Урок русского языка по теме "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок разработан для класса, в котором преобладают учащиеся достаточного уровня обученности, но выделяется группа с низким уровнем, имеются дети с логопедическими проблемами. Класс работает в среднем темпе. Учитывая эти особенности, были выбраны формы, методы и приемы работы, использованы разноуровневые задания для проверки усвоения темы.
Урок сопровождается мультимедийной презентацией, которая способствует эффективности усвоения учебного материала .
Скачать:
Подписи к слайдам:
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
7
Выбери существительное
Карандаш, одежда, ручка, печенье, тарелка, небо, станок, ключ, яйцо, подъезд, колесо, тихоня, сосна, окно, морковь, тетрадь, человек, дом.
Род имен существительных
Мужской род
(1 ряд)
Женский род
(2 ряд)
Средний род
(3 ряд)
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
12
Род имен существительных
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
17
Мир строит, а в
о
йна разрушает.
Учен
ь
е свет, а
неучен
ь
е
– т
ь
ма.
Мм
Жж
Сс
Рр
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
1.Подчеркните имена существительные.
2.Какие задания можно выполнить с именами существительными?
.
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
2
Минутка чистописания
Отлично потрудились........
Были внимательными.......
Грамотно говорили.......
Спасибо
за урок!
Сегодня
на уроке
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
20
Гимнастика
для глаз
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
6
Род имен существительных
уменье
сердце
тепло
молодёжь
ходьба
улица
колосок
платок
рисунок
Мужской
женский
средний
Он мой
Она моя
Оно моё
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
11
Род имен существительных
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
16
Собери пословицы
.
Мир строит,
Ученье свет,
а
неученье
– тьма.
а война разрушает.
Отгадай загадку и определи тему урока.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам!
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
1
Род имен существительных
Иногда невозможно разобрать, о ком говорят, о мальчике или девочке:
Рёва, плакса, соня, забияка, замарашка, непоседа…
Ваня – непоседа и Таня – непоседа.
В таком случае говорят, что существительное
общего рода
.
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
15
Оцени свою работу.
Что научились делать на уроке?
Было ли тебе трудно на уроке?
В чем испытывал затруднения?
Подумай, сможешь без затруднений определить род существительного?
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
19
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
5
Имена существительные
бывают
Мужского
рода
Женского
рода
Среднего рода
Он
мой
Она
моя
Оно
моё
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
Род имен существительных
Мужской
М.р.
Женский
Ж.р.
Средний
Ср.р
10
Распределить имена существительные по родам в группы:
Уменье, молодёжь, сердце, колосок, ходьба, тепло, улица, платок, рисунок.
Род имен существительных
Учимся определять род имен существительных.
Как определить род имени существительного?
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
4
«
Что же ты за непоседа!» - воскликнула бабушка.
««Умница!» - сказала мама.
Ну
и копуша же ты!» - не выдержал отец.
Скажите, о мальчике или о девочке идет речь в предложениях?
Можно ли определить, к кому
роду относятся
слова? Почему?
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
14
Род имен существительных
Найди «лишнее» слово.
Определи род существительных.
?
Род имен существительных
?
?
кукла
сумка
домик
коляска
рыбка
автомат
собака
мяч
круг
дедушка
море
озеро
одеяло
танк
зеркало
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
9
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
18
Имена существительные
бывают
Мужского
рода
Женского
рода
Среднего рода
Он
мой
Она
моя
Оно
моё
Разгадай ребус
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
3
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
8
Проверьте себя
Мужской род
Карандаш, ключ, станок, человек, подъезд, дом
Женский род
Одежда, ручка, тарелка, сосна, морковь, тетрадь
Средний род
Печенье, небо,
колесо, яйцо, окно
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
13
Стародубцева Л.А. Русский язык. 3 класс
21
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Род имён существительных.
Планируемый результат: умение определять род имен существительных в начальной форме.
Единица содержания: способ определения рода имени существительного с помощью местоимений.
Цель: создание условий для ознакомления с грамматической категорией имени существительного «род» и усвоения понятий «женский род», «мужской род», «средний род».
Задачи:
- познакомить с понятием «род» и его классификацией на «мужской», «женский», «средний»;
- познакомить со способом распознавания рода имен существи-тельных, используя местоимения ;
- научить определять род имён существительных;
- дать представление о существительных общего рода;
Оборудование:
1.Ноутбук, мультимедиа-проектор;
2.Мультимедийное приложение-презентация;
3.Рамзаева Т.Г. Русский язык : учебник 3 класс, 2 часть. –М.: Дрофа,2010;
4.Демонстрационные карточки со словами: «он мой, она моя, оно моё», «м.р., ж.р., ср.р».
5.Раздаточный дидактический материал для проверки РРО.
