Однокоренные слова.
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме
Цель: формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять слоарный запас учащихся
Основные виды учебной деятельности: находить и выделять значимую часть слова.
Планируемые результаты: в игровой форме учащиеся обобщат знания о родственных словах, корне слова; научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_koren._chto_takoe_odnokorennye_slova.docx | 23.78 КБ |
chto_takoe_koren.pptx_avtosokhranennyy.pptx | 78.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку во 2 бклассе, 2014-2015 учебный год.
Тема урока: Что такое корень. Что такое однокоренные слова.
Дата проведения:16.10.2014 г.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели: формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся
Основные виды учебной деятельности: находить и выделять значимую часть слова.
Планируемые результаты: в игровой форме учащиеся обобщат знания о родственных словах, корне слова; научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Задачи:
1. Обобщить представления учащихся о признаках однокоренных слов.
2. Формировать навыки грамотного написания орфограмм в корне слова.
3. Способствовать развитию словарного запаса, мышления, умения давать ответы на проблемный вопрос.
4. Воспитывать умение работать в группах (коммуникативные умения), воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль.
5. Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование:
- плоские звёзды из бумаги, на оборотной стороне которых написано задание;
- макет дерева для каждого ученика;
- карточки с корнями слов;
- мультимедиа-проектор, презентация “Однокоренные слова”;
Внимание! На рабочий лад настройтесь, поудобнее устройтесь!
Хочешь альпинистом стать – иди в горы.
Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить, наблюдать.
Так что мы будем делать на уроке?
2. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня мы подводим итог нашему знакомству с однокоренными словами, корнями слов.
Отгадайте загадку: Рассыпалось к ночи золотое зерно,
- Что это? (звёзды на небе) (слайд № 2)
3. Орфографическая пятиминутка.
- Разгадайте тайну первой звезды.
- Назовите, одним словом словосочетания и запишите эти слова, выделяя общую часть.
- Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка).
- Рыбная ловля. (Рыбалка).
- Ловить рыбу. (Рыбачить).
- Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак).
(На экране появляется запись “Рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбачить, рыбак”, слайд №3). Дети проверяют.
4. Упражнение на внимание. (слайд №4)
– Я – гусь? Это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша родственница – гусеница.
- Третья звёздочка предлагает вам поиграть в игру «Третий лишний» (слайд № 5)
лось, лоскут, лосёнок. 1 ряд
горный, гора, городок. 2 ряд
семя, семечко, семья. 3 ряд
осень, осенний, осина.
- Запишите эти группы слов. Выделите корень.
- Сейчас каждый из вас превратится в звёздочку, сияющую на вечернем небе и потухающую на рассвете. По команде «вечер» звёздочки сияют (поднимаемся на носочки, тянемся вверх, по команде «рассвет»- приседаем и прижимаем голову к коленям).
- Четвёртая звёздочка предлагает нам отдохнуть.
- Пятая звёздочка просит вас поработать в парах.
- Выделить группы однокоренных слов. Поставить “+” у одной группы,
а “-”у другой. Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
- Запишите данные слова по группам, выделите корень.
- Давайте назовём группы образовавшихся однокоренных слов.
7. Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в группах.
- Шестая звёздочка просит вас заселить домики.
Игра «Засели домики» (четырём детям даётся карточка с первоначальным словом, от которого образованы новые однокоренные слова- это домики, остальным детям выдаются карточки с однокоренными словами, детям нужно найти свой домик).
- Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?
-Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.
-Какие слова будут жить в 4-ом домике? Какое «лишнее»? Докажите.
- Проверяем. Выходят названные ученики со своими «деревьями» и прикрепляют их к доске.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Вот мы и разгадали тайны семи звёзд. А у меня к вам ещё загадка:
- А как ещё называют ковш из семи звёзд? (Созвездие Большая Медведица). (слайд 6)
- Оно интересуется, что же такое родственные слова? Что такое корень слова?
Составить «словесное» дерево с корнем –звезд- (-звёзд-)
Приложение1
Карточка 1
Задание
- Выделить группы однокоренных слов. Поставить знак «плюс» у одной группы слов ,а знак «минус» у другой.
- Запишите данные слова по группам, выделите корень.
Приложение 2
горе |
горевать |
горюшко |
гора |
лист |
листик |
листок |
листва |
лиса |
свет |
светить |
светленький |
светлый |
светлячок |
Света |
гусь |
гусак |
гусыня |
гусёнок |
гусеница |
корень
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рыбка рыбёшка рыбалка рыбачить рыбак
2.Общее основное значение 1.Общий корень
белка, беленький, белить. лось, лоскут, лосёнок. горный, гора, городок. семя, семечко, семья.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»
Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....
Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов.
Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи урока: уточнить представление о признаках родственных слов, формиро...
Урок русского языка в 3а классе. Тема: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.
Цель: Научить распознавать однокоренные слова и выделять корень и уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: 1. Развивать навык работы с алгоритмом нахождения однокоренных...
Проект урока по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов
Проект урока· Учебный предмет русский язык· УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 3класс Москва. Просвещение 20...
Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...
Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."
Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...
Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"
Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа...