«Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Коляева Надежда Ивановна

Разработка  к уроку руссого языка  «Проверка написания гласной в суффиксах -ик,  -ек»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное образовательное учреждение средняя образовательная школа р.п. Межевой

Саткинского района Челябинской области

                                             

Русский язык. 4 класс

Урок на тему:

«Проверка написания гласной

в суффиксах -ик,  -ек»

Подготовила: Коляева Надежда Ивановна,

учитель начальных классов МКОУ СОШ р.п. Межевой

2014 год

               

Ц е л ь: формировать умение определять, какую гласную следует писать словах с суффиксами -ек, -ик.

  • самостоятельная формулировка учащимися вывода о том, как узнать, какой суффикс писать в слове –ек-  или –ик-
  • развитие самостоятельности мышления и познавательной потребности у учащихся.

Х о д   у р о к а

I.Орг. момент.

Урок русского языка. Урок открытия новых знаний.  Ведь «Чем больше знаем, тем больше понимаем». На каждом уроке мы «учимся учиться», напомните , что это значит? (Вы должны понимать, чего вы не знаете, и уметь добыть эти знания). И я вам в этом помогу. Мысленно пожелаем друг другу творчества и успехов в работе.

II. Формирование новых понятий и умений.

 - Скажите, над какой темой мы работаем? (Состав слова)

- Давайте вспомним, что входит в состав слова? Составление алгоритма (корень, суффикс, основа, приставка, окончание) Нам сегодня понадобиться часть слова суффикс. Что такое суффикс?

На доске слова. Прочитайте.

ПРОХОД, ДРУЖОЧ..К,  КЛЮЧ..К, ЛЕЩ, БУКЕТ..К, ОРЕШ..К, РУКА, ДОМ..К , ПОДГРЁБ, ГРИБЫ, ПЛАТОЧ..К

- Найдите слова с суффиксом и расположите столбиком слева.  

Дружоч..к                                            

Дом..к                                                    

Платоч..к                                              

Ключ..к                                                  

Букет..к                                                  

Ореш..к                                                

Почему не взяли слова проход и т.д? . Поставьте ударения. Произнесите слова ещё раз. Я засомневалась какая гласная пишется в суффиксе –и-  или –е-  Кто поможет? Почему? А кто думает по - другому?

У меня сразу возникает вопрос – Какова задача нашего сегодняшнего урока?

Задача урока:

- Научиться определять какую гласную следует писать в словах с суффиксами –ик, -ек

– Как ведет себя гласный [и] при изменении слова во множественном и единственном числе?

– Что происходит с гласным [е]? Сделайте вывод о том, когда пишется -ик (-ек) в словах.

-В каком числе стоят существительные? (ед.ч)

 – Поставим их во мн. ч.  –Что заметили? (гл. убежала)

Если гл.убежала – значит пишем Е . Смотрим дальше. (Если гл. не убежала – значит пишем И).

Ед.ч                                                          мн.ч

Дружоч..к                                              дружочки

Дом..к                                                    домики

Платоч..к                                               платочки

Ключ..к                                                  ключики

Букет..к                                                  букетики

Ореш..к                                                 орешки

ВЫВОД: в суффиксах    -ек,      -ик    надо проверять гласный звук. Что для этого надо сделать? (Уточнение сформулированных выводов по учебнику на с. 133., составление алгаритма)                                       

                                               Алгоритм

1. Поставить слово в форму множественного числа.

2. Посмотреть выпадает гласная или нет.

3. Если гласная не выпадает –суффикс    - ик,  если выпадает – ек

3. Выполнение упражнений на применение знаний. (Упр. 109.)

Физкультминутка

1.РАБОТА В ПАРАХ

Распределите слова в 2 столбика. Запись  слов на карточках:

горош.к

веноч.к

чулоч.к

клубоч.к

карандаш.к

кирпич.к

шалаш.к

-Какую гласную следует писать в суффиксе существительных?

 Выберите верное утверждение:

1) Если при изменении слова гласный не выпадает, то следует писать суффикс -ик.

2) Если при изменении слова гласный выпадает, то следует писать суффикс -ик.

Проверить. (через проектор). Кто ошибся? Кому было трудно?

                                2.РАБОТА В ГРУППАХ (ПРАВИЛА РАБОТЫ ВГРУППАХ).

- слушать друг друга

-уметь уступать

- уметь договариваться

- распределять роли в группе

- не мешать другим группам

- в группе должны все работать

           Даны слова: (дождик, птенчик, козлик, колокольчик, бубенчик, огородик, коврик, орешек, кусочек, барашек, цветочек, горошек)

Задание. - С какого дерева упали листочки? На одно дерево приклеиваете слова с суффиксом –ик,  на другое с суффиксом    -ек

III. Закрепление.

Тест на внимание.

Если  – записываем  1.

 Если  – записываем  0.

Учитель диктует медленно:

Шарики, сухарики, горшочек, совочек, проводочек, куличик, кирпичик, овражек, барашек, платочек, шнурочек.

Ответ: 0 0 1 1 1 0 0 1 1 1 1.

Задание. Подберите к словам однокоренные существительные с суффиксами  -ик,  -ек   и запишите в два столбика.

ПРОХОД, ПЛАТОК, БИЛЕТ, СОЛДАТ, ПЕСОК, ТОПОР, НАВЕС

(проходик, платочек, билетик, солдатик, песочек, топорик, навесик)

Д/З: с 135 Упр 114

IV. Итог урока.

Наш урок подходит к концу, назовите ключевые слова урока. (Написание гласных в суффиксах –ик,  -ек)

    – Что обозначает выражение «беглая гласная»?

– Объясните, как определить какую гласную,  е  или  и, писать в суффиксе существительных.

- Какую задачу мы ставили на урок? (Научиться определять какую гласную надо писать в суффиксах  -ик,   -ек)

- Как определить правильное написание суффиксов –ик,  -ек?

- Кому было трудно?    

 - Какое задание больше всего понравилось?

- С каким настроением уходите?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Презентация «Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек»

Презентация к уроку русского языка «Проверка написания гласной в суффиксах -ик,  -ек»...

Урок русского языка в 3 классе «Проверка написания гласной в суффиксах – ек, -ик"

Урок русского языка в 3 классе «Проверка написания гласной в суффиксах – ек, -ик"  к учебнику  Зеленина Л.И. Хохлова Т.Е., самоанализ урока....

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме " «Проверка написания гласной в суффиксах –ик, -ек»

Это урок открытия новых знаний. Ведущий метод: проблемно-поисковый. Форма работы: работа в парах. В ходе урока все полученные сведения (выводы с каждого этапа работы на уроке) постепенно сводятс...

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)

Тема урока: « Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)»Цель  урока: ...

Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания безударной гласной буквы в слове.

Презентация для уроков русского языка в 1 классе по теме"Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания безударной гласной буквы в слове"....