Однокоренные слова.
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме

Зверева Фаина Петровна,

Цель: формировать умение находить в словах корень,  образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять слоарный запас учащихся

Основные виды учебной деятельности: находить и выделять значимую часть слова.

Планируемые результаты: в игровой форме учащиеся обобщат знания о родственных словах, корне слова; научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку во 2 бклассе,  2014-2015 учебный год.

Тема урока: Что такое корень. Что такое однокоренные слова.

Дата проведения:16.10.2014 г.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний

Цели: формировать умение находить в словах корень,  образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся

Основные виды учебной деятельности: находить и выделять значимую часть слова.

Планируемые результаты: в игровой форме учащиеся обобщат знания о родственных словах, корне слова; научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Задачи:

1. Обобщить представления учащихся о признаках однокоренных слов.

2. Формировать навыки грамотного написания орфограмм в корне слова.

3. Способствовать развитию словарного запаса, мышления, умения давать ответы на проблемный вопрос.

4. Воспитывать умение работать в группах (коммуникативные умения), воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль.

5. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование:

  1. плоские звёзды из бумаги, на оборотной стороне которых написано задание;
  2. макет дерева для каждого ученика;
  3. карточки с корнями слов;
  4. мультимедиа-проектор, презентация “Однокоренные слова”;

Ход урока

1.Организационный момент:

 Внимание! На рабочий лад настройтесь,  поудобнее устройтесь!

Хочешь альпинистом стать – иди в горы.

Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить, наблюдать.

Так что мы будем делать на уроке?

2. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня мы подводим итог нашему знакомству с однокоренными словами, корнями слов.

Отгадайте загадку: Рассыпалось к ночи золотое зерно,

                                      Глянули утром – нет ничего.

- Что это? (звёзды на небе)    (слайд № 2)

- Звёзды всегда привлекали внимание людей. Люди могут часами смотреть в небо, любоваться звёздами, а когда видят падающую звезду, то загадывают желание. Говорят, что оно исполнится.

- У нас с вами сегодня волшебный звездопад. Падают звёзды и несут с собой тайну. А кто разгадает тайну, у того исполнится желание, он получит «4» или «5» по русскому языку. Ну, а кто не получит этих оценок, у того желание исполнится завтра или послезавтра, но обязательно исполнится.

3. Орфографическая пятиминутка.

- Разгадайте тайну первой звезды.

- Назовите, одним словом словосочетания и запишите эти слова, выделяя общую часть.

  1. Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка).
  2. Рыбная ловля. (Рыбалка).
  3. Ловить рыбу. (Рыбачить).
  4. Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак).

(На экране появляется запись “Рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбачить, рыбак”, слайд №3). Дети проверяют.

4. Упражнение на внимание. (слайд №4)

- А вторая звезда дарит нам сказку. Послушайте сказку “Родственница”. Найдите два признака родственных слов.

– Вы кто такие?

– Я – гусь? Это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?

– А я ваша родственница – гусеница.

– Права ли гусеница? Назовите два признака родственных слов. (Однокоренные слова имеют общий корень и общее основное значение)

5. Игра « Третий лишний».

- Третья звёздочка предлагает вам поиграть в игру «Третий лишний»   (слайд № 5)

белка, беленький, белить.

лось, лоскут, лосёнок.            1 ряд

горный, гора, городок.         2 ряд

семя, семечко, семья.              3 ряд

осень, осенний, осина.

- Запишите эти группы слов. Выделите корень.

   Физминутка.

- Сейчас каждый из вас превратится в звёздочку, сияющую на вечернем небе и потухающую на рассвете. По команде «вечер» звёздочки сияют (поднимаемся на носочки, тянемся вверх, по команде «рассвет»- приседаем и прижимаем голову к коленям).

- Четвёртая звёздочка предлагает нам отдохнуть.

6. Работа в парах.

- Пятая звёздочка просит вас поработать в парах.

У каждого на партах задание.

Двор, бег, дворик, дворовый, беглый, дворник, беглец, беготня, дворняга, побег, подворье, дворня, бегунок, бегство,

- Выделить группы однокоренных слов. Поставить “+” у одной группы,

а “-”у другой. Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

- Запишите данные слова по группам, выделите корень.

- Давайте назовём группы образовавшихся однокоренных слов.

7. Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в группах.

- Шестая звёздочка просит вас заселить домики.

Игра «Засели домики»  (четырём детям даётся карточка  с первоначальным словом, от которого образованы новые однокоренные слова- это домики, остальным детям выдаются карточки с однокоренными словами, детям нужно найти свой домик).

Проверка.

- Одновременно в 4 домика приехали «родственники».  Поработайте в группах и правильно «заселите» родственников в домики. Нет ли среди них «чужих»?  

- Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слово «лист» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).

- Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?

-Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.

 -Какие слова будут жить в 4-ом домике? Какое «лишнее»? Докажите.

8. Индивидуальная работа.

- А седьмая звёздочка предлагает вам индивидуальные задания. Вырастить каждому своё «словесное» дерево ( у каждого карточка с заданием в виде рисунка дерева).

- Проверяем. Выходят названные ученики со своими «деревьями» и прикрепляют их к доске.

Ученик:

Как-то много лет назад                                 

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик - словом.

Это слово,

Слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Вот мы и разгадали тайны семи звёзд. А у меня к вам ещё загадка:

В тёмном небе звёздной ночью

Я нашёл семь ярких точек,

Семь горящих глаз нашёл,

Называются (ковшом).

- А как ещё называют ковш из семи звёзд? (Созвездие Большая Медведица).        (слайд 6)

- Оно интересуется, что же такое родственные слова? Что такое корень слова?

10. Домашнее задание.

Составить «словесное» дерево с корнем –звезд- (-звёзд-)

морячок

-м--момор-ор-

-лис-

-мор-

-вод-

вода

лиса

морской

водичка

лист

лисонька

моряк

море

водный

водитель

лисичка

лисий

мороз

подводник

Приложение1

Карточка 1

Двор, бег, дворик, дворовый, беглый, дворник, беглец, беготня, дворняга, побег, подворье, дворня, бегунок, бегство,

Задание

- Выделить группы однокоренных слов. Поставить знак «плюс»  у одной группы слов ,а знак  «минус» у другой.

 - Запишите данные слова по группам, выделите корень.

Приложение 2

горе

горевать

горюшко

гора

лист

листик

листок

листва

лиса

свет

светить

светленький

светлый

светлячок

Света

гусь

гусак

гусыня

гусёнок

гусеница

Ученик:

Как-то много лет назад                                 

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик - словом.

Это слово,

Слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

корень


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учись: думать, мыслить, наблюдать.

Слайд 4

Рыбка рыбёшка рыбалка рыбачить рыбак

Слайд 5

2.Общее основное значение 1.Общий корень

Слайд 6

белка, беленький, белить. лось, лоскут, лосёнок. горный, гора, городок. семя, семечко, семья.

Слайд 8

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Закрепление знаний об однокоренных словах и единообразном написании корня в однокоренных словах»

Данный урок представлен в игровой технологии в форме игры "Счастливый случай" по учебнику А. В. Поляковой....

Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов.

Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи урока: уточнить представление о признаках родственных  слов, формиро...

Урок русского языка в 3а классе. Тема: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.

Цель:  Научить распознавать однокоренные слова и выделять корень и уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: 1. Развивать навык работы  с алгоритмом нахождения однокоренных...

Проект урока по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов

Проект урока·        Учебный предмет русский язык·        УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 3класс Москва. Просвещение 20...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...

Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"

Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа...