбиком слева.
Дружоч..к
Дом..к
Платоч..к
Ключ..к
Букет..к
Ореш..к
Почему не взяли слова проход и т.д? . Поставьте ударения. Произнесите слова ещё раз. Я засомневалась какая гласная пишется в суффиксе –и- или –е- Кто поможет? Почему? А кто думает по - другому?
У меня сразу возникает вопрос – Какова задача нашего сегодняшнего урока?
Задача урока:
- Научиться определять какую гласную следует писать в словах с суффиксами –ик, -ек
– Как ведет себя гласный [и] при изменении слова во множественном и единственном числе?
– Что происходит с гласным [е]? Сделайте вывод о том, когда пишется -ик (-ек) в словах.
-В каком числе стоят существительные? (ед.ч)
– Поставим их во мн. ч. –Что заметили? (гл. убежала)
Если гл.убежала – значит пишем Е . Смотрим дальше. (Если гл. не убежала – значит пишем И).
Ед.ч мн.ч
Дружоч..к дружочки
Дом..к домики
Платоч..к платочки
Ключ..к ключики
Букет..к букетики
Ореш..к орешки
ВЫВОД: в суффиксах -ек, -ик надо проверять гласный звук. Что для этого надо сделать? (Уточнение сформулированных выводов по учебнику на с. 133., составление алгаритма)
Алгоритм
1. Поставить слово в форму множественного числа.
2. Посмотреть выпадает гласная или нет.
3. Если гласная не выпадает –суффикс - ик, если выпадает – ек
3. Выполнение упражнений на применение знаний. (Упр. 109.)
Физкультминутка
1.РАБОТА В ПАРАХ
Распределите слова в 2 столбика. Запись слов на карточках:
горош.к | веноч.к | чулоч.к | клубоч.к | карандаш.к | кирпич.к | шалаш.к |
-Какую гласную следует писать в суффиксе существительных?
– Выберите верное утверждение:
1) Если при изменении слова гласный не выпадает, то следует писать суффикс -ик.
2) Если при изменении слова гласный выпадает, то следует писать суффикс -ик.
Проверить. (через проектор). Кто ошибся? Кому было трудно?
2.РАБОТА В ГРУППАХ (ПРАВИЛА РАБОТЫ ВГРУППАХ).
- слушать друг друга -уметь уступать - уметь договариваться - распределять роли в группе - не мешать другим группам - в группе должны все работать |
Даны слова: (дождик, птенчик, козлик, колокольчик, бубенчик, огородик, коврик, орешек, кусочек, барашек, цветочек, горошек)
Задание. - С какого дерева упали листочки? На одно дерево приклеиваете слова с суффиксом –ик, на другое с суффиксом -ек
III. Закрепление.
Тест на внимание.
Если – записываем 1.
Если – записываем 0.
Учитель диктует медленно:
Шарики, сухарики, горшочек, совочек, проводочек, куличик, кирпичик, овражек, барашек, платочек, шнурочек.
Ответ: 0 0 1 1 1 0 0 1 1 1 1.
Задание. Подберите к словам однокоренные существительные с суффиксами -ик, -ек и запишите в два столбика.
ПРОХОД, ПЛАТОК, БИЛЕТ, СОЛДАТ, ПЕСОК, ТОПОР, НАВЕС
(проходик, платочек, билетик, солдатик, песочек, топорик, навесик)
Д/З: с 135 Упр 114
IV. Итог урока.
Наш урок подходит к концу, назовите ключевые слова урока. (Написание гласных в суффиксах –ик, -ек)
– Что обозначает выражение «беглая гласная»?
– Объясните, как определить какую гласную, е или и, писать в суффиксе существительных.
- Какую задачу мы ставили на урок? (Научиться определять какую гласную надо писать в суффиксах -ик, -ек)
- Как определить правильное написание суффиксов –ик, -ек?
- Кому было трудно?
- Какое задание больше всего понравилось?
- С каким настроением уходите?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)
Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...
Презентация «Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек»
Презентация к уроку русского языка «Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек»...
Урок русского языка в 3 классе «Проверка написания гласной в суффиксах – ек, -ик"
Урок русского языка в 3 классе «Проверка написания гласной в суффиксах – ек, -ик" к учебнику Зеленина Л.И. Хохлова Т.Е., самоанализ урока....
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме " «Проверка написания гласной в суффиксах –ик, -ек»
Это урок открытия новых знаний. Ведущий метод: проблемно-поисковый. Форма работы: работа в парах. В ходе урока все полученные сведения (выводы с каждого этапа работы на уроке) постепенно сводятс...
«Безударные проверяемые гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)
Тема урока: « Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)»Цель урока: ...
Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания безударной гласной буквы в слове.
Презентация для уроков русского языка в 1 классе по теме"Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания безударной гласной буквы в слове"....