Этапы урока | Содержание | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент Цель:Создание положительного эмоционального настроя на работу. | Громко прозвенел звонок- Начинаем наш урок. Улыбнитесь друг другу и скажите: У нас хорошее настроение Мы будем внимательны на уроке Мы успеем сделать все!
| Хором повторяют слова учителя. |
II. Актуализация опорных знаний. Цель: повторить опорные знания и подготовить учащихся к восприятию нового материала. | 1)Повторение. Фронтальный опрос. Слайд №1 -Что знаем об имени существительном? -Что обозначают? На какие вопросы отвечают? На какие группы можно разделить? (кластер на доске) 2) Минута чистописания.. Слайд №2 а) Прописывание показов. б) Списывание текста. в) Придумать задание -А все ли мы знаем об имени существительном? |
Отгадывают загадку.
Отвечают на вопросы. Формулируют задания. |
Ш.Сообщение темы | Слайд №3 -В этом ребусе зашифровано ключевое понятие урока. Назовите его(род). -Что должны узнать на уроке? -Чему будем учиться? -На какой вопрос должны узнать ответ? Слайд №4 | 1)Разгадывают ребус 2)Ставят учебную задачу. |
IV. Формирование нового знания. Цель: Сформировать умение определять род имен существительных способом использования местоимений. Развитие умения задавать вопросы , анализировать учебную информацию. Снятие физического напряжения. Первичная проверка усвоения нового знания. Развитие внимания. | 1) Работа по учебнику (с.19) 1.Работа с правилом. -Что вы узнали о роде имен существительных? -На какие вопросы вы узнали ответ? -Как определить род имени существительного ? -Назовите слова-помощники, которые можно поставить к существительным женского рода? Среднего рода? Мужского рода? Докажите на примере. 2. Вывод. Слайд №5 3.Физминутка. а)Игра «Кто встает?» Учитель называет слова: Дорога, пешеход, автобус, кукла, яблоко, улица, магазин, коляска, солнце, день рождения*.(он мой). б) Зрительная гимнастика. 4.Упражнение 404. а) Устно, по цепочке определяют род существительных первой строчки. б) Продолжают работать в парах | Самостоятельно знакомятся, ищут ответы на вопросы. Формулируют вопросы к тексту правила. Формулируют вывод. Дети, определяют род имен существительных, выполняют заданные движения.:слово ж.р. - девочки встают, слово м.р. –мальчики встают.
Слайд. Учащиеся следят за движением мяча. Работа в парах. |
V. Закрепление
Цель: Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления | 1. Фронтальная работа (устная). Слайд №9 2.Самостоятельная работа. Слайд №10 3.Самопроверка. (оценивают выполнение работы смайликом) Слайд №11 -Как определяли род существительных? 4. Выборочное списывание по рядам. Комментарий учителя. -Какое задание вам нужно выполнить? Слайд №12 -Как будете определять род имен существительных? -Какие слова –помощники будете использовать? 1-ый ряд? 2-ой ряд? 3-ий ряд? 5.Самопроверка.(оценивание работ). 6. Проблемная ситуация.(опережение) Слайд №14-15 7. Работа с пословицами.(резерв, если позволит время) а)Составить пословицы. б) Списать пословицы в тетрадь (по вариантам) Слайд №16 Найдите в тексте данных пословиц имена существи-тельные, противоположные по значению. Определите их род. |
Анализируют, доказывают. Применение знаний Повторяют правило Формулируют задание. 3 человека работают у доски. Фронтальная работа. Самостоятельная работа. |
VI.. Итог урока
| 1. Беседа -Что нового узнали об имени существительном? -Как определить род? Слайд №18 |
|
VII. Информация о домашнем задании. | 1) выучить правило на с.19 2) С. 20 упр. 407 -Каждую группу слов (растения, птицы, домашние животные) записать с новой строки. Сверху указать род. |
|
VIII.Рефлексия Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. | Слайд №19-20 | Дети высказывают свое мнение, оценивают свою работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Обобщение о имени существительном. Путешествие в Частиреченск."
Обобщение знаний учащихся об имени существительном, его грамматических признаках (роде, числе); развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости...
Урок русского языка " Обобщение об именах существительных"
Обобщение и систематизация знаний об имени существительном;Развитие умений распознавать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые; мужс...
Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс
Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ СОШ № 80 Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация к уроку...
Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс
Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ "Школа здоровья и индивидуального развития" Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация ...
урок русского языка. 3 склонения имен существительных.
Материал предназначен для учащихся 3 класса, позволяет хорошо усвоить новый материал по теме: «Склонение имен существительных.».Цели урока:-установить отличительные признаки имён сущ...
Урок русского языка.Тема "Род имен существительных"- открытие новых знаний
Познакомить с приемами определения рода имен существительных....
Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс
Система учебников "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...